Урок 1. Что такое экономика.
Цель урока: объяснить, насколько важно изучение экономической теории.
Понятия: экономика как хозяйственная система, экономика как наука, микроэкономика, макроэкономика.
Объяснение материала.
Первое, что нам надо сделать: выяснить, что же это слово — «экономика» — означает. Задача эта тем более существенна, что в русском языке термин «экономика» имеет два значения.
Во-первых, так называют способ организации деятельности людей, направленной на создание благ, необходимых им для потребления. Синонимом этого значения слова «экономика» является понятие «хозяйство».
Во-вторых, «экономика» обозначает науку, которая исследует, как люди используют имеющиеся ограниченные ресурсы для удовлетворения своих неограниченных потребностей в жизненных благах. Само название этой науки было дано великим ученым Древней Греции Аристотелем путем соединения двух слов: «эйкос» — «хозяйство» и «номос» — «закон», так что «экономика» в буквальном переводе с древнегреческого означает «законы хозяйства». Поскольку экономическая наука изучает поведение людей, то она относится к категории общественных (социальных) наук, так же как история или философия, хотя применяемые в ней методы исследования предполагают более широкое использование математики и разнообразных графиков.
1. Экономика как хозяйство включает в себя производство товаров и услуг, осуществляющихся как на гигантских заводах, так и в маленьких парикмахерских и кафе. Не вызывает сомнения, что торговля, то есть, сфера обмена, со всеми маленькими торговыми палатками, крупными универсамами и оптовыми базами, является частью экономики общества. Естественным образом и сфера денежного обращения с многочисленными банками рассматривается как экономическая сфера деятельности общества. Нетрудно понять, что государство занимается экономической деятельностью, собирая налоги и предоставляя субсидии и дотации, внедряясь тем самым в сферу распределения доходов. Школьники, выступая потребителями товров и услуг, участвуют в экономической жизни общества, причем не в пассивной, а в активной роли. Потребление – это сфера экономики, не менее важная, чем производство, обмен и распределение. Потребитель, выходя на рынок 2голосует» долларом, рублем, маркой или евро за тот или иной товар, подсказывая производителю. Что именно данный товар и нужно производить.
Кроме того, выступая в роли потребителей, даже самые маленькие дети вынуждены иногда принимать очень серьезные экономические решения. В каком возрасте вы были, когда родители вручили вам первую в жизни небольшую сумму денег, сказав при этом: «Купи себе, что захочешь». А хотелось и мороженного, и конфет, и жевательной резинки и многого другого. Но денег на все не хватало, купить можно было что-то одно, и ребенку приходилось совершать мучительный выбор в условиях ограниченности денежных ресурсов.
Таким образом, каждый человек постоянно сталкивается с основной экономической проблемой – проблемой выбора в условиях ограниченных ресурсов.
2. Все сказанное выше позволяет сформулировать первое определение экономики как науки. Экономическая теория – это исследование поведения людей в процессе производства, распределения и потребления материальных благ и услуг в мире ограниченных ресурсов.
3. Экономические исследования могут осуществляться на двух уровнях анализа – микроэкономическом и макроэкономическом.
Микроэкономика имеет дело с конкретными экономическими единицами. Она изучает следующие проблемы:
- как отдельный потребитель принимает решение о покупке тех или иных товаров и услуг, имея в своем распоряжении ограниченное количество денег;
- каким образом отдельная фирма принимает хозяйственные решения;
- что лежит в основе формирования цен и объемов продаж на отдельных отраслевых рынках (например, на рынке огурцов или автомобилей);
- каким образом функционируют рынки факторов производства: рынок труда, рынок капитала и рынок земли.
Макроэкономический анализ предполагает изучение экономики как единого целого. Основные проблемы, которые исследуются в макроэкономике, - это проблемы экономического роста, безработицы и инфляции. Обеспечение стабильного экономического роста, борьба с инфляцией и безработицей требуют выработки определенной экономической политики. Анализ такой политики и входит в круг проблем, изучаемых макроэкономикой. В отличие от микроэкономического анализа, здесь важным экономическим агентом является государство.
Закрепление:
Какое из следующих утверждений относится к микроэкономике, а какое – к макроэкономике:
1. Уровень безработицы в России в 1995 году составил 8, 29 % (макроэкономика).
2. В декабре 1995 года было уволено 30 рабочих с обувной фабрики «Скороход» (микроэкономика).
3. За последний год цены на потребительские товары выросли в 2,31 раза (макроэкономика).
4. Неурожай мандаринов в Турции привел к повышению цен на мандарины на московских рынках (микроэкономика).
5. Совет директоров корпорации «Крайслер» принял решение о базовой цене на новую марку автомобиля (микроэкономика).
6. На российском рынке сократилось количество продаваемых иностранных автомобилей в связи с тем, что были увеличены таможенные пошли на их ввоз (микроэкономика – отдельный отраслевой рынок).
Урок 2. ОСНОВЫХОЗЯЙСТВЕННОЙ ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА
Цель урока: объяснить учащимся взаимосвязь между такими явлениями экономической жизни общества, как специализация, повышение производительности труда и торговля.
Понятия, о которых школьники должны получить представление в процессе урока:
— экономические блага;
— специализация;
— производительность труда;
— факторы повышения производительности труда;
— торговля.
Объяснение материала
Все живые обитатели Земли получают пропитание от природы, но лишь люди научились добывать блага,
необходимые для удовлетворения своих потребностей, в объеме и ассортименте большем, чем может дать дикая природа. Не все блага, впрочем, приходится реально добывать — воздух, например, мы не производим, он дарован нам природой. И поэтому экономическая наука разделяет все жизненные блага на две группы:
1) даровые блага;
Экономические блага.
Даровые блага — это те жизненные блага (преимущественно природные), которые доступны людям в
объеме куда большем, чем величина потребности в них. А потому их не надо производить и люди могут потреблять их бесплатно. Именно к этой группе благ относятся: воздух, солнечный свет, дожди, океаны.
И все же основной круг потребностей людей удовлетворяется за счет не даровых, а экономических благ,
т. е. тех товаров и услуг, объем которых:
1) недостаточен для удовлетворения потребностей людей в полной мере;
2) может быть увеличен лишь путем затраты факторов производства, т. е. тех элементов производственного процесса, без которых он невозможен;
3) приходится тем или иным способом распределять.
И если люди живут сейчас лучше, чем в древности, то это достигнуто благодаря увеличению объема
и улучшению свойств именно этих благ (продовольствия, одежды, жилья и т.д.).
Человечество добилось этого вовсе не потому, что изобрело колесо, приручило диких животных, создало
земледелие и научилось обращаться с огнем. Истинный источник нынешнего благосостояния и могущества народов Земли — чрезвычайно развитый механизм объединения усилий ради решения общих задач. Причем самая главная из этих задач — производство все большего объема жизненных благ, т. е. создание условий для улучшения жизни, людей. Для производства жизненных благ люди используют ресурсы природы, свой труд и специальные приспособления (инструменты, оборудование, производственные объекты и др.). Все это и называется «факторами производства». Принято выделять три основных вида факторов производства:
1) труд;
2) земля;
Капитал.
Говоря о труде как факторе производства, мы имеем в виду деятельность людей по производству товаров и услуг, путем использования их физических и умственных возможностей, а также навыков, приобретенных в результате обучения и опыта работы. Иными словами, для организации производственной деятельности покупаются не способности людей как таковые, а право на использование этих способностей в течение некоторого времени для создания определенного вида благ. Таким образом, под покупкой труда имеется в виду покупка конкретных трудовых услуг на протяжении определенного периода времени. Это означает, что объем трудовых ресурсов общества зависит от численности трудоспособного населения страны и количества времени, которое это население может отработать за год. Говоря о земле как факторе производства, мы подразумеваем все виды природных ресурсов, имеющихся на планете и пригодных для производства экономических благ. Размеры, отдельных элементов природных ресурсов обычно выражаются площадями земель того или иного назначения, объемами водных ресурсов или полезных ископаемых в недрах.
Говоря о капитале, мы имеем в виду весь производственно-технический аппарат, который люди создали
для увеличения своих сил и расширения возможностей изготовления необходимых благ. Проще говоря, капитал состоит из зданий и сооружений производственного назначения, станков и оборудования, железных дорог и портов, складов и трубопроводов, т. е. всего необходимого для реализации современных технологий производства товаров или услуг. Объем капитала обычно измеряют его суммарной денежной стоимостью. Для удобства анализа экономических процессов нередко из труда выделяют еще одну разновидность факторов производства — предпринимательство. Этим словом мы будем обозначать услуги, которые способны оказывать обществу люди, наделенные следующими способностями:
1) умением правильно оценить, какие новые товары можно с успехом предложить покупателям или какие
технологии производства имеющихся товаров стоит внедрить для достижения наибольшей выгоды;
2) готовностью принять на себя риск потери своих сбережений, вложенных в новый коммерческий
проект, и не окупаемости усилий и времени, потраченных на его реализацию;
3) умением координировать использование других факторов производства для создания нужных обществу благ.
Объем предпринимательского ресурса общества измерить практически невозможно. Косвенное представление о нем можно составить на основе данных о численности владельцев фирм, которые не только создали их на свои деньги, но и сами осуществляют руководство ими. Отметим, что наемный руководитель (менеджер) не может быть назван предпринимателем: он ведет дело не на свои деньги
и в случае неудачи фирмы может потерять только свою должность и заработную плату. Владелец фирмы может потерять все деньги, которые он вложил в ее создание. В XX в. неизмеримо большее, чем прежде, значение для экономической деятельности приобрел еще один весьма специфический вид факторов производства — информация. Под информацией мы понимаем все те знания и сведения, которые необходимы людям для осознанной деятельности в мире экономики. Объем этого ресурса точному измерению не поддается, хотя его ценность огромна.
Совершенствуя способы использования экономических ресурсов (факторов производства), человечество
положило в основу своей хозяйственной деятельности два важнейших элемента: специализацию и торговлю. Мы можем говорить о разных типах и уровнях специализации:
1) специализации труда отдельных людей;
2) специализации деятельности хозяйственных организаций;
3) специализации экономики страны в целом.
Но в основе всей пирамиды специализации лежит специализация труда людей. Она основана на принципах, выработанных людьми за долгие века развития своего хозяйства. Важнейшими из них являются:
1. СОЗНАТЕЛЬНОЕ РАЗДЕЛЕНИЕ ТРУДА МЕЖДУ ЛЮДЬМИ.