В хлебопекарне работают 10 работников. Каждый из них отрабатывает в течение дня 8 часов рабочего времени. За день выпекается 800 буханок хлеба. Чему равна производительность труда в этой хлебопекарне?
Решение.
а) Каково общее количество человеко-часов, отработанных за день?
8ч • 10 чел. = 80 чел.-ч в ден
б) Производительность труда = 800/80 = 10.
Следовательно, за 1 час рабочего времени каждым работником в среднем выпекается по 10 буханок хлеба. Такова производительность труда в данной хлебопекарне.
4. Существуют ли у специализации как экономического явления какие-либо недостатки, или она является исключительно положительным явлением?
Несмотря на все преимущества, специализация влечет за собой и некоторые негативные последствия как для каждого отдельного работника, специализирующегося на выполнении определенной операции, так и для экономики в целом вследствие специализации хозяйственных организаций.
Последнее связано с тем, что специализация ведет к всеобщей взаимозависимости производителей: чем меньше каждый из нас производит лично для себя, тем больше мы зависим от производства, осуществляемого другими. Поэтому разрыв в одном звене единой технологической цепочки может привести к негативным последствиям для всей экономики. Например, длительная забастовка шахтеров — даже при наличии альтернативных источников топлива и энергии — приведет к недопроизводству различных товаров и услуг. Показательным примером является развал Советского Союза. Многие существовавшие годами хозяйственные связи между республиками были разрушены, что явилось одной из причин серьезного экономического кризиса, возникшего в России и так называемых странах ближнего зарубежья. Но несмотря на эти внутренне присущие ей недостатки специализация на макроуровне была и остается по сей день важнейшей формой реализации общественного производства.
Более сложной оказывается оценка специализации на микроуровне, т. е. в рамках функционирования отдельного предприятия. С того момента, как величайший английский экономист Адам Смит (1723—1790) описал преимущества узкоспециализированного труда в процессе повышения производительности, прошло много десятилетий и данная теория не подвергалась сомнению. Однако в 70-х и особенно в 80-х годах XX столетия возник принципиально новый взгляд на роль специализации в производственном процессе предприятия. Формирование новых теорий связано с тем, что сейчас завершается эра так называемого технократического общества.
Для технократического управления трудом в индустриальном обществе, порожденного особенностями крупного машинного производства, свойственно максимальное разделение труда, жесткая регламентация его условий, отделение труда исполнительского от организаторского.
Падение заинтересованности работников в труде вследствие его технократической организации явилось одной из важнейших причин замедления экономического роста и производительности труда в ведущих капиталистических странах в 70-х и начале 80-х годов. Поэтому предприниматели и управляющие серьезно отнеслись к проблеме «отчужденности труда» как причине снижения эффективности, высокой текучести кадров, недостаточной лояльности персонала и т.д., став на путь радикального преодоления «технократической отчужденности». В 80-х годах они выступили с инициативами установления прямого взаимодействия со своими работниками на основе новых (инновационных) принципов (в Японии этот процесс начался несколько раньше — еще в 70-е годы).
Что традиционно отличало практику технократического управления работниками? Во-первых, труд большинства рабочих и служащих, являясь преимущественно узкоспециализированным, не требовал основательной универсальной подготовки. Связи между отдельными работниками были изначально предопределены технологическим процессом, направлены на поддержание устойчивости и стабильности производства, жестко регламентированы администрацией. Во-вторых, в условиях отделения исполнительского труда от организаторского самостоятельность широкого круга работников в установлении, поддержании и развитии коммуникаций была существенно ограничена. В-третьих, эти коммуникации осуществлялись под пристальным контролем и при посредничестве менеджеров.
Сегодня эффективность хозяйствования все более зависит от наличия гибких, подвижных взаимосвязей в организационной структуре, тесных контактов работников в процессе труда. В результате внедрения коммуникаций в электротехнической компании Мицубиси Энки производительность труда возросла на 50%, существенно снизился брак.
Специализация работников по определенным операциям и видам деятельности приводит к монотонности и однообразию труда. Как решается эта проблема в Японии?
Формирование универсального работника, что является стратегическим принципом кадровой политики в Японии, осуществляется путем организации системы ротации, т. е. целенаправленного перемещения работника с одного рабочего места на другое в рамках фирмы. В компаниях группы Мицубиси полный цикл ротации состоит из смены работником трех рабочих мест в течение первых 14 лет работы, причем переход работника на новое место производится регулярно через каждые 4-5 лет. Перевод работника на новые рабочие места может происходить и в течение последующей трудовой жизни, однако уже не с той регулярностью.
Один раз в два года работник должен подавать руководству докладную с изложением его собственных представлений о дальнейшей работе. По этой докладной генеральный директор, курирующий соответствующее подразделение, обязан провести с ним собеседование, отчет о котором направляется в отдел кадров. Когда возникает необходимость в тех или иных производственных перемещениях работника, такая информация максимально учитывается.
Расширение профессионального профиля, повышение квалификации методом ротации помогают в известных пределах смягчить рутинность, монотонность специализированного труда.