Модуль 2. Развитие коммуникативных навыков и речевых умений при работе с текстом.
Тема 2. Структурно-смысловое членение текста. Анализ научного текста.
Цель: дать понятие о тексте: стройная система с особыми законами строения и развития мысли; композиционная четкость, логика изложения, информативность.
Содержание занятия.
Составление научных текстов с учетом признаков текста. Анализ научного текста: чтение, выделение средств, с помощью которых определяются характерные черты научного стиля(лочичность, точность, обобщенность, отвлеченность). Работа с текстом по определению особенностей научного стиля.
Вопросы.
1. Структурно-смысловое членение текста
2. Работа с текстом по определению особенностей научного стиля.
Структурно-смысловое членение текста предполагает проникновение в логику структурно-семантических отношений научного текста. Эта стадия уяснения научной речи связана с выявлением и интерпретацией ориентиров-понятий, репрезентирующих структурно-смысловое членение текста: темы, коммуникативной задачи текста, микротемы, данной и новой информации текста, текстообразующих функций предложений, способов развития информации в тексте. Данные понятия необходимы для понимания логики строения готового научного текста и продуцирования собственного.
Текст представляет собой стройную систему с особыми законами строения и развития мысли. Правильно построенный текст обладает композиционной четкостью, логикой изложения, информативностью. Эти качества в высшей степени присущи научному тексту.
Алгоритм стилистического анализа научного текста.
1. Общие стилистические особенности данного текста.
|
а) научная тематика; б) точность; в)обобщенность; г)логичность изложения.
2. Жанровые особенности данного текста. (Статья из журнала, сборника, энциклопедии и т.п., к какому подстилю относится (научно-популярному, собственно-научному, научно-учебному).
3. Лексические средства.
а) употребление терминов;
б) использование одного значения многозначных слов;
в) частота употребления ключевых слов.
4. Морфологические средства.
а) употребление глаголов настоящего времени; б) преобладание существительных среднего рода; в) использование отглагольных существительных; г) употребление существительных на –ость; д)форма 3-го лица мн.числа; е) использование связочных глаголов (быть, являться, называться, определяться и т.д.); ж) употребление словосочетаний типа соли калия, достижения науки, результаты эксперимента.
5. Синтаксические средства.
А) прямой порядок слов; б)употребление сказуемых, выраженных глаголами с –ся, а также краткими страдательными причастиями со связкой (был обнаружен); в) преобладание односоставных предложений (неопределенно-личные, безличные, обобщенно-личные); г)простые предложения распространены однородными членами, причастными и деепричастными оборотами, вводными словами и другими конструкциями; д) частое употребление СПП с придаточными изъяснительными.
Образец анализа текста по алгоритму.
Водород.
Вода из огня. Это кажется невероятным, но это факт. И этот факт впервые установил английский ученый Генри Кэвендиш. Он сжег в закрытом сосуде бесцветный, без вкуса и запаха газ, который в те времена называли «горючим воздухом», и обнаружил, что продуктом горения была вода. Он убедился, что продуктом горения была только вода, которая не имела ни вкуса, ни запаха и при испарении досуха не оставляла ни малейшего заметного осадка.
|
За способность производить воду «горючий воздух» стали впоследствии называть водородом.
Водород горит в воздухе и особенно энергично в кислороде.
Таким образом, в названии водорода отражено его основное свойство – способность, сгорая, образовывать воду.
1. Научная тематика, логичность изложения.
2. Текст из журнала, принадлежит к научно-популярному подстилю.
3. а) термины – водород, сосуд, способность производить, продукт горения.
в) водород –4 раза.
4. а) употребление глаголов прошедшего времени; в) горение; г) способн ость.
5.а) прямой порядок слов; в) односоставные предложения (1,6); г) распространены вводными словами (таким образом), деепричастием (сгорая); д) частое употребление СПП с придаточными определительными и изъяснительными(4,5). Анализ текста завершен.
Задание 1. Пользуясь Алгоритмом стилистического анализа научного текста, разберите следующий текст.
Азот
Азот является главной составной частью воздуха. В воздухе он находится в свободном состоянии. Кроме того, азот встречается в природе в различных соединениях, в основном органических. Неорганические соединения азота не встречаются в природе в больших количествах. Небольшое количество азота содержится в почве в виде солей азотной кислоты. Растения используют эти соли для синтез белковых веществ всех животных и растительных организмов. Без белка нет жизни. Азот является обязательной составной частью белка, которая играет огромную роль в жизни живой природы.
|
Азот – это бесцветный газ, он не имеет запаха и плохо растворяется в воде. Он немного легче воздуха. При сильном охлаждении под высоким давлением азот превращается в жидкость, которая кипит при температуре –195 градусов. При температуре –210 градусов он из жидкого состояния переходит в твердое.
По своим химическим свойствам азот представляет собой инертный газ. При обыкновенной температуре он почти не вступает в реакцию, при нагревании соединяется с некоторыми системами, а при очень высокой температуре соединяется с кислородом и водородом. Азот является частью атмосферы.
В периодической системе Менделеева азот расположен в пятой группе, во втором периоде. Атомный вес азота равен 14. Его молекула состоит из двух атомов. Высшая валентность азота равна 5, наименьшая –3.
Задание 2. Познакомьтесь с текстом «Что произошло с алмазом». Выделите основные пласты лексики научного текста по следующей схеме: общеупотребительные слова; общенаучные слова; термины.
Что произошло с алмазом?
Это произошло в 1694 году в Италии. На одной из площадей Флоренции у фонтана спорили несколько ученых – членов Академии наук. Учеными решался интересный вопрос, может ли алмаз гореть. Для проведения опыта они выбрали самое солнечное место и с помощью линзы стали нагревать алмаз. Сначала под действием солнечных лучей над алмазом появился голубой дым, а потом алмаз вдруг исчез вместе с дымом!
От удивления все замолчали. Что произошло с алмазом? Может быть, он сгорел? Но гореть может только дерево или ткань. Как же мог сгореть прозрачный твердый камень? Может быть, он испарился, как испаряется вода на солнце? Но алмаз не жидкость.
Никто из ученых не мог объяснить причины исчезновения алмаза. Исчезновение алмаза осталось загадкой. В течение целого века ученые изучали этот интересный вопрос.
Закон сохранения энергии говорит о том, что материя не может исчезнуть, она только переходит из одного вида в другой. Если алмаз не исчезает, то во что же он превращается?
Английский химик Теннант, который решил дать ответ на этот вопрос, поместил алмаз в колбу с кислородом, плотно закрыл ее и начал нагревать. И снова нагретый алмаз исчез. Колба осталась чистой и прозрачной, как и до опыта, но вместо кислорода, находившегося внутри колбы, там появился какой-то новый газ. Значит, алмаз превратился в газ. В результате исследования Теннант определил, что этот газ является углекислым газом.
По своему химическому составу углекислый газ представляет собой соединение двух элементов: углерода и кислорода. Но в колбе, кроме алмаза и кислорода, ничего не было. Следовательно, алмаз представляет собой чистый углерод. Затем Теннантом было определено содержание углерода в углекислом газе. Оно равнялось весу алмаза.
Задание 3. Прочитайте тексты. Докажите их принадлежность к научному стилю.
1. Италия – государство на юге Европы, на Средиземном море. Площадь – 301 тыс.кв.км. Наиболее крупные города: Рим (столица), Милан, Неаполь, Турин, Генуя, Венеция.
Климат средиземноморский: жаркое, сухое лето и дождливая зима. Главные реки – По, Тибр. В Альпах много озер. Растительность преимущественно культивируемая (поля, сады, виноградники). Леса занимают около 18,6% площади (главным образом, в горах).
2. Физика – основа естественных наук. Проникновение физики в химию, астрономию, биологию, геологию столь велико, что невозможно установить во многих случаях границу между этими науками и физикой. На стыке этих наук возникли в последние годы новые самостоятельные разделы: физическая химия и химическая физика, астрофизика, геофизика, биофизика. Уже сами эти названия свидетельствуют о том, что физика является основным инструментом многих химических, астрономических, биологических и геологических исследований.
Задание 4. Прочитайте текст, выпишите глаголы и образуйте от них существительные с суффиксами -ение-, -ание-. Например, изменять – изменение; собирать – собирание.
Перемещение в космосе вне корабля будет, вероятнее всего, осуществляться с помощью реактивного двигателя помещенного, например, за спиной космонавта. Такой двигатель может иметь небольшую тягу. Ведь в условиях невесомости и при отсутствии атмосферы даже незначительные силы способны привести предмет в движение. Изменять направление движения можно и с помощью реактивного пистолета. Однако управлять движением тела, используя лишь реактивную двигательную установку или пистолет, прикрепленные к телу космонавта, все же довольно трудно: малейшее движение тела меняет его пространственное положение по отношению к другим предметам. Поэтому для облегчения стабилизации, вероятно, будут использоваться специальные платформы, которые при любых обстоятельствах способны сохранить заданное им пространственное положение. Держась за эту платформу, космонавт также сможет сохранить необходимое ему положение тела в условиях невесомости.
Задание 5. Выделите в тексте морфологические особенности, характерные для научного стиля.
Однажды, в 1818 году, капитан Джон Росс проплывал мимо Гренландии. Белый снег блестел на солнце. И вдруг все увидели, что в одном месте снег был ярко-красным. Полоса красного цвета тянулась несколько десятков метров. Это было так удивительно, что Джон Росс назвал это место кармазиновой (то есть красной) скалой.
С давних пор люди заметили, что в некоторых местах, в зоне вечных снегов, снег вдруг становится красным. Если рассмотреть красный снег под микроскопом, то можно заметить множество мелких клеток с плотной оболочкой, наполненной протоплазмой. Это споры водоросли, которая называется снежной хламидомонадой. Шаровидные клетки ее находятся в неподвижном состоянии до тех пор, пока снег не начинает таять. Тогда клетки заметно увеличиваются и начинают делиться на несколько дочерних клеток. Дочерние клетки отделяются и принимают яйцевидную форму. На узком конце их образуются два жгутика, с помощью которых клетки быстро передвигаются в тающей воде. Так они распространяются по снежному полю. Кроме красного, часто встречается и зеленый снег. В этом случае в снегу развивается хламидомонада другого рода, либо нитчатая водоросль. Бывает и бурый снег. Черный снег видели в горах Чехословакии.
Задание 6. Определите соотношение в тексте имен существительных и глаголов - использование какой части речи преобладает?
Географическая среда - это окружающая человека природа, т.е. климат, почва, реки, моря, животный и растительный мир. Географическая среда – это необходимое условие производственной деятельности человека.
Географическая среда может оказывать двоякое воздействие на развитие общества.
Благоприятные природные условия способствуют развитию общества. Неблагоприятные природные условия мешают общественному развитию. Например, отсутствие полезных ископаемых тормозит промышленное развитие. Сухой климат затрудняет развитие сельского хозяйства.
Некоторые социологи переоценивают роль географической среды, считая, что географическая среда определяет развитие общества.