Счета бухгалтерского учета и их строение.




Изменения в балансе, вызванные хозяйственными операциями.

В соответствии с типами хоз.операций выделяют 4 типа изменений в балансе под воздействием хоз.операций: 1. Активное изменение; 2. Пассивное изменение; 3. Активно-пассивное в сторону увеличения; 4. Активно-пассивное в сторону уменьшения.

1 тип – затрагивают только статьи актива; 1 статья увеличивается, вторая статья уменьшается, валюта баланса не изменяется (А=∑ХО - ∑ХО =П); 2 тип – затрагивают только статьи пассива баланса; 1 статья пассива увеличивается, 2 статья пассива уменьшается, валюта баланса не меняется (А= П+∑ХО-∑ХО); 3 тип – активно-пассивное в сторону увеличения, затрагивают актив и пассив, статья актива увеличивается. статья пассива увеличивается, валюта увеличивается (А+∑ХО=П+∑ХО); 4 тип – активно-пассивное в сторону уменьшения, затрагивает актив и пассив, статья актива уменьшается, статья пассива уменьшается, валюта уменьшается (А-∑ХО=П-∑ХО).

 

Счета бухгалтерского учета и их строение.

ББ фиксирует одномоментальное состояние имущества организации, а значит текущее их изменение в составе имущества и источников отражается на счетах БУ.Система счетов – это способ экономической группировки и непрерывного текущего наблюдения за хоз.операциями и за изменениями в составе имущества и источников.

 

По форме счет- это таблица в которой: 1. В заглавную часть выносится название счета (название статьи баланса); 2. Имеет 2 стороны (левая - дебет, правая – кредит); 3. Из баланса переносится сумма, которая отражает остаток имущества на определенную дату (сальдо). Сальдо:начальное (остаток имущества на начало отчетного периода) и конечное (остаток имущества на конец отчетного периода).Сальдо из баланса переносится на счета след. образом: 1. если сумма и название счета взяты из актива баланса, то остаток записывается в левой стороне., 2. Если сумма и остаток взяты из пассива, то остаток записывается в правой стороне. Таким образом счета в зависимости от их соотношения к сторонам баланса могут быть активными и пассивными.Активные счета при построении содержат след. информацию: 1. Начальное и конечное сальдо отражаются по дебету., 2. сумма хоз.операций вызывающих увеличение счета (имущества) отражается по дебету., 3. Сумма хоз. операций, вызывающих уменьшение счета отражаются по кредиту.Пассивные счета при построении содержат след. информацию:1. В пассивных счетах конечное и начальное сальдо отражается по кредиту., 2. Сумма хоз. операций, вызывающих увеличение счета отражается по кредиту., 3. Сумма хоз. операций, вызывающих уменьшение счета отражается по дебету. В БУ существет третий вид счетов активно-пассивные – это счета, которые проявляют одновременно признаки активного и пассивного счетов. Активно-пассивное сальдо может быть: плавающим, развернутым, отсутствие начального и конечного сальдо.   10. Двойная запись, её сущность и значение. Поскольку для текущего учета, каждой статьи баланса соответствует определенный синтетический счет, значит, любая хоз. операция должна быть отражена на 2ух счетах: по дебету одного счета, кредиту – другого чета в финансовой сумме – это и есть метод двойной записи, как элемент метода БУ. Основное правило двойной записи: сумма оборотов по дебету всех счетов = сумме оборотов по кредиту всех счетов = сумме всех хоз.операций. Корреспонденция счетов – это взаимосвязь между двумя определенными счетами, которая возникает временно при отражении на счетах БУ. Счета, между которыми возникла эта связь называются – корреспондирующими. Для того, чтобы установить корреспонденцию счетов: 1.в соответствии с содержанием хоз.операции установить какие объекты в ней участвуют. 2. Установить как эти объекты связаны с балансом. 3. Определить характер изменений, произошедших с этими объектами учета. 4. Исходя из схем записи на счетах установить какой счет дебетуется, а какой кредитуется. Способ двойной записи на счетах применяется для стоимостного выражения затрат денежных, материальных и трудовых ресурсов, для контроля за ходом и результатами выполнения плана материально - технического снабжения, производства и реализации товаров, для выявления хозрасчетных взаимоотношений, экономич-кого стимулир-ния производства.   11. Виды бухгалтерских проводок. Бухгалтерские проводки – это запись двух корреспондирующих счетов с указанием их дебета и кредита, а также суммы хозяйственной операции. Проводки бывают: простые и сложные. Простая – это запись, в которой один счет дебетуется и один счет кредитуется. Сложная – это запись, в которой корреспондируют более двух счетов: 1. Проводка у которой 1 счет дебетуется и кредитуется несколько.2. проводка в которой несколько счетов дебетуется, а только один счет кредитуется.   12. Классификация счетов по экономическому содержанию. Классификация счетов по экономическому содержанию предполагает деление активов и пассивов предприятия в зависимости от их экономическо-го назначения и роли впроизводственно-финансовой деятельности. Счета бухгалтерского учета по их экономическому содержанию под-разделяются на три группы:- счета хозяйственных средств (А); - счета хозяйственных процессов (А-П); - счета источников формирования хозяйственных средств (П). Счета для учета хозяйственных средств делятся:на счета основных средств (основные средства); счета продукции, производ-ных и товарных запасов, счета денежных средств, счета средств в расчетах по дебиторской задолженности, счета отвлеченных средств (недостачи и потери от порчи ценностей, прибыли и убытки при наличии дебетового остатка).Счета для учета хозяйственных процессов делятся:на счета снабжения,счета процесса производства, счета процесса реализации. Счета для учета изменений в составе источников формирования средств делятся: на счета собственных источников, счета привлеченных источников.   13.Классификация счетов по структуре и назначению, по отношению к балансу. По структуре и назначению счета подразделяют на: 1. основные счета: материальные (инвентарные), денежные, фондов и капитала, расчетные;2. регулирующие счета: контрарные, дополнительные; калькуляционныесчета; 3.распределительные счета: собирательно-распределительные, бюджетно-распред-ные;4. сопоставительные счета: операционно-результатные, финансово-результатные. По отношению к балансу все счета бухгалтерского учета делятся на 2 группы: 1) балансовые 2) забалансовые. На балансовых счетах учитывается средства, принадлежащие организации. Остатки по таким счетам входят в итог баланса. На забалансовых счетах учитываются средства, не принадлежащие организации, но временно находящиеся у нее в пользовании или на ответственном хранении. Особенностью забалансовых счетов являются одинарный порядок записей на них хозяйственных операций, а именно только по дебету/ кредиту одного счета.
14. План счетов бухгалтерского учета. Типовой план счетов представляет собой структуру, основу которой составляют синтетические счета и субсчета. Типовой план счетов состоит из 8-ми разделов балансовых счетов и одного раздела – забалансовые счета. Балансовые счета: Раздел 1. Долгосрочные активы. Раздел 2. Производственные запасы. Раздел 3. Затраты на производство. Раздел 4. Готовая продукция и товары. Раздел 5. Денежные средства и краткосрочные финансовые вложения. Раздел 6. Расчеты. Раздел 7. Собственный капитал. Раздел 8. Финансовые результаты. Забалансовые счета. К забалансовым счетам относятся:арендованные основные средства, имущество, принятое на ответственное хранение, материалы, принятые в переработку, товары, принятые на комиссию, оборудование, принятое для монтажа, бланки строгой отчетности, списанная безнадежная к получению дебиторская задолженность, обеспечения обязательств полученные, обеспечения обязательств выданные, основные средства, сданные в аренду, потеря стоимости основных средств, недвижимое имущество, находящееся в совместном домовладении, именные приватизационные чеки «Имущество».   15. Синтетический и аналитический учет. По характеру формирования информации об объектах БУ они делятся на синтетические и аналитические счета. Синтетические счета (счета 1-ого порядка) – это укрупненные счета для учета целой группы однородных объектов, имущества или обязательств (балансовые счета). Измеритель для отражения операции на синт. счете является – денежный. Аналитические счета (счета 3, 4, 5 порядка) – это детализированные счета для отражения в учете экономических группировок синтетических счетов. Измеритель аналит. счетов – натуральный и денежный. Промежуточное положение между синт. ианалит. счетами   занимают субсчета 9счета 2-ого порядка) – это промежуточная группировка аналит. счетов в пределах синт. счета. Взаимосвязь счетов аналит. исинт. счета проявляется в следующем: 1. Сальдо одного синт. счета должно быть = сумме сальдо всех аналит. счетов к нему относящихся. 2. Сумма оборотов по дебету и кредиту одного синт. счета должны быть = суммам оборотов по дебету и кредиту всех аналит. счетов, открытых к данному синт. счету.   16. Оборотные ведомости. Для обобщения и сверки данных синтетического и аналитическо­го учета составляются оборотные ведомости. Они делятся на два вида: Оборотные ведомости по синтетическим счетам. Оборотные ведомости по аналитическим счетам. Оборотная ведомость по синтетическим счетам составляет­ся по всем используемым на предприятии счетам синтетического учета. Каждый счет занимает в ведомости отдельную строку, в кото­рой указываются начальный остаток (сальдо), дебетовые и кредито­вые обороты и конечный остаток (сальдо) по данному счету за от­четный период. Оборотная ведомость по синтетическим счетам имеет следующий вид. По данным конечных остатков (сальдо) можно составить баланс, поэтому оборотную ведомость по синтетическим счетам называют еще оборотным балансом. Оборотные ведомости по аналитическим счетам составляют­ся по каждой группе аналитических счетов в отдельности. Различа­ют оборотные ведомости по аналитическим счетам суммовой и ко­личественно-суммовой формы. Если записи хозяйственных операций на аналитических счетах отражались в денежном измерителе, тогда используется суммовая форма ведомости.Если записи хозяйственных операций на аналитических счетах отражались с использованием натуральных и денежных или трудо­вых и денежных измерителей, тогда используется количественно-сум­мовая форма ведомости. 17. Оценка как способ стоимостного выражения объектов бухгалтерского учета. Оценка - способ денежного выражения объектов бухгалтерского учета (имущества, обязательств и хозяйственных операций) посредством сложения произведенных в них затрат для отражения их в учете и бухгалтерской отчетности. Применение оценки обеспечивает реальность и сопоставимость показателей хозяйственной деятельности предприятий. К оценке должны быть предъявлены два основных требования: оценка всех объектов бухгалтерского учета должна быть реальной и единой: реальность оценки - отражение действительной величины отдельных видов средств и источников их образования (соответствие денежного выражения объектов учета их фактической величине). Реальность статей баланса обеспечивается достоверностью данных бухгалтерского учета и принципами оценки хозяйственных средств. Реальность оценки требует точного исчисления (калькулирования) фактической себестоимости всех объектов учета; единство оценки - единообразие и неизменность. Одни и те же объекты учета оцениваются одинаково на всех предприятиях в течение всего срока пребывания их на одной стадии кругооборота. Такое единообразие оценки достигается установлением обязательных положений, инструкций, правил учета и калькулирования. Оценка осуществляется следующим образом: имущество, приобретенное за плату, оценивается путем суммирования фактически произведенных затрат на его покупку (куда включаются затраты на приобретение объекта, уплачиваемые проценты по предоставленному при приобретении коммерческому кредиту, наценки (надбавки), комиссионные вознаграждения, уплачиваемые снабженческим, внешнеэкономическим и иным организациям, таможенные пошлины и иные платежи, затраты на транспортировку, хранение и доставку, осуществляемые силами сторонних организаций); имущество, полученное безвозмездно, оценивается по рыночной стоимости на дату оприходования (данные о действующей цене должны быть подтверждены документально или экспертным путем); имущество, произведенное в самой организации, - по стоимости его изготовления (фактическим затратам, связанным с использованием в процессе изготовления имущества основных средств, сырья, материалов, топлива, энергии, трудовых ресурсов и других затрат на изготовление объекта имущества).   18. Калькуляция как элемент метода бухгалтерского учета. Калькуляция – это способ группировки затрат и определение себестоимости приобретенных материальных ценностей, изготовление продукции и выполненных работ.Калькуляция представляет собой расчеты: 1.По определению себестоимости единицы изделия или полуфабриката, (т.е. на единицу продукции). 2.Всей продукции по объекту учета затрат. 3.Себестоимость отдельного вида продукции.По времени составления, калькуляции делятся:- Предварительная – Последующая. Предварительные составляются до изготовления продукции и характеризуют минимально необходимые затраты на ее производство. Это –плановые, проектные (сметные),нормативные К последующим относятся:отчетная и провизорная Плановые калькуляции определяют допустимые затраты на продукцию (работ, услуг), единицу изделия (работ, услуг), исходя из средних в планируемом периоде прогрессивных норм расхода материалов, топлива, электроэнергии, зарплаты и других затрат с учетом внедрения современных технологий и организации производства, а также имеющихся резервов. Проектные (сметные) калькуляции являются разновидностью плановых, и составляются на вновь проектируемых, осваиваемые изделия или на работы разового порядка. Нормативные калькуляции являются разновидностью текущих, плановых. В основе лежат текущие действующие нормы, характеризующие достигнутый уровень затрат. Нормативные калькуляции по сравнению с плановыми, более точно отражают действительный уровень затрат на производство продукции в течение года. Последующие калькуляции составляются по данным бух учета после выпуска продукции. Они отражают фактические затраты.Отчетная (фактическая) калькуляция себестоимости продукции характеризуется фактическими затратами, которые могут отклоняться от плановых по причинам зависящим от предприятия (перевыполнение или невыполнение плана по производству; экономии или перерасхода отдельных видов затрат) и независящим от него, (изменение цен на материалы; норм амортизационных отчислений; тарифов на электроэнергию; воду; газ и др). Калькуляция готовится на основании учетных данных о фактических затратах. Провизорная калькуляция составляется на основании фактических затрат и полученной продукцией за 9 месяцев (или другой период) расчетов по затратам и ожидаемому производству продукции за 4 квартал.   19. основы учета основных хозяйственных процессов. 19.1. Учет процесса снабжения. Процесс снабжения представляет собой совокупность хозяйственных операций по обеспечению организации предметами труда, которые необходимы для изготовления продукции, выполнения работ и оказания услуг.В плане счетов бухгалтерского учета предусмотрены следующие счета для учета приобретенных материальных ценностей: 10 – материалы в разрезе субсчетов. 41 – товары. 15 – заготовление, приобретение материалов. 16 – отклонения в стоимости материалов. 18 – налог на добавленную стоимость по приобретенным товарам, работам, услугам.   В учете процесса снабжения выделяют покупную стоимость приобретенных материалов и транспортно-заготовительные расходы. Покупная стоимость и транспортно-заготовительные расходы (ТЗР) составляют фактическую себестоимость приобретенных материалов. В бухгалтерском балансе материалы учитываются только по фактической себестоимости. При поступлении материалов от поставщиков на их покупную стоимость составляется следующая корреспонденция счетов: 1 операция-поступили материалы от поставщиков без НДС – Д10 К60;2 операция на сумму НДС по поступившим материалам – Д18 К60 Расходы по доставке могут отражаться по дебету счетов 15 или 16. Организация для учета приобретения материалов может использовать один из следующих вариантов учета: 1) с использованием счетов 15 и 16. При данном варианте составляется следующая корреспонденция счетов: 1. Акцептован счет поставщика за приобретенные материалы без НДС – Д15 К60; 2. На сумму НДС по поступившим материалам – Д18 К60; 3. Оприходованные на склад по учетным ценам материалы, поступившие от поставщиков – Д10 К15 4. Списываются отклонения в стоимости материалов - Д16 К15. Отклонения могут быть получены со знаком + или - перерасход +; экономия – При втором варианте учете материалов счет 15 не используется. В данном случае при поступлении материалов по учетным ценам составляется проводка Д10 К60. На сумму НДС Д18 К60 и на сумму ТЗР Д16 К60. При покупке основных средств и нематериальных активов все затраты по их приобретению относятся в дебет счета 08. Называется вложением в долгосрочные активы. Со склада материалы отпускаются в производство для изготовления продукции. 19.2. Учет процесса производства. роцесс производства - это операции по изготовлению продукции, выполнению работ и оказанию услуг. От правильной организации процесса производства зависит объем выпуска продукции, ее качество и конкурентоспособность. В производственном процессе используются материальные и трудовые ресурсы, а также средства труда, которые обеспечивают процесс производства. Общая сумма расходов организации составляет себестоимость продукции. Себестоимость, которая складывается в процессе производства, называется фактической производственной себестоимостью. Основными задачами учета процесса производства являются: Формирование своевременной полной и достоверной информации о фактических затратах, связанных с производством продукции. Определение полной фактической себестоимости всей изготовленной продукции и отдельных ее видов. Выявление резервов снижения себестоимости продукции. Прямые затраты, непосредственно связанные с производством продукции, учитываются по дебету счетов 20 (основное производство) и 23 (вспомогательные производства). Косвенные затраты учитываются по дебету счетов 25 (общепроизводственные затраты) и 26 (общехозяйственные затраты). В конце отчетного периода собранные на счетах 25 и 26 косвенные затраты распределяются и списываются дебет счетов 20 и 23. Фактическая себестоимость готовой продукции, работ, услуг определяются по формуле: Себестоимость готовой продукции = Сальдо на начало месяца + оборот по дебету 20 – оборот по кредиту 20 – Сальдо на конец месяца (НЗП). Фактическая себестоимость ГП после калькулирования в конце месяца подлежит списанию проводкой Д43 К20. Параллельно с синтетическим учетом ведется аналитический учет затрат по видам продукции. В конце месяца по данным аналитического учета можно рассчитать себестоимость единицы продукции каждого вида.
19.3. Учет процесса реализации. Процесс реализации – совокупность операций, в результате которых организация продает изготовленную продукцию и получает выручку от реализации. В процессе реализации организация несет коммерческие расходы, а именно затраты на рекламу, упаковку и доставку. Полная фактическая себестоимость продукции включает производственную себестоимость и коммерческие расходы. Для рациональной организации учета процесса реализации важно определить момент, с которого готовая продукция считается реализованной. Может использоваться 2 подхода: моментом реализации считается момент отгрузки продукции покупателю и передачи ему платежных документов. моментом реализации считается момент поступления денег от покупателя на расчетный счет организации продавца. В зависимости от выбранного варианта реализации, осуществляется соответственная методика бухгалтерского учета процесса реализации. Для учета отгрузки и реализации продукции используются счета 45 (товары отгруженные), 62 (расчеты с покупателями и заказчиками), 90 (доходы и расходы по текущей деятельности).   20. Виды бухгалтерских документов. Требования, предъявляемые к их содержанию и оформлению. Бухгалтерские документы можно поделить на группы: 1. Кассовые документы:. ПКО (приходной, доходной кассовый ордер), с помощью которого оформляется зачисление наличностей. РКО (расходный кассовый ордер), служащий основанием для отпуска наличных денег из кассы. 2. Банковские документы служат для оформления движения денежных средств на расчетном счете: Платежное поручение – директива налаженности, даваемая банку на перечисление соответственной суммы со своего расчетного счета на расчетный счет получателя, финансового органа. Объявление о взносе денег – с его помощью оформляется сдача наличности. Банковская выписка – письменное подтверждение из банка о поступлении определенных сумм на свой банковский счет или перечислении сумм со своего счета в пользу третьих лиц. 3.Документы, подтверждающие отгрузку и получение товаров и услуг: Счет-фактура – письменное основание для оплаты за доставленные товары или оказанные услуги. Копия счета-фактуры остается у продавца. Накладная – письменное основание для оприходования товара на склад или отпуска товара со склада. 4. Иные документы. К иным документам относятся все документы, которые с точки зрения событий, документальным подтверждением которых они являются, нельзя отнести к перечисленным выше видам. Они отражают те факты, которые должны быть зарегистрированы в бухгалтерии, так как они влияют на финансовую деятельность предприятия (например, акт о недостаче товара на складе, акт-рекламация, протокол дарения и др.). Каждый бухгалтерский документ должен: 1. Подтверждать факт выполнения хозяйственной операции и включать надлежащие реквизиты: - название и номер документа, код фирмы; - дата составления; - место составления; - содержание хозяйственной операции; - количественная характеристика; - звание должностей лиц, ответственных за процесс и оформление хозяйственной операции; 2. Обозначается номером или идентифицироваться иным способом, позволяющим связать документ с бухгалтерскими записями, выполненными на его основании; 3. Иметь полное и понятное содержание.   21. Инвентаризация как способ первичного наблюдения в бухгалтерском учете. Виды инвентаризации. В соответствии с учетной политикой организации проводят инвентаризацию активов и обязательств. Инвентаризации – это проверка и документированное подтверждение фактического наличия активов и обязательств выявления отклонений от учетных данных и принятие решения по внесению изменений в данные бухгалтерского учета. Проведение инвентаризации регламентируется законом Республики Беларусь «О бухгалтерском учете и отчетности». Выделяют следующие виды инвентаризации: - по степени охвата средств: полные и частичные; - по периодичности проведения: плановые и внеплановые. Проведение инвентаризации обязательно в следующих случаях:-при смене собственника организации, при ликвидации или реорганизации. перед составлением годовой отчетности, при смене руководителя организации или материально – ответственного лица, при установлении фактов хищений, порчи, утраты имущества, по решению контролирующих или судебных органов Условно инвентаризацию можно разделить на 3 этапа: подготовительный основной (рабочий) заключительный Результаты инвентаризации должны быть отражены в учете и отчетности того месяца в котором была завершена инвентаризация, а по годовой инвентаризации – в годовом бухгалтерском учете.   22. Понятие и классификация учетных регистров. Оформленные документами хозяйственные операции группируют в соответствии с их экономическим содержанием и отражают в учетных регистрах. Учетными регистрами называются таблицы специальной формы, приспособленные для регистрации первичных документов и обобщения взятой из этих документов информации о наличии движении имущества предприятия и его обязательств. Учетные регистры классифицируются: -по назначению и объему информации: синтетические (главная книга, оборотная ведомость по синтетическим счетам), аналитические (карточки, книги, опись), совмещающие синт. и аналит. учет (журналы-ордера); -по видам учетных записей: хронологические (кассовая книга, журнал учета поступающих грузов, опись инвентарных карточек по по учету основных средств), систематические (главная книга), комбинированные (журналы-ордера, ведомости); -по внешней форме: ведомости (кассовая книга, журнал учета поступающих грузов, опись инвентарных карточек по по учету основных средств), карточки (количественного и складского учета), книги (кассовая книга, книга складского учета); -по строению (форме графления): односторонние(кассовая книга, книга складского учета), двусторонние (оборотная ведомость по материальным счетам), многографные (главная книга, журналы-ордера); -по материальной основе: бумажные и безбумажные.   23. Способы исправления ошибок в учетных регистрах. Для исправления ошибок в первичных документах и учетных регистрах, составленных вручную (за исключением банковских и кассовых документов), применяется следующий способ: Корректурный – неправильный текст или сумма зачеркиваются, над зачеркнутым текстом записываются правильный текст или сумма. Зачеркивание производится одной чертой, для того чтобы исправленный текст можно было прочитать. Исправление ошибки оговаривается и под тверждается: в документе подписями лиц, подписавших документ, в учетных регистрах – лицом, производившим исправление. Оговорка делается на полях против исправленной записи. Корректурным способом пользуются в случаях допущенных описок, неправильного подсчета итогов, а также записи операции не в тот учетный регистр, который указан в бухгалтерской проводке.В приходных и расходных кассовых ордерах исправления не допускаются.При перенесении итогов в Главную книгу никакие исправления не допускаются. В этом случае на сумму допущенной ошибки составляют бухгал терскую справку, данные которой заносятся в Главную книгу отдельной строкой. Исправление ошибок в учетных регистрах кроме корректурного способа производится способом дополнительной проводки и способом красного сторно: дополнительная проводка применяется в тех случаях, когда в бухгалтерской проводке и в учетных регистрах указана правильная нумерация счетов, но записана сумма операции меньше действительной. красноесторно – применяется в тех случаях, если в учетных регистрах указана неправильная корреспонденция счетов или большая, чем следовало сумма операции. Суть этого способа состоит в том, что ошибочная проводка повторяется в той же корреспонденции счетов красными чернилами (в автоматизированных системах со знаком минус). Эта проводка отражается во всех связанных с ней учетных регистрах красными чернилами. При подсчете итогов в учетных регистрах суммы, записанные красными чернилами не прибавляются, а вычитают ся из итогов, тем самым неправильная запись аннулируется. После этого составляется новая проводка с правильными данными и записывается в регистры обычным способом.Способ красное сторно применяется в бухгалтерском учете не только для исправления ошибок, но и для корректировки учетных данных по отдельным счетам.   24. Понятие о формах бухгалтерского учета. Под формой бухгалтерского учета понимается порядок сочетания различных видов взаимосвязанных учетных регистров, а также последовательность и способы учетных записей в них. Признаки, отличающие одну форму бухгалтерского учета от другой: -количество применяемых регистров, их назначение, содержание и внешний вид, -сочетание и взаимосвязь регистров синтетического и аналитического учета, -последовательность и способы записей в учетные регистры,   -степень использования средств вычислительной техники, -связь учетных показателей регистров с отчетностью. Чем сложнее и разнообразнее выполняемые организацией операции, тем совершеннее должна быть форма бухгалтерского учета. В настоящее время организации применяют следующие формы бухгалтерского учета: -мемориально-ордерную, -журнально-ордерную, -упрощенную, -автоматизированную.   25. Основные средства, их классификация и оценка. Задачи учета основных средств. В производственном процессе, вместе с предметами труда, участвуют и средства труда, т.е. основные средства используемые в производственном процессе длительное время, сохраняя при этом первоначальную форму, постепенно изнашиваются и переносят свою стоимость на вновь созданный продукт. К основным средствам относятся: -здания, -сооружения, включая ведомственные дороги, -передаточные устройства (линии электропередач, теплосети), -рабочие и силовые машины, механизмы и оборудование, -транспортные средства, -измерительные и регулирующие приборы и устройства, -вычислительная техника и орг. техника, -инструмент, -производственный и хозяйственный инвентарь и принадлежности, -рабочий скот, -многолетние насаждения -буферный газ, -объекты жилищного фонда и внешнего благоустройства, -другие объекты основных средств, в соответствии с Республиканским классификатором. Основные средства учитываются в бухгалтерском учете по первоначальной стоимости. Первоначальная стоимость – сумма фактических затрат на приобретение, сооружение, изготовление, доставку и монтаж включая: - услуги сторонних организаций, связанных с приобретением основных средств, - таможенные платежи, - расходы по страхованию при перевозке, - погрузочно-разгрузочные работы, - др. затраты связанные с приобретением и изготовление основных средств. Восстановительная стоимость – стоимость основных средств в данных, конкретных условиях производства. Она показывает сколько стоил бы объект основных средств, купленный и построенный в прошлые отчетные периоды в ценах данного года.На день переоценки основные средства учитываются по восстановительной стоимости, которая в дальнейшем считается первоначальной. В процессе эксплуатации основные средства постепенно изнашиваются и переносят свою стоимость на изготавливаемый продукт.Денежное выражение величины износа, которое включается в издержки производства, называется амортизацией. Разница между первоначальной стоимостью и суммой амортизации называется – остаточной стоимостью. Задачи учета основных средств: Правильное оформление документов и своевременное отражение в учете поступления, внутреннего перемещения и выбытия основных средств. Своевременное и полное отражение в бухгалтерском учете амортизации основных средств Достоверное и полное определение результатов от выбытия основных средств  Полное определение затрат, связанных с проведением всех видов ремонта, модернизации.  Контроль за сохранностью основных средств. 26.Аналитический учет основных средств. Учет основных средств организуется в бухгалтерии предприятия. Единицей учета является отдельный инвентарный объект. Под инвентарным объектом понимается отдельный предмет, предназначенный для выполнения определенных функций. Каждому объекту присваивается инвентарный номер, который сохраняется за ним весь период нахождения на предприятии. Инвентарные номера обязательно указываются в первичных документах. Аналитический пообектный учет основных средств ведется в инвентарных карточках формы
ОС-6. Карточки отрываются в одном экземпляре и содержат следующие реквизиты:  Наименование объекта;  № акта, дата приема;  Первоначальная стоимость;  Краткая характеристика объекта. Инвентарные карточки регистрируются в описях инвентарных карточкек и хранятся в картотеке бухгалтерии. При выбытии основных средств делают отметку в описи, соответствующую карточку изымают из картотеки. 27.Учет поступления основных средств. Основные средства – это средства труда, которые используются в производстве продукции (выполнении работ, оказании услуг), для управленческих нужд организации в течение длительного времени (свыше 12 месяцев), не меняют свой внешний вид в процессе эксплуатации, но изнашиваются, перенося частями свою стоимость на вновь созданный продукт посредством амортизационных отчислений. Различают следующие основные пути поступления основных средств на предприятие:– приобретение за плату у поставщиков;– создание хозяйственным способом;– получение по договору дарения (безвозмездно);– поступление в качестве вклада в уставный капитал;– поступление по договорам, предусматривающим исполнение обязательств (оплату) не денежными средствами. Первоначальной стоимостью основных средств, приобретенных за плату, признается сумма фактических затрат организации на приобретение, сооружение и изготовление, за исключением налога на добавленную стоимость и иных возмещаемых налогов. Первоначальной стоимостью основных средств, полученных организацией по договору дарения (безвозмездно), признается их текущая рыночная стоимость на дату принятия к бухгалтерскому учету. Первоначальной стоимостью основных средств, внесенных в счет вклада в уставный капитал организации, признается их денежная оценка, согласованная учредителями. Сумма дебиторской задолженности по вкладу в уставный капитал отражается по дебету счета 75 «Расчеты с учредителями» и кредиту счета 80 «Уставный капитал». Первоначальной стоимостью основных средств, полученных по договорам, предусматривающим исполнение обязательств (оплату) неденежными средствами, признается стоимость ценностей, переданных или подлежащих передаче организацией. Эта стоимость устанавливается исходя из цены, по которой в сравнимых обстоятельствах обычно организация определяет стоимость аналогичных ценностей.   28. Начисление и учет амортизации основных средств. Начисление амортизации объектов ОС в БУ производится одним из следующих способов: - линейный – состоит в равномерном начислении амортизации в течение срока полезного использования объекта. - уменьшаемого остатка – определяется исходя из остаточной стоимости объекта ОС, принимаемой на начало каждого отчетного года, и нормы амортизации, исчисленной при постановке на учет объекта ос, исходя из срока его полезного использования и коэффициента ускорения, - списание стоимости по сумме чисел лет срока полезного использования – определяют исходя из первоначальной стоимости объекта ОС и расчетного коэффициента.-способ начисления амортизации в зависимости от объема выпуска продукции. При этом способе ежегодную сумму амортизации определяют путем умножения процента, исчисленного как отношение его первоначальной стоимости к предполагаемому объему выпуска продукции или работ за срок его полезного использования на показатель фактически выполненного объема продукции или работ за данный период. Начисление амортизации по объектам основных средств вновь введенным в эксплуатацию начинается с 1-го числа месяца следующего за месяцем их введения в эксплуатацию. Прекращается начисление амортизации с 1-го числа месяца следующего за месяцем полного включения стоимости данных объектов в издержки производства. Сумма амортизации за месяц определяется следующим образом: к сумме амортизации, начисленной за прошлый месяц, прибавляется сумма


Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: