Договорная(революционная). Идеологи французской революции Ж.Ж.Руссо, Гопс, Радищев. Изначально общество жило без государственности(золотой век человечества). Гражданская войнв всех против всех. Люди заключают договор о создании гос-ва, ему они передают часть своих полномочий. Если монарх нарушает условие договора, притесняя подданных, он должен быть свергнут.
Теория насилия по вопросу о происхождении государства.
Теория насилия(Дюринг, гумплович). Гос-во – результат насилия, захват одних племен другими. Насилие необходимо для покорения и удержания за собой завоеванных земель. Состояние войны естественно для человечества. Гос-во как олицетворение силы людей вечно.
Естественно – правовая теория.
В основу естественно- правовой теории лежат идеи Сократа. Цицерона, Аристотеля и др.
Как фундаментальное учение о праве теория была разработана в период подготовки и проведения буржуазных революций 17-18 века.
Автор: Джон Локк, Русс, Радищев, Монтескье, Томас Гобс.
Основные положения. Существует 2 системы права.
1. Позитивное право – право. созданное гос-ом
2. Естественное право – проистекает из природы человека и всеобщих нравственных принципов.
В отличие от позитивного права, естественное – разумно и справедливо. Распространяется на все народы и не зависит от государственных границ. Оно вечно и неизменно.
Естественные права человека:
-право на жизнь
-право на свободу
-право на равенство
-Право на безопасность
-право на частную собственность
-право на сопротивление угнетению
Позитивное право, противостоящее естественному должно быть отменено и заменено на такое, которое защищало бы права человека.
Психологическая теория права.
Автор: Лев Петрашевский начало 20века
Существует 2 вида права.
Позитивное создаваемое гос-во и интуитивное, коренящее в психике людей. Право – это то, что люди переживают как право.
Позитивное право, выраженное в законодательстве мало доступно людям. То, что они думают о праве это фантазмы. То. Что подвигает людей на действие – это импульсивные эмоции. Они бывают 2 видов императивных и императивно- атрибутивные.
Императивные – это нравственные эмоции, односторонние переживания лицом обязанностей совершить какое либо действие. Оно не сопровождается переживанием другого лица. Право потребовать исполнение этого действия(прохожий – нищий)
Императивно- атрибутивные – правовые эмоции, двусторонние переживания здесь одно лицо переживает обязанность совершить какое-либо действие, а другое лицо переживает право потребовать исполнения этого действия(налоговый инспектор и налогоплательщики)
Из императивно – атрибутивных эмоций складываются интуитивное или психическое право. Сколько людей – столько прав.
Историческая школа права.
Сложилась в начале 19 века в феодально - раздробленной Германии.
К этому моменту произошла реставрация абсолютизма во Франции, революционные идеи были забыты.
Историческая школа права возникла как реакция на поражение в великой французской революции.
Согласно этой теории единого для всех народов права на существует. Есть право отдельно взятого гос-ва. Оно определяется народным духом его общих убеждений, передается с молоком матери, из поколения в поколение. Складывается подобно правилам игры.
Позитивное право существует но народ его не знает. Утверждение, что гос-во создает право – это «юридические суеверия».
Основной источник права – обычай – это фактически сложившейся распорядок жизни. Любой существующий правовой институт правомерен в силу своего наличия, пример: рабство.
Реалистическая школа права.
С середины 19века Германия.
Автор:Рудольф Иеринг. Начал с критики естественно-правовой теории за ее абстрактные идеалы. Историческую школу права за проповедование доктрины мирного развития правового духа. А также догматическую юриспруденцию за формально – логический подход к оперированию юридическими понятиями. Он предложил исследовать права в связи с реальной жизнью.
Право – борьба нового прогрессивного с устаревшим и отживающим.
Иеринг разделил право на объективное и субъективное. Объект – абстрактно, субъект – обращение абсолютного правила конкретизирующее правомочие лица.
Сущность права заключается в его практическом осуществлении. Необходима борьба за право «кто отстаивает свое право. Тот в узких пределах последнего защищает право вообще.»