ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ ПО ИСТОРИИ. ШКОЛЬНЫЙ ЭТАП. Задания. 10-11 КЛАССЫ.
ЗАДАНИЯ ВЫПОЛНЯТЬ В РАСПЕЧАТАННЫХ МАТЕРИАЛАХ!
Максимальное количество баллов – 75 за задания и 25 за эссе. Всего 100 баллов.
Время выполнения работы: 3 учебных часа (135 мин.)
Задание 1. Расположите события в хронологической последовательности. Ответы запишите в таблицу (Максимальный балл – 6, за каждую ошибку – минус 1 балл).
А. Перенос столицы из Новгорода в Киев;
Б. Восстание древлян;
В. Междоусобица Святославичей;
Г. Создание «Русской Правды»;
Д. Регламентация дани,
Е. Призвание варягов.
Задание 2. Дайте определение историческим понятиям: что означало? когда применялось на практике? каковы результаты? (по 2 балла за полное определение каждого термина; максимум за задание 8 баллов).
2.1. Выкупная операция - _____________________________________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________.
2.2. «Народная воля» - _________________________________________________________
___________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________.
2.3. Первое ополчение - ______________________________________________________
___________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________.
2.4. Латышские стрелки - _____________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________.
Задание 3. Соотнесите элементы правого и левого столбцов таблицы (по 1 баллу за правильное соотношение; за полностью правильно выполненное задание; максимум 5 баллов).
|
№ | Гос. деятель | Высказывание данного деятеля |
1. | Г.Я. Сокольников | А. «Отсекая нашему русскому орлу одну голову, обращенную на Восток, вы не превратите его в одноглавого орла, вы заставите его лишь истечь кровью». |
2. | И.В. Сталин | Б. «Эмиссия – опиум для народного хозяйства». |
3. | А.И. Солженицын | В. «Мир неделим. <…> Нет безопасности лишь в собственном мире и спокойствии, если не обеспечен мир соседей – ближних и дальних». |
4. | М. М. Литвинов | Г. «Били монгольские ханы. Били турецкие беки. Били шведские феодалы. Били польско-литовские паны. Били англо-французские интервенты. Били японские бароны. Били все – за отсталость» |
5. | П. А. Столыпин | Д. «Часы коммунизма - свое отбили. Но бетонная постройка его еще не рухнула. И как бы нам, вместо освобождения не расплющиться под его развалинами». |
Задание 4. Рассмотрите схему и выполните задания (по 2 балла за правильный ответ; за полностью правильно выполненное задание максимум 10 баллов).
4.1. На карте пунктиром отмечен торговый путь, напишите его название _____________
___________________. Как назывался город, обозначенный цифрой «5»? ______________
4.2. Укажите название города ______________________________, в котором начал править легендарный основатель династии, назовите имя этого князя ______________________.
4.3. Напишите имя князя, совершившего успешные походы, обозначенные тонкими черными стрелками? ____________________________. Какой город обозначен цифрой «3»? _________
|
4.4. Назовите имя князя, совершившего успешный поход, обозначенный белыми стрелками? ___________________. Какой город обозначен цифрой «4»? ________________.
4.5. Напишите название города _________________ и цифру, обозначающую его на карте ____, родины княгини Ольги, согласно «Повести временных лет».
Задание 5. Изображения каких правителей представлены ниже? (до 2 баллов за каждый элемент ответа; максимальный балл – 16)
Назовите:
Их имена и отчества, прозвища
Время их единоличного правления,
Конкретные итоги их деятельности,
Значение их правления.
5.1. | 5.2. | ||
1. | 1. | ||
2. | 2. | ||
3. | 3. | ||
4. | 4. | ||
Задание 6. Прочитайте тексты. Заполните пропуски. За каждый правильный элемент ответа 1 балл. (Максимальный балл – 10)
Из воспоминаний советского и партийного деятеля (1)_______________(фамилия советского лидера, автора воспоминаний).
«При другом характере (2)_______________ (фамилия советского лидера) эти разногласия, которые были доведены до такого накала, может быть, не стали бы столь трагическими и роковыми. Но это я сейчас так говорю, а тогда этих вопросов не возникало; тогда, как говорится, рассуждали по-дровосецки: лес рубят, щепки летят. Велась, я бы сказал, беспощадная борьба с оппозицией. Если оглянуться на путь, пройденный нашей партией и народом, и в свете этого пройденного пути оценить тогдашнюю роль (2)______________ (фамилия советского лидера), то она на фоне тех событий и соотношения сил в партии окажется в основе положительной. Я имею в виду такие (3) _________________ (часть партии, отклоняющаяся от «Генеральной линии»), как троцкистская, зиновьевская, право-левацкий блок Сырцова - Ломинадзе. Если же оценивать персонально роль (2)_______________ (фамилия советского лидера), то он резко выделялся: его роль и его деятельность по сплочению партии, по мобилизации ее сил на преодоление трудностей, восстановление промышленности, сельского хозяйства, на индустриализацию и строительство (4) _____________ (название советских вооруженных сил) были решающими. Поэтому не случайно (2)_____________ (фамилия советского лидера) занял ведущее место в партии, и партия его поддержала. Надо принять во внимание и то, что в первые годы революции его фамилия была недостаточно популярна среди широких масс и даже в самой партии. Более популярными были Зиновьев, Каменев и особенно Бухарин. Ленин правильно сказал: "Бухарчик – это любимец партии". По "Азбуке коммунизма", написанной Бухариным, наши кадры учились марксизму-ленинизму. Популярность его в широких массах была очень большой. Но как организатору предпочтение все-таки отдавалось (2)_____________ (фамилия советского лидера), а Бухарин занимал видное положение в партии как пропагандист, как агитатор. Он был редактором (5) "___________" (название партийного печатного органа), и это действительно был редактор, который требовался для
|
(5) "_______________" (название партийного печатного органа). Он явился организатором пропаганды марксистского учения. Хотя, как Ленин сказал, и сам он допускал ошибки.