Вопрос. Сущность и значение инвестиционной стратегии предприятия




Успешное развитие предприятия в условиях рыночной экономики неразрывно связано с процессом долгосрочного инвестирования.

Под инвестиционной стратегией предприятия понимается определение в стратегическом плане основных инвестиционных целей и задач предприятия и утверждение курса действия и распределения ресурсов, необходимых для достижения этих стратегических целей.

Экономическую сущность инвестиций составляют:

· цели инвестирования, которые будут достигнуты спустя промежуток времени;

· инвестиционные ресурсы, затраты которых и приводят к достижению инвестиционных целей;

· отказ от части текущего потребления, который определяет норму отдачи от инвестиций.

Осуществление инвестиционной деятельности невозможно без стратегического подхода. Модель инвестиционной стратегии должна включать элементы общего стратегического подхода и инвестиционного проектирования.

Инвестиционная активность промышленных предприятий является функцией состояния экономики регионов.

Регионы можно сгруппировать таким образом:

· регионы "столичного типа" с дифференцированной экономикой;

· экспортно-ориентированные регионы;

· финансово сильные регионы с крупной промышленностью;

· богатые природными ресурсами республики, имеющие определенную экономическую самостоятельность;

· экономически слаборазвитые регионы, зависящие от федерального бюджета;

· депрессивные регионы;

· отдаленные северные и восточные регионы.

Необходимость исследования внешней среды обусловлена основными принципами стратегического подхода. Поэтому параметры внешней среды рассматриваются с точки зрения инструментов влияния на деятельность предприятия и с позиций субъектов воздействия на него. В первом случае параметры внешней среды включают в себя среду - экономическую, социальную, технологическую, правовую, государственно-политическую.

Во втором случае внешнее окружение предприятия состоит из потребителей, поставщиков ресурсов, конкурентов, общественных организаций, проводников государственной экономической политики.

Благоприятные факторы и угрозы со стороны внешней среды влияют на формирование инвестиционной стратегии.

В первую очередь, внешняя среда влияет на систему целей предприятия. Предприятие должно инвестировать в те проекты, которые будут решать проблему замкнутости рыночного и стратегического пространства предприятия. Решение этой проблемы находится в области сбалансирования рыночной и ресурсной ориентации предприятия. Следующий шаг в формировании инвестиционной стратегии - выбор содержания, который состоит из выбора направлений инвестиционной деятельности и источников инвестирования.

Приоритетными направлениями инвестирования на предприятии могут быть:

· развитие интегральных связей по территориальному и/или отраслевому признаку;

· развитие маркетинговой сети предприятия;

· повышение таких видов потенциала, как кадровый, финансовый, организационный;

· реализация энергосберегающих технологий.

Основными источниками инвестирования могут быть следующие:

· средства регионального фонда развития;

· средства, привлеченные за счет закрытого размещения акций;

· средства, получаемые в процессе создания стратегических альянсов с другими предприятиями;

· налоговые льготы.

Разработка инвестиционной стратегии фирмы является довольно сложным творческим процессом, требующим высокой квалификации исполнителей. Прежде всего, формирование стратегии базируется на прогнозировании отдельных условий осуществления инвестиционной деятельности (инвестиционного климата) и конъюнктуры инвестиционного рынка как в целом, так и в разрезе отдельных его сегментов, что является довольно трудоемким процессом.

Исходной предпосылкой разработки инвестиционной стратегии является общая стратегия экономического развития предприятия. По отношению к ней инвестиционная стратегия носит подчиненный характер, и должна согласовываться с ней по целям и этапам реализации. Инвестиционная стратегия при этом рассматривается как один из главных факторов обеспечения эффективного развития компании в соответствии с избранной ею общей экономической стратегией.

Стратегический процесс управления инвестиционной деятельностью предприятия представлен на рис. 1.

Рис. 1. Стратегический процесс управления инвестиционной деятельностью предприятия.


На первом этапе данного процесса формируются стратегические цели инвестиционной деятельности, которые должны исходить, прежде всего, из системы целей общей стратегии экономического развития. Эти цели могут быть сформированы в виде обеспечения прироста капитала; роста уровня прибыльности инвестиций и суммы дохода от инвестиционной деятельности; изменения технологической и воспроизводственной структуры капитальных вложений; изменения отраслевой и региональной направленности инвестиционных программ.

При этом формирование стратегических целей инвестиционной деятельности должно увязываться со стадиями жизненного цикла и целями хозяйственной деятельности предприятия.
Реализации стратегических целей инвестиционной деятельности осуществляется по двум направлениям. Одно из них охватывает разработку стратегических направлений инвестиционной деятельности, другое - разработку стратегии формирования инвестиционных ресурсов. Этот этап является наиболее ответственным и сложным.

Разработка стратегических направлений инвестиционной деятельности базируется на системе целей этой деятельности. Выбор того или иного направления инвестиционной деятельности существенно зависит от стадий жизненного цикла предприятия.
На стадии зарождения требуются большие инвестиции, поскольку компания создает свои конкурентные преимущества. Она вкладывают средства в НИОКР, сбыт, сервис. Если компания вложила средства в создание конкурентных преимуществ, она займет сильную конкурентную позицию. Компании со слабой конкурентной позицией на всех стадиях жизненного цикла могут выбрать уход для прекращения своих потерь.
В стадии роста естественна стратегия роста компании с расширением рынка. Компании требуются значительные вложения для поддержания своего успеха. Одновременно компании стараются консолидировать существующие маркетинговые ниши и войти в новые. Следовательно, компании должны вкладывать ресурсы в маркетинг, кроме того, они должны окончательно выбрать свою базовую стратегию (например, слабые компании - фокусирование).
При замедлении роста конкуренция растет и компаниям с сильной конкурентной позицией нужны ресурсы на расширение рынка за счет доли слабых компаний. Характер инвестиций зависит от стратегии фирм. Например, для ценового лидера при угрозе ценовой войны важны вложения в управление стоимостью, а при дифференциации необходимо усилить продуктовый диапазон и сети распределения.

На стадии зрелости компании в условиях усиливающейся конкуренции стремятся защитить свои позиции. Поэтому инвестиции вкладываются в поддержку стратегии. На этой стадии компании желают возвратить свои прошлые инвестиции. Пока новые прибыли реинвестировались в дело, дивиденды были малы, а теперь компании могут избрать стратегию максимальных прибылей собственников.

Формирование инвестиционной стратегии предприятия должно базироваться на прогнозировании инвестиционного климата и конъюнктуры инвестиционного рынка как в целом, так и в разрезе отдельных его сегментов, что является довольно трудоемким процессом, требует периодической корректировки с учетом меняющихся внешних условий и новых возможностей роста предприятия. Сложность этого процесса заключается и в том, что при формировании инвестиционной стратегии идет обширный поиск и оценка альтернативных вариантов инвестиционных решений, наиболее полно соответствующих имиджу компании и задачам ее развития. Исходной предпосылкой формирования инвестиционной стратегии является общая стратегия экономического развития предприятия. По отношению к последней инвестиционная стратегия носит подчиненный характер.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: