Данные темы даны для примера опыта прошлого. Не допускается механическое копирование и повторение одной из приведенных тем, нужна своя адаптация в области приведенной темы. Знаком (/) разделены варианты рассмотрения (совмещать не рекомендуется);
Тема может относиться к одному из аспектов бытия науки и техники, развернутому в его истории, во времени.
• система онтологического знания (теория) – СЗ.
• система методологического знания (дисциплинарная методология) – МН (науки), МТ (техники)
• социальный институт - СИ;
• артефакт – АФ;
• философские вопросы науки/техники – ФН/ФТ (не рекомендую, очень сложно)
Не рекомендуется расплываться, возможны только вкрапления других аспектов. Например, возможны варианты конкретизации путем объединения в рамках одного общего подхода других как частных, локальных вкраплений, но с четким выделением:
• СЗ-ОН (СЗ-ФОН) – в СЗ делается акцент на основаниях науки (ОН), философских основаниях науки (ФОН);
• СИ-СЗ – в СИ акцент на вкладе конкретных ученых/организаторов в СЗ;
Тема реферата должна быть ориентирована на углубленное изучение конкретного выбранного вопроса при помощи концепций курса, т.е. изучаемый материал курса – это инструмент для раскрытия темы реферата и это должно быть доказанотекстом реферата.
1. | Атомизм: возникновение и развитие (СЗ-ФОН) |
2. | Атомный проект СССР и формирование системы новых фундаментальных/ технических знаний (дисциплин) (СИ) |
3. | Бета распад в теории Ферми (СЗ) |
4. | Вклад … в решение научно-технических проблем освоения космического пространства (СИ-СЗ) |
5. | Вклад Карно в развитие термодинамики (СЗ) |
6. | Научно-техническая проблема и способы ее решения в инженерной деятельности (МТ) |
7. | Вычислительный эксперимент в современной науке и технике (МН) |
8. | Вклад … в становление науки Нового времени (МН, СЗ-ОН) |
9. | Гидротехника/кораблестроение/становление механики жидкости (/…) в … в. (СЗ) |
10. | Закон свободного падения Г. Галилея (СЗ) |
11. | Законы Архимеда (СЗ) |
12. | Законы Кулона (СЗ) |
13. | Законы Ньютона (СЗ) |
14. | Законы преломления света (СЗ) |
15. | Законы тяготения (СЗ) |
16. | Теория идеального теплового двигателя (СЗ) |
17. | Изобретение радио (АФ) |
18. | Изобретение транзистора (АФ) |
19. | История взглядов на пространство и время в философии и науке (ФН) |
20. | История развития сотовой связи (СИ/СИ-СЗ) |
21. | Корпускулярно-волновой дуализм (ФН) |
22. | Механика тел с переменной массой (СЗ) |
23. | Модель строения атома Резерфорда (СЗ-ОН) |
24. | Морально-этические проблемы науки на примере советского атомного проекта (СИ/ФН/ФТ) |
25. | Объяснение природы Х-лучей Рентгена (СЗ/МН) |
26. | Наука и инженерия Нового времени как социальный институт (СИ) |
27. | Открытие и объяснение радиоактивности (СЗ/МН) |
28. | Открытие фотона и его теоретическое значение … (СЗ/МН/ФН) |
29. | Открытие электрона и его теоретическое значение … (СЗ/МН/ФН) |
30. | Переход от идеальной модели к реальному объекту в электронной технике (ФН/ФТ/МН/МТ) |
31. | Периодический закон Д.И. Менделеева (СЗ) и его значение/… (ФН/СЗ/МН) |
32. | Проблемы формирования гидродинамической теории кумуляции М.А. Лаврентьева (СЗ) |
33. | Опыты Герца как критический эксперимент в теории Максвелла (СЗ/ФН) |
34. | Разработка СТО (СЗ/МН/ФН) |
35. | Роль Френсиса Бэкона в становлении науки как социального института |
36. | Разработка теории сверхтекучести (СЗ) |
37. | Создание теоретических и экспериментальных основ аэродинамики. Вклад отечественных ученых — Н.Е. Жуковского, С.А Чаплыгина (СИ/СЗ/МН) |
38. | Создание теоретических основ радиотехники. Идеи и достижения отечественных исследователей (СЗ/СИ/МН/МТ) |
39. | Создание транзистора и становление научно-технических основ микроэлектроники (СЗ/СИ/МН/МТ) |
40. | Создание теории универсального теплового двигателя (СЗ/МН/МТ) |
41. | Становление и развитие математического моделирования (МН/ФН) |
42. | Строение атома (от Резерфорда до Н. Бора) (СЗ/ФН) |
43. | Строение технической теории. Теория колебаний (СЗ) |
44. | Строение технической теории. Теория теплообмена (СЗ) |
45. | Теорема Жуковского и проблема динамического полёта (СЗ) |
46. | Теория фотоэффекта (СЗ) |
47. | Теория химического строения органических веществ Бутлерова (СЗ/ФН) |
48. | Уравнения Максвелла (СЗ) |
49. | Ф. Бэкон – основатель опытной науки и философии Нового времени (ФН) |
50. | Формирование концепции квантовой механики/… (ФН) |
51. | Этапы формирования технического знания в инженерном проекте (ФТ/МТ) |
Литература
- Степин В.С. История и философия науки: учебник для аспирантов и соискателей ученой степени кандидата наук. – М.: Академический проект; Трикста, 2011.
- Степин В.С. Теоретическое знание (структура, историческая эволюция). - М.: Прогресс-Традиция, 2000.
- Стёпин В.С., Горохов В.Г., Розов М.А. Философия науки и техники. Учебное пособие для высших учебных заведений – М.: Контакт-Альфа, 1995. – 384с.
- Современные проблемы философии науки: учебно-методическое пособие для аспирантов по курсу "История и философия науки", Б. Я. Пахомов, Н. Б. Миронова, С. В. Лещев; ред. С. А. Наумов, Москва: НИЯУ МИФИ, 2011.
- Новая философская энциклопедия: В 4т. – М.: Мысль, 2010.
- Философская энциклопедия. В пяти томах. – М.: «Советская энциклопедия», 1970.
- Энциклопедия эпистемологии и философии науки. – М.: Канон+, 2009.
- Ожегов С.И. Словарь русского языка. – М.: СЭ, 1972.
- Программы кандидатских экзаменов «История и философия науки» («Философия науки»). - М.: Гардарики, 2004.
- Программы кандидатских экзаменов «История и философия науки» («История науки»). «Техника и технологии» - М.: Гардарики, 2004.
- Розин В.М. Философия техники: история и современность. - М.: ИФ РАН, 1997.
- История и философия науки. В 4-х книгах. – М.: МГУ, 2012.
- Лебедев С.А., Рубочкин В.А. История науки: философско-методологический анализ. Учебное пособие для ВУЗов. – М.: МПСИ, 2011.
- Кохановский В. П. Философия и методология науки: Учебник для высших учебных заведений. — Ростов н/Д.: «Феникс», 1999. - 576 с.
- Кохановский В.П., Золотухина Е.В., Лешкевич Т.Г., Фатхн Т.Б. Философия для аспирантов: Учебное пособие. Изд. 2-е — Ростов н/Д: «Феникс», 2003. — 448 с. (Серия «Высшее образование».)
- Кохановский В.П., Лешкевич Т.Г., Матяш Т. П., Фатхи Т.Б. Основы философии науки: Учебное пособие для аспирантов. Ростов н/Д: Феникс, 2004. - 608 с.
- Соломатин В.А. История науки. Учебное пособие. – М.: ПЕР СЭ, 2003. – 352с.
- Философия науки: общий курс: Учебное пособие для вузов / Под ред. С.А. Лебедева. - М.: Академический Проект; Трикста, 2004. - 736 с.
Приложение 1
Рецензия на реферат
Автор: ХХХХХХХХХХХХ
Тема: ХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХ
№ п/п | Критерий | Самооценка аспиранта | Оценка преподавателя | ||
подраздел | раздел | подраздел | раздел | ||
1. | Введение | ||||
1.1. | Социально-исторический контекст | ||||
1.2. | Научно-историческая ситуация | ||||
1.3. | Проблематизация | ||||
2. | Аспект бытия | ||||
2.1. | Состав подразделов | ||||
2.2. | Логика анализа («историческое-логическое») | ||||
2.3. | Полнота изложения в тексте | ||||
3. | Заключение | ||||
3.1. | Предметное | ||||
3.2. | Рефлексия | ||||
4. | Источники | ||||
4.1. | Проработанность | ||||
4.2. | Цитирование | ||||
5. | Словарь (концепции курса) | ||||
Итого: |
Примечания:
1. Система оценки трехбалльная:
< 3.0 - незачет (неудовлетворительно, «два»),
≥ 3.0. < 4.5 - зачет (удовлетворительно, «три»),
≥ 4.5 - отлично.
2. Оценка за раздел (1, 2, 3, 4, 5) – сумма оценок за подразделы, нормированная к единице.
3. Оценка за подраздел (1.1., 1.2., и т.д.)
«1» - достаточно полное (адекватное) изложение;
«0.5» - не полное (с погрешностями, ошибками) изложение;
«0» - не соответствует требованиям.
Приложение 2
Формат
титульного листа реферата
|