Развитие и основные эпохи церковного искусства.




Тема лекции №1

Понятие об иконе.

План лекции №1

1. Икона как артефакт. Типология иконы

2. Православная культура как специфический тип культуры

3. История изучения в России

Основные понятия и определения, раскрываемые в лекции №1

Искусство иконописи - духовное явление. Ее материальная часть обусловлена ее назначением в отличие от других культур, то есть выявлены определенные свойства ~ символы общего порядка. Соединение собственно культового и художественного в иконе. Лик иконы - неповторимость в мировой культуре. Наука в России начинает развиваться в середине XIX века.

Основные выводы лекции №1

Православная культура самостоятельна и специфична, она укоренена в Литургической жизни Церкви.

 

Тема лекции №2

Специфика искусства иконы.

Особенности обозначения пространства и времени в православной иконе в ее образцовых памятниках

План лекции №2

1. Понятие художественного пространства как такового и пространства иконы.

2. Время и пространство.

3. Значение для композиции.

Основные понятия и определения, раскрываемые в лекции №2

Художественное пространство не идентично физическому пространству. Особенное значение ритма, геометризм пространства, пространство, объем, тон, цвет, пространство и знак. Знак и образ. Время и вечность. Символы вечности.

Основные выводы лекции №2

В иконе воссоздается некий образ вечности. Икона как бы возвращает нас в Эдем, закрытый для человека с грехопадения, но вновь открытый Спасителем. Пространство иконы соединяет две реальности - земную и небесную - через знак. Следовательно, пространство иконы — символ.

 

Тема лекции №3

Икона и иконопочитание.

Библейские основы иконопочитания.

Рождение иконы из духа раннехристианской

Церковной жизни. Катакомбы.

План лекции №3

1. Иконопочитание в первые века христианства (катакомбный период).

2. Библейские основы иконопочитания.

3. Рождение иконы из духа раннехристианской жизни.

Основные понятия и определения, раскрываемые в лекции №3

Ветхий Завет об изображениях: запреты и допуски. Как объяснить двойственную позицию Ветхого Завета? Наша полемика с протестантами, односторонность их подхода. Ограниченность запретов истекает из духа Ветхого Завета. Новый Завет: Спаситель дважды упоминает изображения. Апостол Павел пред мужами галатов о Христе как бы распятом. Древние свидетельства Нового Завета. Искусство катакомб.

Основные выводы лекции №3

Церковное наследство органично связано с жизнью раннехристианских общин. В Ветхом Завете запреты диктовались необходимостью удержать народ в единобожии. Но были и изображения, что получило свободное развитие в Новом Завете. Христос допускает изображение как символ. Церковь принимает культуру бывших язычников и воцерковляет ее, очищая от греха. Это возникло в катакомбах.

 

Тема лекции №4

Становление богословия иконы. Седьмой Вселенский Собор.

План лекции №4

1. Вопросы иконопочитания в раннехристианской общине. Раннее иконоборчество.

2. Постепенное развитие иконопочитания.

3. Пято — Шестой Собор.

4. Седьмой Вселенский Собор.

Основные понятия и определения, раскрываемые в лекции №4

Ветхий Завет и античная культура - два источника культуры христианской. Постепенное развитие христианского богослужения и место в нем христианского образа. Значение искусства в жизни греков и римлян — народов, первыми принявших христианство. Апологеты об иконопочитании молчат. Тертуллиан — противник иконопочитаниия, но сообщает очень важные сведения.

Основные выводы лекции №4

Раннехристианский период - отсутствие богословия иконы. Почитание образа есть, но нет четких формулировок. Одновременно — проявление иконоборчества. Очень важное значение имеют решения Пято - Шестого Собора, определяющие границы церковного искусства. Седьмой Вселенский Собор определил место иконы в литургической жизни и ее основные признаки; в каноническом виде икона просуществовала более 1000 -летия.

 

 

Тема лекции №5

Развитие и основные эпохи церковного искусства.

План лекции №5

1. Церковное искусство Византии, балканских стран и Кавказа.

2. Церковное искусство Древней Руси, домонголъский период.

3. Эпоха XIV - начала XVI веков. Великие имена.

4. XVII век, Петровские реформы, Синодальный период.

Основные понятия и определения, раскрываемые в лекции №5

Византия — основной ствол православной культуры, рожденной христианством. Основные эпохи византийского искусства до падения Константинополя в 1453 году. Крещение Руси, домонгольский период. Эпоха «великих имен» - Феофан Грек, преподобный Андрей Рублев, Дионисий и другие. Встреча с Западом, упадок, эклектика, вялость, сентиментальность.

Основные выводы лекции №5

Всякое искусство отражает состояние общества. Постепенный упадок религиозного сознания ярко проявляется в искусстве. К концу средневековья утрачивается само понятие Литургичности церковного искусства, и тогда оно легко заменяется западной, католической или протестантской картиной. Частичное возрождение иконы происходит лишь в наше время.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: