- Дата, группа, форма занятия, Ф.И.О. учителя-дефектолога, количество детей на занятии, место проведения занятия, какое занятие по расписанию в этот день.
- Тема занятия, ее соответствие календарно-тематическому планированию и программе. Место данного занятия в системе занятий по теме (разделу).
- Тип и структура занятия: индивидуальное, фронтальное, подгрупповое. Правильность выбора типа занятия с точки зрения целей занятия. Соответствие структуры данному типу занятия, отклонения и их причины. Обеспечение целостности и завершенности занятия.
- Цели занятия: коррекционно-образовательные, коррекционно-развивающие, коррекционно-воспитательные. Их соответствие теме, содержанию занятия, составу детей. Конкретность формулировки (нет ли излишней обобщенности, например: «развивать мышление, речь, память»?).
Содержание занятия
- Соответствие темы, цели и содержания занятия, речевого материала программе, перспективному плану работы, возрасту детей группы. Единство коррекционных, образовательных и воспитательных задач.
- Какие формировались умения, навыки, представления и т.д.? Объем изучаемого материала (нет ли перегрузки).
- Достаточность использования содержания материала в воспитательных целях. Развитие нравственных, эстетических качеств, патриотизма, трудолюбия и т.п.
- Коррекционная направленность занятия: коррекция восприятия, речи, мышления, памяти и т.д.
Организация занятия
- Внешний вид детей.
- Подготовка детей к предстоящей работе, мобилизация их внимания, мотивация деятельности.
- Эстетичность обстановки и оборудования занятия.
- Качество дидактического материала (демонстрационного и раздаточного) и его целесообразность.
Структура занятия
- Основные этапы занятия, их взаимообусловленность и логическая последовательность.
- Продолжительность всего занятия и его этапов.
- Четкость перехода от одного этапа занятия к другому.
- Отступления от конспекта занятия, их причины.
Методическая сторона занятия
- Разнообразие использованных методов и приемов, их взаимосвязь и обусловленность.
- Приемы мотивации, привлечения внимания, обеспечения эмоционального комфорта и заинтересованности!
- Приемы активизации познавательной деятельности (использование средств наглядности, наводящие и подсказывающие вопросы и создание проблемных ситуаций)
- Сочетание индивидуальной и фронтальной работы.
Характеристика профессиональных умений логопеда
- Умение установить контакт с группой детей.
- Педагогический такт.
- Умение достичь поставленных на занятии целей.
- Внешний вид логопеда.
- Речь учителя – дефектолога: доступность, логичность, эмоциональность, краткость, дикция; сила голоса, его модулированность и интонационная выразительность.
Качество работы учителя - дефектолога
1. Выявление ошибок и трудностей, умение успешно вывести ребенка из затруднительного положения и оказание помощи, ее эффективность.
2. Достижение целей, выполнение плана занятия.
3. Коррекционно-воспитательное и коррекционно-развивающее значение занятия.
Выводы и предложения
1. Что ценного из данного занятия вы можете использовать в собственной практике?
Примерный самоанализ прохождения практики
СТРУКТУРА САМОАНАЛИЗА ОБУЧАЮЩЕГОСЯ ПО РЕЗУЛЬТАТАМ ПРОХОЖДЕНИЯ ПРАКТИКИ
1. Каким образом изучали работу ДОО для детей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата, группы?
2. Какие методы, приемы использовали при изучении состава группы?
3. Сколько занятий посетили? С какими типами занятий познакомились?
4. Какие методические приемы были заимствованы Вами и использованы при проведении своих занятий (у кого Вы позаимствовали эти приемы)?
5. Количество самостоятельно проведенных занятий. Какие занятия прошли наиболее удачно, какие вызывали затруднения? Какие наглядные пособия были изготовлены Вами при подготовке к занятиям?
6. Какие трудности Вы испытывали при подготовке и проведении занятий и какая помощь была оказана Вам учителем-дефектологом?
7. Какую воспитательную pa6oту Вы провели с группой детей? Какие формы воспитательной работы Вы использовали?
8. Какую работу с родителями Вы провели, и в какой форме?
9. Какие умения и навыки Вы приобрели в процессе практики?
10. Какую методическую помощь Вы оказали ДОО?
11. Общие выводы по практике. Ее значение в овладении профессиональными умениями учителя-дефектолога. Ваши предложения по совершенствованию содержания и организации практики.
КОНСПЕКТЫЗАЧЕТНЫХ ЗАНЯТИЙ В ДОО ДЛЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯИМ ФУНКЦИЙ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГОАППРАТА
ЗАНЯТИЕ № 1
Тема: _____________________________________________________________
Цель:_____________________________________________________________
Задачи:
1.Коррекционно-образовательная: ____________________________________
2. Коррекционно-развивающая: ______________________________________
3. Коррекционно-воспитательная: ____________________________________
Оборудование: _____________________________________________________
План занятия: _____________________________________________________
Ход занятия
Этап | Содержание | |
Деятельность педагога | Предположительные ответы детей | |
Общие требования к написанию конспекта:
1. Конспект занятия должен быть связан с изучением новой для детей темы.
2. Во вступлении необходимо кратко пояснить специфику обучаемых, возраст, указать учебную программу и материально-техническое обеспечение образовательного процесса на занятии.
Конспект учителя-дефектолога предполагает отражение способности учителя-дефектолога формулировать и планировать задачи, ориентированные на ожидаемые результаты развития и коррекции сенсорной, двигательной, интеллектуальной сфер учащегося; умение отбирать и структурировать содержание занятия в соответствии с задачами, уровнем психофизического развития ребёнка; использовать способы достижения поставленных задач.
3. Основные составляющие конспекта коррекционно-развивающего занятия:
· тема занятия;
· тип занятия: групповое, микрогрупповое, индивидуальное
· перечень источников информации и оборудования, используемых педагогом при подготовке к занятию;
· задачи педагогической деятельности на занятии (коррекционно-обучающие, коррекционно-развивающие, коррекционно-воспитательные)
· описание содержания учебного занятия и способов организации достижения дошкольниками планируемых результатов;
·
Основные части | Деятельность педагога | Деятельность детей |
Вводная | Педагог должен заинтересовать ребенка (к нам в гости пришел зайка, мы получили письмо и т.д) | |
Основная физминутка | Логически связанные задания для ребенка на развитие памяти, внимания, мышления, общей и мелкой моторики и т.д. | |
заключительная | Подведение итогов, что делали, что понравилось ребенку |
Критерии и показатели оценки
№ | Критерии | Показатели |
1. | Компетентность педагога в области постановки цели и задач учебного занятия | Направленность цели на ожидаемый и диагностируемый результат обучения в виде полноценной речевой деятельности ребенка |
Соответствие цели занятия возможностям, способностям, потребностям, возрасту воспитанников | ||
Реальность выполнения поставленной цели в течение занятия | ||
Представление задач занятия как системы действий педагога по достижению цели занятия | ||
2. | Компетентность педагога в области мотивирования обучающихся | Педагог запланировал задание, способствующее актуализации ребёнком личностного опыта и пониманию ограниченности имеющихся умений для решения поставленной задачи или учебной проблемы |
Педагог планирует постановку воспитанниками цели учения | ||
Педагог использует методические приёмы вовлечения воспитанников в деятельность при изучении нового материала | ||
Педагог планирует использовать различные задания так, чтобы ученики почувствовали свой успех | ||
Педагог поддерживает интерес к познанию посредством организации самооценивания учеником степени достижения цели учения | ||
3. | Компетентность педагога в предмете преподавания (уровень владения учебным материалом по предмету) | Педагог демонстрирует знание основ преподаваемого предмета |
Педагог хорошо ориентируется в различных источниках информации (учебниках, учебных и методических пособиях, дидактических и медиа-пособиях, ЦОРах и др.) | ||
Содержание занятия дифференцировано, индивидуализировано в соответствии с психофизическими особенностями детей. | ||
Педагог показывает связь содержания занятия с учебным материалом, изучаемым по другим предметным областям | ||
4. | Компетентность педагога в методах преподавания (уровень методической грамотности) | Педагог использует современные образовательные технологии коррекционного обучения |
Педагог включает здоровьесберегающие технологии. | ||
Представленные в конспекте методы обучения соответствуют поставленным целям и задачам, а также содержанию изучаемого материала, условиям обучения и времени урока. | ||
5. | Компетентность в области организации учебной деятельности | Педагог ставит задачи, структурирующие и организующие деятельность учащихся на каждом из этапов учебного занятия: вводном, основном, обобщающем и заключительном. |
Педагог владеет методами организации индивидуальной и совместной деятельности обучающихся, направленной на решение поставленных целей и задач | ||
Педагог использует методы, побуждающие воспитанников самостоятельно рассуждать | ||
Педагог умеет сочетать методы педагогического оценивания, взаимооценки и самооценки воспитанников |