Особенности мироощущения поэта С. Есенина




1.Источники вдохновения и образная концепция человека и мира. С.А. Есенин родился в рязанской крестьянской семье. Деревенский быт и фольклор был одним из важнейших источников его вдохновения. Но художественный мир и лирическое "я" поэта нельзя свести лишь к деревенской тематике. В своих произведениях поэт решает проблему личности и ее связи с миром, отношений между человеком, обществом и природой. Есенин создает в стихах образную концепцию человека и мира. Несомненно, что в ней нашли отражение и любовное отношение поэта к патриархальной Руси и фольклорные мотивы и символы, и восприятие поэтом нового времени.

2.Специфическая религиозность поэзии Есенина. Поэзии Есенина присуща специфическая религиозность. В целом ряде стихотворений перемешаны мотивы библейские, евангельские, церковно-житийные, фольклорные, а также языческие. Главными составляющими художественного мира поэта являются образы земли и неба. Художественно-философское единство двух миров можно объяснить мифом о браке земли с небом. Вот почему земные жители у Есенина свободно общаются, с небесными: Микола "с земли гуторит с Богом /В белой туче-бороде". Марфа Посадница переписывается с Всевышним, лирический герой беседует с Божьей Матерью и т.д.

В поэтическом мире Есенина есть и небесное жилище - изба на небе. Это "золоченая хата", "божий" (или "райский") терем. На небесном престоле ("златой тучке") - Саваоф, Христос и Божья Матерь (стихотворения "Микола", "Сказание о Евпатии Коловрате" и др.). В 1914 - 1919 годах обе сферы есенинского мира - земная и небесная - взаимодействуют, влияют друг на друга и даже сливаются: божественный мир приобретает черты земного, а земной - обожествляется. Вот почему небо в художественном мире поэта - "голубая трава", "голубая пыль", "голубой ("небесный") песок", там растут деревья, пасутся "животные" (месяц, звезды, облака, тучи и др.), а вода на земле - это небесная "синь, упавшая в реку".

Природа у Есенина - эта божественный храм: в ней "ночных небес иконостас", звезды- "лампадки небесные', "хаты - в ризах образа", деревья - "монашки", ветер - "схимник"... Жизнь природного мира разворачивается как торжественное действо, где, например, "у лесного аналоя воробей псалтырь читает". Лирический герой "чует Радуницу Божью, ему кажется, что "схимник-ветер...целует на рябиновом кусту/ Язвы красные незримому Христу" ("Осень").

Небо и земля есенинского художественного мира соединяются Мировым древом. Этот мифологический образ, существующий у многих народов, в поэзии Есенина многозначен. Дерево, растущее от земли до неба, является и центром мира, и раем, и семьей, и человеком; вечным древом с различными плодами. На ветвях этого древа растут разные "плоды": солнце, луна и звезды, дни, ночи, думы, образы и слова. От того фольклорного вечного древа и берут начало самые главные, самые постоянные темы есенинской лирики. Образ девушки постоянно связан c березкой ("Зеленая прическа, девическая грудь! О тонкая березка, что загляделась в пруд?»). Образ души постоянно соотносится с весеннем цветением или осенним отцветанием, образ лирического героя с кленом или другим деревом.

3.Единство природного и человеческого мира. Мир в представлении Есенина - что-то вроде вселенской, республики, где перед вечностью все равны - люди, звери растения, воздух, вода и т. д. Есенину близок жанр пейзажной миниатюры. От непосредственного созерцания природы поэт переходит к философским размышлениям на "вечные" темы, а образы природы нередко метафорически передают душевные переживания лирического героя. Мир животных и растений у Есенина, как правило, антропоморфен, в этом мире можно "как жену чужую, целовать березку", чувствовать родственную близость к лошади, собаке или корове. Корова может "разрыдаться", собаки узнают поэта по походке ("Я московский озорной гуляка..."), он жалуется им на свои душевные драмы ("Собаке Кочалова") и сочувствует их переживаниям ("Сукин сын").

4 .Отношение к патриархальной Руси. Россия для Есенина - прежде всего древняя патриархальная Русь. "Железный гость" на полях - зловещий символ вторжения цивилизации в вековой быт старой Руси, несущий гибель. ("Я последний поэт деревни..."). В одном из стихотворений цикла "Сорокоуст" используется выразительная метафора, передающая драматическую коллизию города и деревни, как ее видел в то время поэт (эта метафора стала хрестоматийной: летящий по рельсам паровоз и не поспевающий за ним жеребенок: "Милый, милый, смешной дуралей,// Ну куда он, куда он гонится? // Неужель он не знает, что живых коней победила стальная конница?"). Хотя и "бедная, нищая Русь" вызывает боль лирического героя, но он не против того нового, что поможет и облегчит жизнь крестьянину. "Полевая Россия! Довольно волочиться сохой по полям", - пишет поэт в одном из стихотворений.

5.Противоречивое отношение к Руси советской. Первоначально поэт принял Октябрьскую революцию ("Инония", "Небесный барабанщик". "Иорданская голубица" и др.). Но так как революция большевиков была по преимуществу пролетарской и индустриальной и на деле имела мало общего с утопией "мужицкого рая", тоска по "Руси уходящей" со временем одержала верх в сознании Есенина ("Русь советская", "Русь бесприютная", "Русь уходящая", "Спит ковыль. Равнина дорогая…").



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: