Трудно представить, что мир был сотворен Богом случайно. Если представить Бога неким безличным аспектом, то такое допустить можно. Если обратиться к Ветхому Завету, то Бог предстает очень одиноким и мир создает для того, что бы был другой. Но мы считаем Бога самодостаточным.
Бог создал мир по преизбытку любви. Все Лица Троицы живут в любви. Бог троичен, потому что в нем есть любовь, и единственное желание Его делиться этой любовью. Мир создан для блаженства и для творения блаженство — это причастность Богу.
Творение — выражения славы Божией. И цель творения — прославление славы Божией, а прославление выражается в блаженстве тварей.
Слава Творца и блаженство твари.
Для чего и почему Бог сотворил мир? О причине творения говорить несколько не корректно, это подразумевает некую причинно следственную связь, а у Бога никакой необходимости нет. Vitios Regresos — дурная бесконечность, должна быть причина у которой никакой причины нет. Если мы можем помыслить нечто выше Бога, то это не Бог. Так доказывает существование Бога Ансельм. Его доказательство постоянно критикуют — для многих это как логическое упражнение. Бог стоит за пределами умопостигаемого и неоспоримое доказательство Его существования Бога было бы насилием над волей человека. Даже Христос запрещал людям рассказывать о творимых им чудесах, желая свободной веры человека. Но, к счастью, доказать существование Бога невозможно методами ума.
Аподексис — дедукция (выведение из общего частного). У Бога нет предпосылок из которых можно было бы Его вывести. Он первоисточник всего. Как триединое бытие Бог, даже если сказать Бог есть любовь… А что вообще такое любовь? Химическая реакция? Любовь формируется, созидается. Влюбленность переходит в любовь. Разные греческие термины обозначающие любовь на деле даже далеко не все греческие философы различали. И любовь к Богу означается эросом, а филия означает просто свой. Есть словарь абсентной лексики древнегреческого языка. Пир Платона — произведение 18+, но есть адаптации и для детей, подшлифованные переводы. Платон и Ко — философские произведения, точные переводы. Ю. Гордер «Мир Софии». Эрос используется и Дионисием Ариопагитом при описании любви к Богу — экстатическое состояние полного самозабвения в любви. Так говорят и неоплатоники.
|
Богословие — это протофилософия, которая занимается причиной всего, занимается вещами реальными и неподвижными. Физика — реальными и подвижными, математика — неподвижными и нереальными, мифы — подвижными и нереальными.
В богословии личность и индивидуальность тождественны, а в психологии отличаются.
Эрос — безудержный полет к цели спущенной стрелы. Сейчас эрос и агапэ употребляются тождественно. Разницу в терминах начали искать скорее русские. Агапэ — это скорее жертвенная любовь Бога к нам.
Промысел Божий.
Следить за структурой ответа, что подразумевает правильную историческую последовательность событий и корректные формулировки мыслей. В икономии нужно следовать от Творения к Эсхатону. Есть последовательность и в теологии. Икономия — это область отношения Бога и мира, и Бога и человека, как особенного творения Божия, а не просто промысел. И далее мы повторяли все, что было в первой лекции…
|
Потом мы перешли к обсуждению поэтики древних молитв, ритме и размере, игнорировании правил ударений. Догматические поэмы Григория Богословия. Есть перевод стихотворный, только смысл в них теряется. Про депресняк Достоевского и удачные переводы его. Про перевод акафиста Богородице на русский.
Ilasmos — умилостивление в др. гр. а в новом гр. очищение. Ilastirion — в ВЗ крышка ковчега завета, а в НЗ так называют самого Христа.
Богословие: Слово от Бога, слово о Боге, слово к Богу.
В Боге есть нечто непостижимое, постижимое, но невыразимое, и выразимое и постижимое. Выражаем мы все словами и чем точнее мы ими пользуемся, тем лучше выражаем мир.
Парадоксы лжеца и брадобрея. Каталог всех каталогов. Множество всех множеств. Софизмы. Термины меняли свое значение со временем и географически.
25.10.2018
Беседы о чудо закваске ассирийской Церкви.
Действия промысла Божия: мирохранение и мироправление.
Мирохранение — забота о сохранении бытия мира.
Мироправление — воля Божия, которой все надлежащим образом управляется и направляется. Благоволение, Домостроительство, Уступки, Богооставленность. Влияние и нападки сатаны, который имеет власть в этом мире.
Образы промышления: естественный и сверхестественный.
Естественное промышление: нравственный закон в человеке и законы природы. Не для всех ощутимо.
Сверхъестественное промышление: чудеса, таинства.
Возможность познания промысла Божия. Свойство Божие — святость, и нас Бог призывает к тому же. К чему это? Бог говорил одному из святых, что вопрос познания промысла исследовать не стоит. Чистому сердцу Бог открывает все в доступную человеку меру.
|
01.11.2018
Как таковой разработанной четко ангелологии в православном учении нет. Наиболее ярко описано служение ангелов в послании к евреям. Там говорится, что это служебные духи. Бог — дух нетварный, а о духовности ангелов идут споры (Фефан Затворник и Игнатий Брянчанинов). Но в целом информация об ангелах для нас сокрыта. Они помогают Богу в деле спасения человека.
Есть апологетическая цель ангелологии — людям свойственен интерес к таинственному. Хочется знать о том, о чем на деле нет информации, поэтому люди уклоняются в область эзотерики. Переубедить людей в том, что все это большей частью домыслы очень сложно. Одна из целей ангелологии это как раз опровергнуть ошибочные мнения об ангелах.
Богообразность ангелов — вопрос полемики. Человек необязательно ближе к Богу по образу, раз у него, по словам свт. Григория Паламы, есть способность к творчеству (хотя, и это спорный вопрос). Есть ересь антропоморфитов, которые считают, что у Бога есть тело, такое же как у нас. В тоже время, само понятие «тело» можно толковать по-разному. Наличие тела можно понимать и как утверждение бытия, т.е. что Бог существует, но такое стоическое понимание не закрепилось, т.к. не соответствует Библейскому пониманию. Но нужно учитывать и такое значение. Так же и у ангелов спорят есть ли у них тонкая телесность или они абсолютно не материальны.
Ангелы
В Священном Писании есть множество упоминаний об ангелах, как о неких существах являвшихся людям.
Слово ангел (гр. angelos, евр. Maleah) — это не только ангел, как существо, но оно скорее указывает на функцию вестника, а не на природу. Это слово употребляется не только к бесплотным духам. Maleah употребляется 196 раз в Священном Писании. Это и люди, которых кто-то куда-то послал (напр. Иаков посылал вестников к брату), Божии посланника (Мал. 3:1 — пошлю ангела моего предо мною, и он уготовит мне путь — об Иоанне Предтече, его порой изображают как ангела), на некоторых фресках и Христа изображают с крыльями (великого совета ангел, ангел завета), и Марию (жена облеченная в солнце, которой даны были два крыла, прообраз Церкви). Все это не просто фантазии авторов, а программные произведения, которые находят основания в Священном Писании.
Бла… бла… бла… про незаконность автокефалии в Украине. Константинополь очень давно утратил свое историческое значение, тем более, что он изначально был город-выскочка и на долго его не хватило. Споры о первенстве вселенского патриарха шли от его появления.
Мат 11:10 Еще раз о Предтече, как посланнике Божием. Иногда древние пророки называются ангелами, например Моисей — ангел, который вывел народ из Египта (спорно). 2Пар. 36:15 — посланники-пророки, которых постоянно гнали. Агг 1:13 — Аггей вестник Господень, посланный от Бога. В нашем переводе часто слово ангел оставлено, когда говорится о бесплотных духах. Мал.2:7 — священник вестник Господа Саваофа. Лк.9:52 — апостолы-ангелы. В Откровении ангелы Церквей — вероятно епископы.
Ангелы, если изобразимы, то должны и обладать некоей материальной природой.
Рассматриваем разные фрески Христа с крыльями. Христос Средовек (во время земной жизни с нимбом лучами). Анри Волохонский — автор Стихов «Над небом голубым есть город золотой», он сделал перевод Литургии и некоторых треб. Для некоторых то, что Евангелия четыре, это тоже свидетельство их истинности. Много-много обсуждаем раскладку иконографии храмов. Вертикальная ось — онтология, горизонтальная — история. Порой в притворе можно найти философов. Дионисий Фурнофорапиот — древнее руководство по иконописи, в том числе и расположению росписи храма.
Гостеприимство Араама. Встреча путников. Трехглавая премудрость с общим трехгранным нимбом. Изображения Феофана Грека, красные, т.к. было много пожаров. Кантакузин, как он был при жизни двойной портрет, как императора и как монаха. Паламу на Руси плохо знали в его время. Были известны его полемические тексты с иудеями. — Велик Бог христиан. Христос-Премудрость с надписью женского рода. Спас Злотая Риза.
13.12.2018
Тюбингенская школа — исследователи философии Платона. Они говорили, что внешняя философия Платона служила только тому, чтобы привлечь в Академию учеников. Академия была закрытым мужским клубом. Философом можно стать только к годам пятидесяти, философ — это активный политический деятель. Подлинное же учение Платона передавалось из уст в уста и фиксировалась уже его учениками. Например, Аристотель изложил всю историю философию. Как таковых философских школ в древние времена не было, это мы уже классифицировали философов для удобства изучения. Платон — продолжатель пифагорейцев.
Аристотель говорит об неписанных догматах Платона (agrapho dogmata). Самое главное не передать словами. Между письменной фиксацией в тексте и появлением чего-то вообще могут пройти столетия. От платона дошло самое большое письменное наследие (от тех что были до него дошли маленькие фрагменты, по которым восстанавливают целые учения, да и от тех, что были после Аристотеля осталось мало записей). Труд писца был очень трудоемким и изобретение книгопечатания было настоящей революцией. Дошедшие до нас тексты, видимо были очень популярны в древности, раз их записывали, и выжили благодаря тому, что их переписывали. Платон и Аристотель сохранились во многом благодаря тому, что на них писали комментарии.
Письменность — проклятие. Память станет хуже, мудрость превратится в многознание. Письму нельзя задать вопросы, она неизменна. Письменная речь не выбирает адресата — не всегда и не обо всем, и не перед всеми можно говорить (Григорий Богослов «Пять слов о богословии»). Письмо не может себя защитить, нуждается в авторе. Например, постмодернизм, для которого нет авторитета, говорит, что важнее не то, что хотел сказать автор, а то как понял произведение читатель. Поэтому устное слово имеет приоритет над письменным.
Библия — это не самостоятельное произведение, но всегда должна рассматриваться в контексте Предания. Это понятно, даже по тому, что знаки препинания появляются позже, чем сам текст, так как они расставлялись в устном чтении, а практики чтения про себя так же не было до нового времени. Sola Scriptura — это примитивизм, т.к. протестанты читали Библию уже под влиянием определенных традиций. Платон в своих текстах пишет, что текстам доверять нельзя.
Все сказанное выше мы упомянули, чтобы объяснить, почему некоторые имена ангелов появились только в текстах 16-го века.
Бог пробелов — Бог который нужен только чтобы объяснять то, что пока еще непонятно.