Cитуационное задание № 1
10 гиков за 5 недель (10 geeksin 5 weeks)
Компания-разработчик программного обеспечения RedGate запустила забавную (правда, дорогую) инициативу под названием «10 гиков за 5 недель». Бесплатно раздавая iPad кандидатам, приглашенным на собеседование, она превратила рекрутинговый процесс в шоу и привлекла внимание СМИ.
Результат кампании оказался фантастическим: за пять недель RedGate получила 500 заявок от кандидатов, которые были рассмотрены. Поставленная цель была выполнена.
Отдых перед началом работы
Прежде чем приступить к работе, все новички Atlassian хорошо отдыхают. Эта традиция получила название HolidayBeforeyouStart. В компании считают, что новобранцам необходимо отпраздновать поступление на новую работу и восстановить силы.
Смешной справочник для сотрудников
Компания Valve, прославившаяся тем, что работает по принципам холакратии, раздает сотрудникам справочник, который в шутливой манере рассказывает о корпоративной культуре.
iPod с именной гравировкой и уникальным кодом
Конкурируя за таланты с сильнейшими компаниями, разработчик видеоигр Red5 составил список ведущих специалистов в своей сфере. В течение четырех месяцев команда изучала их профессиональные качества, подписываясь наих аккаунты в соцсетях и блоги.
Кандидатов, которые особенно заинтересовали Red5, было около сотни. Им были отправлены посылки с iPod, на плеерах было выгравировано имя кандидата и уникальный код, который открывал доступ на сайт с описанием вакансий. Red5 получила почти стопроцентный результат от этой кампании. Плюс к этому разработчик отлично пропиарился в соцсетях, так как кампания стала вирусной. Многие разработчики делились впечатлениями от получения посылки в своих блогах.
«Карьерная инструкция» для клиентов
Оригинальныйрекрутинг придумала компания IKEA: она искала кандидатов среди своих клиентов. При открытии нового магазина в Австралии четыре года назад компании необходимо было заполнить пару сотен вакансий. Был придуман очень экономный способ найма: в каждую упаковку с мебелью вкладывалась «Карьерная инструкция».
Открывая упаковку, клиенты находили инструкцию о том, как построить свое будущее вместе с IKEA. Эта рекрутинговая кампания позволила привлечь
4285 резюме. При этом потратиться пришлось только на несколько упаковок белой бумаги.
Объявления на высоте пяти метров
Один из ярких примеров того, как рекрутинговое объявление может найти свою целевую аудиторию, подала MatsushitaElectric.
Объявления с вакансиями для электриков компания развесила на электрических столбах на высоте
пяти метров. Подходящее место для поиска нужных специалистов, не правда ли?
Пицца с вакансией
В сотрудничестве со службой доставки компания CroqueMasterScholz&Friends создала PizzaDigitale – специальную пиццу, которую в течение четырех недель добавляли к каждому заказу, поступавшему от сотрудников других крупнейших агентств.
Рецепт рекрутинговой кампании был прост: на тесте из томатного соуса был сформирован QR-код, который вел потенциального кандидата на вакансию.
Телефон-шпион, спрятанный в книге
Компания FP7, расположенная в Дубае, положила сотовые телефоны в специальные книги о рекламной индустрии и выслала их по почте специалистам, в которых была заинтересована. Номер телефона исполнительного креативного директора FP7 был запрограммирован в каждой телефонной трубке.
Такая рекрутинговая кампания помогла FP7 нанять четырех ключевых сотрудников в штат, включая арт-директора и руководителя группы дизайнеров. Компания утверждает, что благодаря телефону-шпиону она сэкономила более 80 000 долларов на рекрутингтоповых специалистов.
100 долларов за загадку
Стартап из Силиконовой долины Quixey, конкурирующий с Facebook и Google за талантливых специалистов, бросил вызов разработчикам – подкинул им 60-секундную программную загадку, за решение которой пообещал ежедневно выплачивать вознаграждение в размере 100 долларов в течение месяца. В результате Quixey сформировал уникальную базу лучших кандидатов в отрасли, некоторых стартап пригласил к себе на работу.
Поиск по хештегу и ажиотаж среди студентов
Используя хэштег #internswanted, MasterCardCanada создала в социальных медиа конкуренцию среди студентов колледжа, которые хотят попасть на стажировку в компанию. Претенденты должны предложить идею для продукта, приложения или технологии, чтобы помочь компании развиваться в направлении безналичных расчетов. Участников оценивают по количеству лайков и ретвитов за предложенные идеи. По результатам первой кампании MasterCardCanada смогла привлечь 532 подходящих кандидата. Один претендент на стажировку даже посвятил песню этой рекрутинговой кампании.
Пенсионеры в поисках талантов
Одна из американских гостиничных сетей нанимает персонал с помощью вышедших на пенсию сотрудников. Во время путешествий они отмечают талантливых сотрудников в других отелях и передают информацию о них бывшему работодателю. За хорошие рекомендации компания компенсирует им часть расходов на поездки.
Вопросы и задания для обсуждения
1. Для чего компании реализуют нетрадиционные методы подбора?
2. Cоставьте перечень видов деятельности компаний, для которых применимы нетрадиционные методы подбора сотрудников?
3. Разработайте по одному нетрадиционному методу подбора для двух выбранных видов деятельности.
4. Как Вы считаете, применимы ли нетрадиционные методы подбора для руководителей? Если да, какими они могут быть?
Cитуационное задание № 2.Извините, но место занято
Лариса Дольская — 32-летняя замужняя женщина, имеющая шестилетнюю дочь. В результате недавней автокатастрофы она прикована к инвалидной коляске. Утраченную способность ходить она неплохо компенсирует умением отлично маневрировать инвалидной машиной.
Она имеет степень бакалавра коммерции по двум специальностям — маркетингу и финансам. В университете она считала способной студенткой и помимо этого вела активную студенческую жизнь: организовывала дискотеки и различные вечеринки отлично играла в баскетбол, входя в сборную команду университета.
Трудовую карьеру после окончания университета Лариса начала в одном коммерческом банке в качестве советника по инвестициям. Она настолько успешно справилась со своими обязанностями, что через три года была повышена в должности до начальника отдела.
В течение первого года работы в банке она познакомилась с Алексеем Дольским — преподавателем вуза. Давая ему практические советы по поводу наилучшего размещения его денежных средств, ее интерес стал немного выше, чем к простому клиенту. Годом позже, когда их чувства стали взаимными, они решили пожениться. Свадьба состоялась как раз после повышения Ларисы по службе. После рождения дочери Лариса использовала свой отпуск лишь частично, только для того, чтобы поправиться после родов. И спустя 4 недели опять приступила к выполнению своих профессиональных обязанностей. За ребенком ухаживала ее овдовевшая мать, которая специально для этого переехала к ней.
Лариса жила ожиданием скорого повышения. Ей сказали, что в связи с переводом управляющего банком на должность вице-президента, она является кандидатом на освободившуюся доля-юность.
Затем случилось несчастье. Возвращаясь поздним вечером со встречи с одним из клиентов, Лариса потеряла управление автомобилем, попала в кювет и перевернулась. В образовавшейся ловушке из металла она находилась около двух часов, пока один проезжающих не заметил ее перевернутый автомобиль и не вызвал помощь. Лариса сломала позвоночник и лишилась возможности самостоятельно передвигаться.
Выдержав длительный курс лечения, она частично выздоровела и научилась справляться с жизнью в инвалидной коляской. Муж ее поддерживал как мог и всячески помогал преодолеть
надвигавшуюся депрессию, вызванную осознанием того, что на всю оставшуюся жизнь ей придется быть прикованной к коляске, м она даже возобновила спортивную активность в пределах своих ограниченных возможностей. Она также научилась управлять специально приспособленным для инвалидов автомобилем, и при этом неплохо справлялась с перемещением от водительского сиденья до коляски без посторонней помощи.
Просидев год дома, ведя хозяйство и воспитывая дочь, Лариса начала проявлять беспокойство, что утрачиваются навыки к работе, по которой она очень скучала, вспомнив свое волнение и чувство ответственности при принятии решений, свою активность. И она обратилась на прежнее место работы, чтобы выяснить, нет ли для нее каких-либо вакансий. Но ее босс сочувственно заявил, что, к сожалению, для нее ничего подходящего нет даже в перспективе.
Тогда Лариса обратилась в службу занятости и нашла одно место, которое ее устраивало наилучшим образом. Местная трастовая компания предлагала должность консультанта по инвестициям в открываемом филиале. Требовался специалист с трехлетним опытом работы. Лариса отправила резюме и сопроводительное письмо, но не упомянула о своей ограниченной трудоспособности.
Через несколько дней ей позвонили и пригласили на собеседование. Она подъехала к офису на своей машине, пересела в коляску и направилась ко входу. Но войти внутрь можно было преодолев одну ступень, что для Ларисы представилось невыполнимым. Она была вынуждена прождать несколько минут, пока один прохожий не помог ей пройти внутрь здания. Здесь она поняла, что, должно быть, является первым клиентом, въехавшим сюда в инвалидной коляске, т.к. все кассиры и операционисты выглядели растерянными и совершенно не понимали, что им нужно было делать в то время, когда Лариса пыталась протиснуться в дверь. Она также не могла подъехать к стойке, т.к. она была окружена канатом с тем, чтобы клиенты выстраивались строго по очереди, не создавая толчей. Одна молодая сотрудница поднялась из-за первого стола и спросила у Ларисы, чем могла бы быть полезной для нее, затем представилась: «Светлана Рудик — инспектор по ссудам». Лариса в свою очередь представилась и объяснила цель своего визита. Светлана, казалось, была удивлена, «что женщина, находившаяся перед ней, является претендентом на получение работы, но, быстро взяв себя в руки, объяснила, что господин Фигуровский - управляющий делами филиала — хотел бы лично провести собеседование. Затем она попросила Ларису заполнить анкету, передав ей образец. Для того чтобы было удобнее писать, Лариса придвинулась поближе к столу, который был для нее слишком высоким, но она справилась с этим.
В то время как Лариса занималась заполнением анкеты, Светлана исчезла в одном из кабинетов, находящихся в углу помещения. Спустя некоторое время, она появилась вновь и сделала знак рукой, приглашающий войти в кабинет. Лариса объехала другие столы под серьезными взглядами сидящих за ними женщин-сотрудниц, некоторые из которых подвинули свои стулья, освобождая ей дорогу. Затем Светлана представила Ларису и Фигуровского друг другу и вышла из кабинета.
Управляющий делами Фигуровский выглядел на свои 40 лет и был одет в темный костюм с темно-синим галстуком. Он вышел из-за стола, чтобы пожать Ларисе руку, а получилось так, как будто он приглашает ее сесть на диван, стоящий возле стены. Поколебавшись секунду, он вернулся на свое место. Напротив стола стояли два стула, которые мешали Ларисе приблизиться на достаточно близкое расстояние. Фигуровский вновь обошел свой стол и отодвинул их в сторону.
ФИГУРОВСКИЙ: Значит, Вы претендуете на должность эксперта по инвестициям?
ЛАРИСА: Да. Я полагаю, что это именно та должность, которой я соответствую в наибольшей степени. У меня более чем семилетний опыт работы в этой области.
Ф.: В Вашем резюме нет никакого упоминания о Вашем физическом недостатке, отражающемся на трудоспособности и некоторых ограничениях в передвижении на Вашей коляске.
Л.: А это так важно?
Ф. Ну, это как-то неожиданно. Я не знаю, насколько это может повлиять на выполняемую Вами работу. Сможете ли Вы выполнять свои обязанности в режиме нормативного рабочего дня?
Л.: Безусловно. Мне только понадобится рабочий стул, и при этом Вы даже сможете сэкономить один стул.
ф.: Да, но Вы же будете просто прикованы к столу. А мы ожидали советника по инвестициям — человека мобильного, способного посещать клиентов.
Л.: Я могу управлять автомобилем и вполне способна посещать клиентов.
ф.: Но я не знаю, что сказали бы наши клиенты, направь мы им консультанта в инвалидной коляске.
Л.: Я думаю, что они смогли бы привыкнуть к этому, особенно, если советник знает свое дело. И плюс к тому — я очень любезна со своими клиентами.
Ф.: Гм, даже не знаю... Я должен немного подумать. У нас отсутствуют какие бы то ни было приспособления для инвалидов, чтобы пойти Вам навстречу. Светлана сказала, что у нас возникнут определенные трудности, даже когда Вам необходимо войти в дверь.
Л.: Думаю, что монтаж небольшого пандуса вдоль лестницы не обойдется слишком дорого. С перилами на стене я бы смогла подтягивать себя вверх. Что касается дверей, то я полагаю, районные социальные службы могли бы оказать работодателю содействие в том, чтобы сделать что-то, что могло бы помочь людям с определенными физическими недостатками. Я уверена, что Вы получили бы деньги, для того чтобы сделать самооткрывающиеся двери. К тому же это также помогло и Вашим клиентам-инвалидам, не так ли?
Ф-: Ну а туалет...?
Л.: Могу я взглянуть на него?
Без всякого желания, нехотя, г-н Фигуровский, идя впереди Ларисы, показывал ей все удобства в туалетной комнате, которая хотя и оказалась слишком тесной, но посредством переноса перегородок можно было ее сделать доступной и для инвалидной коляски. Они вернулись в кабинет, где г-н Фигуровский задал Ларисе еще несколько вопросов по поводу ее трудового стажа и профессионально-квалификационного уровня и предлагаемых условий оплаты труда. Из всех его вопросов становилось видным, что он не относится к кандидатуре Ларисы с большим энтузиазмом. Он пообещал, что в скором времени свяжется с нейи проводил ее до двери, где помог ей выйти и спуститься по лестнице.
Прошло две недели. От компании ничего не было слышно и Лариса решила позвонить сама. Она попросила к телефону г-на Фигуровского, но к телефону подошла Светлана и сказала что
должность эксперта по инвестициям уже занята и что письмо с отказом отправлено почтой. 'с
Письмо пришло через три дня, оно было отправлено в тот жедень, когда Лариса звонила на фирму. Письмо было следующегосодержания.
Уважаемая госпожа Дольская!
Мы благодарим Вас за проявленный интерес к должности советника по инвестициям в нашем западном филиале Мы сожалеем, что не смогли удовлетворить Вашу просьбу о трудоустройстве, т.к. мы нашли более квалифицированного человека на данную должность.
Для нашего филиала было бы также нелегко предоставить работу кому-либо в инвалидной коляске, т.к. это не планировалось изначально. Нам пришлось бы провести значительные изменения, затраты, которые мы не можем себе позволить ввиду недостаточной рентабельности нашего филиала.
Мы надеемся, что Вы поймете нашу позицию
Мы будем держать Ваше заявление в банке данных наспоявления подходящей вакансии в другом филиале.
Искренне Ваш Михаил Фигуровский, управляющий делами филиала.
Наведя справки, Лариса узнала, что человек, получивший работу, - мужчина со степенью бакалавра коммерции по cneциальности «бухучет», работающий в банке в течение двух лет на должности инспектора по ссудам и одного года на должности консультанта по инвестициям.
Лариса была уверена, что является более высококвалифицированным специалистом в этой области/Это ее серьезно разозлило, и она почувствовала, что должна что-нибудь сделать по этому поводу. И она подумала о подаче жалобы в комиссию по трудовым спорам. Она где-то слышала о принципе «разумной уступчивости», который требует от работодателя выбирать разумные критерии для предоставления рабочих мест физически неполноценным людям, если это не накладывает крайне обременительных обязательств на фирму. Но, с другой стороны, ей не очень хотелось бороться за результат в свою пользу, т.к. если бы она выиграла спор и получила эту работу, то выполняла бы ее во враждебной обстановке.
Вопросы:
1. Были ли допущены ошибки со стороны компании и ее руководителей в сложившейся ситуации. Если да, то какие.
2. Допустила ли ошибки сама Лариса. Если да, то укажите их.
3. Какие изменения необходимо, на Ваш взгляд внести в стандарты (Положения, инструкции, регламенты) компании, исходя из данной ситуации.