Осн зачи по разв-ю и коррекции зрит воспр-я (направ-я?)




- формированиее умение всматриваться

- распознавание и название цвета, формы и т д

- сравнение и группировка по внешнего признакам

- развитие визуальн выборочного воспр-я (интерпритация того, что мы вид, в том числе посредством таких эл-тов, как сходство – различие, изображ-е – фон, способ-ть к визуальному допу части до целого).

В качестве Учеб-тренировоч мат ериала используется:

* образцы цвет бумаги, пластика, ткани, цветн дощечки, геометрический комод, мозаика, цвет конструктор

- для коррекции зрительногот воспр-я: разрез картинки, картинки предметов с ошибками в размерах, предъявление предметов в перевёрнутом виде, узнавание целого по фрагменту, складывание сборно-разборных игрушек, зрительно-двигат моделирование формы; в последн t: стереокартинки.

- для разв-я зрит воспр-я и логич мыш-я – комплект геометрич фигур Дьенеша (круг, равностор 3-уг, прямоуг, квадрат; жёлт, голуб, красн; мал и бол, тонк и толст).

Коррекционные приёмы :

- цветовая унификация (предметная направленостьть цвета)

- варьирование цвета одного и того же предмета (лист весной, летом, осенью)

- выделениее оттенков (сравн-е зел листьев разн пород деревьев)

- классификац предметов.

33. Направления, средства и методические основы коррекции слухового восприятия.

Осн зач по разв и кор слух восп:-формиров.умения вслушиваться; узнавание знаковых звуков и голосов;-различение шумов,звуков и гол по громкости,h,звонк и протяж;- развитие фонематического слуха.Этапы коррек.работы:+ подготовительный:- цель–подготовке слухового анализатора к воспр разнооб невербал и верб звуков,активизации речевой дея-ти и модально-специфических ф-ий(слухового внимания и слуховой памяти).На этом этапе определяется расстояние,на кот реб со снж слухом безошиб распозн однослож и двухслож слова,наличие и отсутст различий при восприятии слов правым и левым ухом.-по результатом вырабатываются индивидуальные рекомендации по организации окруж среды(отсутсв шума,бисенсорное воспр устн речи,прав громк речь пед).-наиб типич зад,игры,упр: «Кто услыш то, что не услыш др?»,«Спрятан звук», звукоподраж, имитация и дифференц голосов,«Кто позвал»,«Что упало».+ дофонемный:- цель – формирование акустических образов неречев звучаний на сенсорно-перцептив уровне,включающем развитие слух ощущений и проводят меропр лечеб-профилокт и коррек-педагог. характера(логопедич зан)- следует учитывать моменты:~ соответствие звукового материала слуховым возможностям детей~ значимость звук ового материала~последовательность ознакомления с акустическими неверб стимулами~ постепеность нарастания сложности предъявляемых на слух неречевых звучаний–от контрастныхакустических сигналов к близким .~ разнообр видов работ.Неречевой слух разв-ют с помощью различных упражнении,направленных на активизацию слухового ощущений,слухового внимания путём выработки двигательной и вербальной реакций на слышемый звук(стук,звон,писк); дифференциацию слух ощ; разв слух внимание и слух памяти; форм невербальн слух воспр; слух внание, слух памяти и слух контроля* У воспр, дифференц, запом нереч звуч-я,а такж выполн темпо-ритмич движ под муз яв базовыми для стан реч слуха и выразит устн речи.+ фонемный:- дети должны практич усвоить фонетическую и фонематич системы языка.- овлад фонетикой происходит в ходе разв психич процессов слуховой модальности,фонетического слуха и форм нормативного звукопроизнош, слухомоторного контроля.+интеграционный:-цель–разв связной речи на осне соед фонетико-фонематич и лексико-грам средства языка,формирование самоконтроля речи.- слуховое восприятие речи происх в сложных условиях(шумы).-даже если у реб-ка норм слух,он может сталкиваться с проблемами восприятия более тонких нюансов устн речи, разговорн языка- методика провед музальных и логопедич занятий с акцентом на просодику.- в проц разв слух воспр речи м исп специф приёмы:~ воспроизв фраз,сказаных в условиях шумовых помех, ~ запоминание и воспроизв(моментальное и отсроченное)слов и фраз, воспринятых через наушники~переск текста,восприн через магнитофон~декламация текстов и стихов под муз~ послед воспроизв фраз(или ответ на них), сказанных одновременно 2-я людьми 3-му, кот сид между ними.~ вербальн музыкорисование- сост-е расск-в по слух образам.* упр под в игровой форме.

34. Направления, средства и методические основы коррекции осязания.

Осн зачи разв и кор осяз:

- различ структуры и качества поверхностейтей(на ур пассивн словаря)

- усв-е характеристик: гладк-шероховат; мягк-твёрд, жёстк; пушист-колюч (исп-е в акт-ной речи).

Оборуд-е для провед-я сенсорного тренинга: клавишную доска Монтессори (образцы различных поверхностити, наклеенных на доску), кусочки разн видов бумаги, ткани, образци древесины, металла, пластика и др матов; рельефн изобр-я объектов, тактильн мешочки, весовые наборы для разв-я кинетич чувствит-ти, мускульных ощ-й.

Наиб типич зад-я, игры и упр-я: «найди такую же пов-ть», «подбери пару», «волшебн мешочек»; подбор по структе пов-тей крыш к домикам, шляпок к ножк грибов; посчит на ощупь кол-во предметов; прочит 1-2слож рельефн слова, узоры из тесьми, проволки.

Кор приёмы и методич указ-я:

- перех-ть от мягк к твёрд, исп-я контрасты между грубой структой мата и гладк.

- зрячие выполн упр-я з завяз глазами

Тактильная стимуляция (аутизм):

- поводит чувствит-ть отдельн участков тела, кот перед сигналы в КГМ

- массажн движ-я, фен, «душ чувств» (в вид лёгк шарфов, лент, пробок)

- для разв-я чувствит-ти кожи – сухие шариковые бассейны

35. Направления, средства и методические основы коррекции вкусовых и обонятельных ощущений и восприятия.

Кор обоняния и вкуса.

Правая ноздря связана с активизирующими структами, левая – с расслабляющими.

Аромотерапия –исп разл запахов,чаще всего ввиде эфирн масел,в лечеб целях:-эвкалипт–стимулир дых-е, очищ воздух

- розмарин –расслаб мышцы, способств пищевар-ю

- сосна – при бессоннице и утомл-и

- апельсин – укреп, способств накоп-ю энергетики

- лимон – освеж, тонизир, укреп

- майоран – успокаивающий, болеутоляющ, освеж, действ против храпа

- вербена – способств общ-ю, пищевар-ю, пробужд ум

- жасмин – расслаб, уравновеш

- мята – тонизир, укреп

- мелисса – помог преодл усталость

- базилик – способств сосредоточ-ти, стимулир пам

- лаванда – успок.

Аромотерапия на фоне муз сним спастику у детей с ДЦП.

Для стимуляции и коррекции обоняния и вкуса исп-ся продуктов и парфюмерн наборы, масла, эссенции, наборы трав, вкус баночки, део-диски, освеж-ли воздуха, нюхательн соль, акоматич свечи.

Кор-ные приёмы и методич указ-я:

- предлаг контрастн пищу

- провод нейтрилизацию предыдущ вкуса глотком воды.

36. Полисенсорный подход и сенсорная интеграция.

Полисенсорн подх – когда опир-ся на мах возм-е кол-во анализаторов при знак-стве с нов объектом или яв-ем.

Сенсорная интеграция (Джин Айрис) – направ на стимуляцию работы анализаторов в усл-ях коорд-ии различ орг-ов чувств. Если полисенсорн подход условно можно рассм-ть как разв-е орг-ов в статике, то этот метод – динамический: зрит, тактильн, слух ощ-я и представ-я возник в проце движ-я (реб-к раскач-ся на кочелях, кат-ся на роликах и т д). При эт перед ним ставится опред цель: собрать разброс предметы в 1 (2) корзины, найти буквы, необх для составленияя заданого слова, нарис что-то, подать звуковой сигнал в условный момент. На основе этого метода можно созд-ть разн варианты игр в достаточ интенсивн темпе движ-я, кот треб от реб-ка значит зрит и слух вниманиея, высок концентрац и коорд-и всех ф-й. Особ эффективн при гиперакт-ти, различ труд-тях в обуч и.

37. Роль двигательной активности в развитии детей с ОПФР.

Осн цель коррекции моторики сост в преод-и недостатков физич статуса:

- общая ослабленность орг-ма

- сниж иммунитет

- гипокинезия, или гиподинамия (малоподвиж образ жизни).

Разв-е моторики тесно связано с нервно-психич деят-тью, мышеч, СС и дых сис-мами. Особеный акцент след делать на фом-и и разв-и произвольных движ-й, которые стимулир работу ВНД. Физич состояние и двигат способ-ть во мн опред общ дееспособ-ть в обуч-и и труде, а такж компенсатор возм-ти орг-ма в преод-и нарушений разв-я.

Физкультурно-оздоровит работа в спец учрежд-ях направлена на улучшение общ сост-я здоровьяя, закалив-е орг-ма, улучш-е физич и умств Аспособ-ти, освоение основных двигат умений (ходьба, бег, прыжки) и осн физич кач-в (сила, быстрота, выносл-ть, ловкость, гибкость), обуч-е рациональн дых-ю, воспит-е прав осанку и походки.

Осн принципы физич воспит-я:

- неразрывн единство физич и умств разв-я

- послед-ть разв-я изолированых движ-й.

Направ-я кор-и моторики:

- общ моторика

- мелк моторика

- артикуляцион моторика.

38. Направления, средства и методические основы коррекции общей моторики.

Сост-е общ моторики хар-ся прав телослож-ем, пропорциями, полож-ем стопы, коорд-ей движ-й, умением держать равновесие.

Средства коррекции:
- лечеб физ-ра: направ на предотвращ ослож-й после соматич заболевй, нормализацию мышеч тонуса, исправл-е контрактур (фиброзная неподвиж-ть суставов), неправильных поз, вызв параличами и парезами.

- утренняя гимнастика для разминки суставов, мышц, усил-я кровообращ-я (+упр-я в постели, виброгимнастика)

- уроки физ-ры для овлад-я осн двигат умениями и кач-вами

- физкультмины для снятия устал-ти и психофизич напряжености на уроках; вкл упраж-я, способств-е выработке прав осанки, восстановлению отделов позвоночка.

- спортивн игры, эстафеты

- ритмика, помог выполнять разнообраз произв движ-я, науч красиво двиг-ся под музыку; над выразит-тью движ-й.

- кинезотерапия и позиционная гимнастика: направ на разв-е осн движ-й с помощбю иальных приспособ-й (укладки, кот исп-ся как фиксирующие).

- мануальн терапия массаж

- гаидротерапия – сис-ма коррекционых упражнений в воде

- иппотерапия–реабилитация поср верховой езды.

- дельфинотерапия.

Спец оборуд-е: тренажёры, лечеб мячи, ср-ва для тренировки вестибулярн аппарата и У держать равновесие (гамак, карусель, горка, батут)

39. Направления, средства и методические основы коррекции мелкой моторики.

По возм-ти след мах разв-ть обе руки, что буд способств-ть полноцен разв-ю 2-х 1/2полушарий ГМ. Амбидекстрия – одинак разв-е ф-й 2-х рук, кот могут быть врожд и приобр.

Мелк моторика разв-ся в процсе так видов деят-ти, как: сжатие, от/закруч-е, комкание бумаги, протягивание, лепка, конструир-е, зан-я с мозаикой, выклад-е фигур из спичек, освоение ремёсел (вышив-е, бисер), прокалывание, склеивание, вырез-е по контуру, раскраш-е и штриховка.

Игры и действия с игрушками и предметами: сборка пирам, расклад-е палочек, пуговиц, изготав-е бус, волчки, весовые дощечки и цилиндры, рамки Монтессори (виды застёжек).

Приёмы для разв-я кистей руки: смятие бумаги, заталк-е в бутылку, рвание.

ры с пальчиками, сопровожд стишками и потешками, спец упр-я без реч сопровожд-я, пальчиковая гимнастика, йога пальцев

40. Значение развития познавательных функцийдля коррекционно-воспитательной деятельности. Характерные недостатки когнитивного развития у детей.

Хар-ные недостатки когнитивн разв-я у детей:

- низк позноват акт-ть, обуслов патологич инертностью нерв процессов

- неустойч-ть обобщ-й вследств широк генерализации раздраж-лей и др факторов

- труд-ти усв-я новыков в связи со слабостью замыкательной ф-ии КГМ

- узость, фрагмертарность воспр-я, нар-е его константности

- уподоб-е представ-й, недоразв-е опосредования опыта речью.

41. Учебные цели по коррекции познавательной сферы.

- разв-е сенсомоторн интеллектуальн реакций (визуально-двигат-ная коорд-я, артикуляционно-слух-я и др).

- формирование и использование понятий и концепций (обобщающие пон-я типа «овощи, мебель, транспорт»; t: ритм.ю скорость, интенсив-ть; пространство: размер, форма, расст-е, место локализации; кол-во; Е)

- обуч-е реш-ю проблем

- воспит-е так такового отнош-я к жизни, способ-ти удивляться и познавать, нацеленности на открытиее нового.

- разв-е опережающ мышления (планир-е будущего, выбор и пост-ка целей), форм-е метода экстраполяции

- формирование оценочных навыков поср-вом показа их относит-ти (в соотв с образцом, на фоне себя и др)- осознания мышленияя как ф-ии, присущей только челуку

42. Методические условия коррекции познавательных функций.

Учеб цели по разв-ю и кор-и позноват ф-й:

- разв-е сенсомоторн интеллектуальн реакций (визуально-двигат-ная коорд-я, артикуляционно-слух-я и др).

- формирование и использование понятий и концепций (обобщающие пон-я типа «овощи, мебель, транспорт»; t: ритм.ю скорость, интенсив-ть; пространство: размер, форма, расст-е, место локализации; кол-во; Е)

- обуч-е реш-ю проблем

- воспит-е так такового отнош-я к жизни, способ-ти удивляться и познавать, нацеленности на открытиее нового.

- разв-е опережающ мышления (планир-е будущего, выбор и пост-ка целей), форм-е метода экстраполяции

- формирование оценочных навыков поср-вом показа их относит-ти (в соотв с образцом, на фоне себя и др)- осознания мышленияя как ф-ии, присущей только челуку

43. Структура и содержание работы по коррекции мышления.

Кор-я мыш-я д осущ-ся по 4-м пар-рам:

- сформир-ть мыслит операций (анализ, синтез, сравн-е, обобщ-е, конкретизация, классификация, абстрагир-е)

- гибкость - прим-е знаний в различ ситуациях, реш-е зач нестандартным способом, отсутствие штампов, стереотипов

- динамич-ть - темп, подвиж-ть мыслит процев

- мотивация деят-ти (планир-е, целенаправ-ть, контроль, критич-ть); мотивация в дан случ не исчерп-ся потреб-тью в новой инф, т е интересом; здесь подчёрк-ся потреб-ть в обуч-и, акт-ти, преод-и труд-тей, самосовершенств-и, тв-ве, «ощ-ть внутр поощр-е».

44. Структура и содержание работы по коррекции памяти.

Память – это запоминание, сохранение, узнавание и воспроизведение индивидом его опыта, т.е. способность отражать прошлое. Физиологической основой этого отражения является, во-первых, способность одних очагов возбуждения вступать в связь с другими, во-вторых, способность корковых клеток сохранять следы бывших раздражителей и, в третьих, свойство условных связей оживляться под влиянием различных раздражителей.

Память тесно связана с познавательными процессами (внимание, мышление, воображение) и зависит от эмоционально-волевой сферы личности. Процесс воспроизведения обусловлен процессом понимания, т.е. то, что понято и усвоено, воспроизводится легче, чем то, что заучено механически. Воспроизведение у ребенка с интеллектуальной недостаточностью не является адекватным учебному материалу. Расстройства памяти проявляются гипомнезией (ослабление памяти); амнезией, ретроградной и антероградной (отсутствие памяти); парамнезией в виде конфабуляции, псевдореминисценции и фантазмов, т.е. обмана памяти. При исследовании нарушения памяти нужно учитывать многообразие патогенетических механизмов снижения или провалов памяти и по возможности стремиться в процессе исследования обосновать их. Уже при сборе анамнеза создается некоторое представление о памяти ребенка: обращается внимание на то, правильно ли он воспроизводит события личной, общественной жизни. Врачи-психопатологи рассматривают нарушения памяти в качестве важнейшего признака распознавания олигофрении и деменции.

Планирование работы по развитию и коррекции памяти (также как и других процессов), строится в соответствии с ее структурой и классификацией, т.е. прежде чем корригировать память, следует выяснить, какая она вообще бывает, из чего состоит, какими обладает свойствами.

Виды памяти

· По виду запоминаемой информации (в соответствии с содержанием) выделяется эмоциональная, двигательная, образная, словесно-логическая память.

· По способу восприятия информации (по ведущему анализатору) – зрительная, слуховая, обонятельная, осязательная, вкусовая, моторная.

· В зависимости от установки, степени закрепления, качества сохранения – кратковременная, долговременная, оперативная.

· По наличию целей деятельности и направленности на это специальных усилий – произвольная, непроизвольная.

· По способам запоминания различается память механическая (без проникновения в сущность) и логическая, основанная на использовании специальных приемов запоминания: группировка, классификация, смысловое соотнесение.

П.П. Блонским была предложена классификация мнемических процессов в зависимости от особенностей запоминания и воспроизведения:

· двигательная память;

· эмоциональная (память на чувства);

· образная, включающая зрительную, слуховую, осязательную, обонятельную и вкусовую память. Эйдетизм (от греч. “эйдос” – образ) – разновидность образной памяти, выраженной в сохранении ярких, наглядных образов предметов (Серия литературы “Школа эйдетики”);

· словесно-логическая (вербальная) память.

Каждый вид памяти имеет общие свойства: объем, прочность, точность и организованность. Д.Б. Эльконин, характеризуя память подростков, отмечал, что она становится “мыслящей”. В этом возрасте логическая память является ведущей.

Психологи выработали следующие рекомендации и правила запоминания:

1. Не следует зубрить заданный параграф, повторяя строчку за строчкой. Результат будет лучше, если постараться найти в тексте главную мысль, сделать конспект.

2. Интерес к материалу повышает продуктивность запоминания. Следует оценивать, что даст полученная информация.

3. К предстоящей работе с материалом готовиться заранее. Новая научная информация гораздо легче усваивается, если предварительно познакомиться с популярным изданием на эту тему.

4. Не следует перегружать информацией память на короткий промежуток времени. Объем оперативной памяти равен 7, т.е. при одновременном восприятии можно удерживать в памяти в среднем семь объектов.

5. Нежелательно учить друг за другом похожие предметы.

6. Бороться с забывчивостью. Представляя обстановку, в которой происходило событие, можно припомнить и само событие. Одновременные впечатления имеют свойство вызывать друг друга.

7. Всю информацию воспринимать как законченное целое.

8. Коррекция смыслового запоминания материала.

Большое значение имеет установка на запоминание – осознание того, для чего следует запомнить материал, запомнить основное, выявить связи между понятиями и явлениями, выделить главное, суть в материале, который надо запомнить, обобщить содержание, запомнить обобщение.

Условия для наилучшего запоминания и сохранения материала: интерес, практические действия, доступность понимания, организация режима труда и отдыха.

Приемы запоминания

1. Прогноз ситуации. Подумать о том, что произойдет, если не запомнишь нужного. Можно прогнозировать и приятные последствия, если только они достаточно важны.

2. Переводить скучную информацию на проблемный язык. Эмоциональное восприятие поможет запомнить материал.

3. Сокращать информацию до предела. Лучше упустить детали, чем главный смысл.

4. Поиск связей между фразами в материале, который следует запомнить, облегчит задачу. Связи могут быть смысловые, т.е. логические между абзацами, параграфами; структурные – при запоминании бессмысленного ряда цифр большое значение имеет их расположение на листе.

5. Опорные сигналы или знаковые моделирования способствуют лучшему запоминанию.

6. Мнемотехника как искусство запоминания.

7. Повторение материала: первый раз сразу после прочтения, второй – через полчаса, третий – через день, четвертый – через 2–3 недели.

8. Тренировка памяти – систематическое повторение определенных действий, где результатом является закрепление повторяемых процессов.

Метод опосредованного запоминания, предложенный Л.С. Выготским, был разработан и описан М.Н. Кононовой.

Наиболее распространенные задания, игры и упражнения

Называется ряд слов, а ребенок выставляет соответствующую картинку; из общего ряда картинок выбираются названные; выбор и раскладывание картинок в порядке называния. Игра “День – ночь” с игрушками, картинками (Когда ребенок закрыл глаза, прежний упорядоченный ряд изменяется, открыл глаза – следует вопрос «Что изменилось?». Определить состояние функции запоминания можно, предлагая цифры, тексты, стихи или специальные таблицы. Функцию сохранения и воспроизведения памяти проверяют, используя методику А.Н. Бернштейна: исследуемому показывают деревянную рамку, в которую вставлено 9 изображений простых и комбинированных геометрических фигур, и предлагают запомнить их очертания. Затем его просят найти виденные им фигуры на таблице, где упомянутые 9 изображений разбросаны среди 25 сходных. Результаты исследования выражают специальной формулой. Диагностика памяти направлена на определение преобладающего вида памяти, а также того, который наиболее нуждается в развитии и корректировке. Диагностика зрительной памяти на образы – 16 картинок просматриваются в течение 20 секунд, затем воспроизводятся за 1 минуту. Диагностика слуховой памяти – методика 10 слов; слуховой механической – 10 трехзначных чисел. Наилучшие результаты дают занятия между 8 и 12 часами, потом наступает спад, новый пик активности наступает к 19 часам.

45. Структура и содержание работы по коррекции речи.

В норме речь появляется между 18–28 мес. жизни ребенка. По данным зарубежных исследователей, речь запускается биологическими часами. Однако работа этого “механизма” полностью зависит от социального фактора. Если определенный уровень овладения родным языком не достигнут к 5–6 годам, то этот путь, как правило, не может быть успешно пройден в дальнейшем.

На начальном этапе обучения коррекционная работа направлена на развитие предпосылок к развитию речи: формирование интереса к окружающему, развитие предметной деятельности, слухового внимания и восприятия, совершенствование фонематического слуха и активизация артикуляционного аппарата.

Цель коррекции речи – сведение имеющихся нарушений к минимуму. Основные задачи:

· расширение запаса слов (развитие словаря);

· активизация словаря;

· уточнение значения слов;

· постановка—автоматизация—дифференциация звуков (в слогах, словах, предложениях);

· развитие связной речи;

· выработка речевого дыхания.

Планирование работы по коррекции речи следует осуществлять, исходя из ее структуры, т.е. уяснить, что такое речь, из каких элементов она состоит, какими функциями обладает, чем характеризуется и пр. Речь – это историческая сложившаяся форма общения людей посредством языка. Речевое общение осуществляется по законам данного языка, который представляет собой систему фонетических, лексических, грамматических и стилистических средств и правил общения. Рассматривая речь как процесс общения людей и как механизм мыслительной деятельности, психологи отмечают две неразрывно связанные функции – общения и мышления. Речь имеет следующие виды: внутренняя – внешняя, экспрессивная – импрессивная, устная – письменная; стороны: лексико-семантическая, логико-грамматическая, фонетико-фонематическая, и обладает номинативной, коммуникативной, планирующей и регулирующей функциями.

Лексическая единица языка – слово. В слове различают его содержание (значение) и внешнюю форму: определенная совокупность звуков (в устной слышимой речи), система зрительно воспринимаемых знаков (в письменной речи) и артикуляционные образы (в произносимой речи). В русском языке свыше 200 тыс. слов, но далеко не все они употребляются каждым человеком в общении с другими. Любое речевое высказывание подчиняется законам данного языка не только в отношении его фонетики и лексики, но и грамматики. Человек пользуется словами, принадлежащими к определенным грамматическим категориям (существительным, глаголам, прилагательным и др.), и составляет их в предложения на основе правил грамматики и стилистики.

Причины появления недостатков в устной и письменной речи у детей дошкольного и школьного возраста многообразны. Наряду с первичными речевыми нарушениями, обусловливающими недостаточность языковой деятельности и недоразвитие тех или иных сторон речи, наличествует отягощенность современного ребенка многочисленными неблагоприятными социальными влияниями, соматическими заболеваниями, детерминирующими более поздние темпы его развития и личностное своеобразие. В результате стирается четкая грань между патологией и индивидуальными отклонениями в пределах условной нормы в развитии ребенка.

Развитие речи у детей происходит во всех видах детской деятельности, в повседневной жизни в процессе общения с членами семьи, а также на специальных занятиях по развитию речи. В процессе занятий по сенсорному воспитанию, формированию мышления у детей создаются образы восприятия и представления об окружающей действительности; происходит усвоение слов, обозначающих свойства и качества предметов, усваиваются последовательности событий. Весь приобретенный социальный и эмоциональный опыт закрепляется и обобщается в слове, а сама речь получает адекватную содержательную основу.

Однако на детей младшего дошкольного возраста отрицательное воздействие оказывает методика развития речи, когда они вынуждены больше внимания обращать на «интеллектуальный смысл» слова, чем на творчество своей деятельности. Речь, безусловно, творческий процесс. В качестве инструментов здесь предстают гортань, нёбо, язык, губы, которые образуют звуки. Маленькие дети, которые только научились говорить, с огромным удовольствием имитируют каждый новый звук, каждое новое слово. Они смеются над звуковыми сочетаниями, которые кажутся им странными. Некоторые слова дети любят многократно повторять, совершенно не зная и не интересуясь его значением. Такие слова имеют для детей ауру. Это бывает, когда ребенок не только слышит звучание, но и будто «ощущает вкус» и «видит сияние» слова.

Это неинтеллектуальное в речи следует особенно оберегать в начале школьного обучения. Стихотворение здесь ценно не своим содержанием, которое дети научатся понимать позже, а своим ритмом, звучанием, музыкальностью. Дети ощущают нечто светлое, сияющее в А, темное, вызывающее страх – в У, острое, колкое – в И, отклоняющее, отталкивающее – в Е, пробуждающее удивление – в О. Они связывают свои чувства со звуками. В системе развивающего обучения Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова идея исследования особенностей «звуковой материи родного языка» получила яркое практическое воплощение в учебниках для школьников.

Для развития мышления на вербальной основе можно использовать следующие задания и упражнения (существует также их компьютерный вариант – созданная нами программа «Красноречие»):

Соотнесение рисунка с описанием. К предметным изображениям подбирается по три слова прилагательных. Например: еж, ель, заяц, лиса, белка, пень. Задание ребенку: “Найди картинку по описанию: стройная, колючая, зеленая; прыгучая, пушистая, рыженькая” и др.

Соотнесение признака с предметом. К указанным прилагательным подобрать слова существительные. Дается два основных слова признака с противоположным значением (горький – сладкий, твердый – мягкий, легкий – тяжелый, острый – круглый и т.п.). Задание ребенку: “Определи, что к чему подходит: 1) мед, лук, сахар, полынь, лекарство, сон; 2) орешек, камень, стол, масло, воск, пух; 3) ветер, железо, пух, якорь, шелк, камень; 4) солнце, нож, стекло, шар, угол, ядро.

Составление синонимичного ряда. К словам, записанным на карточках, подбираются близкие по значению, например: красивый – прелестный, очаровательный, прекрасный. Задание усложняется, когда одновременно складывается два столбика слов на антонимической основе: добрый – злой (гуманный, свирепый, отзывчивый, сердечный, лютый, щедрый, жадный, великодушный, жестокий); большой – маленький (миниатюрный, гигантский, громадный, исполинский, капельный, микроскопический, карликовый, мелкий, огромный, махонький, мелкий, крупный); печальный – радостный (грустный, торжественный, подавленный, унылый, веселый, праздничный).

Составление слов с помощью приставок. Даются слова с пропущенным началом и несколько приставок, необходимо выбрать одну из них, наиболее подходящую. Например: ... ждаться поезда, ... жить горе, ...бить стекло, ... жать кнопку, ...резать кусты, ...винить преступника, ...колоть орех, ... клеить марку, ...плыть реку, ...вязать узел, ...гадаться, ...вязать рану. Приставки: рас-, пере-, раз-, на-, об-, до-.

Образование слов с помощью суффиксов. Из нескольких суффиксов, например: –ок, –ик, –чик, выбрать один для составления новой формы слова, а именно: топор..., чемодан..., двор..., голос..., вагон..., шкаф..., ветер..., карандаш...

Классификация слов по семантике. Цель: различение однокоренных слов с разным лексическим значением. Предлагается из четырех слов, близких по звучанию, исключить одно лишнее. Примеры: шипы, шиповник, шипит, шиповки; рисунок, рисовод, зарисовка, рисование; горелый, горение, горка, загорать; шипящий, шиповник, зашипел, шипучка; водица, подводник, вода, водитель; гористый, горный, горе, пригорок; перелет, летний, летчик, летать.

Кроме этих заданий, развитию гибкости вербального мышления будет способствовать подбор определений к заданному существительному (например: солнце, цветок) и наоборот – подобрать к прилагательному подходящие существительные (например: гибкий, тяжелый). Эти задания хорошо проводить на основе соревнования «Кто больше придумает слов?», причем следует обратить внимание, что некоторые слова используются в прямом, а некоторые в переносном значении: яркое солнце – утомленное солнце; гибкий прут – гибкий ум.

Составление текстов (маленьких рассказов или предложений), в которых все слова начинаются с одной и той же буквы за исключением союзов и предлогов дает хороший толчок для развития вербального мышления. С этой же целью, а также для развития фантазии и воображения можно предложить придумать различные истории с использованием 10 записанных слов. Сюжет и порядок данных слов с добавлением любых других дети определяют самостоятельно.

46. Задачи и средства психолого-педагогической коррекции развития эмоционально-волевой сферы.

Задачи разв-я и кор-и эмоц-но-волевой сферы:

- развитие понимания эмоц-ного смысла происх-го- разв-е формы эмоц-ного повед-я- знак-во со способами и приёмами прояв-я и пон-я эмоций, чувств в тех формах, кот приняты в общ-ве, этически и эстетически ценны в различ соц ситуациях, обуч-е им

- привлеч-е внимания реб-ка к самому себе и окруж

- формироване умении различать и воспр-ть экспрессию эмоций, прояв-ть эмпатию- обуч-е пон-ю причем пережив-я и возм последствий эмоц-ных сост-й; вычленению эмоц-но окраш детали или ситуации в целом; описаниюю эмоц-ных прояв-й- расширение запаса слов, употреб-х для хар-ки чувств.

Ср-ва и приёмы разв-я и кор-и эмоц-ной сферы:

- игры (манипулятивн, дидактич, подвиж, сюжетно-ролевые): стойкие аффективные барьеры, возник-е в жизни реб-ка, легче преодляются в игре; помощ преодолеть страх, неувер-ть, беспокойство, навязч сост-я

- анализ и разыгр сит,драматизация(присв роли того, кто пугал)- мягкигрушки-рассм рисов,фото, схематич изобр лица,выр-их разл эмоции;с подписями, желат синонимы- воспроизв эмоц сост-й голосом, мимикой, жестами, пантомимой.- ответынавопры (как вы узнаёте свои эмоции, что сейчас чувствуете и т д) пом осоЗ своих ощ-й, вл-их на повед-е и смчувствие; затем нарис сост-я- арттерапия: клоунотерапия, муз терапия, ландшавтотерапия- холдинг-терапия -психотерапевтич пом, направ на преод-е аутизма и др эмоц-ных нар-й (мать обним реб-ка и держ лицом к лицу; отверж-е (сопротив-е) -> разреш-е (расслаб-е)).

47. Цель коррекции развития личности и условия ее достижения.

Цель кор-и лич-ти: формированиее социального опыта, навыков культ-ного повед-я и соц взаимодействия, т е успеш социализации – процесс и результ усвоения челоком общ-но-историч опыта, становлениее его как общ-ного сущ-ва. Осв-е осн соц ролей: член семьи, друг, член соц гры и совего ЯФ, потребитель, производитель и гражданин. В соврем контексте теория воспит-я рассм-ся как проц форм-я соц ролей.

48. Содержание коррекции развития личности.

Содерж-е кор-и лич-ти вкл направл-я (по Феоктистовой):

- воспит-е адекватн отнош-я к себе (своему дефекту разв-я) и окруж

- воспит-е спец умении и навыков позноват деят-ти, общ-я в усл-ях сенсорн и интеллектуальн депривации

- воспит-е в развивающей среде

- подг-ка к выполн-ю соц ролей

- воспит-е гуманистич типа отнош-й между людьми.

49. Основные направления в воспитательной работе.

В спец образазоват учрежд-ях совмещается общ и коррикционная направ-ть воспитат работы: спец организованое социокультное воспит-е и кор помощи. Кор-я лич-ти в целом вкл в себя все виды воспит-я:

+ нравств:

- задачи: формирование дух мира реб-ка, привычек общ-ного повед-я, сознания; формирование прав моральн оценки как критерия отнош-я общ-ва к челу, чела к челу и колл-ву.

- содерж-е: соблюд-е поряда и дисциплины, культы общ-я и повед-я, взаимоотнош-й с окруж (природа и социум).

+ правовое:- предп знаний своих прав и обяз-тей и ответств-ть за их несоблюд-е.- помощь форм-ть соц-нормативн повед-е и выступ как ср-во соц-труд адаптации : изуч-е основных административ, труд, уголовн, семейн права

+ формирование здорового образа жизни:- профилактика и просвящ-е+экологич воспит-е:- задача: формирование экологич. грамотности, экологич мышления, прав повед-я и навыков природоохранн деят-ти- предпринимая деятель-ностный подх+ эстетич:- подг-ка к восприятию и пониманию прекрасного в природе, труде, искус-стве, человеке

- формированиее эстетич потреб-тей и практич умении в области худож. творчества.

50. Расширение безбарьерной среды в обществе.

Смысл безбарьерной среды: преодоление естественных физич и психологич барьеров. Незав-ть для инвалидов предп незав-ть в:

- самобслуж-и

- материально-экономич сфере

- орг-ии свободн t. досуга.

Осн принципами отнош-я общ-ва к инвалидам должно стать нормализация и интеграция. При эт след больше воспит-ть общ-во, чем людей с огранич возм-тями.

51. Проблема содержания образования обучающихся с ОПФР (учебные планы, программы, учебная литература).

Проблема содерж-я спец образ-я заключ-ся в реш-и след зач:

- приблиз реб-ка к треб-ям соврем общ-ва с учётом изменяющихся соц-экономич усл-й (знании для буд-го, а не морально устаревшие)

- обеспеч уч-ков знаниями, выполняющими развивающую ф-ю, способствующими не предметн подге, а становлению соц опыта и коррекции лич-ти на осне индив. и возрастн особ-тей детей на всех этапах обуч-я

- ввести интегрир предметы, направ на увелеч. комплексное реш-е коррекц. зач

- разработать содерж-е новых спец курсов, нацеленных на усв-е практич знаний о себе как о человеке и лич-ти в сис-ме «Я-общ-во»

- оптимизир содерж-е труд обуч-я.

Опред-е пон-я «содерж-е образ-я» м ожжет зависить от того, что принимается за источ содерж-я:

- реальн мир (окруж мир, жив и нежив природа)

- внутр мир реб-ка, его потреб-ти и способ-ти.

Рассм выше материал в осн отраж 1-й подх. Но в НИИ корр пед-ки РАО предлож нов содерж-е, смыслообразующим центром который выступ .соц-эмоционольное разв-е реб-ка, разв-е его самосознания. Предлаг-ся преврати

...





Читайте также:
Понятие о дефектах. Виды дефектов и их характеристика: В процессе эксплуатации автомобилей происходит...
Пример художественного стиля речи: Жанры публицистического стиля имеют такие типы...
Расчет длины развертки детали: Рассмотрим ситуацию, которая нередко возникает на...
Развитие понятия о числе: В программе математики школьного курса теория чисел вводится на примерах...

Поиск по сайту

©2015-2022 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-11-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту:


Мы поможем в написании ваших работ!
Обратная связь
0.064 с.