Формы организации образовательного процесса




ПОЛОЖЕНИЕ

О рабочей программе «Мыслители»

дополнительного образования детей и взрослых муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Лицей №4» муниципального образования города Чебоксары –

Столицы Чувашской Республики

Рассмотрено:

на заседании Педагогического Совета

Протокол №_____от«____»_________2018 г.

 

Чебоксары, 2018


Пояснительная записка

Направленность программы: социально-педагогическая.

Актуальность развития познавательных способностей у детей младшего школьного возраста продиктована современной действительностью. Под познавательными способностями детей младшего школьного возраста следует понимать активность, проявляемую в процессе познания. Она выражается в заинтересованном принятии информации, в желании уточнить, углубить свои знания, в самостоятельном поиске ответов на интересующие вопросы, в проявлении элементов творчества, в умении усвоить способ познания и применять его на другом материале. Познавательные способности развиваются из потребности в новых впечатлениях, которая присуща каждому человеку от рождения.

Мы живём в стремительно меняющемся мире, в эпоху информации, компьютеров, спутникового телевидения, мобильной связи, интернета. Информационные технологии дают нам новые возможности. Наших сегодняшних воспитанников ждёт интересное будущее. Для того, чтобы они были успешными, умело ориентировались в постоянно растущем потоке информации, нужно научить их легко и быстро воспринимать информацию, анализировать её, применять в освоении нового, находить неординарные решения в различных ситуациях.

В соответствии с современными тенденциями развития образования, мы должны воспитать человека любознательного, активного, принимающего живое, заинтересованное участие в образовательном процессе, обладающего способностью решать интеллектуальные и личностные задачи, а также овладевшего универсальными видами учебной деятельности – умением работать по правилу, по образцу, по инструкции.

Роль логики при этом невозможно переоценить. Проанализировав содержание современных обучающих программ начальной школы, можно с уверенностью сказать, что логической составляющей в них придаётся важнейшее значение.

В связи с этим и возникла необходимость создания программы «Мыслители», которая позволит развивать интегративные качества школьника, которые служат основой для формирования компетенций, необходимых для обучения в школе начального общего образования.

Знание – результат систематизации познавательной деятельности человека. Программа «Мыслители» включает в себя упражнения по развитию ментального потенциала человека: восприятие мира через воображение, различные чувства, сознания и интеллекта. Это симбиоз установок психологического и социального характера, путей анализа и восприятия информации.

Отличительные особенности программы:

– Воплощение концепции личностно - ориентированной модели развития и воспитания детей.

– Развивающие задачи ставятся и решаются с учетом индивидуальных возможностей развития каждого ребенка, освоенности им способов действия.

– Комплексный подход в обучении, взаимосвязь с другими видами деятельности, использование различных способов и приемов в обучении.

– Все задачи решаются по средствам игры и игровых действий.

– Все задания объединены единым сюжетом и построены по принципу от простого к более сложному.

– Взрослый это равноправный участник игр и упражнений, способный, как и ребенок, ошибаться.

– Взрослый не спешит указывать детям на ошибки, давая возможность заметить их самостоятельно, и побуждает детей к самостоятельному поиску решения, в том числе и экспериментальным путем.

Дополнительная общеразвивающая программа «Мыслители» предназначена для детей возрастной группы 7-10 лет.

Дополнительная общеразвивающая программа «Мыслители» рассчитана на 3 года обучения. Программа состоит из 3 направлений.

Все модули программы имеют практический характер.

Каждый модуль включает в себя цикл игровых заданий от простых к сложным и направлено на:

– стимуляцию гармоничное развитие обоих полушарий головного мозга ребенка

– на развитие мышления, внимания, ментального восприятия, тактильных ощущений;

– умение рассуждать, сравнивать, обобщать, делать умозаключения;

– обогащение словарного запаса, понимание смысла слов;

– на развитие связной речи: фантазировать, выстраивать сюжет самостоятельно;

– улучшение успеваемости по школьным дисциплинам

– формирование уверенности в себе, повышение самооценки, внутренней мотивации к обучению

– позволяет значительно увеличить объем запоминаемой информации

 

Формы организации образовательного процесса

Форма организации работы по программе в основном групповая и индивидуальная формы работы.

Теоретические занятия (внеурочные, внешкольные):

– беседы; встречи с интересными людьми;

– просмотр и обсуждение видеоматериала;

– экскурсии;

Практические занятия (внеурочная, внешкольная):

– творческие конкурсы;

– коллективные творческие дела;

– соревнования;

– праздники;

– викторины;

– интеллектуально-познавательные игры;

– тренинги;

– обсуждение, обыгрывание проблемных ситуаций;

– заочные путешествия;

– творческие проекты, презентации;

– сюжетно-ролевые

Срок освоения программы

Программа дополнительного образования «Мыслители» рассчитана на 3 года обучения

Режим занятий

Занятия для обучающихся 1классов проводятся 1 раза в неделю, всего 34 часа.

Занятия для обучающихся 2 классов проводятся 2 раза в неделю, всего 68 часов.

Занятия для обучающихся 3 классов проводятся 1 раза в неделю, всего 34 часа.

Продолжительность занятий в группе 40 минут. Численный состав группы не должен превышать 15 человек.

Занятия по данной программе строятся с учетом следующих принципов:

– Систематичности и последовательности.

– Доступности – характер и объем заданий соответствует уровню развития и подготовленности детей.

– Наглядности – постоянное использование в играх и упражнениях наглядного материала.
Равноправного партнерства взрослого и ребенка.

– Практичности – комплекс различных приемов: игровой, прием соревновательности, сотворчества.

Цель программы:

Развивать познавательно-деятельные способности детей младшего школьного возраста на основе развития логических структур мышления.

Планируемые результаты освоения программы:

Воспитание логического и абстрактного мышления у младших школьников как направление способствует, формированию знаний, начальных представлений, опыта постижения действительности и общественного действия в контексте становления идентичности гражданина России.

 

В ходе реализации программы «Мыслители» при регулятивном отношении к процессу освоения программы учащийся научится:

– принимать и сохранять учебную задачу;

– учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;

– планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;

– адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;

– вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата, использовать запись (фиксацию) в цифровой форме хода и результатов решения задачи, собственной звучащей речи на русском, родном и иностранном языках.

 

Познавательные универсальные учебные действия:

– осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернета;

– строить сообщения в устной и письменной форме;

– осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков.

 

Коммуникативные универсальные учебные действия:

– адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой коммуникации;

– допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;

– учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

– формулировать собственное мнение и позицию;

– договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов.

Учебно-тематический план по программе «Мыслители»

1. «Я учусь, играя» (меморика, скорочтение)    
1.1 Знакомство со страной загадок Игровая отзыв
1.2 Город 5 чувств. Улица Зрения Игра, беседа обсуждение
1.3 Город 5 чувств Улица слух Игра, беседа, практическая работа описание
1.4 Город 5 чувств. Улица Осязание Игровая рассказ
1.5 Город 5 чувств. Улица Обоняние Проблемный диалог, фантазирование описание
1.6 Город 5 чувств Улица Вкус фантазирование сказка
1.7 Решение изобретательских задач «на обнаружение» Игровая, анализ обсуждение
1.8 Город загадочных частей Игровая, осуждение рисунки
1.9 Сочинение загадок Создание творческих продуктов рисунок
1.10 Игры и упражнения со словами Игровая, диалог, фантазирование рассказ
1.11 Придумывание необычных предметов Игровая, практическая работа рисунок
1.12 Путешествие в будущее Игра-фантазирование рассказ
1.13 Введение в меморику. Стартовое тестирование Игровая обсуждение
1.14 Метод цепочки Игровая, практическая работа обсуждение
1.15 Метод матрешки Игровая зачет
1.16 Цифробуквы Игровая, практическая работа рисунок
1.17 Игра «Гардеробная Наполеона» Игровая, практическая работа обсуждение
1.18 Метод «Локации» Игровая, практическая работа обсуждение
1.19 Пиктограммы Игровая, практическая работа зачет
1.20 Метод Айвазовского Игровая, практическая работа обсуждение
1.21 Тренировка детальной зрительной памяти Игровая, практическая работа рисунок
1.22 Пишу-читаю Игровая обсуждение
1.23 Формулы Игровая обсуждение
1.24 10правил чтения Даниэля Пэнака беседа обсуждение
1.25 5 врагов быстрого чтения беседа обсуждение
1.26 Как читать разные книги Игровая, практическая работа обсуждение
1.27 Как готовить пересказ Игровая, практическая работа обсуждение
1.28 Упражнения на расширение поля зрения Игровая, практическая работа рассказ
1.29 Упражнения на синхронизацию обоих полушарий Игровая, практическая работа рисунок
1.30 Лабиринты Игровая, практическая работа рисунок
1.31 Таблицы Шульте Игровая, практическая работа зачет
1.32 Клиновидные таблицы Игровая, практическая работа зачет
1.33 Рисунок двумя руками Игровая, практическая работа рисунок
1.34 Упражнения на синхронизацию обоих полушарий Игровая, практическая работа рисунок
2. «Учусь через ТРИЗ»    
2.1. Знакомство со страной загадок Игровая отзыв
2.2. Игры и упражнения со словами Игровая, диалог, фантазирование рассказ
2.3. Придумывание необычных предметов Игровая, практическая работа рисунок
2.4. Критерии оценки творческих работ Игровая, практическая работа сказка
2.5. Игра «Гардеробная Наполеона» Игровая, практическая работа обсуждение
2.6. Решение изобретательских задач «на обнаружение» Игровая, анализ обсуждение
2.7 Город загадочных частей Игровая, осуждение рисунки
2.8 Путешествие в будущее Игра-фантазирование рассказ
2.9 Пиктограммы Игровая, практическая работа зачет
2.10 Метод Айвазовского Игровая, практическая работа обсуждение
2.11 Тренировка детальной зрительной памяти Игровая, практическая работа рисунок
2.12 Рисунок двумя руками Игровая, практическая работа рисунок
2.13 Сочинение загадок Создание творческих продуктов рисунок
2.14 Придумывание сказок Игра, беседа, фантазирование, упражнение сказка
2.15 Прием «Признаки объектов» Игра, беседа, фантазирование, упражнение фантазирование
2.16 Прием «Круги по воде» Игра, беседа, фантазирование, упражнение игра
2.17 Прием «Что потом?» Игровая, практическая работа обсуждение
2.18 Прием «Творческая ошибка» Игровая, практическая работа обсуждение
2.19 Сказки про животных Игровая, практическая работа сказка
2.20 Сказки от слова «Почему?» Игровая, практическая работа сказка
2.21 Прием «Наоборот» Игровая, практическая работа обсуждение
2.22 Что такое комиксы? Игровая, практическая работа обсуждение
2.23 Особый язык историй в картинках Игровая, практическая работа рисунок
2.24 Как создать комикс Игровая, практическая работа рисунки
2.25 Как создать интересного героя Игровая, практическая работа обсуждение
2.26 Как придумать сюжет для комикса и написать сценарий Игровая, практическая работа обсуждение
2.27 Создаем свой комикс Игровая, практическая работа обсуждение
2.28 Презентуем свой комикс Игровая, практическая работа зачет
2.29 Упражнения на синхронизацию обоих полушарий Игровая, практическая работа рассказ
2.30 Рисунок двумя руками Игровая, практическая работа рисунок
2.31 Упражнения на синхронизацию обоих полушарий Игровая, практическая работа рисунок
2.32 Как написать рассказ Игровая, практическая работа обсуждение
2.33 Рассказ для мамы и бабушки Игровая, практическая работа рассказ
2.34 Весенний выпуск школьных рассказов Игровая, практическая работа рассказ
  «Занимательная математика. ТРИЗ»    
3.1 Выделение признаков предметов. Игра «Объект - признак» Игровая, практическая работа обсуждение
3.2 Множество свойств математических объектов: явных и скрытых Игра «О чем расскажет сходство» Игровая, практическая работа обсуждение
3.3 Сравнение. Значение сравнения. Упражнение «Что нужно сравнивать?» Игровая, практическая работа обсуждение
3.4 Общие признаки, основания для сравнения. Игра найди больше оснований» Игровая, практическая работа обсуждение
3.5 Сопоставление объектов по заданному основанию Игра «Сравни – докажи» Игровая, практическая работа зачет
3.6 Алгоритм: инструкция, план – сходство-различие Игровая, практическая работа обсуждение
3.7 Поиск закономерностей Игровая, практическая работа обсуждение
3.8 Магические квадраты Игровая, практическая работа обсуждение
3.9 Магические квадраты Игровая, практическая работа обсуждение
3.10 Логика Игра «Повтори – не ошибись»» Игровая, практическая работа обсуждение
3.11 Лабиринты Игровая, практическая работа обсуждение
3.12 Безвыходных лабиринтов нет! 3 метода выхода. Игровая, практическая работа Практич.раб.
3.13 В мире геометрических фигур Игровая, практическая работа обсуждение
3.14 Геометрические узоры Игровая, практическая работа обсуждение
3.15 Занятие - игра «В городе треугольников» Игровая, практическая работа обсуждение
3.16 «Сколько треугольников»- занятие-игра Игровая, практическая работа зачет
3.17 Буквы вместо цифр. Игра «Расшифруй послание» Игровая, практическая работа обсуждение
3.18 Занимательные логические задачи Игровая, практическая работа обсуждение
3.19 В мире ребусов и шарад Игровая, практическая работа обсуждение
3.20 «От буквы к букве» Игровая, практическая работа обсуждение
3.21 Головоломные размещения и перестановки Игровая, практическая работа обсуждение
3.22 Головоломные размещения и перестановки Игровая, практическая работа обсуждение
3.23 Занятие-игра «Житейские истории» Игровая, практическая работа обсуждение
3.24 Занятие «Подарок от Хоттабыча» (хитрый ребус) Игровая, практическая работа обсуждение
3.25 Задачи со спичками Игровая, практическая работа обсуждение
3.26 Перемещение шашек Игровая, практическая работа обсуждение
3.27 Занятие «Разрезание и складывание фигур» Игровая, практическая работа обсуждение
3.28 Занятие «Разрезание и складывание фигур» Игровая, практическая работа обсуждение
3.29 Занятие изобретательства Игровая, практическая работа обсуждение
3.30 Анаграммы Игровая, практическая работа обсуждение
3.31 Учусь решать, стараясь рассуждать Игровая, практическая работа обсуждение
3.32 В мире ребусов и шарад Игровая, практическая работа обсуждение
3.33 В мире ребусов и шарад Игровая, практическая работа ребус
3.34 Анаграммы Игровая, практическая работа анаграмма

Учебно-тематический план для обучающихя c 1 класса

Год обучения (34 часа)

№ занятия Количество часов Тема урока
    Знакомство со страной загадок
    Город 5 чувств. Улица Зрения
    Город 5 чувств. Улица слух
    Город 5 чувств. Улица Осязание
    Город 5 чувств. Улица Обоняние
    Город 5 чувств. Улица Вкус
    Решение изобретательских задач «на обнаружение»
    Город загадочных частей
    Сочинение загадок
    Игры и упражнения со словами
    Придумывание необычных предметов
    Путешествие в будущее
    Введение в меморику. Стартовое тестирование
    Метод цепочки
    Метод матрешки
    Цифробуквы
    Игра «Гардеробная Наполеона»
    Метод «Локации»
    Пиктограммы
    Метод Айвазовского
    Тренировка детальной зрительной памяти
    Пишу-читаю
    Формулы слова и текста
    10 правил чтения Даниэля Пэнака
    5 врагов быстрого чтения
    Как готовить пересказ
    Упражнения на расширение поля зрения
    Упражнения на синхронизацию обоих полушарий
    Ментальный счет
    Лабиринты
Всего 34 часа  

Год обучения (68 часов)

№ занятия Количество часов Тема урока
    Таблицы Шульте
    Клиновидные таблицы
    Рисунок двумя руками
    Упражнения на синхронизацию обоих полушарий
    Секретный бонус
    Знакомство со страной загадок
    Игры и упражнения со словами
    Придумывание необычных предметов
    Критерии оценки творческих работ
    Игра «Гардеробная Наполеона»
    Решение изобретательских задач «на обнаружение»
    Город загадочных частей
    Путешествие в будущее
    Пиктограммы
    Метод Айвазовского
    Тренировка детальной зрительной памяти
    Рисунок двумя руками
    Сочинение загадок
    Придумывание сказок
    Прием «Признаки объектов»
    Прием «Круги по воде»
    Прием «Что потом?»
    Прием «Творческая ошибка»
    Сказки про животных
    Сказки от слова «Почему?»
    Прием «Наоборот»
    Что такое комиксы?
    Особый язык историй в картинках
    Как создать комикс
    Как создать интересного героя
    Как придумать сюжет для комикса и написать сценарий
    Создаем свой комикс
    Презентуем свой комикс
    Упражнения на синхронизацию обоих полушарий
    Рисунок двумя руками
    Как написать рассказ
    Герои вокруг нас
    Рассказ для мамы и бабушки
    Выделение признаков предметов. Игра «Объект - признак»
    Множество свойств математических объектов: явных и скрытых Игра «О чем расскажет сходство»
    Сравнение. Значение сравнения. Упражнение «Что нужно сравнивать?»
    Общие признаки, основания для сравнения. Игра найди больше оснований»
    Сопоставление объектов по заданному основанию Игра «Сравни – докажи»
    Алгоритм: инструкция, план – сходство-различие
    Поиск закономерностей
    Магические квадраты
    Логика Игра «Повтори – не ошибись»»
    Лабиринты
    Безвыходных лабиринтов нет! 3 метода выхода.
    В мире геометрических фигур
    Геометрические узоры
    Занятие - игра «В городе треугольников»
    «Сколько треугольников»- занятие-игра
    Буквы вместо цифр. Игра «Расшифруй послание»
    Занимательные логические задачи
    В мире ребусов и шарад
    «От буквы к букве»
    Головоломные размещения и перестановки
    Занятие-игра «Житейские истории»
    Занятие «Подарок от Хотабыча» (хитрый ребус)
    Задачи со спичками
    Перемещение шашек
    Занятие «Разрезание и складывание фигур»
    Занятие изобретательства
    Анаграммы
    Учусь решать, стараясь рассуждать
    В мире ребусов и шарад

Год обучения (34 часа)

№ занятия Количество часов Тема урока
    Кроссворд
    Хорошее кино
    Критерии оценки хороших выступлений
    Сказки на всякий случай
    25 кадр
    Главное – не прекращать задавать вопросы!
    Чудо фантазии
    Магия цифр
    Эрудит
    Эйдотехника
    Упражнения на синхрнизацию двух полушарий
    Метод Айвазовского
    Личная флешка
    Коэффициент памяти
    Тест с вопросами
    Игра «Шпион»
    Цифробуквенный код
    Факторы успеха
    Готовимся к олимпиаде по математике – метод запоминания формул
    Забывание. Секреты памяти
    Изобретатель
    Основы конструирования
    ТРИЗ в изучении школьных предметов
    Метод мозгового штурма
    Игры «Да-нет», «Витрина»
    Прием «Картинки без запинки»
    Метод дорисовывания фигур
    Алгоритмы
    Лимерики
    Технология «Дебаты»
Всего 34 часа  

 

Учебно-тематический план для обучающихя со 2 класса

Год обучения (68 часов)

№ занятия Количество часов Тема урока
    Знакомство со страной загадок
    Город 5 чувств. Улица Зрения
    Город 5 чувств Улица слух
    Город 5 чувств. Улица Осязание
    Город 5 чувств. Улица Обоняние
    Город 5 чувств Улица Вкус
    Решение изобретательских задач «на обнаружение»
    Город загадочных частей
    Сочинение загадок
    Игры и упражнения со словами
    Придумывание необычных предметов
    Путешествие в будущее
    Введение в меморику. Стартовое тестирование
    Метод цепочки
    Метод матрешки
    Цифробуквы
    Игра «Гардеробная Наполеона»
    Метод «Локации»
    Пиктограммы
    Метод Айвазовского
    Тренировка детальной зрительной памяти
    Пишу-читаю
    Формулы слова и текста
    10 правил чтения Даниэля Пэнака
    5 врагов быстрого чтения
    Как читать разные книги.
    Упражнения на расширение поля зрения
    Упражнения на синхронизацию обоих полушарий
    Как готовить пересказ
    Лабиринты
    Таблицы Шульте
    Клиновидные таблицы
    Рисунок двумя руками
    Секретный бонус
    Знакомство со страной загадок
    Прием «Признаки объектов»
    Прием «Круги по воде»
    Прием «Что потом?»
    Прием «Творческая ошибка»
    Сказки про животных
    Сказки от слова «Почему?»
    Прием «Наоборот»
    Что такое комиксы?
    Особый язык историй в картинках
    Как создать комикс
    Как создать интересного героя
    Как придумать сюжет для комикса и написать сценарий
    Создаем свой комикс
    Презентуем свой комикс
    Рисунок двумя руками
    Герои вокруг нас
    Рассказ для мамы и бабушки
    Выделение признаков предметов. Игра «Объект - признак»
    Игра «О чем расскажет сходство»
    Общие признаки, основания для сравнения. Игра «найди больше оснований»
    Алгоритм: инструкция, план – сходство-различие
    Секретный бонус
  68 часов  

 

Год обучения (34 часа)

№ занятия Количество часов Тема урока
    Логика Игра «Повтори – не ошибись»»
    Лабиринты
    Безвыходных лабиринтов нет! 3 метода выхода
    25 кадр
    В мире геометрических фигур
    Геометрические узоры
    Магия цифр
    Эрудит
    Эйдотехника
    Упражнения на синхронизацию двух полушарий
    Занимательные логические задачи
    Личная флешка
    Коэффициент памяти
    Тест с вопросами
    Игра «Шпион»
    Цифробуквенный код
    Факторы успеха
    Готовимся к олимпиаде по математике – метод запоминания формул
    Забывание. Секреты памяти
    Изобретатель
    Основы конструирования
    ТРИЗ в изучении школьных предметов
    Метод мозгового штурма
    Игры «Да-нет», «Витрина»
    Прием «Картинки без запинки»
    Метод дорисовывания фигур
    Алгоритмы
    Лимерики
    Технология «Дебаты»
    Головоломные размещения и перестановки
Всего 34 часа  
       

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-08-28 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: