Контрольная работа по истории
В качестве контрольной работы предлагается выполнение одного из заданий на выбор: написание эссе на одну из предложенных тем, либо запись беседы с современником советской эпохи. Объем эссе не должен превышать 3 тыс. знаков с пробелами, включая сноски и библиографию. Тесты эссе предоставляются в электронном виде.
Тематика эссе по истории
1. «Откуда есть пошла Русская земля?» Истоки возникновения государства у восточных славян.
2. Значение принятия христианства для истории России.
3. Причины и последствия феодальной раздробленности на Руси.
4. Историческая оценка личности и деятельности князя Александра Ярославовича Невского.
5. Значение ордынского ига в истории России.
6. Почему Москва стала центром собирания русских земель?
7. Почему ордынское продержалось на Руси около 240 лет?
8. Опричнина Ивана IV: ее суть и значение для истории русского государства и общества.
9. Почему Россия при Иване IV не смогла закрепиться на Балтике, а при Петре I это удалось?
10. Причины и значение установление крепостного права на Руси.
11. Причины и значение относительного быстрого вхождения Сибири в состав России?
12. Причины популярности самозванцев в России XVII-XVIII вв.?
13. Почему народные восстания XVII в. в России не привели к облегчению положения широких слоев населения?
14. Причины и историческое значение церковного раскола в России середины XVII в.
15. Причины поражения и историческое значение восстания под предводительством Е.И.Пугачева.
16. Причины отставания России от стран Запада к началу петровских преобразований.
17. Значение петровских реформ в истории России.
18. Причины и исторического значение длительного сохранения крепостного права в истории России.
19. Причины и значение эпохи дворцовых переворотов в истории России.
20. Причины и историческое значение реформ начала царствования императора Александра I
21. В чем причины медленного по сравнению со странами Запада развития капиталистических отношений в России XVII-XIX вв.?
22. Славянофилы или западники? Чей взгляд на историю России более обоснован?
23. В чем причины и историческое значение поражения народнического движения?
24. Справедливо ли утверждение, что восстание на Сенатской площади 14 декабря 1825 г. заранее было обречено на провал?
25. Причины и историческое значение поражения России в Крымской войне?
26. Основное содержание и значение «великих реформ» 1860-1870-х гг. в истории России.
27. В чем причины и историческое значение консервативного курса самодержавия при Александре III и Николае II?
28. Причины и историческое значение поражения России в русско-японской войне 1904-1905 гг.
29. Историческое значение участия России в Первой мировой войне.
30. Исторические предпосылки революционных событий 1917 г.
31. В чем истоки и смысл русского коммунизма?
Критерии и параметры оценивания эссе
Эссе пишется студентом на основе рекомендованных источников и литературы в соответствии с приведенными ниже критериями оценки по темам, затрагивающим основные разделы курса.
Эссе – «прозаическое сочинение небольшого объема и свободной композиции, трактующее частную тему и представляющее попытку передать индивидуальные впечатления и соображения, так или иначе с нею связанные». Характерными чертами эссе являются:
· наличие конкретной темы или вопроса. Произведение, посвященное анализу широкого круга проблем, по определению не может быть выполнено в жанре эссе;
· эссе выражает индивидуальные впечатления и соображения по конкретному поводу или вопросу и не претендует на определяющую или исчерпывающую трактовку предмета;
· как правило, эссе предполагает новое, субъективно окрашенное слово о чем-либо, такое произведение может иметь философский, историко-биографический, публицистический, литературно-критический, научно-популярный характер;
· при оценивании эссе акцент делается на индивидуальном взгляде автора на избранную проблему.
2. Объем эссе – до 8 тыс. знаков с пробелами. Параметры набора – шрифт Times New Roman, 14 кегль, межстрочный интервал – одинарный, выравнивание текста – по ширине. Сноски (если есть) – постраничные со сквозной нумерацией. Абзац – 1,25 см.
3. Обязательны ссылки на литературу.
4. Структура эссе определяется предъявляемыми к нему требованиями: мысли автора эссе по проблеме излагаются в форме кратких тезисов. Мысль должна быть подкреплена доказательствами - поэтому за тезисом следуют аргументы.
5. Структура текста эссе может быть следующей:
- вступление;
- тезис, аргументы;
- тезис, аргументы;
- тезис, аргументы;
- заключение.
6. Вступление и заключение должны фокусировать внимание на проблеме (во вступлении она ставится, в заключении - резюмируется мнение автора). Необходимо выделение абзацев, красных строк, установление логической связи абзацев: так достигается целостность работы.
Критерии оценивания
Критерии | Показатели |
Новизна | - новизна и самостоятельность в постановке проблемы; - наличие авторской позиции, самостоятельность суждений; - учет при постановке проблемы новейшей литературы, сравнение их между собой основных точек зрения и высказывание собственного обоснованного мнения. |
Оформление | - оформление ссылок на используемую литературу в соответствии с ГОСТ; - грамотность изложения; - наличие правильного оформленного библиографического списка; - соблюдение рекомендованного объема; |
Грамотность | - отсутствие орфографических и синтаксических ошибок, стилистических погрешностей; - стиль изложения материала, соответствующий жанру эссе; - оформление текста эссе в соответствии с рекомендованными требованиями (шрифт - Times New Roman, кегль (размер шрифта) - 14, межстрочный интервал - одинарный, размер бумаги - А4, поля - 2,5 см с каждой стороны, абзац - 1,5 см, сноски постраничные, межстрочный интервал - одинарный, кегль сносок (размер шрифта) - 12. |
Логика раскрытия проблемы | - четкая последовательность изложения своей точки зрения на проблему; - соответствие логики изложения материала поставленной проблеме; - соответствие выводов поставленной проблеме. |
Процедура оценивания
Шкала оценивания результатов защиты эссе.
«Отлично» - студент продемонстрировал новизну и самостоятельность в постановке проблемы эссе, наличие четкой авторской позиции, самостоятельность суждений, учел при постановке проблемы новейшие исследования, сравнил их между собой в обоснование собственного обоснованного мнения. Круг привлеченных источников достаточно полный для обоснования выдвинутых мыслей. Ссылки на используемую литературу оформлены в соответствии с ГОСТ. Эссе написано грамотно, его стиль полностью удовлетворяет требованиям, предъявляемым к стилистике эссе. Текст эссе не выходит за рамки рекомендованного объема, оформлен в соответствии с рекомендованными требованиями. Присутствует четкая авторская логика изложения взгляда на избранную проблему. Выводы автора вытекают из этой логики и содержат авторский взгляд на ее решение.
«Хорошо» - студент продемонстрировал новизну в постановке проблемы эссе, однако он не вполне самостоятелен в своих суждениях. Авторская позиция присутствует, но в значительной степени базируется на уже высказанных в литературе соображениях. При постановке проблемы учтена новейшая литература, однако сравнение высказанных в ней точек зрения поверхностно или отсутствует, фигурирует в отрыве от высказанных магистрантом собственных суждений. Круг привлеченных источников достаточно полный для обоснования выдвинутых мыслей. Ссылки на используемую литературу оформлены в соответствии с ГОСТ. Эссе написано в целом грамотно, есть лишь отдельные погрешности, его стиль в целом удовлетворяет требованиям, предъявляемым к стилистике эссе. Текст эссе может немного превышать рекомендованный объем, в целом оформлен в соответствии с рекомендованными требованиями. Присутствует авторская логика изложения взгляда на избранную проблему. Выводы автора в целом вытекают из этой логики и содержат авторский взгляд на ее решение.
«Удовлетворительно» - студент поставил проблему эссе, в значительной мере опираясь на подходы и суждения, уже высказанные в литературе. При постановке проблемы новейшая литература учтена далеко не полностью, сравнение высказанных в ней точек зрения поверхностно или отсутствует, или фигурирует в отрыве от высказанных магистрантом собственных суждений. Круг привлеченных источников далеко не полон и не достаточен для обоснования выдвинутых мыслей. Ссылки на используемую литературу зачастую ритуальны, их оформление не соответствует требованиям ГОСТа. Эссе содержит существенные грамматические погрешности, его стиль минимально удовлетворяет требованиям, предъявляемым к стилистике эссе. Текст эссе либо превышает рекомендованный объем, либо его объем недостаточен для раскрытия всех основных аспектов избранной темы. Текст эссе оформлен с серьезными отступлениями от рекомендованных требований. Авторская логика изложения взгляда на избранную проблему присутствует, но в ней есть сбои, мысль автора «скачет». Выводы автора в целом вытекают из этой логики, однако не вполне согласуются с постановкой проблемы.
«Неудовлетворительно» - постановка проблемы отсутствует или подменена общими рассуждениями, косвенно затрагивающих проблему эссе. Проблема рассмотрена в отрыве от литературы и источников или же их круг настолько узок, что не позволяет обосновать выдвинутые автором мысли. Ссылки на используемую литературу отсутствуют. Эссе написано с грубыми грамматическими и синтаксическими ошибками, его стиль не удовлетворяет требованиям, предъявляемым к стилистике эссе. Текст эссе либо существенно превышает рекомендованный объем, либо его объем недостаточен для раскрытия всех основных аспектов избранной темы. Текст эссе не оформлен в соответствии с рекомендованными требованиями. Авторская логика изложения взгляда на избранную проблему либо отсутствует, либо содержит столько внутренних противоречий, что сделанные автором выводы противоречат сформулированной гипотезе.