Из статьи Олега Химаныча




ВАСИЛЕНКО Иван Харитонович

Капитан на судах Мурманского тралового флота.

В конце 1950-х – 1960-е годы возглавлял команду РТ «Кострома». «Когда умение и опыт капитана подкрепляются слаженной и дружной работой экипажа, тогда на борту всегда порядок, а трюмы полны рыбы»*, – писала бассейновая газета.

Свои воспоминания оставил и Юрий Визбор, спев в 1965 году первый раз песню о траулере «Кострома» (на снимке):

 

То ли снег принесло с земли,

То ли дождь, не пойму сама.

И зовут меня корабли:

«Кострома», – кричат, – «Кострома»!

Лето мне – что зима для вас,

А зимою – опять зима,

Пляшут волны то твист, то вальс,

«Кострома», – стучат, – «Кострома»!

И немало жестоких ран

Оставляют на мне шторма,

Что ни рейс – на обшивке шрам.

«Кострома», – держись, – «Кострома»!

Но и в центре полярных вьюг,

Где, казалось, сойдешь с ума,

Я на север шла и на юг, –

«Кострома», вперед, «Кострома»!

Оставляю я след вдали,

Рыбой тяжки мои трюма,

И антенны зовут с земли:

«Кострома» моя, «Кострома»!

Привезу я ваших ребят

И два дня отдохну сама,

И товарищи мне трубят:

«Кострома» пришла, – «Кострома»!

Нашему РТ посвящена еще одна пеня знаменитого барда – «Три минуты тишины».В эпиграфе к стихотворению Визбора пишет: «Неласковое небо, – сказал капитан. – К непогоде. Снова нам норд-ост на переходе будет в зубы тыкать». Капитан думал о погоде и рыбе. Я думал о словах, в которые предстояло втиснуть все то, что увижу в Норвежском море, на борту рыболовного траулера «Кострома». Я хотел написать об этом песни...»

И дальше уже знакомое:

«По судну «Кострома»

Cтучит вода,

В сетях антенн

Качается звезда...»

 

ЗНАНИЕ РАЙОНА – ЗАЛОГ УСПЕХА

Из выступления капитана РТ «Кострома» И. Василенко

На радиосовещании в море по обмену передовым опытом

Первые дни работы на Зюйд-капском желобе успеха не принесли, а затем рыба совсем «отказала». Работавший здесь поисковый траулер «Кировабад» не смог обнаружить рыбы. Некоторые суда сразу ушли отсюда. Оставшиеся занимались поисками. Вместе с траулером «Могилев» мы продвигались на северо-восток Баренцева моря, вплоть до кромки льда. Здесь уловы стали увеличиваться.

Должен сказать, что работать в этой зоне надо только с буем. Этот район недостаточно изучен, в лоции совсем мало сказано о течениях. Поэтому, промышляя у буя, мы определяли направление течения, которое в этом районе достигает значительной скорости – до трех узлов, периодически меняя и скорость, и направление…

По нашим наблюдениям, рыба держится в местах стыка теплых и холодных вод. Это известно из опыта облова сельди. У кромки льда создается разность температур воды, и здесь концентрируется рыба. Чем ближе к кромке льда, тем лучше показания приборов и, соответственно, увеличиваются уловы… Время траления доходило до 3-х часов по хорошим глубинам, то есть от 80 до 110 метров, подтиранийтралового мешка не наблюдалось. Тралы у нас 25-метровые, кабели по 40 метров. Ваеров давали 200 сажен. На правом борту по центру подборы у нас стоят 500-миллиметровые бобинцы…

Находясь в одном районе с траулером «Кинешма», мы вызвали его экипаж на соревнование по выполнению рейсового задания. Он вызовпринял. Установив контакт, я и капитан тов. Бабин начали ежедневно беседовать в эфире, информировать друг друга о ходе промысла, о встречающихся трудностях, сообщая друг другу олучших концентрациях рыбы. Уловы доходили до 3-5 тонн за траление. Была поставлена задача – не допускать ни одной минуты простоя, ни одной минуты лежания в дрейфе из-за уборки рыбы, сохранить высокое качество рыбопродукции.

…Экипаж «Костромы» справился с рейсовым заданием, доставив в порт 110 тони рыбы, 12 000 банок консервов.

Газета «Рыбный Мурман» (№ 131 от 3 ноября 1959 года).

ОЧЕРК Ю. ВИЗБОРА О РЕЙСЕ НА «КОСТРОМЕ»

Из статьи Олега Химаныча

Очерк лишен возвышенной риторики, но в описании рыбацких будней автор остался поэтом. Скажем, начало пути – Кольский залив у него: «круглосуточный парад судов, дорога встреч, улица встреч, по которой идешь на работу...». И дальше от Мурманска: «Вода вдоль северных берегов Норвегии людна и оживленна, как субботний проспект»... «Справа море, слева море, впереди и сзади море, посередине – наша рубка. Со всех сторон горизонт», – это уже говорится о районе промысла. Здесь Визбор тоже находит любопытные образы: «мачты, воткнутые в серые низкие облака», «море, заросшее корабельными трубами», «вершины волн – казацкие гривы», «куски моря, падающие на палубу»...

В ту пору на «Костроме» капитанил Иван Харитонович Василенко. Визбор не пишет его портрет, но с самого начала представляет кратко и однозначно – замечательный человек. И дальше мы сами в том убеждаемся – как в будничных эпизодах путины, так и в часы на редкость свирепого шторма.

Рассказывая об экипаже, Визбор очень немногословен, говорит о нем как о команде профессионалов, опытных людей, которых накрепко объединила цель, восхищается ими: «Это большое наслаждение – смотреть, как работает слаженный коллектив»…

 

«Ох, как хочется поскорее узнать, что там, в первом вынутом из моря трале? Вся команда – на одном борту. Все ждут. Надрывается и хрипит брошенный всеми динамик, созывая капитанов на радиосовещание. Не до того! Трал поднимаем!... И вдруг в верхнем зелено-голубом слое воды я замечаю какую-то перемену. – Смотри, – кричит капитан, – смотри! Я смотрю. Море белеет и вспенивается, словно из его глубины собирается всплыть подводная лодка. И через секунду уже можно разобрать под толстым одеялом воды ячею трала и кумачовый цвет улова. Золотистый окунь – вот что мы ловим. Как торпеда, вытолкнутый из моря архимедовыми законами, всплывает трал, полный рыбы...».

Позднее - тяжелая, изнурительная и неустанная борьба за улов...

«...Ветер со снегом в лицо, капюшон смерзается с волосами, рядом у локтя, у плеча ревет море – противник, не знающий правил в игре... Ничего не слышно, крик стоит над кораблями, голос человека должен перекрыть голос моря. Ручьи воды стекают с плеч, подбородков, рук. Море, оно не любит слабых. Море – оно само отдел кадров. Отбирает только смелых. Слабые уходят сами. Нет, нелегкий это заработок – ловить рыбу... Все теперь смешалось на «Костроме». Дня нет. Ночи нет... Идет рыба! Некогда перекинуться парой слов, некогда смахнуть снег с бровей. Большая рыба – большая работа!»

Тогда же еще одной рыбацкой примете Визбор посвятил шутливый стих, в первых строках которого:

У рыбаков повсюду

Примета из примет:

Корреспондент на судно –

Улова нет как нет...

Нет, не сбылось это поверье. Из майского рейса 1965 года «Кострома» пришла хотя и покалеченная жестокими штормами, но с полными трюмами рыбы – таких уловов на Копытовской банке не помнили с дедовских времен. Капитан Василенко довольно улыбался, Визбор заметил: «Как будто выиграл в лотерею сборно-щитовой домик»...

Материал с сайта: https://old.vdvsn.ru/


* Газета «Рыбный Мурман» (№ 116 от 29 сентября 1965 года).



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-11-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: