Факторы, приводящие к девиантному поведению подростков
- падение нравственности, свойственное кризисному обществу, отказ от прежних идеалов;
- осуществляемая социальная политика (антисемейная социальная политика, политика подрыва национальной идеи воспитания
- неудовлетворенность социальных потребностей;
- отсутствие жизненных перспектив, в то же время у некоторых - завышенные амбиции в материальном плане;
- плохая организация досуга;
- культ насилия, утвердившийся в современном искусстве (широкий поток фильмов, книг, песен и пр.) и формирующий духовный мир молодежи;
- внутренние факторы (акцентуации личностных свойств);
- микросоциальные факторы (отношения в семье, референтной группе).
Существуют разные формы психопрофилактической работы.
Организация социальной среды. В ее основе лежат представления о детерминирующем влиянии окружающей среды, на формирование девиаций. Воздействуя на социальные факторы, можно предотвратить нежелательное поведение личности. Воздействие может быть направлено на общество в целом, например через создание негативного общественного мнения по отношению к девиантному поведению. Объектом работы также может быть семья, социальная группа, школа, класс или конкретная личность.
…Информирование. Это наиболее обычное для нас направление профилактической работы. В форме лекций, распространении специальной литературы, бесед или видео-телефильмов. Суть подхода заключается в попытке воздействия на когнитивные процессы личности с целью повышения ее способности к принятию конструктивных решений.
Активное социальное обучение социально-важным навыкам. Реализуется в форме групповых тренингов.
Организация деятельности альтернативной девиантному поведению. Эта форма работы связана с представлением о заместительном эффекте девиантного поведения, она реализуется практически во всех программах оказания помощи в случаях уже сформированного отклоняющегося поведения.
Организация здорового образа жизни. Данная форма исходит из представлений о личной ответственности за здоровье, гармонию с окружающим миром и своим организмом.
Активизация личностных ресурсов. Активное занятие подростков спортом, их творческое самовыражение, участие в группах общения и личностного роста - все это активизирует личностные ресурсы, в свою очередь обеспечивающие активность личности, ее здоровье и устойчивость к негативному внешнему воздействию.
Минимализация негативных последствий девиантного поведения. Данная форма используется в случаях уже сформированного отклоняющегося поведения. Она направлена на профилактику рецидивов или их негативных последствий.
Коррекция девиантного поведения является социально-педагогическим и психологическим комплексом взаимосвязанных, взаимообусловленных операций и процедур, направленных на регуляцию мотиваций, ценностных ориентаций, установок и поведения личности, а через неё - на систему различных внутренних побуждений, регулирующих и корректирующих личностные качества, характеризующие отношение к социальным действиям и поступкам.
Этапы коррекционной работы:
1.Формулировка социално-психологической и педагогической проблемы.
2. Выдвижение гипотез о причинах ДП.
3. Диагностика.
4. Выбор методов и технологий коррекционной работы.
5. Использование этих методов и технологий.
6. Разработка программы коррекционной работы с детьми и молодежью.
7. Осуществление программы.
8. Контроль за ходом и эффективностью программы.
Наиболее сложными в реализации являются 3,4 и 5 этапы.
Приемы коррекционно-воспитательного воздействия:
1. Снижение требований к участнику взаимодействия до достижения соц-й и психологической адаптации.
2. Вовлечение в коллективные виды деят-ти, стимулирование развития творч. потенциала и самовыражения.
3. Организация ситуаций, в которых ребенок может достичь успехов, разработка мер поощрения.
4. Демонстрация и разъяснение позитивных образов поведения (личный пример, худ.лит-ра, периодика и др.).
Классификация методов коррекции (В.П. Кащенко):
педагогич-е методы (коррекция страхов; игнорирование; культура здорового смеха; коррекция навязчивых мыслей, действий; коррекция бродяжничества; самокоррекция; коррекция недостатков поведения, характера; корр-я через труд; рациональная организация дет.коллектива),
психотерапевтические методы ( внушение и самовнушение, гипноз, метод убеждения, психоанализ).
Общие формы коррекц. работы на уровне школы, которые обеспечивают технологизацию этого процесса:
-диагностика причин девиантного поведения конкретного ученика или группы школьников;
-проектирование программ коррекционной работы, как на индивидуальном, так и на групповом уровне;
-содержательная деятельность в рамках коррекции ДП (псих-пед. практикумов с детьми и родителями), где обсуждаются вопросы отклонения в поведении, их причины, пути преодоления, способы коррекции;
-реализация разрабатываемых программ на уровне школы;
-информирование учащихся и родителей о помощи, которую могут они получить в школе и др. учреждениях.
При осуществлении коррекц. работы соц.п-гу необходимо: хорошо знать кажд. ребенка, его индивидуально-психологич. особенности и условия их формирования;при выборе приёмов воспитательного воздействия учитывать индивидуальные особенности реб-ка;проявлять пед. такт и уметь предвидеть последствия.
Педагогические методы:
1. Метод общественного влияния (коррекция активно-волевых дефектов, коррекция страхов, метод игнорирования, метод культуры здорового смеха, коррекция навязчивых мыслей и действий, коррекция бродяжничества, самокоррекция).
2. Специальные или частнопедагогические методы (коррекция недостатков поведения, коррекция нервного характера)
3. Метод коррекции через труд.
4. Метод коррекции путём рациональной организации детского коллектива.
Психотерапевтические методы:
1. Внушение и самовнушение.
2. Гипноз.
3. Метод убеждения.
4. Психоанализ.
По содержанию различают коррекцию:
- познавательной сферы;
- личности;
- аффективно-волевой сферы;
- поведенческих аспектов;
- межличностных отношений:
По форме работы различают коррекцию:
- индивидуальную;
- групповую:
Коррекционно-воспитательная деятельность охватывает всю совокупность мер педагогического воздействия на личность ребёнка с отклонениями в поведении. Она направлена как на изменение познавательных способностей (особенно в младшем возрасте), так и его эмоционально-волевой сферы, улучшение индивидуальных личностных качество, а так же на развитие его интересов и склонностей.
Наряду с учебно-познавательной деятельностью подростки с девиантным поведением являются участниками и других видов деятельности: общественно-полезной, трудовой, спортивно-оздоровительной, художественно-эстетической, игровой и др.
Коррекционная направленность внеурочной воспитательной работы состоит в том, что педагогически запущенным и трудновоспитуемым подросткам предоставляется возможность удовлетворить свои интересы, реализовать свои потребности, проявить свои способности, оценить самого себя и быть оцененным другими в ходе участия во внеклассной работе, наконец, попытаться найти оптимальный вариант взаимоотношений со сверстниками и педагогами и выбрать приемлемую форму поведения.
Внеурочная воспитательная деятельность (в отличие от учебно-познавательной) предоставляет возможность подростку не только свободы выбора действия, но и создаёт условия для упражнения и тренировки определённых эмоционально-волевых и нравственно-поведенческих качеств, выполнения общепринятых требований, соблюдения норм межличностных отношений.