Значение для образования




Поэтому работа с искусством экрана необходима именно в рамках образования. Авторитет этих искусств у подростков очень велик; зачастую тот "круг общения", который они себе подбирают, используя телеэкран или видеофильмы, является для них своеобразной "неформальной группой", чьи жизненный ценности и идеалы становятся примером, поводом для подражания. Кроме того, следует учитывать и еще одно важное свойство экранных искусств - при определенной визуальной агрессивности развлекательной теле- и видеосреды ее действие практически приравнивается к наркотическому. Не замечать искусства, воздействие которого на идеалы подростков особенно наглядно; искусства, которое формирует наше восприятие и пытается формировать наши потребности, - это стало традицией. А между тем именно на материале экранных искусств наиболее наглядно проявляются современные формы общения. Кризис традиционной монологической педагогики достаточно просто связать с демократией экранного зрелища: у всех теперь равные права появления на телеэкране - от президента России до “бомжа”; система ценностей проявляется и реализуется в других вещах. Но формально высказать свое мнение может каждый.

Если мы вспомним ставшее уже притчей во языцех советское телевидение - контраст очевиден. Там говорили избранные, которые диктовали так называемое “общественное мнение” - здесь говорят все. Но говорят не сами, а “прячутся” за мнение своих персонажей - тех, кого снимают; однако любой школьник в состоянии понять в результате специального анализа собственного восприятия экрана, как из положительного интервью можно смонтировать отрицательное, как снять “огромную толпу” на полупустой площади и т. п. Возникает парадокс: на самом деле наше восприятие определяют личные пристрастия и профессиональное мастерство тех, кто “делает” телевидение; так называемой “объективной” информации не существует, она в каждом случае изначально субъективна - но оценить степень этой субъективности, скорректировать информацию, увидеть, что стоит за ситуацией можно лишь обладая навыком в области художественного восприятия экрана, а также умением анализировать собственное восприятие. Собственно, курс основ аудиовизуальной культуры для подростка и подразумевает выработку такого навыка, когда увиденное не слепо “потребляется”, но осмысливается: а что именно я увидел? Почему воспринял это именно так? Хотели ли мне внушить какую-то мысль - и с какой целью? Как мне на это реагировать? Эта цепочка восприятия относится лишь к уровню осознания; а поскольку, по данным НИИ физиологии РАН, 95% мышления происходит на уровне подсознания (там, где работают и механизмы эстетического восприятия - чувственно-эмоционального воздействия, мгновенной оценки, интуитивного поиска, принятия ситуации на уровне эмпатии или отторжения), необходима работа по формированию комплекса навыков, которые способствуют рождению не только эстетического мировосприятия, но и мировоззрения, где активность по отношению к миру проявляется через законы красоты, любви, гармонии.

Если мы рассмотрим сценические эффекты документальных телепередач, то увидим механизм, убивающий принцип и возможность воспитания "человека в себе" через эту системы ценностей. Новости, снятые и поданные откровенно театрально; американские репортажи о войне в Ираке, снятые и смонтированные в рекламном стиле; цирковой подтекст многих российских телевизионных политических ток-шоу, ирония остранения острейших проблем нашей жизни в программе “Куклы”, “клиповое” мышление в некоторых молодежных передачах или на канале МУЗ ТВ - все это является предметом интереса подростков и может служить материалом для плодотворных дискуссий о необходимости не только иметь собственную позицию восприятия, но и уметь при случае реализовать свои взгляды в той же “системе измерений”, споря в предлагаемыми точками зрения или даже поддерживая их. Самым существенным в итоге является то, что подросток, прошедший этап творческой реализации своих замыслов в технологии аудиовизуальных искусств, теряет свойство "управляемости" через СМИ и обретает самостоятельный взгляд на вещи. Таким образом, творчество в сфере аудиовизуальных искусств становится ключевым моментом процесса социальной реабилитации подростков.

Условия диалога

Аудиовизуальные искусства оказывают огромное влияние на развитие личности. Работа с этой сферой может стать поводом для перестройки всей системы общения, если педагог выберет для себя правильную позицию. В первую очередь для успешной работы необходимо элементарное соблюдение условий диалога:

1. Желание понять собеседника.

1. Равенство всех участников диалога по отношению к новой информации.

3. Отсутствие жесткого диктата в подведении итогов; ценность дискуссии - в разнообразии мнений, а не в приведении всех размышлений к единому выводу, единому знаменателю.

Таким образом, преподавание основ аудиовизуальной культуры может быть базой для выработки у подростков новых форм познания, развития и совершенствования мышления, коррекции эстетического восприятия, реализации творческого потенциала, освоения новых форм взаимодействия с миром, ценностного и профессионального ориентирования.

Педагогический потенциал курса аудиовизуального образования заключен в достижении следующих целей:

· развитие эмоциональной сферы подростка наряду с интеллектуальной;

· закрепление уже известного материала;

· самостоятельный поиск закономерностей в искусстве, объединяющих и разъединяющих основ; развитие способности видеть общее в различных и различное в сходных явлениях;

· активизация творческого начала и стремления к самовыражению;

· умение при необходимости объяснить концептуальный смысл произведения любого искусства посредством перевода и изложения этой концепции на языке медиа (например, концепция живописного произведения - через язык экрана, через литературную рецензию, через компьютерный реферат);

· быстрая обучаемость, высокая задействованность уже имеющихся у человека знаний;

· развитие потенциального интереса к поиску новых, творческих путей и форм решения поставленных образовательных задач;

· реализация и отработка диалогической модели общения с миром на разных уровнях;

· реализация психологического механизма, позволяющего вырабатывать коллегиальное мнение и общий творческий результат при работе в малых коллективах (микрогруппы по 3-5 человек);

· формирование условий для самообразования и возникновения познавательной потребности - стремления к самостоятельному поиску и отбору необходимой информации;

· формирование индивидуального механизма корректировки информации, получаемой через СМИ, индивидуальной системы ценностных ориентаций;

· возможность самореализации и социальной реабилитации подростков девиантного поведения через практико-ориентированную систему творчества в сфере аудиовизуальных искусств.

Домашнее задание: сделать краткий конспект по данному материалу. Тетрадь сдать учителю до 02.03



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-04-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: