Урок 2. ОСНОВЫ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА




Урок 1. Что такое экономика.

Цель урока: объяснить, насколько важно изучение экономической теории.

Понятия: экономика как хозяйственная система, экономика как наука, микроэкономика, макроэкономика.

Объяснение материала.

Первое, что нам надо сделать: выяснить, что же это слово — «экономика» — означает. Задача эта тем более существенна, что в русском языке термин «экономика» имеет два значения.

Во-первых, так называют способ организации деятель­ности людей, направленной на создание благ, необходимых им для потребления. Синонимом этого значения слова «экономика» является понятие «хозяйство».

Во-вторых, «экономика» обозначает науку, кото­рая исследует, как люди используют имеющиеся ограниченные ресурсы для удовлетворения своих нео­граниченных потребностей в жизненных благах. Само название этой науки было дано великим ученым Древней Греции Аристотелем путем соединения двух слов: «эйкос» — «хозяйство» и «номос» — «закон», так что «экономика» в буквальном переводе с древнегре­ческого означает «законы хозяйства». Поскольку эко­номическая наука изучает поведение людей, то она относится к категории общественных (социальных) наук, так же как история или философия, хотя при­меняемые в ней методы исследования предполагают более широкое использование математики и разнооб­разных графиков.

1. Экономика как хозяйство включает в себя производство товаров и услуг, осуществляющихся как на гигантских заводах, так и в маленьких парикмахерских и кафе. Не вызывает сомнения, что торговля, то есть, сфера обмена, со всеми маленькими торговыми палатками, крупными универсамами и оптовыми базами, является частью экономики общества. Естественным образом и сфера денежного обращения с многочисленными банками рассматривается как экономическая сфера деятельности общества. Нетрудно понять, что государство занимается экономической деятельностью, собирая налоги и предоставляя субсидии и дотации, внедряясь тем самым в сферу распределения доходов. Школьники, выступая потребителями товров и услуг, участвуют в экономической жизни общества, причем не в пассивной, а в активной роли. Потребление – это сфера экономики, не менее важная, чем производство, обмен и распределение. Потребитель, выходя на рынок 2голосует» долларом, рублем, маркой или евро за тот или иной товар, подсказывая производителю. Что именно данный товар и нужно производить.

Кроме того, выступая в роли потребителей, даже самые маленькие дети вынуждены иногда принимать очень серьезные экономические решения. В каком возрасте вы были, когда родители вручили вам первую в жизни небольшую сумму денег, сказав при этом: «Купи себе, что захочешь». А хотелось и мороженного, и конфет, и жевательной резинки и многого другого. Но денег на все не хватало, купить можно было что-то одно, и ребенку приходилось совершать мучительный выбор в условиях ограниченности денежных ресурсов.

Таким образом, каждый человек постоянно сталкивается с основной экономической проблемой – проблемой выбора в условиях ограниченных ресурсов.

2. Все сказанное выше позволяет сформулировать первое определение экономики как науки. Экономическая теория – это исследование поведения людей в процессе производства, распределения и потребления материальных благ и услуг в мире ограниченных ресурсов.

3. Экономические исследования могут осуществляться на двух уровнях анализа – микроэкономическом и макроэкономическом.

Микроэкономика имеет дело с конкретными экономическими единицами. Она изучает следующие проблемы:

- как отдельный потребитель принимает решение о покупке тех или иных товаров и услуг, имея в своем распоряжении ограниченное количество денег;

- каким образом отдельная фирма принимает хозяйственные решения;

- что лежит в основе формирования цен и объемов продаж на отдельных отраслевых рынках (например, на рынке огурцов или автомобилей);

- каким образом функционируют рынки факторов производства: рынок труда, рынок капитала и рынок земли.

Макроэкономический анализ предполагает изучение экономики как единого целого. Основные проблемы, которые исследуются в макроэкономике, - это проблемы экономического роста, безработицы и инфляции. Обеспечение стабильного экономического роста, борьба с инфляцией и безработицей требуют выработки определенной экономической политики. Анализ такой политики и входит в круг проблем, изучаемых макроэкономикой. В отличие от микроэкономического анализа, здесь важным экономическим агентом является государство.

Закрепление:

Какое из следующих утверждений относится к микроэкономике, а какое – к макроэкономике:

1. Уровень безработицы в России в 1995 году составил 8, 29 % (макроэкономика).

2. В декабре 1995 года было уволено 30 рабочих с обувной фабрики «Скороход» (микроэкономика).

3. За последний год цены на потребительские товары выросли в 2,31 раза (макроэкономика).

4. Неурожай мандаринов в Турции привел к повышению цен на мандарины на московских рынках (микроэкономика).

5. Совет директоров корпорации «Крайслер» принял решение о базовой цене на новую марку автомобиля (микроэкономика).

6. На российском рынке сократилось количество продаваемых иностранных автомобилей в связи с тем, что были увеличены таможенные пошли на их ввоз (микроэкономика – отдельный отраслевой рынок).

Урок 2. ОСНОВЫХОЗЯЙСТВЕННОЙ ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА

Цель урока: объяснить учащимся взаимосвязь между таки­ми явлениями экономической жизни общества, как специализа­ция, повышение производительности труда и торговля.

Понятия, о которых школьники должны получить представ­ление в процессе урока:

— экономические блага;

— специализация;

— производительность труда;

— факторы повышения производительности труда;

— торговля.

Объяснение материала

Все живые обитатели Земли получают пропитание от природы, но лишь люди научились добывать блага,

необходимые для удовлетворения своих потребностей, в объеме и ассортименте большем, чем может дать дикая природа. Не все блага, впрочем, приходится реально добы­вать — воздух, например, мы не производим, он дарован нам природой. И поэтому экономическая наука разделяет все жизненные блага на две группы:

1) даровые блага;

Экономические блага.

Даровые блага — это те жизненные блага (преиму­щественно природные), которые доступны людям в

объеме куда большем, чем величина потребности в них. А потому их не надо производить и люди могут потреб­лять их бесплатно. Именно к этой группе благ относятся: воздух, солнечный свет, дожди, океаны.

И все же основной круг потребностей людей удов­летворяется за счет не даровых, а экономических благ,

т. е. тех товаров и услуг, объем которых:

1) недостаточен для удовлетворения потребностей людей в полной мере;

2) может быть увеличен лишь путем затраты фак­торов производства, т. е. тех элементов производственного процесса, без которых он невозможен;

3) приходится тем или иным способом распределять.

И если люди живут сейчас лучше, чем в древно­сти, то это достигнуто благодаря увеличению объема

и улучшению свойств именно этих благ (продоволь­ствия, одежды, жилья и т.д.).

 

Человечество добилось этого вовсе не потому, что изобрело колесо, приручило диких животных, создало

земледелие и научилось обращаться с огнем. Истинный источник нынешнего благосостояния и могущества наро­дов Земли — чрезвычайно развитый механизм объе­динения усилий ради решения общих задач. Причем самая главная из этих задач — производство все боль­шего объема жизненных благ, т. е. создание условий для улучшения жизни, людей. Для производства жизненных благ люди исполь­зуют ресурсы природы, свой труд и специальные при­способления (инструменты, оборудование, производ­ственные объекты и др.). Все это и называется «фак­торами производства». Принято выделять три основных вида факторов производства:

1) труд;

2) земля;

Капитал.

Говоря о труде как факторе производства, мы имеем в виду деятельность людей по производству товаров и услуг, путем использования их физических и умственных возможностей, а также навыков, приобретенных в результате обучения и опыта работы. Иными словами, для организации производственной деятельности покупаются не способности людей как таковые, а право на использование этих спо­собностей в течение некоторого времени для создания определенного вида благ. Таким образом, под покупкой труда имеется в виду покупка конкретных трудовых услуг на протяжении определенного периода времени. Это означает, что объем трудовых ресурсов обще­ства зависит от численности трудоспособного населе­ния страны и количества времени, которое это насе­ление может отработать за год. Говоря о земле как факторе производства, мы подразумеваем все виды природных ресурсов, имею­щихся на планете и пригодных для производства эко­номических благ. Размеры, отдельных элементов при­родных ресурсов обычно выражаются площадями зе­мель того или иного назначения, объемами водных ресурсов или полезных ископаемых в недрах.

Говоря о капитале, мы имеем в виду весь производ­ственно-технический аппарат, который люди создали

для увеличения своих сил и расширения возможностей изготовления необходимых благ. Проще говоря, капитал состоит из зданий и сооружений производственного назначения, станков и оборудования, железных дорог и портов, складов и трубопроводов, т. е. всего необходимого для реализации современных технологий производ­ства товаров или услуг. Объем капитала обычно измеря­ют его суммарной денежной стоимостью. Для удобства анализа экономических процессов нередко из труда выделяют еще одну разновидность факторов производства — предпринимательство. Этим словом мы будем обозначать услуги, которые способ­ны оказывать обществу люди, наделенные следующи­ми способностями:

1) умением правильно оценить, какие новые товары можно с успехом предложить покупателям или какие

технологии производства имеющихся товаров стоит вне­дрить для достижения наибольшей выгоды;

2) готовностью принять на себя риск потери сво­их сбережений, вложенных в новый коммерческий

проект, и не окупаемости усилий и времени, потра­ченных на его реализацию;

3) умением координировать использование других факторов производства для создания нужных обществу благ.

Объем предпринимательского ресурса общества изме­рить практически невозможно. Косвенное представление о нем можно составить на основе данных о численности владельцев фирм, которые не только создали их на свои деньги, но и сами осуществляют руководство ими. Отме­тим, что наемный руководитель (менеджер) не может быть назван предпринимателем: он ведет дело не на свои деньги

и в случае неудачи фирмы может потерять только свою должность и заработную плату. Владелец фирмы может потерять все деньги, которые он вложил в ее создание. В XX в. неизмеримо большее, чем прежде, значе­ние для экономической деятельности приобрел еще один весьма специфический вид факторов производ­ства — информация. Под информацией мы понимаем все те знания и сведения, которые необходимы людям для осознанной деятельности в мире экономики. Объем этого ресурса точному измерению не поддает­ся, хотя его ценность огромна.

Совершенствуя способы использования экономи­ческих ресурсов (факторов производства), человечество

положило в основу своей хозяйственной деятельности два важнейших элемента: специализацию и торговлю. Мы можем говорить о разных типах и уровнях специализации:

1) специализации труда отдельных людей;

2) специализации деятельности хозяйственных организаций;

3) специализации экономики страны в целом.

Но в основе всей пирамиды специализации лежит специализация труда людей. Она основана на принципах, выработанных людьми за долгие века развития своего хозяйства. Важнейшими из них являются:

1. СОЗНАТЕЛЬНОЕ РАЗДЕЛЕНИЕ ТРУДА МЕЖ­ДУ ЛЮДЬМИ.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-11-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: