Тема лекции №1
Понятие об иконе.
План лекции №1
1. Икона как артефакт. Типология иконы
2. Православная культура как специфический тип культуры
3. История изучения в России
Основные понятия и определения, раскрываемые в лекции №1
Искусство иконописи - духовное явление. Ее материальная часть обусловлена ее назначением в отличие от других культур, то есть выявлены определенные свойства ~ символы общего порядка. Соединение собственно культового и художественного в иконе. Лик иконы - неповторимость в мировой культуре. Наука в России начинает развиваться в середине XIX века.
Основные выводы лекции №1
Православная культура самостоятельна и специфична, она укоренена в Литургической жизни Церкви.
Тема лекции №2
Специфика искусства иконы.
Особенности обозначения пространства и времени в православной иконе в ее образцовых памятниках
План лекции №2
1. Понятие художественного пространства как такового и пространства иконы.
2. Время и пространство.
3. Значение для композиции.
Основные понятия и определения, раскрываемые в лекции №2
Художественное пространство не идентично физическому пространству. Особенное значение ритма, геометризм пространства, пространство, объем, тон, цвет, пространство и знак. Знак и образ. Время и вечность. Символы вечности.
Основные выводы лекции №2
В иконе воссоздается некий образ вечности. Икона как бы возвращает нас в Эдем, закрытый для человека с грехопадения, но вновь открытый Спасителем. Пространство иконы соединяет две реальности - земную и небесную - через знак. Следовательно, пространство иконы — символ.
Тема лекции №3
Икона и иконопочитание.
Библейские основы иконопочитания.
Рождение иконы из духа раннехристианской
Церковной жизни. Катакомбы.
План лекции №3
1. Иконопочитание в первые века христианства (катакомбный период).
2. Библейские основы иконопочитания.
3. Рождение иконы из духа раннехристианской жизни.
Основные понятия и определения, раскрываемые в лекции №3
Ветхий Завет об изображениях: запреты и допуски. Как объяснить двойственную позицию Ветхого Завета? Наша полемика с протестантами, односторонность их подхода. Ограниченность запретов истекает из духа Ветхого Завета. Новый Завет: Спаситель дважды упоминает изображения. Апостол Павел пред мужами галатов о Христе как бы распятом. Древние свидетельства Нового Завета. Искусство катакомб.
Основные выводы лекции №3
Церковное наследство органично связано с жизнью раннехристианских общин. В Ветхом Завете запреты диктовались необходимостью удержать народ в единобожии. Но были и изображения, что получило свободное развитие в Новом Завете. Христос допускает изображение как символ. Церковь принимает культуру бывших язычников и воцерковляет ее, очищая от греха. Это возникло в катакомбах.
Тема лекции №4
Становление богословия иконы. Седьмой Вселенский Собор.
План лекции №4
1. Вопросы иконопочитания в раннехристианской общине. Раннее иконоборчество.
2. Постепенное развитие иконопочитания.
3. Пято — Шестой Собор.
4. Седьмой Вселенский Собор.
Основные понятия и определения, раскрываемые в лекции №4
Ветхий Завет и античная культура - два источника культуры христианской. Постепенное развитие христианского богослужения и место в нем христианского образа. Значение искусства в жизни греков и римлян — народов, первыми принявших христианство. Апологеты об иконопочитании молчат. Тертуллиан — противник иконопочитаниия, но сообщает очень важные сведения.
Основные выводы лекции №4
Раннехристианский период - отсутствие богословия иконы. Почитание образа есть, но нет четких формулировок. Одновременно — проявление иконоборчества. Очень важное значение имеют решения Пято - Шестого Собора, определяющие границы церковного искусства. Седьмой Вселенский Собор определил место иконы в литургической жизни и ее основные признаки; в каноническом виде икона просуществовала более 1000 -летия.
Тема лекции №5
Развитие и основные эпохи церковного искусства.
План лекции №5
1. Церковное искусство Византии, балканских стран и Кавказа.
2. Церковное искусство Древней Руси, домонголъский период.
3. Эпоха XIV - начала XVI веков. Великие имена.
4. XVII век, Петровские реформы, Синодальный период.
Основные понятия и определения, раскрываемые в лекции №5
Византия — основной ствол православной культуры, рожденной христианством. Основные эпохи византийского искусства до падения Константинополя в 1453 году. Крещение Руси, домонгольский период. Эпоха «великих имен» - Феофан Грек, преподобный Андрей Рублев, Дионисий и другие. Встреча с Западом, упадок, эклектика, вялость, сентиментальность.
Основные выводы лекции №5
Всякое искусство отражает состояние общества. Постепенный упадок религиозного сознания ярко проявляется в искусстве. К концу средневековья утрачивается само понятие Литургичности церковного искусства, и тогда оно легко заменяется западной, католической или протестантской картиной. Частичное возрождение иконы происходит лишь в наше время.