Общие рекомендации к проработке темы




В качестве общей схемы процесса работы над рефератом (после согласования темы и завершения формирования первой редакции набора литературы и исторических данных – ДИК, которые придется еще неоднократно пополнять) можно рекомендовать следующий порядок действий.

1. Текст обычно начинается с введения. Однако надо понимать, что введение является важной составной частью реферата, для выполнения которой надо достаточно глубоко проработать тему реферата и материалы ДИК. Это не просто предисловие, как принято в книгах, предназначенное для вхождения в тему. Введение в реферате содержит существенные для раскрытия темы реферата материалы анализа. Каждая часть введения имеет свое строго конкретизированное обязательное содержание, которое не может быть опущено. Поэтому рекомендуется начинать прорабатывать введение в самом начале, однако окончательный текст введения писать в последнюю очередь, когда основной анализ уже проведен и ситуация в основном раскрыта. Здесь возможны возвраты (итерации).

2. Работа над введением начинается с анализа социально-исторического контекста и процесса исторического развития научной проблемной ситуации (или научно-технической, но такая тема, как уже говорилось, не рекомендуется), при этом выявляется социально-историческая обусловленность в формировании и разрешении рассматриваемой научной проблемной ситуации, фактическое состояние и уровень развития отдельных компонент оснований науки.

2.1. Анализ оснований науки направлен на раскрытие объективных тенденций в развитии науки как социального института и вида деятельности, которые определили способ постановки и решений научных проблем в рассматриваемой эпохе. В процессе анализа выявляются существенные для рассматриваемой проблемной ситуации аспекты компонентов оснований науки и оценивается их влияние на специфику этапа развития науки, в том числе:

· познавательные установки и социальные нормативы, образующие схему метода научной деятельности данной эпохи, в том числе, например, идеал организации, доказательности и обоснованности знания, а отсюда и познавательные принципы;

· анализируются особенные исторические черты и дисциплинарная разновидность научной рациональности, взаимосвязь науки и социума, социального статуса науки;

· исторические особенности понимания объекта исследования, особенность трактовки основных научных понятий и категорий, лежащих в основании выбранной научной области;

· общая характеристика научной картины мира, в том числе особенности картины исследуемой реальности (дисциплинарная онтология);

2.2. Социально-историческая обусловленность ситуации раскрывается через сложившиеся к рассматриваемому историческому периоду времени объективные потребности в осознании и разрешении рассматриваемой научной проблемы.

3. Анализируется конкретно выбранная исторически сложившаяся познавательная ситуация, в том числе: формулируются её эмпирические и теоретические составляющие, раскрывается их состав и структура, производится проблематизация познавательной ситуации.

3.1. В составе эмпирического и теоретического компонентов исследуемой ситуации выявляются и в процессе анализа раскрываются:

· описание исследуемой проблемной ситуации, схема экспериментальной (в том числе, приборной) ситуации, исходные эмпирические факты, выявленные эмпирические зависимости и инварианты;

· теоретическая модель, в том числе: абстрактные и идеальные конструкты, фундаментальная и частные теоретические схемы, методы взаимосвязи эмпирических и теоретических схем и их объектов (операционализации), теоретические законы;

· используемый в эмпирической и теоретических моделях математический формализм, способы его интерпретации на теоретической схеме и т.д. по схеме анализа

Здесь необходимо исходить из того, что проблемные ситуации в науке могут возникать как на эмпирическом уровне (новые научные факты, не объясняемые существующими теориями – например, открытие сверхтекучести жидкого гелия П.Капицей), так и на теоретическом уровне - в результате стремления разрешить противоречия в уже существующих теориях или между противоречивыми теориями (создание теории Дж.К. Максвеллом).

3.2. Производится проблематизация исследуемой ситуации, вскрываются противоречия как источник развития знания, в том числе:

· выявляется неполнота объяснений и противоречия в эмпирических фактах и зависимостях, противоречия в теоретических моделях и законах;

· производится предварительная оценка результативности и эффективности подходов, избранных учёными для разрешения проблемной ситуации, оценивается их адекватность проблеме.

4. На практике, при подготовке реферата одним из самых сложных вопросов становится выбор предметного угла зрения - «аспекта бытия» и концепций курса как «инструментов », используемых для раскрытия темы реферата в предметном аспекте.

Для этого автору реферата необходимо уже усвоить (хотя бы в общем виде) содержание концепций курса и понимать, в каких случаях (для каких аспектов темы реферата) конкретные концепции эффективны. Однако для проработки темы реферата необходимо значительное время, поэтому предполагается, что работа над рефератом начинается уже вскоре после начала прослушивания общего курса. Таким образом, между требуемым порядком работы над рефератом и изучением теоретической части курса имеется методическое противоречие. Здесь может спасти совместное обсуждение вопросов на семинарах.

5. В составе курса обычно включены концепции (темы), специально посвященные методам анализа основных аспектов бытия науки (техники), поэтому, в общем случае, они и становятся базовыми для работы над рефератом.

6. Для дальнейшей детализации и углубления анализа темы реферата (в пределах выбранного аспекта бытия) может оказаться необходимым привлекать другие концепции и понятия курса как инструменты, позволяющие вскрыть особенности конкретного научно-исторического процесса.

7. Проводится методологический анализ принятого в историко-научной ситуации способа разрешения проблемной ситуации, доказавший свою эффективность в рассматриваемом историческом процессе научной деятельности.

Данный вопрос является ключевым, его решение имеет в наибольшей степени творческий характер, поэтому в настоящем Пособии могут быть указаны только общие рекомендации, при этом последовательность и содержание отдельных процедур могут значительно варьироваться.

7.1. Обозначается сетка основных философских категорий и общенаучных понятий, которыми руководствовались ученые в процессе решения проблемы.

7.2. Определяются исходные подходы, методы исследования и принципы, позволившие ученым в исследуемой проблемной ситуации достигнуть необходимого результата.

7.3. Решение проблемной ситуации в истории научного познания могло быть найдено в форме нового понимания экспериментальной ситуации, пересмотра и уточнения абстрактных и идеальных понятий, пересмотра экспериментальной и теоретической схемы, нахождения нового способа операционализации и т.д.

8. В завершение основной части исследования анализируется научное и социально-историческое значение тех научных достижений, которые были получены учёными в процессе разрешения рассматриваемой проблемной ситуации.

9. В процессе исследования необходимо опираться на документально-исторический комплекс (ДИК) сформированный на этапе подготовки исходных материалов. При этом важно уметь давать на основании концепций курса правильную трактовку содержания и смысла рассматриваемых материалов с учётом особенностей языка изложения, характерных для научных и научно-популярных работ в предыдущих столетиях.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: