Спасская церковь в Уборах




Со всех сторон куб заслонили полукружия алтаря и притворов, ранее завершавшихся главами. В среднем сквозном восьмерике подвесили колокола. Здание окружили открытой галереей-гульбищем, украшенным белокаменными вазами и филенками с сочным растительным узором.План редчайшего памятника представляет собой четырехлепестковый цветок с мягко изгибающимися краями и квадратной сердцевиной. Причудливая резная вязь церкви Спаса необыкновенно пластична. Тонкие полуколонны, отделенные от стен, сплошь покрыты крупными, чуть вогнутыми листьями с каплями росы, другие обвиты цветочными гирляндами и завершаются акантовыми листьями коринфских капителей. Откуда Бухвостов черпал барочные мотивы? Они могли быть заимствованы из гравюр, из книжных орнаментов уже переводившихся тогда трактатов по архитектуре, завезенных белорусскими резчиками. Храм настолько наряден, что напоминает изысканное ювелирное изделие.

Со времени возведения он поражал всех приходящих своей праздничностью, вселял чувство радости и гармонии.

Успенский собор в Рязани

Храм стоит на подклете с открытым гульбищем и одной парадной лестницей. Впервые в русской архитектуре он разбит на ярусы с помощью рядов окон. Стены членятся по вертикали на три части, что отвечает круглым внутренним опорам, поставленным на одинаковом расстоянии. Композиция также симметрична, размеры оконных проемов одинаковы.

Самым замечательным в соборе является его декор. Тонкие спаренные колонки делят плоскости фасадов на равные части и задают тон белокаменному узорочью. Единственная тема резьбы — листья, цветы, виноградные гроздья, но при этом ни одна деталь не повторяется. На фоне красной кирпичной стены выделяются изящные наличники окон; они уменьшаются кверху и постепенно исчезают в массе стены. В первом ярусе завершения наличников представляются сплошным узорным пятном, во втором приобретают характер широкого орнаментального обрамления, в третьем превращаются в небольшое декоративное завершение.

Церковь Троицы в Хохлах

В плане это восьмерик на четверике, завершенный главкой на двух глухих восьмериках. Четверик — символ власти, восьмерик — напоминание о маяке (храм — маяк для верующего, который должен знать, куда идти молиться). Скругленные углы четверика обработаны пучками полуколонок. На восьмерике полуколонки украшены капителями в виде белокаменных шаров с небольшими крестами. Разорванный фронтон внизу подчеркивает мощь здания, вверху становится более легким. Окна обрамлены пилястрами, которые придают динамику, устремленность вверх. Аттик над карнизом украшен изразцами. Плитки с серафимами (возможно, работы Степана Полубеса) имитируют мрамор.

17 в стало золотым веком Ярославского культурного зодчества. Возведенные в это время церкви Ильи Пророка, Иоанна Златоуста, Иоанна Предтучи и другие по праву заняли свое место среди произведений мировой культуры.

Своеобразные особенности в их планировке и приемах фасадного убранства дают нам право говорить о ярославском зодчестве как об идеальной ветви общерусского архитектурного стиля 17 века.

За почти столетний период строительства создается своеобразная архитектурная школа, высокого развития достигают художественные ремесла: резьба по дереву и камню,чеканка и литье металлических изделий, вышивка шелками,искусство иконописи и стенописи.

Для ярославского зодчества характерен соборный тип храма, с четырьмя внутренними столпами,поддерживающими своды, которые перекрывают его основной объем. Два восточных столпа закрыты иконостасами и принадлежат алтарю. Алтарь заканчивается с восточного фасада криволинейными выступами (апсидами). С трех, а иногда только с двух сторон к церкви пристраивалась широкая галерея,на восточных сторонах которой ставились приделы, то есть дополнительные маленькие церкви. В галереях богослужение не совершали. Они служили для богомольцев местом ожидания церковных служб.

В галереи вели крыльца,обычно на арках. колокольня или стояла отдельно от церкви, или пристраивалась к ее северо-заподному углу. Основной объем церкви венчался пятью главами, с барабанами, прорезанными узкими окнами, приделы одной главы или каменным шатром. Иногда церковь поднималась на «подклет», то есть полуподвальный этаж, служивший для погребения в нем именитых людей или для торговых складов. кровля делалась тесовой или железной, главы крылись разноцветной черепицей. Внутренние стены церкви расписывались фресками.

В Ярославле встречаются и другие типы церкви,условно называемый церковью с трапезной. Он имеет в плане большое сходство с московскими церквями середины 17в. здесь к основному объему,перекрытому обычно одним сомкнутым сводом с глухими барабанами на нем, с заподной стороны примыкали более низкий объем, прямоугольный в плане. Он отделялся от главного каменной стеной с 1-3 проемами. Это помещение называлось трапезной. В монастырском обиходе трапезные были местом для приема пищи.

В архитектуре обоих типов встречается много форм, заимствованных у деревянного зодчества (шатры,галереи, крыльца). галереи церквей 17 в делались с открытыми пролетами арок.

Очень ярко представлена в Ярославле архитектура XVII века, который назван золотым периодом русского градостроительства. Резьба по дереву сочетается с великолепными каменными узорами, а многоликие церкви с неповторимой фресковой живописью и множеством куполов говорят о том, что вся эта величественная красота имеет народные истоки.

Спасо-Преображенский монастырь – самый известный и знаменитый исторический памятник Ярославля. Собор монастыря – древнейшее здание города, и когда-то здесь было книгохранилище, располагавшее богатым собранием ценных рукописей – греческих и русских. В изящном и одновременно строгом облике храма, чувствуется смешение двух архитектур: хотя древнерусские формы преобладают, в оформлении фасадов можно заметить элементы архитектурных стилей Западной Европы. Первое духовное училище в этом регионе России было создано именно здесь – ведь монастырь был культурным центром всего северо-восточного края. Здесь же было найдено одно из величайших сокровищ русской и мировой литературы, бесценный памятник русской словесности – «Слово о полку Игореве».

Богоявленская церковь, построенная во второй половине XVII века, находится за границами монастыря, на площади с таким же названием. Это здание привлекает внимание своими изразцами с различными рисунками, украшающими его стены и приделы. Внутренние росписи изображают знаменитые церковные сюжеты, сцены из Нового Завета и персонажей библейских притч. Знаменская башня, построенная после пожара в середине XVII века, возвышается в восточной части Богоявленской площади. Тот пожар уничтожил почти все деревянные строения города: несколько десятков церквей, более 1500 жилых домов, торговые ряды и мастерские, деревянные мосты. Поэтому в городе начали возводить каменные строения, однако сохранились только две башни: Волжская и Знаменская.

 

Наиболее выдающимся творением зодчих XVII века является храм Иоанна Предтечи, который невозможно оставить без внимания. Это уникальная церковь, отличающаяся своим главным куполом – он напоминает вогнутую чашу. В этом удивительном памятнике архитектуры Ярославля сплелись многие стили церковной архитектуры, характерной для школы того времени. Грандиозность и роскошь храма впечатляет каждого – не зря многие жители города принимали участие в его строительстве.

Каждый храм Ярославля уникален, и имеет свою, только ему присущую атмосферу. Например, храм Ильи Пророка, построенный богатыми купцами Скрипиными в XVII веке. Он включает церковь, Ризположенский придел, галерею и колокольню. Внутренние настенные росписи, выполненные иконописцами того времени, отличаются своей стойкостью – их не приходилось переписывать, как это было в других храмах, а достаточно было промывать, чтобы они сохранили свой цвет и колорит.

Примечательно, что в росписях церковных стен можно проследить жизнь и быт того времени, хотя они рассказывают о житии самого Ильи Пророка и Елисея, его ученика. Иконописцы отображали именно бытовые сцены – в частности, жатву, которую можно видеть на одной из церковных стен. Это вдвойне интересно потому, что труд простых людей, крестьян в то время не позволялось изображать на стенах богатых храмов, однако художники сумели это сделать.

Интересную историю имеет первый каменный посадский храм города – церковь Николы Надеина, построенная в первой четверти XVII века. В её названии слились два имени: имя Николая Чудотворца и прозвище богатого купца Свешникова, которого в народе звали Надеем – он заказал строительство храма, и использовал его как домовую церковь.

Подклет церкви, где погребён сам купец и члены его семьи, в своё время был своеобразным соперником Спасского монастыря, благодаря своим росписям. На этих росписях монахи богатого монастыря изображены далеко не с лучшей стороны: они даже изобличались художниками в преступлениях и несли наказание.

Старинные городские дома, хотя и стали менее яркими на фоне современных зданий, тоже подчёркивают дух истории Ярославля. Например, старинное здание театра помнит игру таких великих актёров, как Щепкин и Ермолова, Станиславский и Качалов. Из-за смешения разных архитектурных стилей и направлений некоторые искусствоведы даже называют Ярославль «Северной Флоренцией».

Ярославль перенёс много войн и потрясений, однако его величие и красота не померкли, как не померкла слава его строителей и защитников. В 2010 году будет отмечаться 1000-летие Ярославля, поэтому в городе реставрируются все памятники, проводится реконструкция набережной Волги и планируется открытие памятника – памятника величию и стойкости города, находящегося на пути в будущее.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-11-28 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: