ПЕРЕКРЕСТОК (ВО ДВОРЕ УСАДЬБЫ)




 

Достаточно большой парадный двор, в центре которого расположены:

- Белый дом, получивший свое название благодаря цвету.

- Флигель.

- Подъездная дорога с газоном (сохранившимся в преданиях как зеленый ковер, украшенный кустами роз), когда-то в форме сердца сейчас просто эллипса;

- Парк и дорога уходящая к реке Лошица.

«Двор Лошицкий» известен с 1557 г. Согласно «Литовской метрике» он принадлежал князю Толочинскому. Князья стали первыми хозяевами земли Лошицкой. Позже Лошица узнала нравы и привычки следующих владельцев, коих было немало. Каждый из них вносил свой вклад в формирование усадьбы. Периоды благополучия чередовались с застоями и упадками. В череде владельцев Лошицы были и князья Друцкие – первейшие аристократы древней Беларуси и, как полагают историки, прямые потомки Всеслава Чародея. Именно они основали здесь усадьбу. В их руках имение задержалось почти на два столетия, переходя от одной ветви этого многочисленного рода к другой. В начале ХVIII века (1719 г.), князь Михаил Друцкий-Горский продал вконец разоренную вотчину семейству Прушинских – богатому, влиятельному дворянскому роду. Среди новых владельцев были и маршалки великие (маршалок великий – управляющий двором, министр внутренних дел и главный распорядитель в сенате и на сеймах – все в одном лице. В РП и ВКЛ), и королевские генерал-адъютанты, бискупы, регенты, и депутаты Главного Литовского Трибунала.

Лошицкие инвентари ХVIII в. дают основание предположить, что Лошица имела характер фольварочного хозяйства. Добротный господский дом если и служил владельцам пристанищем, то крайне редко. Сугубо производственный характер усадьбы, требовал, прежде всего удобства, а не красоты. Этим объясняется присутствие хозяйственных служб: коровников, конюшен, амбаров – в близком соседстве с господским домом. Статус Лошицкой усадьбы изменился в конце ХVIII в. Из фольварка она превращается в резиденцию, что влечет за собой необходимость заботиться о придании ей благородного облика, соотвествующего положению, амбициям и вкусам её обитателей.

Благодаря заботам новых владельцев, появился прекрасный парк (конец ХVIII в.), который в течение ХIХ в. становится достойной оправой усадьбы,

переживавшей экономический и духовный расцвет «периода Ефстафия Прушинского» (1820 – 1877 гг.). Нельзя не отметить, что в Минской губернии он был очень известной особой: возглавлял Губернский Комитет опеки над тюрьмами, совет Минских богоугодных заведений, был основателем товарищества опеки над больными и ранеными. А в последние годы своей жизни занимал должность председателя Минского дворянского депутатского собрания. За успешную государственную службу награжден орденами Святого Станислава 1-й и 2-й степени, Святой Анны 1-й и 3-й степени, Святого Владимира 3-й степени, рядом медалей, а также удостоен высокого звания действительного статского советника (в царской России соответствовал чину генерал-майора).

В те времена небольшой Лошицкий особняк видел немало выдающихся личностей, связанных с хозяевами родственными, дружескими и деловыми контактами. Здесь бывали художники, музыканты, литераторы. В творчестве некоторых из них нашлось место и для скромной усадьбы Лошицы. Художник Юзеф Пешка, увидевший её в начале ХIХ в. (1809 г.), создал очаровательную акварель, которая ныне являет нам облик Лошицы двухсотлетней давности. Оригинал хранится в одном из музеев Львова.

Среди друзей Евстафия Прушинского встречаем его сослуживца и младшего товарища, одного из родоначальников современной белорусской литературы – Винцента Дунина-Марцинкевича. Поэт оставил нам свидетельство той дружбы, сделав Лошицкое имение местом действия своей поэтической повести «Купала». Возможно, здешние места вдохновили писателя и на создание известной «Идиллии»:

О, як жа мiла у цiшы вясковай

Думаць i думаць самотна.

А над ракою, над вечаровай

Птушкi спяваюць пяшчотна…

Евстафий Прушинский прямых наследников не имел, поэтому имение перешло Яну (Ивану Ивановичу) Любанскому, сыну родной сестры Евстафия Прушинского – Станиславы Любанской; а от него, в 1884 г. – его сыну – Евстафию Ивановичу Любанскому.

Пока неизвестно, где учился Евстафий Любанский, но нет сомнения, что это был европейски образованный и высококультурный человек. Один из крупнейших землевладельцев Минщины. Круг его интересов выходил за пределы хозяйственных вопросов. Он избирался в городскую и Государственную Думу первого созыва, возглавлял Минское сельскохозяйственное общество, активно участвовал в работе лесоохранительного комитета, выполнял многочисленные обязанности в различных земских учреждениях и комитетах.

Его деятельная и широкая натура не выносила физической и душевной праздности, а веселый нрав делал молодого хозяина Лошицы всеобщим любимцем и душою общества.

С Евстафием Любанским связан 28-летний период наиболее успешного развития лошицкого имения, которое преобразовалось в одно из лучших губернских хозяйств, а Лошица стала центром светской жизни. Активная деятельность пана Любанского, внимательного к новейшим достижениям науки и производства, привела к коренному переустройству имения на капиталистический лад. Реконструкция затронула все постройки в имении, в их числе и флигель.

ФЛИГЕЛЬ

Флигель – по-белоруски «афицына», выполнял самые различные функции по обеспечению потребностей владельцев усадьбы. Одно из основных помещений флигеля – кухня. Её не размещали в жилом здании, чтобы оградить владельцев от неприятных кухонных запахов. Там же, во флигеле, располагался кабинет эконома, в котором по необходимости владелец усадьбы принимал подрядчиков и проверял документацию.

В этом же здании работали слуги: плели корзины, ткали, вырезали ложки.

Для хранения припасов во флигеле имелись кладовые. Одна из загадок флигеля – назначение двух дымоходов, проложенных под коридором. Возможно, это была попытка протапливать две печи одновременно.

Здание обычно делили на две – три части: для прислуги, для работников, для хозяев. Это подтверждает проход в перегородке первого этажа: высота его до реставрации, составляла 1,5 метра, что вынуждало слуг кланяться, входя на господскую половину.

Лестнице, ведущей на второй этаж, более ста лет. Но она ещё в прекрасном состоянии, благодаря тому, что изготовлена из корабельной сосны.

На втором этаже, в панской части, стоял бильярд. Его разместили здесь, для того, чтобы стук шаров не мешал пани отдыхать или общаться с подругами.

Количество возможных дополнительных комнат определялось пристрастиями владельцев и их финансовыми возможностями.

Над вторым этажом надстроена небольшая башенка, восстановленная по старым фотографиям. Ранее, она, вероятно, служила для предупреждения о пожарах и наблюдения за производством работ.

Возраст этого здания удалось определить по Инвентарным книгам, где введение его в эксплуатацию датируется 1895 г. При археологических раскопках, производившихся в 2001 г., под руководством Юрия Афанасьевича Зайца и Леонида Владимировича Колядинского, установлено, что здание полуоборонительного типа было построено здесь в ХV в. на деревянном фундаменте, а в ХVI в. перестроено на бутовом. В подвалах помещения можно увидеть фрагменты бутовой и бутово-кирпичной кладки.

В среде современных историков и археологов существует гипотеза, о том, что на месте нынешнего здания флигеля, когда-то размещался усадебный дом.

 

БЕЛЫЙ ДОМ

Дом хозяев усадьбы удачно поставлен на высоком берегу реки Свислочь. Элегантный особняк в стиле модерн и сегодня впечатляет оригинальностью архитектурного решения и является центром всей усадебной композиции.

Белый дом состоит из двух частей: деревянного одноэтажного и двухэтажного каменного, прилегающего к торцевой части первого. Разный строительный материал и внешний вид говорят о том, что создавались они не одновременно.

Каким был облик дома в его первоначальной ипостаси и когда он был построен, неизвестно. На протяжении своего долгого существования строение не раз подвергалось переделкам и перестройкам. Документально подтверждена только одна, произведенная в 1724 г., вскоре после приобретения имения Прушинскими. Кроме того, в результате археологических исследований, в сентябре 1987 г., с целью изучения фундаментов дома, обнаружены остатки старинной кирпичной кладки конца ХVI – начала ХVII вв.

Дом Прушинских, был не слишком велик. Внешний вид его характерен для шляхетской усадьбы средней руки или фольварка: прямоугольный в плане, одноэтажный, из бруса, на мурованном фундаменте, накрытом тесом от дождя, под высокой гонтовой крышей, с небольшим крыльцом без покрытия. Таким дом простоял без изменений почти 150 лет.

Последним владельцем Лошицы был Евстафий Любанский. Понятно, что старый дом не соответствовал амбициям молодого хозяина, казался тесным, поэтому был основательно перестроен. Специально приглашенный архитектор, имя к сожалению не известно, нашёл нестандартное решение: к торцу одноэтажного деревянного корпуса пристроили новый двухэтажный объем с четырехскатной крышей, а с тыльной стороны перед новой двухэтажной частью построили, подняв на высокий цоколь, террасу-веранду. В результате дом приобрел асимметричную, но достаточно органичную композицию, будто бы задуманную с самого начала его строительства. Деревянной декоративной резьбой украсили аккуратные столбики, поддерживающие крышу парадного входа, оконные наличники и карнизные пояса фасада.

В одноэтажной части особняка разместились: парадные покои (просторный вестибюль в форме неправильного шестигранника и соседствующий с ним большой салон), библиотека, столовая и буфет, а также несколько салонов. Рядом с большим салоном расположено ванное помещение, возможно одно из первых в округе.

Специализированные журналы того времени рекомендовали каждое помещение особняка оформлять в своем неповторимом стиле. Для вестибюля Любанские выбрали английский. Стены облицевали панелями из мореного дуба (согласно источникам, де-факто из сосны), отдав дань моде. Но главным украшением вестибюля стала печь, оформленная удивительного качества плиткой, на сегодняшний день она уникальна. Кандидат исторических наук Трусов О.А., основываясь на орнаментации и общих пропорциях этой печи, предполагает, что изразцы, из которых она сложена, изготовлены в Беларуси. Не исключено, что это продукция одного из Копысских заводов.

Кстати, камины и кафельные печи сыграли не последнюю роль в украшении покоев. Их в доме сохранилась целая коллекция (шесть). Наибольший интерес представляет печь-камин в большой крайней комнате, оформленная зелеными поливными изразцами. Печь представляет собой сложный двухъярусный объем [показ фото]. В центральной части нижнего яруса находится топка, первоначальные дверцы которой, к сожалению утрачены. Боковые стенки нижней части печи обложены изразцами с геометрическим орнаментом. Фасадную широкую часть украшают две объемные изразцовые сложнопрофилированные колонны, верхние части которых заканчиваются маскаронами. Левый маскарон изображает мужскую голову в ренессансном берете, а правый – женское лицо, обрамленное сложной прической с косами (при рассказе использовать портфель экскурсовода).

Второй ярус печи более высокий и узкий, чем первый. Центральная часть украшена большим изразцовым панно, на котором изображена группа людей эпохи ренессанса. Каждая деталь одежды, обуви, интерьера помещения, где происходит действо, поражает своей деталировкой и высокой степенью мастерства. Нельзя не сказать, что Лошицкая печь-камин не имеет близких аналогий на территории Беларуси и, возможно, привезена из Западной Европы.

Коридор и лестничный объем дома были украшены оригинальной помпейской росписью. В некоторых комнатах и сегодня сохранились очень интересные настенные рисунки, частично спрятанные под более поздними наслоениями краски.

При оформлении библиотеки и столовой использованы элементы ренессанса, а гостиная выдержана в самом популярном из всех подражательных стилей – в шикарном и забавном рококо. Интерьер дополнял паркетный пол, орнаментальные лепные карнизы, дорогая мебель, картины…, среди которых особо выделялись портреты работы Людомира Яновского. Часто бывая за границей, супруги Любанские приобретали живопись и другие произведения искусства.

Поверьте на слово, внутреннее оформление комнат впечатляет не меньше и сейчас, хотя его очарование можно только представить, глядя на остатки былой роскоши…

Давайте пофантазируем…

Теплый летний вечер. Удобный и со вкусом обставленный дом, окруженный великолепным старинным парком на берегу Свислочи, со множеством цветов перед фасадом, наполняется гостями. Евстафий Любанский, любитель устраивать яркие празднества, сделал любимой жене очередной королевский подарок – дал в её честь шикарный бал, эффектно обыграв его: центральная липовая аллея превратилась в настоящую сказочную дорогу, по обеим сторонам которой мерцали огнями зажжённые смоляные бочки. Вечерний воздух наполняли волшебные мелодии венских вальсов Штрауса, - играли духовые оркестры Коломенского и Серпуховского полков, расквартированных в Минске. Даже сейчас легко представить, как, минуя аллею, к парадному крыльцу, по подъездным дорогам следуют кареты и коляски. О достатке гостей можно судить по ливреям слуг и красоте лошадей.

Светские дамы в нарядных платьях стучат каблучками по деревянным ступеням лестницы…

И вот уже чья-то рука небрежно опирается на кресло в каминном зале… Веселье, смех, бал в разгаре…

Одним словом, все было в лучших традициях развлечений великосветской знати. И всему этому был свидетелем – Белый Дом.

Все события социально-политической жизни нашей земли нашли свое отражение в истории Лошицы.

В период белорусизации, в Белом Доме действовал драматический кружок под руководством господина Пятницкого. Им были поставлены здесь спектакли по произведениям белорусских авторов: «Сялянка», «Павлинка», с участием народных артистов – жителей ближних сёл и деревень. Народный театр, постановки которого собирали большой круг зрителей, стал своеобразным центром национально-просветительской работы среди местного населения, привлёк внимание известных деятелей культуры Беларуси. Режиссер Первого товарищества белорусской драмы и комедии, первый народный артист БССР Владислав Галубок неоднажды бывал в Белом Доме и приглашал наиболее талантливых участников кружка в свою театральную студию.

Еще одна малоизвестная и, соответственно, широко не рекламированная страница истории Лошицкого усадебного дома. В первые годы Советской власти в Белом Доме велась подготовка кадровых диверсантов для работы в Западной Беларуси. Не однажды в Лошице гостил, проходил полную реабилитацию и получал соответствующие инструкции атаман народных мстителей Юзеф Муха-Михальский, ставший позже жертвой сталинских репрессий. Его учителями были известные в то время люди: Кирилл Орловский (1895 – 1968 гг.) и Станислав Ваупшасов (1899 – 1976 гг.).

С июля по ноябрь 1944 года в Лошице размещался штаб партизанского движения Беларуси.

Малоисследованной остается деятельность с 1946 по 1947 года Гуманитарной миссии ЮНРРА, штаб-квартира которой находилась в Лошицком усадебном доме. Это была созданная при ООН организация для оказания материальной помощи странам, пострадавшим во время второй мировой войны. ЮНРРА поставляла в БССР – продукты, медикаменты, одежду, семена, сельскохозяйственное и промышленное оборудование. Общая сумма помощи составила 61 млн. долларов.

На Военном кладбище, по ул. Козлова, похоронена молодая сотрудница

миссии Рут С. Уоллер, уроженка Калифорнии.

Прошли годы… Хочется верить, что это милое, доброе здание возродится и дальше будет нести тепло и радость грядущим поколениям.

Достойной оправой Белого дома служит изумрудный парк, в развитии которого немалая заслуга Евстафия Любанского.

 

ЛОШИЦКИЙ ПАРК

Парк, в переводе с английского, большой сад или роща, с дорожками для гулянья, с цветниками, площадками для игр, водоемами и т.п.

Парк – это творение рук человеческих.

Современное парковое строительство вобрало в себя многовековой опыт. В мире сложилось два главных садово-парковых стиля: регулярный (французский), где общая планировка, и решение отдельных элементов, подстрижка деревьев и кустарников производилась в строгом соответствии с законами геометрии. Он господствовал в Европе во второй половине ХVII – в начале ХVIII века (Версаль в Париже, Лазенки в Варшаве).

На смену регулярному стилю пришел пейзажный (английский), в основу которого положен принцип подражания естественной природе.

В дань моде, регулярные парки стали перестраивать и появились парки смешанного регулярно-пейзажного типа.

Постепенно, к концу ХVIII – началу ХIХ века «благородный французский сад» (парк) был вытеснен пейзажной планировкой.

В рамках каждого из этих течений появилось большое количество оригинальных приемов садово-паркового искусства.

В конце ХIХ – начале ХХ вв. получили распространение так называемые сельские декоративные сады или экономические парки, где совмещали, казалось несовместимое. На парк смотрели как «на экономическую часть дома, доставлявшую и плоды, и овощи, и рыбу, и мед».

Сегодня, Лошицкий парк, скорее относится к пейзажным, но наличие регулярности прослеживается здесь хотя бы по линейным посадкам старых лип ХVIII в. Основу его составляют местные породы деревьев: липа, дуб, клен, сосна, в возрасте 100 и более лет. Заложен парк в конце ХVIII в., еще при Прушинских. Много внимания ему уделял и последний владелец Лошицы – Евстафий Любанский, при котором парк частично утрачивает регулярность. На месте боскетов (группа ровно подстриженных в виде стенок деревьев или кустарников) Е. Любанский создает пейзажные композиции.

Саженцы для своего парка он заказывал в разных странах, и они, обретя другую родину, в содружестве с её коренными «жителями» создавали чудесный экзотический пейзаж. Парк дошёл до нас в том виде, каким он сложился при последнем хозяине, только очень запущенным и кое-где разоренным. Но все-таки это цельный ансамбль, и в этом его уникальность.

Парк создавался по системе взаимосвязанных полян. Все композиции выполнены с большим эстетическим вкусом и, в целом, представляют образец садово-паркового искусства, обладающего сильным эмоциональным воздействием. В этом вы убедитесь сами, гуляя по дорожкам парка.

 

ДЕРЕВЬЯ

 

· Клен остролистный – величественное, красивое дерево, с колонновидным стволом и широкоцилиндрической или густой, шатровидной кроной. Теневынослив, зимостоек, ветроустойчив, требователен к богатству и влажности почвы. Листья пальчатолопастные, сверху зеленые, снизу более светлые, расположены мозаично, что делает крону очень плотной, не пропускающей солнечных лучей. В любое время года, на земле можно отыскать плод-крылатку клена, напоминающий собой лопасть пропеллера с утолщением с одного конца, в котором находится семя дерева.

Этот плод похож на инженерную конструкцию с хорошо выделяющимися нервюрами – ребрами жесткости и тончайшей оболочкой между ними. Элементарный летательный аппарат – подсказывает наш опыт. И это действительно так.

Подбросьте плод-крылатку. Он будет снижаться, как вертолет с отключенным двигателем, когда набегающий поток воздуха заставляет вращаться лопасти винта и тем самым дает машине возможность планировать.

Плодик клена, как и винт вертолета, вращается из-за сопротивления воздушной среды, а также вследствие собственной эксцентрической конструкции. Его вращение происходит вокруг центра тяжести, располагающегося там, где находится семя. Обращение крылатки вокруг центра тяжести создает видимость замкнутой круговой поверхности, площадь которой составляет 20 квадратных сантиметров, что в 10 раз больше по сравнению с площадью крыла, равной приблизительно 2 квадратным сантиметрам. Вращение позволяет снизить скорость падения плода-крылатки на землю в восемь и более раз. Сегодня, используя инженерный термин, можносказать, что летательный аппарат плодов клена построен по типу «несущего винта». Это дает им возможность не падать под дерево, как желуди дуба, а перемещаться на значительные расстояния от материнского растения.

Легкого порыва ветра вполне достаточно, чтобы опускающуюся с высоты 10 метров крылатку унести на расстояние до 100 метров. А под влиянием завихрений и восходящих потоков воздуха дальность полета может увеличиться в несколько раз. Так отобранная в эволюции тонкая и изящная конструкция плода, который перемещается на сотни метров, позволяет клену «захватывать» новые территории.

Клены особенно красивы в сказочную пору золотой осени, когда каждый из листочков кажется кусочком солнца. В некоторых городах Швеции и Дании опавшую кленовую листву не убирают до первого снега. В парках и скверах, она выглядит своеобразным, удивительно живописным ковром.

А Канаду поэтически называют Страной Кленового Листа. Кленовый лист красуется на гербе и на государственном флаге, и на спортивных костюмах канадских хоккеистов.

Сахарный клен признан национальным деревом Канады. Долгое время он был единственным источником сахара как для коренных жителей Северной Америки, так и для первых переселенцев из Европы. Делали сахар из кленового сока, который добывали весной, до появления листьев.

Сок клена обладает лекарственными свойствами (противоцинготное средство).

Растет здесь и сосна черная, отличается от обыкновенной сосны более темной корой, темно-зеленой мощной хвоей и крупными шишками.

· Сосна черная – дерево гор, образует сосняки на высоте от 250 до 1800 метров над уровнем моря, предпочитает места со снежной зимой и не слишком влажным летом. У этого вида обширный первичный ареал: от Марокко до Пиренейских гор, от Альп до Карпат, все горы Средиземноморья и Малой Азии.

Веймутова сосна, с нежной шелковистой хвоей и серым стволом, - очень оригинальный вид, относится к пятихвойным соснам, распространена в основном на северо-американском континенте, встречается в умеренной зоне и в тропиках Европы и Азии. Нередко достигает высоты 50 метров, образует этажеобразную крону неправильной формы. В Европу завезена в 1705 г. используется для озеленительных целей, т.к. весьма декоративна.

Сосна – одно из самых распространенных деревьев. У нас это главная лесообразующая порода, занимает 60% общей площади Гослесфонда Республики. И чаще всего эта жемчужина белорусских пущ растет в чистых, однопородных насаждениях. Красивы сосновые обрамления чудесных зеркальных озер Лепельщины, неоглядной, сказочно-прекрасной Нарочи, привольного Наднеманья! Говоря о соснах, нельзя не вспомнить об их фитонцидности. Вообще этим качеством обладают многие представители растительного мира. Оно заключается в выделении летучих веществ – так называемых фитонцидов.

Слово фитонцид происходит от греческого фитон – растение и латинского цедерс – убивать. Фитонциды подавляют деятельность многих представителей микробного мира.

Среди древесных растений сосна – один из лидеров по фитонцидности. Каждая хвоинка сосны – крохотный озонатор воздуха. Воздух в сосновом лесу настолько стерильно чист, что соответствует строгим нормам, принятым в медицине для операционных помещений. Поэтому многие здравницы республики – санатории, курорты, дома отдыха и детские оздоровительные дачи и кемпинги находятся под сенью благодатных сосновых сводов.

После прогулки по сосновому лесу у человека улучшается обмен веществ, повышаются утилизация кислорода, выделение углекислоты, увеличивается количество функционирующих капилляров и скорость кровотока. Если перевести эти медицинские термины на бытовой язык, то можно сказать, что у человека резко улучшается самочувствие.

А волшебный янтарь? Ведь это не что иное, как отвердевшая за многие века сосновая смола, знаменитый солнечный камень – так впервые назван янтарь в древней «Одиссее». Много высказывалось о нем противоречивых мнений. Раздавались в старину голоса, что это особый божий дар. Ученые средневековья почитали его за минерал. Только великому русскому ученому Михаилу Васильевичу Ломоносову удалось высказать верную мысль: он назвал янтарь окаменелой смолой. Теперь наукой доказано, что золотистые кусочки янтаря – это смолистые выделения хвойных деревьев, прародителей нашей сосны. Около 10 миллионов лет они хранились в морских песчаных наносах, постепенно каменея и превращаясь в драгоценные слитки.

В одном из польских сказаний говорится, что кусочки янтаря – это слезы прекрасной панны Гелены, которая горько оплакивала разлуку с любимым, роняя их в холодные волны Балтики. Рассказывают и такую легенду: на дне глубокого и неспокойного Балтийского моря, в прекрасном дворце из медового камня жила морская принцесса Юрате. Однажды услышала красавица принцесса веселую песню, которую пел над крышей дворца молодой рыбак, ловивший рыбу. С первого взгляда влюбилась Юрате в юношу. Узнав об этом, грозный бог Перкунас ударом молнии поразил рыбака, а Юрате приковал толстой цепью к стене разрушенного дворца. И всякий раз, когда море успокаивается и Юрате видит тело своего возлюбленного, она горько плачет и слезы её в виде кусков янтаря море выбрасывает на берег.

Поистине сосна – прекрасное и удивительное растение. Часто, она растет там, где невозможна жизнь других деревьев. Своими корнями сосна удерживается на обрывистых, практически лишенных почвы скалах, образует целые рощи на безводных песках, встречается на заболоченных территориях.

Корни сосны обладают феноминальными особенностями, они будто бы заранее знают, как себя вести в той или иной обстановке. Если сосна выросла на таком месте, где подпочвенная вода держится не слишком глубоко, то она посылает к ней сильный стержневый корень, который, как насос, подает дереву влагу. Там же, где вода настолько глубоко, что корню все равно до неё не дотянуться, сосна расстилает сетку мелких корней недалеко от поверхности. Они перехватывают дождевую и талую воду, и сосна живет на этом скудном и непостоянном пайке. А, при избытке воды, например, на болоте, сосна спасается от вечной сырости тем, что размещает свои корни почти совсем у поверхности, словно поджимает их под себя. Благодаря своим удивительным корням она и может жить чуть ли не в любом месте.

И ещё одна особенность выделяет семейство сосен среди остального растительного мира – абсолютное долголетие.

Раньше долгожителями считались секвойи Северной Америки, возраст которых от двух до четырех тысяч лет. Но не так давно лавры чемпиона долголетия перешли к сосне.

В суровых горах Уайт-Маунтинс, лежащих на юго-западе США, ученые обнаружили целый лес неизвестных науке сосен, получивших название остистых. И место произрастания, и внешний вид сосны – все удивляло. Проведя исследования, ученые установили, что старейшей из сосен пять тысяч лет.

Интересно, что самые старые из остистых сосен произрастают в наиболее неблагоприятных условиях: на крутых каменистых склонах, на высоте около трех тысяч метров над уровнем моря. Растут эти сосны очень медленно. Их древесина чрезвычайно плотна и насквозь пропитана смолой, что защищает её от болезней и гниения. Те же остистые сосны, которые находятся в хороших условиях, растут быстро, но продолжительность жизни у них намного короче. Ученые предполагают, что именно трудные условия делают остистую сосну столь долголетней.

· Лиственница. В Лошице растут два вида: лиственница сибирская и лиственница Кемпфера (Кемпфер – врач голландского посольства в Японии в начале ХVIII в. Его хобби – дендрология).

Лиственница – очень красивое, высокорослое дерево. 30-40 метров высоты для неё не предел, встречаются и 50-метровые деревья при толщине ствола до 2-х метров. Живет до 500 лет. Крона узкая, ажурная, иголочки на ветках мягкие, нежные.

Специалисты относят лиственницу к хвойным растениям, но в отличие от ели и сосны, она ежегодно сбрасывает на зиму свой зеленый наряд. Из-за способности сбрасывать хвою, лиственница и получила свое имя.

Особенно хороша лиственница весной и осенью:

- весной, длинные желто-соломенные её ветви дружно расцвечиваются густыми щеточками нежных ярко-зеленых хвоинок. На их изумрудном фоне, как огоньки новогодней елки, одна за другой «вспыхивают» красноватые, розовые или зеленые шишки и желтые колосочки. Празднично красивы лиственницы в эту пору. Легкий ветерок поднимает над их кронами облака золотистой пыльцы. Идет опыление.

Лиственница – растение однодомное: женские шишечки и мужские колоски у неё находятся на одном дереве.

- Летом окраска хвои темнеет, рост её прекращается;

- Ранней осенью лиственница вновь предстаёт в праздничном, на этот раз золотисто-оранжевом наряде.

Лиственница сибирская стала в 1960 г. национальным деревом СССР. Именно тогда, в небольшом американском городке Сиэтле, штат Вашингтон, заканчивал работу Всемирный лесной конгресс. Представители извечно мирной профессии, съехавшиеся сюда из 96 стран, решили завершить конгресс созданием Парка дружбы народов. В центральной аллее каждая делегация должна была высадить национальное дерево. Почему в СССР им стала лиственница? – Почти половину лесных массивов Советского Союза занимало это дерево. Лиственница – настоящий клад. В тайге смола лиственницы – живица, заменяет зубную щетку. Если её старательно жевать по утрам и вечерам, то зубы станут чистыми, белоснежными, укрепятся дёсны, а во рту останется приятный аромат.

Славится лиственница долговечностью, на редкость стойка её древесина. Многие сотни и даже тысячи лет она великолепно сохраняется, приобретая со временем все большую прочность и оригинальную окраску. Ещё и теперь в глухих чащах сибирской тайги нередко можно набрести на остатки старинных крепостей, построенных воинами хана Кучума. Четыре столетия назад положены в них бревна лиственницы, а никакой порчи не видно.

Немало изделий из лиственницы найдено и при раскопках знаменитых Пазырыкских курганов на Алтае. Эти уникальные свидетели вечной молодости лиственницы хранятся сейчас в Эрмитаже: срубы могильных склепов, колоды-саркофаги, боевые колесницы с колесами, сплетенными из корней лиственницы – все это изготовлено ещё в бронзовый век. За тысячелетия древние изделия лишь потемнели да приобрели твердость камня. Разве не чудесны эти превращения?

· Ель. Посмотрите, как все в ней соразмерно. Точеный прямой ствол, с корой от сероватого до коричневатого цвета, постепенно суживается к верхушке. По стволу, кругами, как этажи, расположены мутовки (мутовка – группа листьев, ветвей или цветков, расположенных на стебле на одной высоте) тонких веток, по которым можно узнать возраст ели. Каждая мутовка – один год. Верхние ветки дерева никогда не затеняют нижние – всем должно хватать света. Такое расположение ветвей особенно рационально в густом еловом лесу.

Определяют рост всего дерева и каждой веточки верхушечная почка и почки помельче, сгруппированные кольцом вокруг неё. Весной из центральной почки вырастает главный побег, продолжающий ствол, а из боковых – очередная мутовка веток. По такой же схеме развиваются и ветви дерева.

Ель растет в течение всей своей жизни.

Листья ели мы называем хвоей. Они – игловидные, длиной 1-3 см., колючие, четырехгранные, на ветвях располагаются по спирали.

Ель дает человеку очень много ценного. И главное, что она способствует развитию культуры. Древесина ели, прекрасного качества, желтовато-белого цвета, мягкая, идет на бумагу, которой изготавливается в год во всем мире столько, что, разостлав бумажные листы, можно было бы обернуть ими весь земной шар, как головку сыра. Кроме того, ель – «музыкальное» дерево: её древесина поет в скрипках, виолончелях, роялях. В нашей стране её древесина представляет собой основной материал для изготовления роялей, пианино, струнных инструментов. Вероятно, и знаменитые скрипки Страдивари своим успехом были обязаны великолепным качествам богемских елей.

С елью связаны и радостные воспоминания детства. Какое счастье – красавица елка в новогодний праздник! И позже, став взрослыми, мы также не представляем себе Новый год без неё.

Начало веселому новогоднему празднику в первый день января было положено более 300 лет назад, в 1700 году, Петром I. Он издал указ «О праздновании Нового года», которым повелевал «по знатным и проезжим улицам у ворот учинить некоторые украшения от дерев и ветвей сосновых, еловых и можжевеловых», «в знак веселия друг друга обязательно поздравлять с Новым годом». Именно ветвями различных хвойных деревьев предписывалось украшать улицы, а не молодыми сильными деревьями, которые оберегали от порубок, хотя в те времена, в начале ХVIII века, чуть ли не вся территория России к северу от 50-й параллели была покрыта сплошными лесами.

От 15 до 20 лет нужно, чтобы вырастить ель полутора-двухметровой высоты. И горько видеть костры из никому больше не нужных высохших, с осыпавшейся хвоей елочек после 1 января. Может быть, следует возродить старинный обычай и не вырубать миллионы елей под Новый год? Ведь поставленные в воду еловые ветки сохраняют свежесть и аромат вдвое, втрое дольше, чем целое дерево. Не делают праздник менее радостным и искусственные ели, которые все чаще встречаются в новогоднюю ночь в городских квартирах.

· Береза.

Группа высоких белоствольных деревьев всегда привлекает внимание. Это березы. Перед вами дерево, высотою до 25-30 метров, со сквозистой и легкой кроной, разрастающейся прежде всего вверх. Ствол стройный, но часто он бывает двойным или даже многоствольным. Если береза не очень старая, ствол покрыт снежно-белой бумажистой корой. А почему она белая?

Оказывается, береза – единственное в природе дерево, которое имеет в своей коре натуральный (природный) белый краситель. Возьмите в руку кусок березовой коры и вы увидите, что на пальцах остается что-то вроде белого порошка. Это бетулин, и высыпается он из клеток коры березы. Под тонкой и белой корой находится береста – это та же пробка, что и у пробкового дуба. Но у березы этот слой более тонкий.

Поверх белого ствола вытянуты темные горизонтальные полосы – чечевички. Они легко отслаиваются, т.к. состоят из той же пробки. Береста не пропускает ни воду, ни газы. Через рыхлую ткань чечевичек внутрь ствола поступает кислород, необходимый для дыхания дерева.

Молодые веточки березы густо усеяны смолистыми железками. Опадающие, очередные черешчатые листья светло-зеленые и снизу и сверху. У листовой пластины, треугольной или ромбовидной, основание округленное или конусовидное, но расширенное, а верхушка заостренная, края дважды зубчатые. Многочисленные мужские цветки собраны в желтоватые сережки, женские объединены в коротнкие и тонкие, стоячие или расположенные под прямым углом колоски. Цветение происходит в конце весны, затем появляются плоды, многоорешки, похожие на короткие цилиндрические «шишечки», которые, созрев, полностью рассыпаются, освобождая крохотные семена. У каждого семечка есть два прозрачных крылышка, которые помогают им улетать на далекие расстояния.

Белоствольная, с развевающимися на ветру зелеными кудрями, веселая береза, пожалуй, самое любимое нами дерево. Недаром с глубокой древности у всех славянских народов весной чествовали березу. Сколько песен сложено народом о березе, сколько посвящено ей стихов, сколько написано картин, изображающих березовые рощи!

О лес! О жизнь! О солнца свет!

О свежий дух березы!

- писал А.К. Толстой.

 

Ранней весной, как только вода начнет поступать в корень березы, запасы крахмала, отложенные в корнях и стволе, превращаются в сахар, который начинает растворяться в воде и подниматься по сосудам древесины к почкам. Почки, питаясь сахарным раствором, распускаются, вырастая в молодые побеги. Весной, пока из почек не распустились клейкие лис



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-11-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: