Превечные идеи Божии о мире




Третий Курс

Сотворение мира.

Начинаются семинары. Их должно быть до 50%. Их могут вести даже другие преподаватели. Семинар — это работа студента, а преподаватель — модератор. Семинары проводятся по пройденным темам. Необязательно писать чистовик, это могут быть заметки, презентация, записи на доске. В первую очередь оценивается устный рассказ и ответы на вопросы. За активную работу возможен автомат.

Выступление — вводное слово преподавателя, а потом выступление докладчиков. Время выступления 15–20 минут — мини лекция. Лучше не читать с листка (это слабая тройка) и готовиться заранее. 3–4 доклада за пару. Отличный ответ, если используются некие визуальные средства донесения информации. Основное пособие — Давыденков Зеленый (но там есть косяки) + Малиновский (но там юридическая теория искупления) + Смотри Мудл + Помазанский (краткий, но хорошие формулировки) + Лосский (Очерки и Догматика, но там описка, что диавол независим от Бога по бытию, лучше использовать современный перевод после 2010 года) + Сильвестр Маливанский. Приветствуется использование дополнительных материалов.

 

Догматика делится на две части: Богословие (theologia) и Домостроительство (oikonomia). Богословие изучает Бога в самом Себе — о Боге и Его свойствах — о Едином Боге (признаваемы и другими аврамическими религиями), и о Боге троичном в лицах.

Современный иудаизм это уже не религия Ветхого Завета, но ее ответвление (равинистический иудаизм). Иоанн V Кантакузен, после пострига монах Иоасаф, писал о полемике иудаизма и ислама. Один из ангелов в изображении Троицы (Гостеприимство Авраама) с крестчатым нимбом. Все теофании Ветхого Завета — это явления второго лица Троицы, Бога Слова — Иисуса Христа — велик Бог христиан!

О едином Боге — Монадология и Триадология. Мы тут используем мощный философский аппарат, так как трудно сказать легка о Едином Боге в Трех Лицах. Это и терминология каппадокийцев, и метод аналогий, антропоморфизм. «Перенеси то, что видишь в себе на Бога и не согрешишь» — свт. Василий Великий, — имманентность Бога нам. Используются четко определенные термины. Сущность (общее) и Лицо (частное у одушевленных) — это отшлифованная терминология античных философов.

Есть две конфликтные области отношений: человек-человек и человек-мир. Для объяснения модели отношений человек-Бог заимствуются элементы двух указанных выше, так возникают Юридическая теория спасения и теория Исцеления — обе теории дополняют друг друга. Есть три основных категории: Бог, мир, человек — и в разное время менялся центральный элемент парадигмы мировоззрения человека. Сотерия — буквально медицинский термин озанчающий исцеление, но у человека есть и свободная воля, т. к. спасение не совершается автоматически, есть элемент личной ответственности, поэтому нельзя отбрасывать и юридическую теорию.

Мы изучали предварительные понятия. Основные свойства догмататеологичность (вероучительность, имеет отношение к Богу), богооткровенность (результат Божественного Откровения, а не ума), церковность (авторитет признается только Вселенским Собором) и общеобязательность (закон для всех верующих и условие спасения)

У кальвинистов, например, считают, что потерять спасение, если ты избран к нему, невозможно, а мы говорим, что все предопределены ко спасению по замыслу Божию, но это не безусловно — человек должен так же предпринять действия к тому. Заданность, а не данность. Церковь сохраняет, объявляет и утверждает догматы. Члены Церкви должны следовать этим догматам даже формально, как неким установленным правилам существования в Церкви. Догмат — кирпичик учения Церкви. Есть еще частные мнения, которые не имеют такой законообязательности как догматы и не имеют определенного подтверждения в Откровении и такого значения в деле нашего спасения. Догмат — вечная истина. Может меняться догматическая формула, его разъяснения. Синхрония — согласование в одном времени в разных местах, Диахрония — в одном мести в разное время.

— Владимир Мустафин об античной философии — ничего лишнего.

Важен вопрос об источниках. Священное предание принимает разные формы, что-то даже невозможно записать. Например, личный опыт или сам Дух Святой — можно описать извне, но чтобы понять нужно пережить. Церковь и написала Священное Писание и утвердила его канон. Есть и формы предания переданные искусством.

 

Икономия — это наша тема на ближайшие два года. Ikonomia — домостроительство (oikos — дом, nomos — закон). Аристотель различает три уровня этики — личный (собственно этика), семейный (икономия, домостроительство), общественный (политика). Икономия — отношение Бога к миру, управление. На славянском — смотрение и строение (Еже о нас исполнив смотрение…). В широком смысле — от творения до второго пришествия, а в самом узком — искупительная жертва (земная жизнь Спасителя). Мы будем рассматривать в широком смысле.

Т.к. мы рассматриваем всю историю человечества, то удобно делить икономию по времени, а так же по разным его аспектам. Сначала творение, потом промышление как мирохранение и мироправление, затем спасение, которое объективно уже совершилось и продолжает совершаться субъективно, и в итоге суд или эсхатология, воздаяние.

 

13.09.2018

Науки изучающие взаимодействие Бога и мира, человека и мира, Бога и человека очень разнообразны. Но нас интересует теологический аспект. Мы начинаем изучение от начала хронологического — от сотворения мира.

Было некогда, когда Сына не было — говорил Арий, подразумевая, что до того, как появилось время было что-то. Подходя к изучению сотворения мира, мы начинаем с теорий нехристианских, для того чтобы лучше понимать истинность теории о сотворении данной нам в Откровении.

Мы должны ставить под сомнение расхожие мнения и шаблоны, что бы не идти на поводу у укоренившихся в сознании общества ошибок. Мир — это первое, что нам дается для восприятия и все наши спекулятивные рассуждения об иллюзорности мира разбиваются о реальность страдания и боли. Так же мы имеем бесспорное ощущение самого себя. Телесное и материальное — это самые мощные наши впечатления на которые мы обращаем внимание. Бог, мир и человек — три фундаментальные категории. Мировоззрение зависит от того, что ставится в центр.

В античности мир ставился в центр и даже боги были зависимы от него. Только христианство правильно иерархически расставило эти категории. Без христианства на первый план выходит человек и в результате даже природа становится врагом. И до сих пор некоторые ученые придерживаются мнения, что мы должны победить природу.

В нашем опыте есть лишь два базовых принципа происхождения чего-то нового: рождение (из себя) и созидание (из сторонних материалов). Эти принципы мы переносим и на сотворение мира. Демиург — творец мира из существующей материи — так возникает дуализм, т.е. есть Бог и сосуществующая с Ним материя. Либо Бог производит мир из Себя, и тогда это пантеизм. Материей мы называем все, буквально лат., ткань из которой делается одежда. В греческом ylee — лес, как стройматериал, или apiron — нечто неопределенное, вещество. Материя — это то из чего все, из чего состоят стихии, из которых все устроено. Нужно правильно понимать, что первые христианские богословы рассуждали в той парадигме древних греческих философов. Они мир представляли не так, как нас сейчас учат в школе и те богословы полемизировали с теми идеями. Нужно всегда учитывать контекст.

Дуализм

Dualis — двойственный. Учение о двух началах. Термин используется с 17 в. В теологии это противоборствующие начала добра и зла. Зороастризм, китайское учение о Инь Ян.

В греческой философии — Бог творит Демиурга, а тот противостоит материи и устрояет ее по божественным идеям. В китайской философии два совечных начала Инь и Ян сосуществуют одновременно и мир творится от их взаимодействия. В зороастризме Бог и Демиург совечны, но противоборствуют и их взаимодействие происходит в человеке, где пересекаются два начала — Тело темница души. У Декарта идея дуализма выражена похоже, как в зороастризме мир материи (экстенсивная (протяженная) неразумная субстанция) и идей (интенсивная разумная субстанция) пересекаются в человеке. Все эти теории не совместимы с христианским мировоззрением. В эпоху гностицизма жил Маркион, который разделил Бога на Ветхого-злого и Нового-доброго, и даже создал свой канон Священного Писания, отвержение Ветхого Завета и антисимитизм.

Не всегда в дуализме начала равноправны. Дуализм используется так или иначе и в философии, и психологии. Активная модель — два активных начала равнозначны и противоборствуют (зороастризм, манихейство, богомильство). Пассивная модель — где есть пассивное и активное начало — активное начало воздействуя на пассивное творит мир. Спасение в дуализме всегда развоплощение, избавление от ограничений материи или зла. Поэтому христианство с учением о Воскресении было трудно принять язычникам. Апостолам приходилось ломать существующие мировоззренческие модели. Гностицизм актуален до сих пор. Главная проблема — Бог ограничен. Но для сторонников дуализма это не проблема.

Материализм

Материя существует вечно. По непонятным причинам она начала самоорганизовываться в тот мир который мы имеем (а порой и он нас) сейчас. В принципе, все что и у нас, только там, где мы говорим о Боге, материалист говорит о случае или неких законах природы.

В христианской парадигме у Бога и мира один Творец и человек ощущая единство с Богом и миром он чувствует ответственность перед обеими сторонами бытия. Даже одним умом постигая истину человек приближается ко Христу. Бог — это не абстракция. Мы имеем внутреннее требование единого начала, и оно должно быть благим. Мы не можем согласиться с существованием в мире зла как чисто субъективной категории сознания, но не можем и согласиться с ограниченным Божеством. С одной стороны, Ветхий Завет — это просто история, но он так же и открывает человеку некоторые истины о бытии Божием. Это не инструкция для жизни. Всегда нужно учитывать контекст.

Внутренняя потребность единства. Об этом говорили еще древние философы. Единство за множеством. Но при этом зло нужно объяснить не обвинив при этом Бога. Дамаскин (Точное изложение) давал с одной стороны критику дуализма (о том, что не два начала) и с другой говорил, что Бог не сотворил зла. Дуализм часто отражает лишь этический аспект.

В эллинистическую эпоху Академия приобрела скептическую направленность и стала просто рассматривать проблемы с разных сторон, но позже произошел раскол на скептиков и традиционалистов, которые вернулись к учению Платона. Они составили канон книг, которым можно доверять и их объясняли современникам, у них появились свои догматы. Дуализм обычно более практичен, а теоретики более склонны к пантеизму.

Пантеизм

Самая красивая идея до которой дошел человек. Многие современные философы придерживаются пантеистических теорий. Это идея целостности бытия. Есть единый источник, который изливается от своего изобилия и сначала возникает мир идей, потом некий мир принципов и наконец чувственный мир. Саморазвертывающееся божественное начало. По мере удаления от источника мир становится все более материальным. Это позитивная идея — человек есть проявление божественного. Наука нас убеждает, что человек это просто пыль в космосе, мир огромен и человек начинает чувствовать себя никчекмным, один на один с собой. Поэтому пантеистическая идея очень привлекательна. Единственная проблема — бытие зла. Если все есть Бог, то зло присуще природе Божества. Но есть и христианские изводы, например кальвинисты, которые говорят, что Бог не обязательно должен быть добр и есть предопределение о вечном спасении и или наказании. Можно и Библию использовать как инструкцию к геноциду неугодных народов.

Креационизм

Это библейское учение о сотворении мира, а не вера в то что мир сотворен за 6 дней по 24 часа. Есть три авраамических религии. Ни иудаизм, ни ислам не постулирую концепцию ex nihilo как единственную. Мы постулируем взаимодействие лиц Троицы и сотворение мира, но вне христианской традиции трудно понять, что означает «сотворил из ничего». В книге Маккавейской есть цитата, которая прямо говорит об этом в речи матери к детям, которых хотели казнить за религиозное восстание. Маккавейские книги не связаны между собой, отдельные произведения. Маккавеи — первые мученики за веру. Вторая книга Маккавеев стала штампом для житий мучеников, это буфер между библейской и христианской литературой. Есть апокрифы (у эфиопов самый полный канон библейских книг). На Тридентском соборе католики зафиксировали канон книг, а мы на Ясском соборе — все в пику протестантам. Критский собор приравнял 6 соборов как имеющих особое значение для всех поместных Церквей.

Карл Фельми «Введение в Православное богословие».

Только христианство может доктринально заявлять о творении из ничего. У иудеев Маккавеи не вошли в канон, но они говорят о сотворении только по книге бытия, осторожно обходя «я-мы» высказывания. Современные филологи скептически относятся к теории, о том, что глагол bara означает только творение из ничего, а глагол asa все остальное творение. Ислам говоря о Боге как о вечном и Едином, но обходит вопрос творения. И иудаизм и ислам каждый раз пытаясь развивать теорию творения скатываются в пантеизм.

Цим-цун — теория отражающая нечто среднее между дуализмом и пантеизмом — Бог в себе создает пространство для мира. Тайна ex nihilo — непостижима, как и тайна Святой Троицы. Единство Бога отрицает дуализм, а Троичность отрицает пантеизм.

20.09.2018

Превечные идеи Божии о мире

Мы не знаем каким был мир первозданный, но исходя из целей мы можем говорить о начале, причинах. Все темы пересекаются и пронизывают друг друга. Те философы, которые говорили об этом тысячу лет назад специально архиизировали свою речь, чтобы уподобить ее древним философам. Возникала проблема создания новых терминов в старой парадигме. Язык живет благодаря тому, что не замыкается сам в себе, обогащается новыми словами заимствованными из других языков.

Лукиан Самосатский — сатирик высмеивавший всех и вся, в том числе и христианство. Он писал на древнем языке и часто прибегал к созданию новых слов.

Если мы под словом подразумеваем информацию, не важно как она записана — это просто разные кодировки.

Глубоко тему о замысле Божием о творении мира раскрыл Дионисий Ареопагит. Сначала эти тексты воспринимались как апокрифы. Позже они всегда издавались с комментарием Максима Исповедника, причем комментарии занимают вдвое больше. Лучшее издание, которое сначала было билингва. Рекомендуется обращаться к английским переводам, так как это язык с жесткими конструкциями. Дословные переводы понять сложно, есть даже целые словари лексики Дионисия, что нанесло удар по софиологам, которые просто написали мудрость калькой с греческого и с большой буквы, так мудрость Божия приобрела личностный аспект (София).

Философский язык Дионисия подобен языку Прокла и биографию последнего очень напоминает описание жизни учителя Дионисия. Так же упоминается Символ Веры, архиерейская хиротония и все это свидетельствует о более поздней датировке произведения.

1) Prototipas — образец, типос, отсюда типологичекие толкования (Анагогия, Тропология, Алегория). Это прообразы или идеи Платона. Толкования Тимея начинают расходиться уже в античные времена. Существование идей говорит о том, что мир создавался не спонтанно, а по некому замыслу, т.е. по движению воли, из побуждения, не по необходимости. Учение о Троице предельно точно указывает на то, у Бога не было необходимости творить мир т.к. Он не один, а три. Свобода в творении делает само творение еще более ценным.

Phtora (corruption) — тленность. Деградация от бытия к уничтожению.

Genesis — становление. Противоположно тленности.

 

04.10.2018

На следующем занятии зачет по теме творения. Давыденков Часть 3, Раздел 1.

Работа Фокина о формировании доктрины Троицы. И вообще у него очень много работ в защиту от латинян.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-01-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: