Конституционные законы 1875.




Конституция 1852

В соответствии с Конституцией в 1848 г. Президентом республики был избран политический авантюрист Луи Бонапарт. В Национальном собрании сильные позиции получили монархисты, которые немедленно развернули наступление на демократические институты (в частности, было отменено всеобщее избирательное право). 2 декабря 1851 г. Луи Бонапарт при поддержке армии разогнал Национальное собрание и установил личное президентское правление.14 января 1852 г. Луи Бонапарт промульгировал (издал) новую Конституцию (очень напоминавшую первую наполеоновскую Конституцию Франции 1799 г.) Вся полнота власти концентрировалась в руках президента, избираемого на 10 лет. Он являлся главой вооруженных сил, назначал министров, которые не несли ответственности перед Национальным собранием, и тем самым имел в своем распоряжении полицейско-бюрократический аппарат. От имени президента осуществлялось правосудие республики Парламентарии и должностные лица приносили ему присягу на верность. Законодательный процесс находился всецело под контролем президента и осуществлялся Государственным советом, Законодательным корпусом и Сенатом. Из них лишь Законодательный корпус был выборным учреждением, члены Государственного совета и Сената назначались президентом. Сенат по указанию президента мог вносить последующие изменения в конституционную систему.За президентом было зарезервировано право непосредственного обращения к народу в форме плебисцита, результаты которого в условиях президентского контроля были предрешены. Этим Луи Бонапарт и воспользовался в конце 1852 г., когда было принято решение о восстановлении во Франции императорской власти и коронации самого бывшего президента как императора Наполеона III. Был установлен режим Второй империи, бонапартистский режим. Бонапартизм – политика лавирования между различными социальными классами, заигрывания с различными группами населения.При Наполеоне III постоянно корректировалось действующее законодательство (в частности, в угоду рабочему классу, был отменен закон Ле Шапелье 1791 г., имевший антипрофсоюзную направленность), постоянно менялись гражданско-правовые и конституционно-правовые нормы.Сенатус-консульт 25 декабря 1852 г. дал императору право председательствовать в Государственном совете и Сенате, издавать декреты и определять расходную часть бюджета, который лишь в самой общей форме утверждался парламентариями. Выборы в Законодательное собрание были поставлены под контроль имперского правительства (была создана система так называемых «официальных кандидатов»).Императорским декретом 1854 г. был восстановлен корпус жандармов (упраздненный Июльской революцией 1830 г.).Весной 1870 г. через плебисцит была принята новая Конституция Франции, которая, однако, не была введена в действие в связи с начавшейся франко-прусской войной, обернувшейся катастрофой для режима Второй империи.

Конституционные законы 1875.

В 1875 г. Учредительное собрание приняло Конституцию Третьей республики, где в своего рода анонимной форме (простым упоминанием "пре-зидента Республики") санкционировался и утверждался республиканский строй. В 1877 г. президент Мак-Магон пред­принял неудачную попытку государственного переворота, которая привела к окончательному падению авторитета монархистов. В 1884 г. была принята конституционная поправка, гласившая, что "республиканская форма правле-ния не может быть предметом пересмотра".В Конституции Третьей республики отсутствовала Декларация. Основной Закон пол-ностью была посвящена организации высших государственных учреждений. Она не представляла собой единого документа, а складывалась из трех органических законов:

1. Закона 24 февраля 1875 г. об организации Сената;

2. Закона 25 февраля 1875 г. об организации государственной власти;

3. Закона 16 июля 1875 г. об отношениях между государственными вла­стями.

Эти законы отличались необычайной краткостью (насчитывали всего 34 статьи), а поэтому многие вопросы конституционного устройства республики оставались не раз-работанными и решались в последующем с помощью текущего законодательства.

Предусмотренная конституцией государственная организация Третьей республики, основанная на принципах парламентаризма и либерализма, отразила ряд серьезных уступок консерваторам. Учредительное собрание, стремилось создать систему госу-дарственных органов, напоминающих монархию. Именно поэтому избираемый на 7 лет и имеющий право переизбрания президент Республики наделялся многими прерога-тивами, которые к этому времени уже утерял английский король. Президент имел право законодательной инициативы, промульгировал законы и следил за их исполнением. Он мог отсрочить заседания парламента, распустить нижнюю палату (с согласия верхней). Президент руководил вооруженными силами, назначал на все гражданские и военные должности, имел право помилования. Конституция 1875 г. предусмотрела создание Совета министров, правовой статус которого не был детально разработан. Созданный в соответствии с Конституцией 1875 г. государственный строй Третьей республики претерпел существенные изменения в связи с дальнейшим развитием са-мого французского общества и обострением борьбы консервативных и либерально-демократических сил, в которой последние постепенно, шаг за шагом, укрепляли свои позиции. Для данного период истории Франции характерна многочисленность полити-ческих группировок, а позже партий. Третья республика во Франции просуществовала до 2-й мировой войны.

Четвертая республика

В преамбуле конституции торжественно подтверждались права и сво­боды человека и гражданина, провозглашенные «Декларацией прав человека и гражданина» 1789 г. Кроме того, провозглашались: равные права мужчин и женщин; право политического убежища для лиц, борющихся за свободу; обя­занность работать и право на получение работы; право на организацию проф­союзов и проведение стачек в рамках закона; право на заключение коллек­тивных договоров. Объявлялось, что «...всякое предприятие, эксплуатация которого имеет национальное общественное значение или характер фактиче­ской монополии, должно стать собственностью общества».
Конституция предусматривала учреждение парламентской респуб­лики. Парламент состоял из двух палат: Национального собрания и Совета республики. Национальное собрание избиралось на 5 лет всеобщими пря­мыми выборами. Совет республики избирался коммунами и департамен­тами косвенными выборами.
Главой государства конституция объявила президента республики. Он избирался парламентом на 7 лет и мог быть переизбран еще на один срок. Президент подписывал договоры с иностранными государствами, обнародо­вал законы, мог потребовать от обеих палат нового обсуждения принятого парламентом закона, но повторное решение парламента являлось оконча­тельным. Президент утверждал также важнейшие правительственные декре­ты, но каждый из актов президента должен был скрепляться подписями пред­седателя Совета министров и одного из министров, по ведомству которого шло осуществление соответствующего нормативного акта.
Органом непосредственной исполнительной власти являлся Совет министров во главе с председателем. Премьер-министр назначался президентом после консультаций с лидерами политических фракций в парла­менте. Если он получал вотум доверия при открытом голосовании абсо­лютным большинством голосов, то декретом президента проводилось его назначение, а также министров сформированного им кабинета.

Председатель Совета министров обеспечивал исполнение законов. Под его непосредственным руководством находился весь государственный аппарат. Он осуществлял общее руководство вооруженными силами. Ми­нистры несли коллективную ответственность перед Национальным собра­нием за общую политику кабинета и индивидуальную ответственность за их личную деятельность.
Отказать правительству в доверии могло только абсолютное большин­ство депутатов Национального собрания. Такой отказ приводил к коллектив­ной отставке кабинета. В свою очередь Совет министров мог принять реше­ние о роспуске Национального собрания. Роспуск в соответствии с этим ре­шением объявлялся декретом президента. После роспуска в течение 1 месяца должны быть проведены новые выборы в Национальное собрание.
Конституция фактически сохранила прежнюю систему местного управления и прежний порядок контроля правительства за деятельностью органов местного самоуправления.

Таким образом, по конституции 1946 г.:

 

1.
не предусматривалась сильная и независимая от парламента пре­
зидентская власть;

2.
исполнительная власть (правительство) зависела от Национально­
го собрания.


В последующие годы происходят определенные изменения в системе государственной власти Франции. Возрастает роль Совета республики в законодательном процессе, а в 1954 г. законодательно было закреплено почти полное равноправие палат. Повышается роль и самостоятельность исполнительной власти.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: