Изучение особенностей образа «Я»




Кафедра психологии

ЗАДАНИЕ

По педагогической практике

Раздел «Психология»

Для студентов 5 курса ОЗО

Биологического ф-та

Уч.г.

Форма отчёта

Отчёт по выполняемым заданиям включает в себя следующие части:

1) название задания;

2) цель задания, краткое описание методики исследования;

3) анализ полученных результатов;

4) выводы как оценка достигнутой цели;

5) приложение – протоколы наблюдений, бесед, экспериментальных исследований.

Требования по оформлению отчёта

Отчёт оформляется в отдельной тонкой папке, на листах А4 и сдаётся руководителю-психологу в установленные сроки (в течение 3 дней после окончания практики, ауд.207, старый корпус, 2 этаж). Титульный лист оформляется следующим образом:

 

Учреждение образования

«Брестский государственный университет имени А.С. Пушкина»

Кафедра психологии развития

 

ОТЧЁТ

по психологической части практики

 

студента (ФИО)_____________________________________________

_____________________________________факультета________курса

Форма обучения (очная, заочная)_______________________________

Место прохождения практики _________________________________

(район, школа, класс)

Сроки практики ________________________

Руководитель психологической части практики (ФИО)_____________

20___г.

 

ЗАДАНИЕ

Выполните задание, опишите результаты, сделайте выводы по заданию и в целом по практике (с анализом своей деятельности, что понравилось, а что нет, чего удалось достичь, а чего нет, по каким причинам, что хотелось бы изменить или усовершенствовать). Бланки ответов прилагаются к отчету в отдельном файле.

Блок заданий № 1. Изучение личности учащихся

Личностьпсихическое новообразование индивида, приобретаемое им в общении и в совместной с другими людьми деятельности. Личность обнаруживает себя в качественно новом уровне саморегуляции. Этот новый уровень саморегуляции позволяет человеку осознавать собственную систему мотивационных образований и преднамеренно воздействовать на нее в соответствии с теми ценностями и личностными смыслами, которые были присвоены субъектом. В структуру личности входят потребностно-мотивационная сфера и самосознание (или образ-Я). В эмоционально-волевых процессах раскрывается динамика функционирования личности.

Изучение особенностей образа «Я»

Цель: Изучить различия между «Я-реальным» и «Я-идеальным» у двух учащихся старших классов с высокой и низкой успеваемостью.

«Я-концепция» в психологии понимается как относительно устойчивая, в большей или меньшей степени осознанная, переживаемая как неповторимая система представлений индивида о самом себе, на основе которой он строит своё взаимодействие с другими и относится к самому себе. Люди склонны рассматривать себя такими, какими являются в реальности, какими могли бы быть в идеале, в динамике, в глазах других людей и т.п. Соответственно различаются образы Я-реального, Я-идеального, Я-фантастического, Я-должного и т.д. Каждый такой образ формирует своеобразную когнитивную схему. Особый интерес представляет соотношение Я-реального и Я-идеального, часто определяющее проблемное поле человека. Так, большие различия между идеальным и реальным Я ведут к печали и депрессии.

По мере накопления человеком некоторой суммы представлений о себе и об окружающем мире «Я-концепция» стабилизируется, и человек в большей степени начинает полагаться на собственное мнение, либо на устойчивые оценочные шаблоны, зафиксированные в опыте.

В «Я-концепции» можно выделить ядро, к которому относятся те элементы, свойства, качества, социальные роли, которые оцениваются как субъективно значимые. В качестве таковых могут выступать внешний облик в целом, интеллект, положение в обществе, материальные возможности и т.д. Если человек чувствителен к своей внешности, любое критическое замечание в её адрес может вызвать болезненную реакцию. Если моральное Я находится на периферии, любое взывание к совести не будет услышано.

Человек стремится сохранить стабильность в своих ориентирах. Для этого используется механизм социально-психологической самозащиты, который выражается в избирательном отношении личности к поступающей информации о своём «Я».

Содержание задания. С двумя учащимися класса, различающимися по успеваемости (или дисциплине), проводится исследование различий между их Я-реальным и Я-идеальным» с целью установления связи между уровнем успеваемости и представлениями учащихся о себе. Результаты теста соотносятся с реальным поведением и успеваемостью учащихся, высказываются предположения о возможных причинах проблем школьников, предлагаются варианты оказания помощи.

Процедура исследования. Исследование проводится с каждым испытуемым отдельно. Ученику предлагают бланки с утверждениями и просят их заполнить. Исследователь предварительно знакомится с содержанием бланков для того, чтобы помочь ученику их заполнить и обсудить с ним полученные результаты.

 

Тест различий между Я-идеальным и Я-реальным

Инструкция испытуемому:

Первой задачей является определение того, каким Вы видите себя. Для этого:

1. Прочтите приводимые ниже 50 утверждений, мысленно отмечая те из них, которые Вы считаете наиболее и наименее характерными для себя.

2. Проставьте в первой колонке, обозначенной реальное Я, по 1 баллу пяти максимально присущим Вам сегодня характеристикам.

3. В этой же колонке проставьте по 5 баллов пяти минимально присущим Вам сегодня характеристикам.

4. В этой же колонке проставьте по 2 балла 12 не совсем присущим Вам сегодня характеристикам.

5. В этой же колонке проставьте по 4 балла 12 не совсем неприсущим Вам сегодня характеристикам.

6. Это позволит Вам избавиться от 16 (оставшихся) не очень характерных и нехарактерных для Вас характеристик. Присвойте им по 3 балла.

7. Проверьте степень Вашей уверенности в вынесенных оценках.

Второй задачей является определение того, каким Вам хотелось бы видеть себя:

8. Полоской бумаги закройте колонку реального Я, чтобы она не оказывала влияния на Ваши последующие решения.

9. Повторите шаги 1–7 в отношении Вашего идеального Я – того, каким бы Вы хотели стать. Поместите Ваши оценки в колонку «идеального Я».

Третьей задачей является определение степени различий между Я-реальным и Я-идеальным:

10. Подсчитайте разницу между количественными выражениями Ваших реальных и идеальных представлений.

11. Суммируйте разницу всех 50 характеристик. Чем больше разница между Я-реальным и Я-идеальным, тем больше, по всей вероятности, Ваша неудовлетворённость самим собой.

12. Постарайтесь запомнить те характеристики, по которым эта разница составляет 4 балла. Вероятно, это именно те плоскости Вашего Я, по которым Вы максимально не удовлетворены самим собой. Это и есть пути Вашего самосовершенствования.

 

Реальное Я Идеальное Я № п/п Характеристики
    Я приятный человек
    У меня обманчивый внешний вид
    Я часто чувствую себя униженным
    Я совершенно спокоен и ничто не беспокоит меня
    Я трудолюбивый человек
    Я интеллигентный человек
    Я испытываю чувство безнадёжности
    Мне трудно контролировать свою агрессивность
    Я самоуверен
    Я понимаю себя
    Я общительный человек
    Я обычно насторожен к тем, кто проявляет большую дружелюбность, чем я ожидаю
    Обычно я ощущаю себя ведомым
    Я удовлетворён собой
    Решения, которые я принимаю, не являются моими
    Я напористый
    Я враждебный человек
    Я инициативен
    Я честолюбивый
    Я чувствую себя апатичным
    Я не доверяю своим эмоциям
    Я толерантен
    Я рациональный человек
    Я уравновешен
    Я чувствую себя не разбирающимся в происходящем
    Я стараюсь не задумываться над своими проблемами
    Я удовлетворён
    Я не один такой. Ничто не по мне
    Я презираю себя
    Я привлекателен
    Я не уважаю себя
    Я нравлюсь большинству людей, которые знают меня
    Я боюсь полного разногласия с людьми
    Я прихожу в замешательство
    Я неудачник
    Самое трудное сражение у меня с самим собой
    Обычно я строю доброжелательные взаимоотношения с окружающими людьми
    Я с ужасом ожидаю неудачи в отношении всего, к чему стремлюсь
    Мне обычно нравятся все люди
    Для меня не существует проблемы контроля над собой
    Я на самом деле обеспокоен
    Я чувствую себя незащищённым
    Я защищаю себя, стараясь найти оправдания
    Я ответственный человек
    Я ненадёжен
    У меня тёплые эмоциональные отношения с другими
    Я никчемный человек
    Причина моих тревог я сам
    Я предъявляю строгие требования к себе
    У меня не много ценностей и стандартов к себе

 

 

Блок заданий № 2ПРОФОРИЕНТАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ С УЧЕНИКАМИ СТАРШИХ КЛАССОВ

Определение профессиональной направленности личности старшеклассника

Цель задания. Определение сформированности профессионального плана, мотивов выбора профессии и профессиональной направленности личности.

Пояснения к заданию. Адекватная и сформированная мотивация выбора профессиональной деятельности оказывает существенное влияние на успешность профессионального обучения и на продуктивность деятельности.

Для выявления сформированности профессионального плана, мотивов выбора профессии и профессиональной направленности личности в профконсультации используются: анкета оптанта (оптант – это выбирающий профессию), анализ школьной и внешкольной деятельности, дифференциально-диагностический опросник Е.А. Климова (ДДО).

 

 

Информационная часть

...





Читайте также:
Основные факторы риска неинфекционных заболеваний: Основные факторы риска неинфекционных заболеваний, увеличивающие вероятность...
Тест мотивационная готовность к школьному обучению Л.А. Венгера: Выявление уровня сформированности внутренней...
Своеобразие романтизма К. Н. Батюшкова: Его творчество очень противоречиво и сложно. До сих пор...
Обряды и обрядовый фольклор: составляли словесно-музыкальные, дра­матические, игровые, хореографические жанры, которые...

Поиск по сайту

©2015-2022 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-11-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту:


Мы поможем в написании ваших работ!
Обратная связь
0.015 с.