Рациональное использование т охрана водных ресурсов.




Проблеме использования лесных и др.биологических ресурсов.

Общ.площадь лесного фонда РБ=8,7 млн.га

Классификация лесов:1 группа:леса,выполняющее водоохраную,санитарно-гигиеническую,защ.,оздоровительную фун-ии. На долю этих лесов приходится 42%.

В этой группе ведел.подгуппы:

А. Особо охраняемы леса(заповедники,нац.парки,памятнгипки природы и др.)Леса данной подгруппы должны быть искл.из хоз-го оборота и для них сохр.естеств.усл.произростания.

Б. Особозащитные леса(лесопарки,городские леса,курортные леса,лесе прибрежных зон,леса санитарной зоны и др.)Леса искл. из хоз-го оборота,в них сохр.и повыш.санитарно-гигиенические,оздоровительные,рекреляционные и защ.фун-ии.

С. Защитные леса(леса природных заказников республиканского назначения, зонгы регулиромого исп.нац.парков,леса зеленых лесов,леса врайонах с недостаточными лесными ресурсами)

2 группа: хоз-ые леса,кот.наряду с эколог.имеет эксплуатационное назначение(58%)В лесах данной группы форм-ся высокопродукт.деревостои,обеспечивающие непрерывность и неистощимомть лесных ресурсов. Степень исп. недревесных ресурсов недостаточна около 20%

На гос лесн. Охрану возлогается защ.лесов от пожаров,незаконных порубок и повреждения сточными водами,хим.и радиоктивн.в-ми,засорение промышл.строител..защ.лесов от вредителей

 

Рациональное использование т охрана водных ресурсов.

Водные ресурсы- все пригодные для хоз.исп.запасы поверностых вод,вкл. почвенную и атмосферую влагу.

Осн.задачей водного хоз-ва – обеспечение всех отраслей и видов хоз-ой д-ти водой в необход.кол-ве и требуемого кач-ва

Показатели рационального исп.воды:

-отнош. объема водоотведения к объему получаемой свежей воды

-кратность исп.воды(отнош.валового водопотребл.к объему потребл.свежей воды)

-кло-во предприятий прекращающих сброс неочищенных и нобезвреженных сточных вод.

Одна из проблем водного хоз-ва РБ,это сохр.требуебуемого кач-ва воды во всех водных источниках

Меры по рациональному исп.водных ресурсов:

- осущ.комплексного подхода к эколог.безопасномуупр-ию водными ресурсами

- строит-во и реконструкция очистныз сооруж.в соответстивии с прогрессивными технологиями

- осущ.межгос-го сотруднечествапо трансграничным водным объектам

-совершенствоваинеи стандартов в обл кач-ва повернхостных вод

-предотвращение негативного воздейств.с/х д-ти

- развитие рынка рабиуслуг в сфере рационального исп. и охр окруж. среды

Осн.меры по ликвидации загрязн.воздушного бассейна:

- внедоение энерго- и ресурсосберег.технолог.в промышл.

-установление стандартов и удельных технич.нормативов выбросов

-огг-ия пр-ва и широкое исп. экологочески чистых видов топлива

-орг. повсеместного контроля выбросов

-перенвод автотрансп.на сжатый и жеженый гах и др.альтернативные выиды топлива.

 

18. Загрязнение атмосферного воздуха может быть локальным, региональным и глобальным. Локаль­ное загрязнение обусловлено одним или несколькими источни­ками выбросов, зона влияния которых определяется, главным образом, изменчивой скоростью и направлением ветра. Под ре­гиональным загрязнением понимается загрязнение атмосферно­го воздуха на территории в сотни километров, которая находится под воздействием выбросов крупных производственных ком­плексов. Глобальное загрязнение распространяется на тысячи километров от источника загрязнения и нередко смыкается в пределах всего земного шара.

Основными источниками загрязнения атмосферы являются природные, производственные и бытовые процессы. Естес­твенное, или природное, загрязнение происходит за счет естес­твенных факторов: пылевых бурь, извержения вулканов, выду­вания почв, лесных пожаров, различных продуктов раститель­ного, животного или микробиологического происхождения.

Производственное загрязнение образуется в результате дея­тельности промышленных, сельскохозяйственных, строитель­ных предприятий и при работе различных видов транспорта. Многие бытовые процессы также ведут к загрязнению воз­душной среды, прежде всего — накопление, сжигание и перера­ботка бытовых отходов. Канализационные системы, кухни, му­соропроводы, свалки являются источниками загрязнения ат­мосферы городов и других населенных мест. Одним из результатов деятельности человечества в XX ст. явилось загрязнение атмосферы и других компонентов природы радиоактивными элементами. Радиоактивное загрязнение ок­ружающей среды представляет собой увеличение естественного радиационного фона в результате использования человеком ес­тественных и искусственных радиоактивных веществ.

Основные направления охраны атмосферы: 1. Внедрение энерго- и рексурсосберегающ. тех-гий в пром-ти и тех-гии; 2. Установл. стандартов и удельных технич. нормативов выбросов; 3. Внедр. прогрессив. методов очистки отходящих газов и оснащения источ. выбросов эффектив. пылегазоочитсным оборудованием; 4. Орг-ция произ-ва и шир. исполь-ние экологич. чистых видов топлива; 5. Орг-ция повсемест. контроля выбросов от передвиж. источников; 6. Перевод автотранспорта на сжатый и сжиж. газ и др. альтернативные виды топлива. Внедрение нитрализаторов для отработавших газов, автомоб. и фильтров для сажи; 7. Произ-во транспорт. средств с соблюд. нормативов выбрасов загрязн. в-в соответств. стандартам ЕС.

 

19. Экономический механизм-совокупность эконом. методов управления, создающих материальную заинтересованность природопользователей, в оптимизации их взаимодействия с прир. средой. Данный механизм вкл. след. элементы: 1)разработку гос. Прогнозов и программ соц.-эконом. Развития РБ в части оптимального использования прир. ресурсов и охраны окр. среды. 2)финансирование программ и мероприятий по оптимальному использованию прир. ресурсов и охране окр. среды. 3)создание фондов охраны природы. 4) установление платежей за природопользование. 5) проведение эконом. оценки прир. объектов. 6) проведение эконом. оценки воздействия хозяйственной или иной деят-ти на окр. среду. 7)экологическое страхование. На этапе перехода к рыночной модели механизма природопользования становится ценовое или налоговое регулирование, и все его инструменты делятся на 3 группы: 1)поощрительныен механизмы(льготное налогообложение, премирование по результатам деят-ти), 2) принудительные механизмы(ресурсные платежи,, штрафы за превышение лимитов), 3)компенсационные (возмещение нанесённого ущерба, создание природоохранных фондов).

20. Применение методов позитивной и негативной мотивации экономического стимулирования природоохранной деятельности.

1.методы негативной мотивации(меры ответственности). Все меры, в кот. Призваны как бы противодействовать нарушениям установл. Законодат. Актов и нормативов (платежи, штрафные санкции, возмещение ущерба..) 2. Методв позитивной мотивации (меры заинтересованности)нацелены на поощрение природопользователей, осуществляющих мероприятия по сохранению окружающей среды (налоговые льготы, т.е. освобождение от платежей в бюджет за производственные фонды природоохранного знач. –льготное кредитование, могут предоставляться на капитальное строительство природоохранных сооружений, др. природоохр-е цели. Премирование по результатам эколог. Деят-ти. Оставление в распоряжении предприятий и зачисления в фонды эк. Стимулирования части прибыли оо реализации продукции,изготовленной из отходов пр-ва.

 

21. Особенности платного природопользования в Беларуси.

В целом общее природорользование явл-ся бесплатным.Особое природопользование осуществл-ся на платной базе. Платежи за природопользование включают:

1. Платежи за внедрение природн. Ресурсов

2. Платежи за вредное воздействие на окруж. среду.

Они взымаются за:

выбросы загрязняющих веществ в атм. Воздух.

за сбросы сточных вод в окруж. среду.

3. за размещение отходов

4. за ввоз на терит. РБ озоноразрушающих в-в либо продукцию,которая содерж. Вредн. В-ва.

При осуществлении природопользования устанавл. Лимиты и взымается плата за внедрение отд. видов природн. Ресурсов. За природопольз. сверх установленных лимитиов, то плата взымается в кратном размере установленном законодательством РБ. Новой системой платности природопользования ориентированная на формирование рыночных отношений в экономике стала складываться в РБ с начала 90-х годов. Первый этап – 23 декабря 1991 г. платность природопольз. в РБ была закреплена законодательно принятием закона «О налоге за пользование природными ресурсами» («Экологический налог»). Он состоит из платежей: за пользование природными ресурсами и выбросы загрязняющ. в-в в окруж. среду. Внесённая сумма налога за природопользование в пределах установл. лимитов относятся на издержки произ-ва,включ. в себестоимость продукции, а сверхустановл. Лимитов изымаются из прибыли остающиеся в распоряжении природопользователем.

Второй этап – несколько ранее законом РБ «О платежах за землю» были установлены ставки платежей за земли с.х. значения, населенных пунктов, средние ставки земельного налога по администр. Налогам. Третий этап – законами РБ «ОБ охране окруж. среды» (26 ноября 1992) «Об отходах производства и потребления» (25 ноября 1993 г), а также постановлениями Совета Министров и Кабинета министров РБ были утвержд. новые лимиты добычи природных ресурсов и новые ставки экологич. налога. Закон «Об отходах производства» - за размещение всех видов отходов в санкционированых местах (полигонов) сверх допустимых норм установлены штрафные санкции в 5-кратном размере от норматива за самовольное размещение отходов в несанкционированных местах или с нарущением санитарных норм и требований, а также зажигание их с целью укрытия – штраф в 10-кратном размере. Закон «Об охране окруж. среды» - регламентировано создание внебюджетных фондов охраны природы средства которых идут на оздоровление окруж. среды, стр=во очистных сооружений. Законом «О внесении изменений и дополнений» в закон РБ «Об экологич. налоге» были ужесточены ставки налога за сверхлимитное природопользование. За превышение установленных объемов добычи природных ресурсов налог взымается в 10-кратном размере, а за выбросы загрязняющих в-в в 15-кратном размере. В условиях перехода к рыночным отношениям введение платности в природопольз. рассматривается как одна из форм возмещения экологических издержек общества. Однако, принятые у нас платежи за загрязнение окруж. среды не позволяют восполнить ущерб от этого загрязнения. В целом формирование системы платности природопользования находится в начальной стадии и действенность её зависит от внешних условий, таких как денежная стабилизация, развитие рыночных отношений и совершенствование ценообразования в отраслях природопользования.

 

22. Зарубежный опыт экон. Стимулирования природоохр. Д-ти и рационального исп-ия природ. Ресурсов.

На Западе применяются две разновидности экономич. Методов регулирования:

ценовое или налоговое

собственно рыночный механизмю

Используются след. основные инструменты ценового экологич. регулирования:

1. платежи за загрязнение окруж. среды- выплата предприятиями-природопользователями определенных сумм в бюджет гос-ва за «услуги», сбросов сточных вод в водоёмы, выбросов в атмосферу. В странах Запада эти платежи не нашли широкого применения, т.к. усматривают как бы оправдание самого факта загрязнения («загрязняй, но плати»). Следовательно, постоянные платежи за выбросы могут способствовать ухудшению качества окруж. среды.

2. платежи за пользование муниципальными очистными сооружениями- это плата за услуги местных органов власти. Применяются единые, а также индивидуальные тарифы платежей – в зависимости от объемов и состава загрязнений.

3. Ресурсные платежи – плата за право пользования природными ресурсами, их воспроизводство и охрану.

4. Экологический налог в ценах на продукцию – надбавка к цене продукции, производство которой или дальнейшее использование отрицательно влияет на окруж. среду. Служит средством вытеснения с рынка экологически «грязных» продуктов и технологий.

5 Дифференциация налогов на прибыль – система применения льготных налогов для предприятий, выпускающих экологич. чистую продукцию, и, наоборот, завышенных нормативов налога для предприятий, кот. выпускают грязную продукцию.

6. Субсидии – государственная помощь природопользователя в проведении природоохран. мероприятий. Осуществл. В виде: - низкопроцентных кредитов, - налоговых льгот, - грантов (стипендий)- безвозмездная финанс. Помощь гос-ва предприятию для реализации крупномасштабного проекта по снижению загрязнения окруж. среды.

7. Экологич. страхование – страхов. Экономич.(имущественной) ответственности предприятий – источников повышенного экологич. риска за причинение экономич. Ущерба третьим лицам (физическим, юрид., органам власти) в связи с аварийным и внезапным загрязнением окруж. среды. Целью страхования явл. Компенсация ущерба, причиняемого окр. Среде.

Недостатки экономич. методов:

рост производственных затрат

снижение экологических результатов, поскольку, реализуя принцип «загрязняй, но плати», они могут ухудшить сост. Окр. Среды.

Эти негативные моменты послужили причиной распространения рыночных процессов в экологич. сфере. 70-80 года 20 в. начало нового этапа в использовании экономических методов в связи с формированием особого рынка разрешений на загрязнение.

Рынком разрешений (прав, лицензий) на выбросы принято называть конкурентную систему распределения прав на выбросы обычно посредством купли-продажи лицензий после их первоначального распределения между участниками рынка.

Схематически формирование современого рынка загрязнений можно представитслед. образом: первоначально органы природоохраны определ. допустимые масштабы воздействия на природу, далее распределяют лицензии, а затем предоставляют предпринимателям полную свободу перераспределять, перепродавать свои лизензии.

 

 

23.Природоохр. мероприятия и их эк. обоснование и осуществление.

21 авг. 1997г. Мин-вом природы РБ был принят»классификатор видов природоохр. Д-ти и затрат на охрану окруж. среды». В нем выделяются 2 формы природоохр. д-ти:

1. текущая

2. природоохр. Мероприятия

Текущая природоохр. Д-ть – непрерывно осуществляемая природ. Д-ть, направлен. На достижение стабильности или улучш. состояния окр. Среды.

Природоохр. Мероприятия– природоохр. Д-ть, предпринимаемая в целях существенного улучш. состояния окр. среды или создания условий для ее улучшения.

В классификаторе указаны:

1. виды природоохранной деятельн. в разрезе отдельных природн. сред: а) охрана атмосфрен. воздействия б) охрана водн. ресурсов. В) охрана земель и недр г) охрана ландшафтов и биоразнообразия в т.ч. охрана лесных ресурсов и нелесных растит. Компонентов д) охрана и воспроизводство животного мира.

2. комплексные направления природоохран. деятельности.. (создание, развитие,и обеспечение фкнкционирования особо охраняемых природных территорий и объектов).

3. спец. сфера природоохранной деятельности (обращение с отхожами производства и потребления, борьба с шумом и вибрацией)

4. управление и контроль в области природохраной деятельности.

Выбор природоохр. мероприятий требует всестороннего экономич. обоснования, экологич. затрат. что имеет особо важное значение при ограниченности гос. средств и необходимости их использования с наибольшей отдачей в условиях перехода к рыночным отношениям.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: