Тема 6. Стратегия снижения производственных издержек
Цель лекции: Раскрыть сущность производственных издержек и рассмотреть методы их снижения.
Ключевые слова: издержки, производственные издержки, стратегия снижения производственных издержек, непроизводственные расходы, конкурентные преимущества.
План лекции:
1. Стратегия получения конкурентных преимуществ за счет снижения затрат
2. Достижение конкурентных преимуществ через лидерство в низкой стоимости продукции
вопрос. Стратегия получения конкурентных преимуществ за счет снижения затрат
Стратегия снижения издержек производства состоит в повышении конкурентоспособности изделия, а именно: ценовое соперничество, которое предполагает внести необходимые новшества по обеспечению реализации продукции по повышенным ценам.
В ряде случаев организации в целях расширения контролируемой доли рынка идут на значительные первоначальные капитальные вложения в передовую технологию и оборудование, образуя в первые годы существенные потери с расчетом их возмещения в дальнейшем.
Стратегия снижения издержек производства заключается во внедрении эффективного и не дорогостоящего оборудования и современных технологий, установления систематического контроля за возникающими прямыми и косвенными расходами.
Для снижения издержек производства изделий массового и серийного производства организации должны иметь отлаженную технологию и необходимые производственные мощности, использование всех возможностей сложившейся инфраструктуры. Для каждого участника процесса продвижения продукции (товара) до потребителя цена определяется затратами по изготовлению (приобретению) и его продвижению на рынок, то есть к конечному потребителю, а также долей прибыли каждого участника.
Прибыль организации-изготовителя будет равна выручке от реализации (за вычетом акциза и НДС) минус полная себестоимость реализованной продукции. В этом случае прибыль находится в зависимости от трех факторов: количество реализованной продукции, цена продукции, себестоимость единицы продукции. Но в ряде случаев организации рассматривают зависимость прибыли от количества реализованной продукции и уровня рентабельности единицы продукции.
Расходы по обычным выдам деятельности - это расходы, имеющие непосредственное отношение как к реализации произведенной продукции, так и к расходам по сбыту продукции (внепроизводственные расходы).
Расходы по обычным видам деятельности формируют: расходы, связанные с приобретением сырья, материалов, товаров и иных материально-производственных запасов; расходы, возникающие непосредственно в процессе переработки (доработки) материально-производственных запасов для целей производства продукции, выполнение работ и оказание услуг и их продажи, а также продажи (перепродажи) товаров (расходы по содержанию и эксплуатации основных средств и иных вне оборотных активов, а также по поддержанию их в исправном состоянии, коммерческие расходы, управленческие расходы и др.).
В состав внепроизводственных расходов включаются расходы по сбыту продукции, к которым относятся:
а) затраты на тару и упаковку продукции на складах готовой продукции, за исключением случаев, когда прейскурантом (или условиями договора) предусматриваются отпуск продукции без затаривания и упаковки или стоимость тары возмещается сверх оптовой цены продукции. Затраты на тару включаются во внепроизводственные расходы в тех случаях, когда затаривание и упаковка готовой продукции производятся после ее сдачи на склад. В тех случаях, когда затаривание продукции производится в производственных участках до сдачи ее на склад готовой продукции, стоимость тары включается в производственную себестоимость продукции по соответствующим статьям затрат при условии, что тара изготавливается заранее и обособленно от изготовления самой продукции.
В тех случаях, когда на тару установлена особая цена, себестоимость этой тары учитывается отдельно от основной продукции. Изготовление оборотной тары подлежит у организации учету, установленному для продукции, входящей в состав выпущенной и реализованной продукции;
б) расходы на доставку продукции на станцию (пристань) отправления, погрузку в вагоны, суда, автомобили и другие транспортные средства;
в) прочие расходы, связанные со сбытом продукции.
В состав внепроизводственных расходов организация включает также расходы по оплате услуг специализированных транспортно-экспедиционных контор и отчисления сбытовым организациям в соответствии с установленными нормами и договорами.
Все затраты на производство в конечном итоге включаются в себестоимость отдельных видов продукции (работ, услуг) и в зависимости от способа включения подразделяется на прямые и косвенные.
Под прямыми затратами понимаются расходы, связанные с производством отдельных видов продукции (на сырье, основные материалы, покупаемые изделия и полуфабрикаты, основную заработную плату производственных рабочих и др.), которые могут быть прямо и непосредственно включены в их себестоимость. Под косвенными затратами понимаются расходы, связанные с производством нескольких видов продукции (расходы на содержание и эксплуатацию оборудования, цеховые, общезаводские и др.), включаемые в их себестоимость с помощью специальных методов расчета.