Трансформирование спец обр в РБ осущ поэтапно,с1998по 2010




Направ-я реформир-я спец образ-я в РБ:

- орг-но-структные преобраз-я

- обновление содерж-я СО

- совершенствование образоват технологий и методик обуч-я.

Совр прав,эконом,соц и организ основы спец обр отраж в законе РБ «Об обр лиц с ОПФР»(май 2004).Вперв на за кур закр права на получ обр детьми сОПФР как в спец учр,так и в учр общ типа,на беспл псих-мед-пед обслед,получ ран кор-пед пом дет в возр до 3лет,псих-пед сапровожд,беспл польз учебн и пособ.

В контексте совр образ тенд обеспеч:-всеобщ хар спец обр,позв реализ образ постулат «все дети обучаемы»;-вариантность сист спец обр(разнообр спец учрежд и оказ кор-пед услуг шир спектра);-преодол отчужденности и закрыт спец обр,свобода выбора и форм организ обр,типа уч завед;-обяз включ род в проц обуч реб,их особ целенапр подгот силами спецов;-обуч с ориент на личн реб,его соц-эмоц разв;-разраб и внедр спец обр стандарта,предпол не только дост реб-м опред образ уровня,нои форм его жизн компетенции.

На гос-ном ур-не спец пом в РБ оказ-ся в рамках Мин образ-я, Мин здравоохран-я, Мин-ва труда и соц защиты. Эт выз-т опред труд-ти, т к межведомственные барьеры меш созд-ю целостной, слаж и действенн сис-мы. Для коорд-ии усилий эт и др структ при Совете Мин-ров созд Межведоственный совет по проблемам инвалидов.

Сис-ма учеб-образоват учрежд-й для детей с ОПФР сущ и разв-ся в соотв-и с Законом «Об образ-и в РБ91-2002», Концепцией реформир-я спец образ-я в РБ1999, Полож-ем о спец общеобразоват шке (шке-интернате) для детей с ОПФР (2002\2005) и рядом др законодат актов и документов.

Под спец образ-ем в РБ поним процесс обуч-я и воспит-я детей с ОПФР, осущ-мый в различ образоват структах и обеспеч общ образ-е, кор услуги, соц адаптацию и интеграцию в общ-во (из Концепции реформир-я).

 

 

18. Вертикальная и горизонтальная структура системы специального образования.

Сис-ма спец образ-я им:

+ вертик структуру:

- осн-ся на возр особ-тях учащихся и ур-нях общеобразоват програм

- сост из5 ур-ней:

~ Период ран младенч-ва (0-3)

~ дошк П (3-6-7)

~ П обязат обуч-я (6-7-16)

~ П сред образ-я и проффесиональной подг-ки (15-18-21 – для незряч, глух, с нар-ем ОДА)

~ П обуч-я и переподг взрос-инвалидов.

+ горизонтальн:

- учитывает ур-нь психофизич разв-я реб-ка, особ-ти его позноват деят-ти и характерр нар-я.

Варианты обуч в сист спец обр опред степенью выраж наруш психофиз разв и позн возм уч-ся.Дети от рожд до 3л восп в учрежд здравоохр(детских яслях,домах реб),в возр от 3л до соверш-в дошк и школьн учрежд обр или соц защиты.

 

 

19. Типы специальных школ и противопоказания к приёму в них.

Шк-ная сис-ма вкл 15 типов спец обуч-я, реализ в 8 (6) осн видах спец шк с обеспеч-ем содерж-я, методов и форм орг-ии:

I: спец (кор-ное) образоват учрежд-е (шка-интернат для глух детей)

II: шка-интернат для слабослышащих и позднооглогших детей

III: шка-интернат для незряч детей

IV: шка-интернат для слабовид детей

V: шка-интернат для детей с тяж нар-ями речи

VI: шка-интернат для детей с нар-ями ОДА

VII: шк-интерн для дет с трудн в обуч-и - ЗПР

VIII: шка-интернат для детей с УО.

Противопоказ-я к приёму в спец шку:

- соматич заб-я (ревматизм в акт-ной фазе, бронхиальн астма с част тяж приступами, туберкулёз, гемофилия, эндокрин нар-я)

- неврологич заб-я (миопатия, тяж нар-я ОДА)

- хирургич заб-я (спинномозговая грыжа, недерж мочи, кала)

- кожн заб-я (все в стадии обостр-я)

- психоневрологич (тяж формы умств отстал-ти с выр-ной дезадаптацией, отсутств-м Н смобслуж-я, явные психопатоподоб и психич расстройства, органич заб-я ГМ с дневными или частыми ночными судорож припадками, вырженные энцефалостенич сост-я, синдром двигат растормож-ти).

20. Варианты специального образования: цензовое, нецензовое, абилитационное образование.

Все спец шк,кроме вспом для дет с инт недост,дают ценз обр-обеспеч обр в обьеме соотв тупеней общеобраз шк.Варианты спец образ-я(4):

+ Цензовое:1) нач шк(1-4кл), базовая (осн) шк(5-10). Структа спец образ-я идентич структе общ образ-я. В подг кл приним-ся в возре 6-7. Спец образ-е:

~ обеспеч форм-е базового V З,соотв гос ур обязат треб-й и оказ-е кор пом и поддержки~ эт достиг реализ базового и кор компонентов учеб плана и прог спец или общеобразоват шкы,если доступ содерж-е обуч-е.

* вариант приемл для дет с нар зр и слуха(Iотд),с ЗПР,реч нар, нарОДА и др нетяж отклон.

2)с ув-ем срока обуч-я. Сруки обуч-я по сравн с обыч ув-ны на 1 г. Спец образ-е вкл:~ общеобразоват подг-ка~ кор пом и поддержк~ труд (проф-труд) обуч-е

* приемлем для детей с тяж формами нар-ями слуха, зр-я, речи, двигат сферы.

* уч-ки, успеш зак-е баз шку IилиII вар, им право получ общеобразоват подг-ку в полных средн шк или в проф-техн учрежд.

+ Нецензовое:3) младш кл( 1-5), старш (6-10), углуб соц и проф подга (11-12).Образ-е:~ обеспеч адекватную позноват возм-тям общеобразоват подг-ку, кор-ную пом и поддержку, проф-труд обуч-е.~ достиж-е возм на осне реализации базового и кор компонентов учеб плана и прог вспомогат шкы.* рекоменд-ся для дет с лёгк, умер и тяж УО

4)нецензованое, абилитацион образ-е:- срок обуч опред степ выр нар и ур обучаемости.- обеспеч общ разв, коррек и компенс нар-й, быт адаптац и социализац.- обуч сост по спец разраб уч пл и типовым прогам или инд образ прогр различ вариантов в зав от хар-ра нар-й и ур-ня обучаемости

- рекоменд-ся для детей с тяж мн-ст-ными нар-ями.

21. Учреждения нового типа для лиц с ОПФР.

Намеч-ся созд-е спец шк нов типа для незрячих и слабовид:

- гимназии и лице;- полные сред шкы для детей с нар-ями слуха (дневн и вечерн)

В России - муниципальные шкы-предприятия- комплексное кор учрежд-е с 3-я структными подразделениями:- общеобразоват шка- психологич консультативн центр

- центр соц услуг для малоимущ слоёв населения.

На базе спец (вспомогат) шк созд учеб-воспитат комплексы(УВК), сост из д/с и шк, кот раб по разноур-невым прогр, ведут акт-ный поиск нов пед, методич и орг-но-управленч форм и методов А, осущ м-ународ сотруд-тво.

Образоват учрежд-я комбинир типа (УКТ) (прообраз спец шк XХI в):

- м б дошк и шк- вкл в себя подготовит группы или классы для норм разв-ся детей и детей с опред нар-ем в разв-и (в 1-м комплексе - слыш и неслыш, в др - вид и слеп и т д)

- специализир-ся на интегрир обуч-и детей с опред нар-ем в разв-и.

Типы кор-ных клав в общеобразоват шке: выравнивания, компенсирующего обуч-я, адаптации, здор-я, интенсивн разв,пед поддержки, для детей «группы риска», пед-ки запущенных, с труд-тями в обуч-и, соматич ослаб-х и т д.

С 1992 г в РБ широк распр получ ЦКРОиРы. Они предназнач для созд комплексной сис соц-пед, психолог, мед реабилит дет с ОПФР с целью их интеграции в общ.

ПКПП м созд в структе шк и дошк учрежд.Глав зач:

- осущ углубл пси-пед обслед реб;-созд необх кор-разв среды;-форм общ спос к учению;-повыш уровня интенсивного разв. дет;-разраб и реализ перспект планов раб по испр индив наруш разв;- провед-е консультатив работы среди учителей, воспит-лей, род-лей по вопрам индивидуализации обуч-я и образ-я.

22. Формы получения специального образования.

Формы получ-я образ-я:

- спец учеб завед-е

- инд обуч-е на дому

- интегрир обуч-е

- обуч-е в усл-ях стационарн лечеб учрежд-я (для част и длит болеющих детей).

-дистанционное обуч

Избранная форма и вариант спец образ-я м измен-ся в зав-ти от позноват возм-тей и учеб успехов реб-ка, его физич и психич работы, способ-ти.

Для взрос с огранич возм-ми для получ-я или продолж-я образ-я: вечерн шкы, спец техникумы, спец гры в техникумах и колледжах, отдел-я в ВУЗах, реабилитацион центры, учеб и производств мастерские от общ-ва слепых, глухих и инвалидов.

23. Интеграционные тенденции в образовании лиц с особенностями психофизического развития.

 

Во многих странах сейчас проходит период от изоляции к интеграции.Интегр основ на концепции «нормализации»,в основу которых положена идея о том,что жизнь и быт людей с ограниченными возм должны быть как можно более приближены к услов и стилю всего общества.Принципы «нормализации» закрепл. рядом правовых актов. Интеграция-обьедин. частей в целое.Но это не механич соедин 2 частей.Инт след рассматр как встречный,двустор проц,кот предусматр совм усил как со стор реб,так и среды,в кот он входит,что явл характерным для эвалюц пути разв интегр в отлич от ревалюц.Одн из первых идею интеграции выдвинул Выготский. Он указывал,что при всех достоинствах спец шк отлич тем осн недост,что она замык cвоего воспит в узкий круг шк коллект,создает замкн мир,в кот все приспособлено к дефекту реб,все фиксирует его вним на cвоем недост. и не вводит в наст. жизнь.

 

 

24. Основные идеи, виды, формы, модели интегрированного обучения.

Осн идея интегративн педагогики:от интег в шк-- к интег в общ.Осн принцип - как м < внеш и как м > внутр дифференциации.

Осн виды:- социальная и образоват.

* нек уч-е выд +:- физич (нахожд дет в 1-м помещ)- функциональн (деят-ностная): хар-но предмет-но-пространственное объед-е- соиоэтальная (включённая): полн снятие соц дистанции, равноправ партнёрство в совместн деят-ти.

Формы:- интернальная: им место внутри сист спец образ(глух + слабослыш)- экстернальная: предполагает взаимодействие спец. и массового образ.положительные моменты:- стимулирующ возд-е > способн одноклассниковов, - наличие широк диапазона ознакомл-я с жизнью, - разв-е Н общ-я и нестандартн мыш-я (у обеих сторон), - возм-ть прояв-я гуманности, сочувствия, милосердия, терпим-ти в реальн жизн ситуациях, что яв-ся эффективн ср-вом нравств воспит-я.

Отрицат. моменты:- неоднород-ть состава класса нанос ущерб хорошо успевающим уч-кам, лишая их возм-ти продвиг-ся в обуч-и > быстрыми темпами, замедляя рост способн уч-ков, - дети с труд-тями в обуч-и нах-ся в невыгодных и несправедл усл-ях конкуренции, не получ необходимого внимания, - учителя стоят перед проблемой: кого обделить вн-ем, заботой, t, - стране нужны граждане, обладающиее интеллектуальн потенциалом.

Варианты интеграции в обуч-и:- комбинир-ная: дети с ур-нем психофизич и реч разв-я, соотв-м или близк к норме, нах-ся в масс группах или классах, получ-я коррекцион. пом уч-ля дефектолога.

- частич: дети с проблемами разв-я влив-ся в масс клы на часть дня- врем: воспит-ки спец гр, вне зав-ти от ур-ня психофизич и реч разв-я, объед-ся со здор детьми не реже 1-2 р/мес для провед-я различ мероприятий воспитат характера.- полная.

Организацион формы в РБ:+ клы интегрир обуч-я:- до 20 чел- не > 3 с тяж патологией однород хар-ра и не > 6 с однород неглубок- мах с необнород нар-ями - 2-4, не > 2х типов нар-й.- 2 уч-ля.+ спец клы в общеобразоват шке- 6-12 челов в зав-ти от хар-ра и ^ выр-ти нар-я с орг-ей внеклас А на интегрир-й осне.

+ кор-но пед-кое консультир-е- охват детей с ОПФР, кот уч-ся в разн общеобразосат шках сельск местности, и уч-ков неуспевающих и нужд-ся во врем пом (4-8 ч/нед в зав-ти от степени выр-ти нар-я) из-за перенесённой продолжит болезни, кот обусловила устойч функциональн измен-я.

25. Внешние и внутренние показатели к интегрированному обучению.

 

При интеграции реб-ка с отклон-ями в разв-и в среду нормально разв-ся детей след учит-ть ряд показ-лей:

+ Внеш:

- ран выяв-е нар-й и провед-е коррекции разв-я с 1-х лет жизни

- жел-е рд-лей обучать реб-ка вместе со здор детьми и их стрем-е и гот-ть реально помогать ему в процессе обуч-я

- нал-е возм-ти оказ-ть интегрир-му реб-ку эффективную квалифицир кор пом

- созд-е усл-й для реализации вариантов моделей интегрир обуч-я

+ Внутр:

- ур-нь психофизич и реч разв-я, соотв-й возр норме или близкий к ней

- возм-ть овлад-я общ образоват стандартом в предусмотр для норм разв-ся детей сроки

- психологич гот-ть к интегрир обуч-ю.

 

 

26. Сущность коррекционно-компенсаторной направленности педагогической работы с детьми с ОПФР.

Образоват проц в спец шк нос кор-но-развивающую направ и способств форм-ю компенсаторн способн, разв личн уч, их соц адапт и интегр в общ. Помим обесп разв реб,форм его 1-нач взглядов на природу, чела, общ, приобр-я необх У учеб деят, культы речи и повед, спец шк осущ всестор псих-медико-пед изуч личн, выяв возм-тей кажд уч с целью выраб необх форм и методов учеб-воспит работы с учётом инд особ.

Корекц-сист псих-пед и мед-соц мер,напр на испр или ослабл физ и псих наруш.мозга б прямой(провед тренинга с исп спец дидакт матер и приемов возд,планир содерж и прогнозир результ кор раб во врем)и косвенной(в проц обуч наступ продвиж в разв реб,корригир его психомат и мыслит деят). Компенс-возм в той или иной мере наруш функц или сост.М б внутрисист и межсист.Декомпенс-распад компенс сист. Псевдокомпенс-мнимые,ложн приспособл,возн в рез реакц чел на те или иные нежел проявл к нему со стор окруж. Кор и комп связ с реабилит-включ меры по обесп и вост функц,компенсации их утраты или отсутст,снят функц огранич.

Комп выступ как условие и как рез кор.

27. Значение ранней коррекции в формировании и развитии личности.

Знач-е ран кор-и в формир-и и разв-я лич-ти реб-ка с дизонтогенезом:

- чем раньше будет начата коррекционная работа, тем с < затруд-ями буд идти двигат, реч и интеллект разв-е.

- гипотеза Никитиных НУВЭРС (необратим угас-е возм-тей эффективн разв-я возм-тей), тесно связ с «сензитив периодам»

- позв > эффективно компенсир-ть отклон-я в психич разв-и реб-ка группы риска => смягч-е вторичных отклон-й.в рез кор в ран возр до 30%дет к 6мес достиг показ нормы,у 90%набл стойкий полож эффект.

- даёт возм-ть сгладить недостатки в разв-и или устранить совсем, обеспеч полноцен жизнь реб-ка.

Ран кор пом позв предотвратить развитие вторичных и третичных наруш.

28. Основные направления, виды и средства коррекционной работы.

Виды коррекции:

- прямая: заключ-ся в проведние тренинга с использованием уч-лем спец дидактич материаов и приёмов возд-я, планир-я содерж-я и прогнозирования результов коррек.работа во t.

- косвенная: предпологает, что уже в проце обуч-я наступ продвижние в развитии реб-ка, корригируется его психомоторная и мыслит деят-ть; пути коррекции выступают: обогащ-е, уточнение, исправ-е имеющегося опыта и формирование нового.

Осн направ-я кор работы:

- сенсорики (деят-ть анализаторов)

- моторики (физич разв-е)

- позноватф-й (мыш-е, пам, речь и т д)

- эмоцно-волевой сферы

- лич-ти.

29. Роль семьи в воспитании ребенка с особенностями психофизического развития.

В прежн гг господ сист отчужд реб с дизонтог от семьи. Специалисты смотрят на родителей как на дилетантов. Но родители,хорошо подготпвливают и оптимистич настроен,оказывают эффективн воздействие на воспитание, состояние и адапт реб. В конечном итоге их влияние оказывает > долговрем и продуктивн,чем влияние врачей, уч,психол. Важно,чтобы родители и специалисты стремились к взаимовыгодн сотруд в интересах психич, физич и соц разв реб. Необх:- помощь родителям в осознании истоков своей эмоц и интеллек реакции по отнош к дефекту разв;- подвести родителей к полн пониманию проги его обуч и реабилит;- привлеч род к активн участию в обуч реб и предостав в их распоряж спос оценки эффектив эт процсса на кажд его стадии.Групы семей, им-их детей со значит отклон-ями в разв-и:+ с выр-ным расшир-ем сферы род чувств:- хар тип воспит - гиперопёка => коммуникатив связи с окруж деформир-ны; - род им неадекватн представ о потенциальн возм-тях реб, у матери - гипертрофир-ное чувство тревож-ти и нервно-психич U.;- у реб: эгоцентризм, пов-ная зав-ть, отсутствие акт, сниж смоценки.+ стиль холодного общ:- проекция на реб со стор род их собств нежелат кач-в.- род фиксир излиш вн-е на леч-и, предъяв-я зав треб к мед персоналу, пытаясь компенсир собств психич дискомфорт за счёт эмоц отверж реб;- реб: эмоц неуст, высок тревож-ть, нервно-психич U-ть, комплекч неполноцен-ти, эмоц беззащит, неувер-ть.+ конструктивн и гибк форма взаимод вод-лей и реб в совместн деят:- рожд реб сплочает супругов;- устойч позноват интерес к орг соц-пед проц,поощр детск см-ти, const поддержка и сочувтвие при неуд;- у реб: чувство защищён увер в себе, потребн в акт уст-ии межличностных отнош.+ репрессивный:- авторитарн лидирующ позиция (чаще отца).- от реб треб неукоснит выполн всех зад, упр,распоряж,не учит при эт его двигат,психич и интел возм; прибег к физич нак;- реб: аффект-агрес повед, плаксив, раздражит, пов возб.Никто на протяж всей жизни реб не буд нах с ним в > тесн контакте, чем род

30. Педагогические условия реализации принципа коррекционной направленности.

Реализация принципа кор направ-ти деят-ти в спец учрежд-и возм при след пед-ких усл-ях:

- целостное возд-е пед-кого процесса на лич-ть реб-ка

- адаптация ср-ва пед-кого проца к особ-тям позноват деят-ти и направленность этих средствв на максимально возможную мобилизацию способ-тей учащ-ся на овлад-е эл-тами соц культы в неадаптир виде.

- ориентация на форм-е ВПФ с акцентом на их осознанность и произвольность.

- опора на предметно-практич деят-ть учащ-ся с обеспеч-ем её интеллектуализации и вербализации на ур-не внеш и внутр речи.

- исп-е спец кор приёмов в проце обуч-я

- выполн-е учащимися зад-й, соотв по ур-ню труд-ти зоне их ближайш разв-я.

- спец орг-ный проц познания реб-ком своих слабых и сильных сторон

31. Общая характеристика коррекции сенсорики.

Коррекция сенсорики:

+ цель – научить реб-ка восприним мир во всём богатве его крас,запахов,звуков; пом ему овлад мноством практич действий, кот пригод-ся в повседневн жизни.

+ сенсорн. разв– разв восприятия и формир представ о внеш св-вах предмета.К,Д,Ушинский подчеркивал что,– дитя мыслит красками, образами.;сенсорное воспитание-последов планомерерное ознаком реб с сенсорной культой чел-ва.

+ сенсорная культа (Монтессори)–результ усвоение общеприн представ-й о цвете,форме и др св-вах предм; опирируется на усвоение сенсорных эталонов.+ этапы форм сенс эталонов:- орг-ия поиска эталона, идентичого заданному образцу;педагог учит реб-ка двигаться по сис-ме сенсорных эталонов, представ в ряду или в матрице.-орг-ия поиска эталона по представлению(мнемичкому образу):показ -> убир.

- форм-е устойчивой связи между эталоном и словом: поиск по назв-ю, опис-ю.+ этапы форм различ сенс представ-й:- 1.привлеч-е внимания к признаку предмета2.соотнес-е признака с сенсорн эталоном3. соед получ представ со словом-4формирование образа воспр-я признака; выделение его в окруж обстановке5 включение сформир образа в детскую деятельность(рис,лепка).

+ сенсорные действия (рассматрив,ощуп,выстукивание и т.п.)нужно сформир в дошк возре и первые годы школьного обуч были сформировны основные перцептивные действия;одновременно с развитием перцептив действий формируется и осн умств операции:анализ объектов,сравнение(по форме размеру).+ типы сенс расстройств:-элеме-ные сенс раст-ва,отраж нарушения различных видов ощ-й(светоощ, цветоощ,ощ громкости и тд)-сложные гностические раст-ва,отражающие нарушения разных видов воспр(формы, звуков речи,пространств отнош).+ полисенсорн подход.+ сенсорн тренинг–комплекс игр, направ на стимул зрит,слух,тактильн,обонят,вкус, кинестетич анализаторов:- предназн для разв акт-ного воспр и вообр- вкл дидактич манипулятивн игры и пробл ситуации творческогокого характера.+ психомоторн тренинг–комплекс игр и упр,кот вкл в себя пальчиковую и артикуляцион гимнастику, переклад, наниз,раскат, штриховку, намат, и тд; расчит на интенсивн стимул мыш сист и двигат ловкость пальцев,развивает аналитико-синтетич деят при имитации графич узора,эл-тов письма, риса.+ ф-ии сенсорики:

- стимуляция психич акт-ти- релаксация, снятие напряжения, стресса- созд-е осны для разв-я высш психич процев.+ Snoezelen – созд-е и обустройство спец сенсорн комнат, кот игр стимулир и расслаб роль.+ сенсорная интеграция.

32. Направления, средства и методические основы коррекции зрительного восприятия.

...





Читайте также:
Функции, которые должен выполнять администратор стоматологической клиники: На администратора стоматологического учреждения возлагается серьезная ...
Своеобразие родной литературы: Толстой Л.Н. «Два товарища». Приёмы создания характеров и ситуаций...
Какие слова найти родителям, чтобы благословить молодоженов?: Одной из таких традиций является обязательная...
Ограждение места работ сигналами на перегонах и станциях: Приступать к работам разрешается только после того, когда...

Поиск по сайту

©2015-2022 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-11-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту:


Мы поможем в написании ваших работ!
Обратная связь
0.033 с.