Социальные нормы могут иметь разнообразные формы и содержание. Нормы могут быть формализованы - записаны в виде законов, правил, инструкций. Но гораздо чаще они существуют в таких формах общественного сознания, как народные традиции, социальные установки, общественное мнение. Различные виды норм тесно взаимосвязаны.
По сфере регулируемых отношений выделяют следующие основные группы социальных норм:
1. духовно-нравственные,
2. морально-этические,
3. правовые,
4. политические,
5. организационно-профессиональные,
6. индивидуальные.
Носителями нравственных (духовных) норм выступают сами люди, а также такие социальные институты, как семья, религиозные конфессии, общественные организации. Духовно-нравственные нормы существуют в различных формах. Это, прежде всего, общечеловеческие ценности, представленные в мировых религиях, художественной культуре и научной мысли. Также это народные традиции и обычаи, международные конвенции и декларации.
В настоящее время Библейские заповеди стали частью культуры человеческих взаимоотношений в широком смысле. Причём, современные представления о духовности человека уже выходят за рамки религиозного сознания, хотя и не исключают последнего. Духовность в целом, скорее, связывается со способностью человека жить в соответствии с общечеловеческими ценностями: осмысленности существования; любви к себе и ближнему; оказания помощи людям; сотрудничества, созидания, самореализации в деятельности; содействия прогрессу.
Морально-этические нормы представляют собой ожидания-предписания определенной социальной группы (реальной или номинальной) в отношении ее членов. Носителями морально-этических норм являются конкретные социальные объединения, их лидеры и руководители. Нормы данного вида обычно текстуально не закреплены. Они могут быть прямым следствием нравственных ценностей, но могут и противоречить им, что имеет место, например, в случаях корпоративной этики или законов асоциальных групп.
Групповые нормы нередко порождают стереотипы и предрассудки (например, расовые или этнические). В случае стереотипов мышления представления человека могут быть устаревшими, застывшими или узкими. Но стереотипы могут играть и положительную роль – например, способствуя экономичности мышления. Хотя гораздо чаще стереотипы препятствуют поведению, адекватному конкретной ситуации. Предрассудки и вовсе являются следствием искаженного восприятия, что существенно усугубляется присутствием выраженного аффективного компонента.
Правовые нормы более конкретны. Они закреплены в основных документах государства (конституция, уголовный кодекс, гражданский кодекс). Данные нормы регулируются всей государственной системой (законотворческие институты, правительство, правоохранительные органы). Противоправное поведение, по сути, направлено на дестабилизацию порядка - основы социальной жизни, а не только на ущемление интересов отдельного пострадавшего человека. Поэтому данный вид отклоняющегося поведения сегодня рассматривается как один из наиболее опасных для общества.
Политические нормы сформулированы в международных документах и межгосударственных соглашениях и регулируют отношения между странами (народами).
Организационно-профессиональные нормы регулируются должностными инструкциями, правилами внутреннего распорядка, профессиональными традициями.
Индивидуальная норма связана с признанием ценности каждой личности. В настоящее время она начинает играть все большую роль в жизни общества, что проявляется в гуманизации общественного сознания в целом. В ряде культур права личности, ее самоценность уравнены с общественными интересами.
Для психологии особенно важен вопрос о механизмах воздействия социальных норм на личность. Будучи социальными феноменами, социальные нормы интериоризируются во внутренний мир личности в течение всей жизни. Особенно интенсивно это происходит на ранних этапах развития ребенка в семье. В рамках глубинной психологии специально выделяется такая индивидуальная подструктура, как супер-Эго, содержащая множество внутренних предписаний, требований и ограничений.
В соответствии с общими психологическими представлениями, нормы присутствуют в индивидуальном сознании в форме социально-психологических установок. Установка как «готовность, предрасположенность субъекта воспринимать или действовать определенным образом» (А.В. Петровский) имеет различные формы. Термин «социальная установка» («аттитюд» — в английском звучании) был введен У.Томасом и Ф. Знанецки в 20-е гг. прошлого столетия. Позднее М.Смит конкретизировал структуру аттитюда, выделив три известных компонента:
- когнитивный (представление, знание об объекте или явлении);
- аффективный (эмоционально-оценочное отношение к объекту);
-поведенческий (готовность личности реализовать определенное поведение по отношению к объекту).
Социальные установки переживаются человеком как личное отношение к чему-либо, как значение объекта (явления) для данной личности — его личностный смысл. Установки отражают связь между объектом и его оценкой. Тем самым они формируют готовность человека к определенному виду социального поведения.
В диспозиционной концепции регуляции социального поведения В. А. Ядова выделяются 4 уровня диспозиций (социальных установок):
1. простейшие ситуативные поведенческие установки;
2. социальные установки, действующие на уровне малых групп и в привычных ситуациях;
3. диспозиции, в которых фиксируется общая направленность интересов личности относительно конкретной сферы социальной активности;
4. система высших ценностных ориентации личности, регулирующих целостность ее социального поведения и деятельности.
На личностном уровне образуется субъективная иерархия социальных установок в соответствии с психологической значимостью объектов для конкретного человека. Личностный смысл может не совпадать с социальным значением. Например, для одного человека смыслом жизни и высшей ценностью является создание семьи и воспитание детей, а для другого главное - карьера. По концепции В. А. Ядова, такие диспозиции по критерию общественной значимости объектов относятся ко второму и третьему уровням, а по субъективным личностным критериям они оказываются высшими по своему значению для индивида.
II силу различий в ценностях люди существенно отличаются по мотивам и стилям поведения. Например, ценности могут быть ориентированы на выживание, следовательно, усилия людей будут направлены на обеспечение физической и материальной безопасности. Другим ориентиром в жизни человека может быть общественное мнение, что соответственно порождает стремление принадлежать к группе, подражать или добиваться успеха. Наконец, возможна ориентация на свои внутренние потребности, которая будет симулировать активность в одной из следующих форм: поиск своих отличий от других людей, экспериментирование, увлечения, творчество, заинтересованность проблемами общества и служение ему.
Таким образом, социальные нормы создают установки личности, которые, в свою очередь, формируют диспозиционное поведение.
Социальные отклонения.
Социальные отклонения - это нарушения социальных норм, которые характеризуются определенной массовостью, устойчивостью и распространенностью. К ним относятся такие негативные массовые социальные явления, как пьянство, преступность, бюрократизм, религиозный и идейный фанатизм, тоталитаризм и др.
Между двумя полюсами - «социально-одобряемые явления» и «социальные отклонения» - лежит широкий круг явлений, нерегулируемых социальными нормами. Это могут быть как позитивные процессы (например, творчество), так и явления с возможными негативными последствиями (например, массовое курение). В то же время разнообразие отклонений превышает разнообразие норм.
Вопрос о последствиях социальных отклонений неоднозначен. Объективный вред явления и его субъективная оценка в ряде случаев не совпадают. Например, существует мнение, что преступления без жертвы вообще следует декриминализировать, т.е. исключить из уголовного права. Особенно трудно оценить степень ущерба от «пограничных» форм асоциального поведения и легких форм зависимого поведения, например проституции, сексуальных аддикций, употребления легких наркотиков. В каждом обществе есть сторонники, как легализации данных явлений, так и их запрета.
Социальные отклонения имеют следующие признаки:
- историческая детерминированность;
-негативные последствия для общества;
- относительно массовый и относительно устойчивый характер во времени.
Социальные отклонения характеризуются направленностью и содержанием. Общество противопоставляет социальным отклонениям организованные способы борьбы с ними: правовые, экономические, моральные санкции.
В ряде случаев социальные отклонения носят преходящий характер, - например: вещевая спекуляция, брак по расчету, диссидентство.
Параллельно с этим изменяются меры общественного воздействия в отношении социальных отклонений. Так, по законам дореволюционной России предусматривались и религиозно-нравственные, и правовые санкции против пьянства, наркомании, самоубийств. В случае самоубийства запрещался традиционный церковный обряд погребения, усопшего не хоронили на общем кладбище, его волеизъявление (завещание) признавалось юридически недействительным, в случае же неудачной попытки самоубийства суициденту грозило тюремное заключение.
В настоящее же время отношение общества к поведению его членов становится все более и более либеральным. Одним из подтверждений радикальных перемен является отмена смертной казни в некоторых государствах.
Социальные отклонения количественно и качественно характеризуются уровнем, структурой и динамикой.
Уровень (коэффициент) отклонения определяется как количество официально зарегистрированных проявлений данного отклонения относительно численности населения (чаще на 100 тыс. человек). Он существенно различается в различных странах и в разные годы, поскольку зависит от совокупности факторов: социально-экономического, политического, нравственного и т.п. Например, в 1998 г. коэффициент преступности в России (без учета латентной преступности, которая по подсчетам специалистов в 4 раза превышает уровень официально зарегистрированной) составил 1756 преступлений. Для сравнения, во всем бывшем Советском Союзе: в 1978 г. — 503; в 1985 г. — 700; в 1990 г. — 968 — с последующим постоянным ростом.
Структура отклонения отражает соотношение отдельных подвидов внутри явления. Так, в 1998 г. в структуре преступности в Российской Федерации корыстные преступления составили 65% от общего числа зарегистрированных случаев, насильственные - 23 %, прочие - 12 %. Уровень латентной преступности по отдельным видам выглядит следующим образом: по убийствам — 2:1 (т.е. на каждые 2 преступления только одно регистрируется официально), по изнасилованиям — 6:1, по кражам — 73:1, по вымогательству (рэкет) — более 17000: 1. Иными словами, преступления зачастую остаются полностью безнаказанными.
Динамика отклонения - это показатель изменения уровня и структуры всего массива изучаемого явления за определенное время. По мнению специалистов, в России в настоящее время наблюдаются следующие тенденции: увеличилась доля тяжких и особо тяжких преступлений; резко усилилась корыстная мотивация противоправного поведения, растет подростковая преступность, продолжается сращивание организованной преступности с легальным предпринимательством и с государственным аппаратом.
Наряду с уровнем и динамикой социальных отклонений широко обсуждается вопрос об их функциях. Например, организованная преступность может обеспечивать незаконным путем объективные потребности, не удовлетворяемые в должной мере официальными социальными институтами. В целом функциями социальных отклонений могут быть:
-интеграция группы;
-формирование морального кодекса общества;
-выражение социального протеста и выход агрессивных тенденций;
-бегство; -способ самоидентификации и самореализации и др.
Социальные отклонения отличаются от отклоняющегося поведения личности. В первом случае имеет место социальный феномен, а во втором - психологический. Некоторые социальные отклонения одновременно являются и отклоняющимся поведением личности: алкоголизм, самоубийство, преступное деяние и т.п. Другие социальные отклонения выступают в качестве только социального феномена — геноцид, коррупция, бюрократизм.