Тема 8. Методы лингвистических исследований (4 часов).




Самостоятельная работа студента

Время, отведенное на самостоятельную работу, следует использовать студенту на подготовку к семинарам, на чтение и анализ научной литературы, на написание конспектов и рефератов, а также на подготовку к тестированию, коллоквиумам или филологическим чтениям, предусмотренным рабочими программами. При выполнении заданий по вопросам, вынесенным на самостоятельное изучение, студентам рекомендуется использовать литературу, данную в Программе, кроме этого, источники могут быть подобраны самостоятельно.

Тема 1. Задачи и проблематика курса «Теория языка. Общее языкознание» (2 часа).

Законспектировать фрагмент работы Яна Розвадовского. «Значение науки о языке».

Литература

Розвадовский Я. Значение науки о языке // Общее языкознание. Хрестоматия / Под ред. А.Е. Супруна. – Минск, 1976, с. 12–23.

Тема 2. Язык как знаковая система. Речь как осуществление и объективация языка (4 часа).

1. Познакомиться с текстом лекции «Язык как знаковая система» (текст лекции на кафедре).

2. Выписать из лингвистической энциклопедии определения, данные разным типам отношений в системе (синтагматические, парадигматические, иерархические, деривационные), и проиллюстрировать самостоятельно подобранными примерами.

Литература

А. Соломник. Семиотика и лингвистика. М., 1998.

Лингвистический энциклопедический словарь. – М., 1990.

Тема 3. Язык, мышление, сознание. Язык и познание (6 часа).

1. Охарактеризовать взгляды Л.С. Выготского на особенности и взаимосвязь трех планов речевого мышления на основе главы из его работы «Мышление и речь».

2. Составить тезисы и подобрать к ним аргументы по проблеме «Порождение и восприятие речи» на материале главы 3. «Речь и мышление» из книги И.Н. Горелова, К.Ф. Седова «Основы психолингвистики». – М., 1997.

3. Законспектировать работу Б.Уорфа и сформулировать не менее трех проблемных вопросов.

Литература

Б. Уорфа Наука и языкознание (О двух ошибочных воззрениях на речь и мышление, характеризующих систему естественной логики, и о том, как слова и обычаи влияют на мышление) // Зарубежная лингвистика. 1. М., 1999, с. 92–105.

Горелов И.Н., Седов К.Ф. Основы психолингвистики. М., 1997, с. 85–103.

Леонтьев А.А. Основы психолингвистики. М., 1997, с.84–147.

 

Тема 4. Форма и содержание языка. Типы языковых значений (2 часа).

1. Прочитать главу «Форма языка» из работы В. фон Гумбольдта, ответить на вопросы и выполнить следующие задания.

1) Как ученый определяет направление исследования языка и с чем он связывает трудности исследования?

2) Выпишите определение языка, данное В. Гумбольдтом, объясните, почему он считает, что «расчленение языка на слова и правила – это лишь мертвый продукт научного анализа»?

3) Какое значение придает ученый исследованию формы постижения тайн языка?

4) Растолкуйте тезис В. Гумбольдта: «В абсолютном смысле в языке не может быть никакой неоформленной материи».

Литература

Гумбольдт В. Избранные труды по языкознанию. М., 1984, с. 69–74.

Тема 5. Язык и общество. Социолингвистический аспект изучения языка (4 часа).

Раскрыть, в каких аспектах устанавливают типологическое различие между литературными языками (см. работу Н.Б. Мечковской), и проиллюстрировать отдельные типы самостоятельно подобранными примерами.

Литература

Мечковская Н.Б. Общее языкознание. Структурная и социальная типология языков. Учебное пособие. М., 2001, с. 144–156.

Тема 6. Проблема развития языка и лингвогенетические аспекты его изучения (6 часов).

Прочитать фрагменты работ в разделе «Закономерности исторического развития языка» из данной в литературе хрестоматии и систематизировать материал в виде развернутого плана, в каждом пункте которого необходимо назвать автора выдвигаемого положения.

Литература

Общее языкознание. Хрестоматия. Минск, 1987, с. 153–193.

Тема 7. Языки мира в типологическом аспекте (4 часа).

1. Прочитать указанную главу из учебного пособия Н.Б. Мечковской, уяснить принципы классификации универсалий. Выписать по одному примеру на каждый тип.

2. Познакомиться со статьей Дж. Гринберга, Ч. Осгуда, Дж. Дженкинса. Выделить главные положения, которые выдвигают авторы.

Литература

Гринберг Дж., Осгуд Ч., Дженкинс Дж. Меморандум о языковых универсалиях // Зарубежная лингвистика. 2. М., 1999, с. 118–131.

Мечковская Н.Б. Общее языкознание. Структурная и социальная типология языков. Учебное пособие. М., 2001, с. 247–272.

Тема 8. Методы лингвистических исследований (4 часов).

Назовать методы исследования и приемы анализа, используемые Вами в дипломном сочинении, доказать целесообразность их применения с учетом задач, аспекта и материала исследования.

Литература

Лингвистический энциклопедический словарь. М., 1990.

Тарланов З.К. Методы и принципы лингвистических исследований. Петрозаводск, 1995.

 

Рекомендуемая литература

Основная литература

Гречко В.А. Теория языкознания. – М., 2003.

Зарубежная лингвистика: В 3-х т. – М., 1999.

Лингвистический энциклопедический словарь. – М., 1990.

Мечковская Н.Б. Общее языкознание. Структурная и социальная типология языков. – М., 2001.

Прикладная лингвистика. – СПб., 1996.

Рождественский Ю.В. Лекции по общему языкознанию. – М., 1990.

Тарланов З.К. Методы и принципы лингвистических исследований. –Петрозаводск, 1995.

Дополнительная литература

Беликов В.И., Крысин Л.П. Социолингвистика. – М., 2001

Брунова Е.Г. Об этимологическом анализе на современном этапе // Филологические науки. – 2002, № 1.

Будагов Р.А. Что такое развитие и совершенствование языка.– М., 1977.

Верещагин Е.М., Костомаров В.Г. Язык и культура. – М., 1983.

Выготский Л.С. Мышление и речь // Выготский Л.С. Собр. соч. в 6 т. Т.2. – М., 1982.

Гируцкий А.А. Общее языкознание. – Минск, 2001.

Денисенко В.Н. Семантическое поле как функция языка // Филологические науки. – 2002. – № 4.

Залевская А.А. Введение в психолингвистику. – М., 2000.

Камалова А.А. Семантические типы предикатов в системном и функциональном аспектах. – Архангельск, 1998 (с. 33 – 59).

Караулов Ю.Н. Русский язык и языковая личность. – М., 1987.

Кацнельсон С.Д. Лингвистическая типология // Кацнельсон С.Д. Категории языка и мышления: Из научного наследия. – М., 2001.

Крысин Л.П. Формы существования (подсистемы) русского национального языка (Глава 1) // Современный русский язык: Социальная и функциональная дифференциация. – М., 2003.

Маковский М.В. «Картина мира» и миры образов // Вопросы языкознания. – 1992. – № 6.

Морковкин В.В., Морковкина А.В. Язык в его отношении к мышлению, сознанию и знанию человека // Русские агнонимы (слова, которые мы не знаем). – М., 1997.

Мыркин В.Я. Язык – речь – текст – смысл. – Архангельск, 1994.

Николаев П.А. Типология и компаративистика: современная жизнь понятий // Филологические науки. – 1996. – № 3.

Николаева Т.М. Теория происхождения языка и его эволюция – новое направление в современном языкознании // Вопросы языкознания. – 1996. – № 2.

Роль человеческого фактора в языке. Язык и картина мира. – М., 1988.

Роль человеческого фактора в языке. Язык и мышление. – М., 1988.

Симашко Т.В. Языковая картина мира в кумулятивном аспекте // Мир человека и мир языка. – Кемерово. 2004.

Степанов Ю.С. Изменчивый «образ языка» в науке 20 века // Язык и наука конца 20 века. – М., 1995.

Степанов Ю.С. Методы и принципы современной лингвистики. – М., 1975.

Туманян Э.Г. О природе языковых изменений // Вопросы языкознания. – 1999. – № 3.

Урысон Е.В. Языковая картина мира vs. обиходные представления (модель восприятия в русском языке) // Вопросы языкознания. – 1998. – № 2.

Человеческий фактор в языке: Язык и порождение речи. – М., 1991.

Шахнорович А.М. Онтогенез мыслеречедеятельности: семантика и текст // Филологические науки. – 1998 – № 1.

Шаховский В.И. Языковая личность в эмоциональной коммуникативной ситуации // Филологические науки. – 1998. – № 2.

Языковая картина мира в кумулятивном аспекте: Монография / Т.В. Симашко, Т.С. Нифанова, А.Г. Бондарева и др. – Архангельск, 2006.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-11-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: