ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ
ПО ИСТОРИИ в 2016/2017 учебном году.
ШКОЛЬНЫЙ ЭТАП. ЗАДАНИЯ. 9 КЛАСС.
Максимальное количество баллов – 75 за задания и 25 за эссе. Всего 100 баллов.
Время выполнения работы: 3 учебных часа (135 мин.)
Задание 1. Расположите события в хронологической последовательности. Ответы запишите в таблицу (Максимальный балл – 6, за каждую ошибку – минус 1 балл).
А. Куликовская битва;
Б. Стояние на Угре;
В. Восстание новгородцев против численников;
Г. Битва на Синих водах;
Д. Нашествие Батыя
Е. Восстание тверичей против баскака Чолхана.
Задание 2. Дайте определение историческим понятиям: что означает? когда применялся на практике? что пришло на смену? (по 2 балла за полное определение каждого термина; максимум за задание 8 баллов).
2.1. «Большая соха» - ___________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________.
2.2. «Служилые люди по прибору» - _________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________.
2.3. Волостель - __________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________.
2.4. Президент коллегии - ____________________________________________________________
_________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________.
Задание 3. Соотнесите элементы правого и левого столбцов таблицы (по 1 баллу за правильное соотношение; за полностью правильно выполненное задание; максимум 5 баллов).
|
Государственный деятель | Высказывание данного деятеля | |
1. | Павел I | А. «Россия умеет побеждать, но никогда не мстит». |
2. | Николай I | Б. «Турция – умирающий человек. Мы можем пытаться сохранить ему жизнь, но это не удастся. Он должен умереть, и он умрет». |
3. | Александр I | В. «В России велик лишь тот, с кем я говорю, и до тех пор, пока я с ним говорю». |
4. | Александр II | Г. «Дай Бог, чтобы всякий русский, в особенности министры наши, не задавались бы несбыточными фантазиями и паршивым либерализмом». |
5. | Александр III | Д. «Лучше отменить крепостное право сверху, нежели дожидаться того времени, как оно само собой начнёт отменяться снизу» |
Задание 4. Рассмотрите схему и выполните задания (по 2 балла за правильный ответ; за полностью правильно выполненное задание максимум 10 баллов).
4.1. Напишите имена правителей Российской империи, осуществлявших свою деятельность во время событий, обозначенных на схеме ______________ и _______________.
4.2. Напишите имя и фамилию предводителя восстания, обозначенного на схеме белыми стрелками __________________________. Укажите годы восстания ____-____.
4.3. Напишите название внешнеполитических событий, в результате которых территории, обозначенные на схеме цифрой «А» (вертикальной штриховкой), вошли в состав Российской империи ____________________. Укажите годы этих событий ______, _____, и ______гг.
|
4.4. Назовите государства, потерявшие территории, обозначенные на карте буквой «Б» (горизонтальной штриховкой) ____________________________ и _________________________.
4.5. Напишите имена российских полководцев и флотоводцев, отличившихся войнах, обозначенных на схеме (не менее 3-х)_________________, _______________ и ________________.
Задание 5. Изображения каких правителей представлены ниже? (до 2 баллов за каждый элемент ответа; максимальный балл – 16)
Назовите:
Их имена и отчества, прозвища
Время их правления,
Конкретные итоги их деятельности (не менее 3-х),
Значение их правления (не менее 1-й).
5.1 5.2
1. | 1. | ||
2. | 2. | ||
3. | 3. | ||
4. | 4. | ||
Задание 6. Прочитайте тексты. Заполните пропуски. За каждый правильный элемент ответа 1 балл. (Максимальный балл – 10)
1. «В селении (1)_______________, в своей квартире, принял князь (2)______________ (фамилия главнокомандущего) собравшихся генералов… Военный министр (3)_______________ (фамилия) начал объяснение настоящего положения дел следующим образом: “Позиция весьма невыгодна, дождаться в ней неприятеля весьма опасно, превозмочь его, располагающего превосходными силами, более нежели сомнительно. Если бы после сражения могли мы удержать место, но… потерпели урон, то не будем в состоянии защищать столь обширного города. Потеря (4)________________ (название города) будет чувствительною для государя (5)______________ (имя), но не будет внезапным для него происшествием, к окончанию войны его не наклонит и решительная воля его продолжать ее с твердостию. Сохранив (4)_________________, Россия не сохраняется от войны жестокой, разорительной; но сбереши армию, еще не уничтожаются надежды отечества, и война, единое средство к спасению, может продолжаться с удобством. Успеют присоединиться, в разных местах за (4)______________ приуготовляемые, войска; туда же заблаговременно перемещены все рекрутские депо. В Казани учрежден вновь литейный завод; основан новый ружейный завод Киевский; в Туле оканчиваются ружья из остатков прежнего металла. Киевский арсенал вывезен; порох, изготовленный в заводах, переделан в артиллерийские снаряды и патроны и отправлен внутрь России”
|
2. «Двадцать первого августа (6)______ года князь (2) ________________(фамилия) позвал меня к себе; представ к нему, я объяснил ему выгоды партизанской войны при обстоятельствах того времени: "(7)_____________ __________ (имя и фамилия неприятельского полководца) идет одним путем, - говорил я ему, - путь сей протяжением своим вышел из меры <…> Оставя достаточное число их для содержания аванпостов, надо разделить остальное на отряды и пустить их в средину каравана, следующего за противником. Они истребят источник силы и жизни неприятельской армии. Наша земля не так изобильна, чтобы придорожная часть могла пропитать двести тысяч войска; оружейные и пороховые заводы не на Смоленской дороге. К тому же обратное появление наших посреди рассеянных от войны поселян ободрит их и обратит войсковую войну в народную...»