Дидактика и её основные категории




Режиссура современного урока как понятие, сопоставление параметров дидактики и режиссуры

Дидактика и её основные категории

Урок как категория, как составляющая дидактики

Дидактика – часть педагогической науки, занимающаяся исследованием проблем обучения и образования.

СПРАВОЧНО

Само слово «дидактика» произошло от греческого didaktikos, что в переводе обозначает «поучающий ». Первым этот термин использовал в своих сочинениях немецкий педагог Вольфганг Ратке, интерпретируя его как искусство обучения.

Позже А. Я. Коменский трактовал дидактику как «искусство обучения всех всему». Наиболее оформленное определение и устойчивое место в педагогике дидактика получила благодаря немецкому деятелю педагогической науки И. Гербарту, который описал дидактику в виде целостной, непротиворечивой теории воспитывающего обучения. Однако, основные задачи дидактики оставались неизменными на всём протяжении развития педагогики и дидактики, как её составляющей.

 

К задачам дидактики относятся проблемы разработки целей,содержания, методов обучения, принципы организации учебных учреждений, соответствие содержания учебного процесса обобщенным характеристикам субъектов обучения и т. д.

 

Исходя из всего этого дидактика – наука об обучении и образовании, занимающаяся исследованием целей, задач и методов,о содержании и организации этих процессов. Дидактика охватывает всё связанное с процессом обучения, на всех уровнях и по всем направлениям.

Исследованием общих целей, задач, закономерностей и результатов обучения занимается общая дидактика. Существуют ещё частные дидактики, занимающиеся проблемами конкретных направлений и специализаций обучения с учётом их специфики.

Дидактика выполняет и теоретическую и практическую функции, что объясняется распространением её деятельности на теоретическую и практическую стороны обучения.

 

К основным категориям дидактики относятся:

 

цель, содержание, организация,формы, методы, преподавание, обучение - категории, обусловленные непосредственно ипрежде всего преподавательской деятельностью;

средства, учение- категории, обусловленные деятельностьюпедагога в тесной зависимости от способностей учеников, предлагаемых обстоятельств итехнического оснащения педагогического процесса;

знания- категория, обусловленная прежде всего деятельностью ученика, получающего знания;

умения- категория, обусловленная педагогической деятельностью, деятельностью ученика, направленная на результаты обучения в процессе педагогического сотворчества;

результаты обучения, просвещение, образование, навыки- категории, обусловленные педагогическим процессом,направленные на результаты обученияи т.д.

Цельпредмет стремления системы обучения, определяющий все стороны её построения, видоизменения и модернизации, являющийся критерием целостности этой системы.

Содержаниевнутренняя система всего того, чем необходимо овладеть и научиться пользоваться учащимся, что целенаправленно влияет на формирование его личности.

Организацияпостроение дидактического процесса в виде упорядоченной, согласованной системы, направленной на эффективное решение поставленных задач.

Формаспособ организации учебной деятельности с учётом специфики направления обучения, его локальных целей и задач, возрастных особенностей учащихся, уровня их подготовки.

Метод – способ решения задач и достижения цели обучения.

Преподаваниеорганизованная и целенаправленная деятельность педагога, направленная на достижение обозначенных целей, создание им условий, обеспечивающих восприятие и усвоение информации и, как следствие, формирование знаний, умений и навыков, а также на способности их практического применения.

Обучениевзаимодействие педагога с учениками, направленное на достижение поставленной цели.

Средствовсё то, что помогает осуществлять учебный процесс и то, без чего его осуществление было бы невозможно: личные и профессиональные качества педагога, учебные пособия, наглядный материал, оборудование учебного заведения.

Учениереализация учащимся процессов самообучения и самообразования на основе информации, полученной в процессе обучения, и, как результат, формирование у него новых систематизированных знаний, навыков и умений.

Знаниятеоретическая часть изученного материала, мысли, идеи, умозаключения, возникшие у человека в процессе обучения.

Умения–практическое применение усвоенного материала, владение методами и способами видов научной и профессиональной деятельности.

Результатыстепень реализации намеченной цели, уровень, достигнутый учениками в направлении производимого обучения, последствия процесса обучения в профессиональном и личностном смысле.

Просвещениедуховное и культурно-эстетическое развитие личности посредством обучения.

Образованиеинтеллектуальное развитие личности посредством обучения.

Навыкипрочно устоявшиеся умения, многократно отработанные на практике, характеризующиеся высоким уровнем качества и результативности.

 

 

РЕЖИССЁР

Мужской род



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: