Сегодня во многих компаниях функцию сопровождения договоров страхования выполняют продавцы – они самостоятельно формируют договоры страхования, распечатывают их на компьютере, вводят в локальные базы данных и т.д. Это приводит к тому, что многие отечественные компании не имеют единой базы данных по заключенным договорам страхования, что, естественно, затрудняет контроль правильности заключения и оформления договоров. Все усугубляется тем, что во многих компаниях нет четко описанных стандартных процедур оформления договора страхования (страхового полиса), нет инструкций по порядку их заключения, что приводит к возникновению множества ошибок. Из-за отсутствия единой базы данных договоры страхования обезличиваются – непонятно, кто из продавцов или сотрудников продающих подразделений их заключил. К тому же возникают проблемы с архивированием заключенных договоров, и становится проблематичным просто даже их найти в случае необходимости. В таких условиях невозможно проводить анализ заключенных договоров страхования, управлять убыточностью «на входе», как следствие этого буксует и процедура урегулирования убытков.
Создание системы сопровождения договоров страхования подчинено той же самой логике, что и создание других подразделений:
· описание бизнес-процесса;
· формирование подразделения, осуществляющего подготовку, оформление, хранение, учет и пролонгацию договоров страхования;
· обучение персонала, работающего в создаваемом подразделении;
· распределение функций между продавцами и обслуживающими их сотрудниками, определение норм, процедур и правил обслуживания клиентов;
· создание и внедрение IT-системы сопровождения договоров страхования.
|
Сам бизнес-процесс «сопровождение договоров страхования» можно представить следующим образом:
Получение заявления и анкеты –– Оформление договора страхования –– Ввод в базу данных –– Согласование договора с андеррайтером и юристом –– Вручение договора клиенту –– Пролонгация договора страхования и заключение дополнительных соглашений.
Необходимо отметить, что согласование договора страхование с андеррайтером и юристом происходит, в случае если заключаемый договор является нетиповым.
На основании описанного бизнес-процесса определяются функции подразделения сопровождения договоров страхования, которые обычно включают:
· подготовку типовых договоров страхования и присвоения кодов полисов по заявкам;
· согласование проектов договоров страхования в центре андеррайтинга;
· передачу (при необходимости) договоров страхования в центр андеррайтинга;
· вручение полностью оформленных договоров страхования продавцам для передачи клиенту;
· ввод договоров в базу данных и проверка;
· хранение всех договоров страхования в электронном и бумажном видах;
· напоминание продавцам о сроках действия договоров страхования и необходимости их перезаключения на новый срок;
· введение страховой отчетности по формам;
· разработка нормативной базы (положение о прядке заключения договоров страхования, положение об изготовлении, учете и хранении страховых полисов, инструкция по кодификации договоров страхования).
Очень важным в процессе сопровождение становится создание системы кодификации и нумерации договоров страхования – все договоры должны быть привязаны к конкретному продавцу, подразделению, филиалу и т.д. Например, регистрационный номер договора страхования может содержать: порядковый номер, год заключения, номер правил страхования, код заключившего договор сотрудника.
|
В состав подразделения сопровождения договоров страхования должны войти специалисты, обладающие хорошими знаниями страховых продуктов и типовых договоров компании; умеющие работать в IT-системе компании; владеющие хорошей скоростью печати. Здесь, как нигде, важны такие личностные характеристики, как аккуратность и внимательность. Естественно, что вся работа подразделения, как и любого другого, процедурируется – разрабатываются инструкции, регламентирующие деятельность сотрудников. Инструкция о порядке взаимодействия подразделений при заключении договоров страхования должна определять порядок заключения типовых и нетиповых договоров страхования, взаимодействие подразделений продаж, андеррайтинга, перестрахования и сопровождения договоров, сроки подготовки документов и обязанности сотрудников подразделения, а также порядок взаимодействия с филиалами, формы документов (заявки, котировки и т.д.). Создание подобной системы контроля позволяет предотвратить мошенничество со стороны агентов.
Наличие в структуре компании подразделения по сопровождению договоров страхования позволяет освободить сотрудников продающих подразделений от технических функций и тем самым увеличить объемы продаж. Значительно улучшается качество договоров страхования при больших объемах заключения, кроме того, повышается качество предоставления страховой услуги, даже при увеличивающемся потоке клиентов. Важное значение имеет тот факт, что с организацией в компании отдела сопровождения договоров страхования, входящие риски по различным видам страхования начинают оцениваться профессионально. И последнее, клиент приходит в компанию, а не к отдельному сотруднику, создается единая база данных по заключаемым договорам страхования. Такая компания направлена на обслуживание большого количества потоков внутри самого рынка, она понятна западному инвестору.
|
Определение франшизы
Точное определение термина «страховая франшиза» дает Закон об организации страхового дела в Российской федерации. Франшиза в страховании – это часть убытков, которая определена федеральным законом и (или) договором страхования, не подлежит возмещению страховщиком страхователю или иному лицу, интерес которого застрахован в соответствии с условиями договора страхования, и устанавливается в виде определенного процента от страховой суммы или в фиксированном размере. Существует несколько видов франшизы: условная, безусловная, временная, динамическая, высокая, льготная и др. Наиболее распространены в страховании условная и безусловная франшизы.
Условная франшиза
Условная франшиза: страховщик вправе не оплачивать нанесенный ущерб, если размер убытка меньше, чем размер установленной франшизы. Однако, если размер убытка больше размера франшизы, тогда ущерб выплачивают полностью. Размер условной франшизы определяет страховая компания. Это может быть процент от установленной страховой суммы или фиксированная сумма в денежном размере.
Безусловная франшиза
Безусловная франшиза: размер страховой выплаты можно определить как разницу между размером ущерба и размером франшизы. Этот вариант лучше объяснить на конкретном примере:
Вариант 1:
· Страховая сумма – 350000 р.;
· Безусловная франшиза – 3500 р.;
· Оценка стоимости ущерба –3000 р;
· Вы не получите компенсацию, т.к размер ущерба меньше, чем 3500р.
Вариант 2:
· Страховая сумма – 350000 р.;
· Безусловная франшиза - 3500 р.;
· Оценка стоимости ущерба – 7000 р.;
· Вы получите компенсацию, размер которой составит 3500 р. (7000-3500=3500).
Временная франшиза
Временная франшиза подразумевает под собой договор, где конкретно прописаны временные сроки наступления страхового случая. Если обстоятельство произошло ранее установленного срока, тогда страховщик не будет выплачивать компенсацию.
Динамическая франшиза
Динамическая франшиза постоянно меняет размер выплаты страхователю. Меняется именно сумма, которая не входит в стоимость компенсации.
Высокая франшиза
При заключении крупных договоров имущественного характера иногда используют высокую франшизу. Размер такой франшизы начинается от 100000 долларов. Если что-то случилось с имуществом страхователя, то страховая компания мгновенно должна оплатить всю стоимость ущерба, а по окончании выплат страхователь отдаст страховщику сумму в размере франшизы.
Льготная франшиза
Льготная франшиза позволяет участникам процесса страхования оговорить те случаи, когда франшиза не будет использована страховой компанией. Например, если в ДТП виноват не сам страхователь, а владелец другой машины.
Регрессная франшиза
Регрессная франшиза: идея такой франшизы в том, что страхователь сам выбирает размер франшизы (от 5% до 40% от суммы страхования), и от размера франшизы прямо пропорционально зависит стоимость страхового полиса (чем выше франшиза, тем меньше цена). Также, если по вине страхователя был нанесен ущерб третьему лицу, то страховщик полностью возместит убыток пострадавшим, а со страхователя возьмет стоимость франшизы в полном объеме.
На первый взгляд, кажется, что франшиза выгодна лишь страховщику, так как она освобождает его от некоторой части выплат. Но иногда страховщик на покрытие незначительных убытков может потратить сумму в 2 раза превышающую размер самого убытка. И вся эта сумма за оформление убытков ложится на плечи страхователю. Поэтому страхователю иногда проще самому возместить незначительные убытки. И при этом он еще и получит скидку при заключении страхового договора. То есть размер франшизы обычно равен той сумме средств, которую страхователь может потратить на возмещение ущерба самостоятельно.