Игры в кухне
Месяца
Горячая каша
v Эта великолепная игра будет развивать у вашего ребенка чувство ритма.
v Возьмите ладошки малыша и хлопайте ими, приговаривая:
Горячая каша, холодная каша,
Томится в горшочке любимица наша.
Давно, уж давно подружились мы с нею,
Но выбрать не можем — какая вкуснее?
И с пылу и с жару прекрасна она,
И каша холодная тоже вкусна.
Не будем мы медлить с вопросом таким
И кашу любую быстрее съедим!
v На слове «съедим» дотроньтесь до носика ребенка пальцем.
ЧЕМУ ЖЕ НАУЧИТСЯ ВАШ РЕБЕНОК? ОЩУЩАТЬ РИТМ
Время еды — время ласк
v При кормлении малыша важно, чтобы он ощущал тепло ваших рук и ваши объятия.
v Во время еды ручки ребенка должны быть свободны, чтобы он мог касаться вас ими и «исследовать» вас.
v Положите ручки малыша себе на лицо, проведите ими по носу, рту, волосам и глазам.
v Мягко придерживайте и массируйте кисти его рук.
v Поглаживайте его ручки до самых плечиков и тихо говорите ему ласковые слова.
ЧЕМУ ЖЕ НАУЧИТСЯ ВАШ РЕБЕНОК? ДОВЕРЯТЬ ВАМ
О, как красиво!
v При кормлении малыша накиньте себе на плечи пестрое полотенце или шарфик.
v Ребенок с удовольствием будет глядеть на ваше лицо и на полотенце.
v Во время кормления держите это полотенце перед взором ребенка и ласково говорите что-нибудь вроде: «Какое красивое полотенчико...», «Какой красивый малыш» и т.п.
v В следующий раз, когда ребенок увидит это полотенце у вас на плечах, это будет ассоциироваться у него с получением удовольствия.
ЧЕМУ ЖЕ НАУЧИТСЯ ВАШ РЕБЕНОК? ПРИОБРЕТЕТ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ НАВЫКИ
Найди, что гремит
v Когда ребенок закончит есть, подержите его у себя на коленях и сыграйте в эту игру.
v Потрясите погремушку сначала с одной стороны от его головки, а потом с другой.
v Старайтесь трясти погремушку сначала медленно, а затем все быстрее и быстрее.
v Малыш начнет искать источник звука глазами. Когда вы увидите, что он реагирует на звук, похвалите его и обнимите.
ЧЕМУ ЖЕ НАУЧИТСЯ ВАШ РЕБЕНОК? РАЗЛИЧЕНИЮ ЗВУКОВ
Месяцев
Это ложка!
v Когда ваш ребенок в первый раз увидит ложку, он может не понять, для чего она.
v Покажите ему ложку саму по себе, без еды. Скажите ему что-нибудь приятное, и тогда он будет связывать ложку с каким-то удовольствием.
v Положите ложку прямо перед ребенком, потом поднесите ее к своему рту и изобразите, будто вы едите, говоря: «Ам-ам-ам».
v Теперь возьмите в ложку немного еды и поднесите малышу ко рту. Покормите его с ложки.
v Вскоре ребенок поймет, для чего нужна ложка, и начнет проявлять к ней интерес каждый раз, когда увидит.
ЧЕМУ ЖЕ НАУЧИТСЯ ВАШ РЕБЕНОК? ЕСТЬ С ЛОЖКИ
Игра с участием рук
v Если ваш ребенок научился свободно сидеть на высоком стуле, вы можете давать ему маленькие кусочки чего-либо съедобного, чтобы он брал их в руки.
v Подсушенные кусочки хлеба и нарезанные кубиками вареные овощи привлекут внимание малыша и будут способствовать развитию его сноровки.
v Положите несколько кусочков на поднос высокого стула и покажите ребенку, как взять кусочек в руку, а потом вновь положить его на место. (Класть на место — наиболее трудная часть задачи.)
v Покажите, как взять кусочек и переложить его в другую руку-
v Протяните малышу руку ладонью вверх и посмотрите, сможет ли он взять и положить овощной кубик вам на ладонь.
ЧЕМУ ЖЕ НАУЧИТСЯ ВАШ РЕБЕНОК? СОГЛАСОВАННОСТИ ДВИЖЕНИЙ ГЛАЗ И РУК
Кукареку!
v Детишки любят эту игру из-за слова "кукареку".
Мы по кухне, по кухне идем,
Кукареку!
Мы по кухне, по кухне идем,
Кукареку!
На головку ладошку кладем.
Кукареку!
И на ушко ладошку кладем,
Кукареку!
И на носик ладошку кладем,
Кукареку!
И на щечку ладошку кладем,
Кукареку!
v Держите малыша и, произнося эти слова, кладите его ладошку на те части его тельца, которые упоминаете в данный момент. Называйте находящиеся в кухне предметы и кладите на них ладошку малыша:
И на чашку ладошку кладем... И на столик ладошку кладем... И на ложку ладошку кладем...
ЧЕМУ ЖЕ НАУЧИТСЯ ВАШ РЕБЕНОК? ПОЛУЧИТ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О СВОЕМ ТЕЛЕ
Кубики из желе
Эта игра, как ничто другое, помогает ребенку составить представление о текстуре предмета.
Разведите готовый порошок желе и дайте ему застыть. Нарежьте желе на кубики и положите их на поднос высокого стула. Малышу понравится наблюдать за колеблющейся массой желе и передвижением кубиков.
Играя, приговаривайте:
На маленьком подносике у малыша под носиком
Качается-качается кубик из желе
Дрожит он и мерцает, и тихо-тихо тает,
Как льдинка-холодинка, как льдиночка в воде.
ЧЕМУ ЖЕ НАУЧИТСЯ ВАШ РЕБЕНОК? ПРИОБРЕТЕТ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ НАВЫКИ
Что готовится в кухне?
v Занимаясь делами на кухне, посадите ребенка в безопасном месте на детский стул.
v Во время приготовления еды рассказывайте ему о каждом своем действии - «Я размешиваю»... «Я наливаю»... «Я мою»...
v Дайте малышу поиграть мерной ложкой, разными сосудами, деревянными ложками.
v Когда же ребенок подрастет, пусть он помогает вам наливать, толочь, размешивать.
v Обязательно называйте все продукты, которые вы используете при приготовлении того или иного блюда.
ЧЕМУ ЖЕ НАУЧИТСЯ ВАШ РЕБЕНОК? ПРИОБРЕТЕТ РЕЧЕВЫЕ НАВЫКИ
Скажи мне, малыш
v Когда детишки впервые пытаются заговорить, они начинают лепетать. Младенцы издают самые разнообразные звуки, пробуя перемещать язык во рту в самых разных направлениях.
v Первые издаваемые малышом звуки вроде «да, да, да» вызывают у родителей волнение. Отвечайте на его «да, да, да» теми же звуками.
v Когда вы отвечаете ребенку, то он, скорее всего, начнет повторять полюбившийся звук.
v Обязательно повторяйте звуки, которые произносит ребенок, так как это вдохновит его и он станет лепетать все больше и больше, потому что ему очень приятно общение с вами.
v Играя в эту игру, произносите и новые звуки, наблюдая, подражает ли вам ребенок. Произносите, например, «ма, ма, ма» или «ба, ба, ба».
ЧЕМУ ЖЕ НАУЧИТСЯ ВАШ РЕБЕНОК? ПРИОБРЕТЕТ РЕЧЕВЫЕ НАВЫКИ
МЕСЯЦЕВ
Игра с макарониной
v Сварите макароны и положите несколько штук на поднос детского высокого стула.
v Покажите малышу, как можно их передвигать. Возьмите макаронину в руку, потрясите ее, проведите по ней рукой и расскажите малышу о ее текстуре.
v Дайте возможность ребенку самому поиграть с макарониной. Хлопайте в ладоши и одобряйте все его действия.
v Сложите несколько кусочков макаронины вместе и попросите малыша разъединить их.
v Спойте ему что-нибудь, вставляя слово «макароны» или «спагетти».
ЧЕМУ ЖЕ НАУЧИТСЯ ВАШ РЕБЕНОК? ЗАЧАТКАМ ТВОРЧЕСТВА
Игра с чашкой
v Посадите ребенка на высокий стул с подносом или поближе к обеденному столу.
v Поставьте перед ним маленькую чашку.
v Теперь возьмите ее и сделайте вид, будто вы пьете из нее, приговаривая «ам-ам» или «как вкусно».
v Поднесите чашку ко рту ребенка, повторяя те же слова.
v Поставьте чашку на поднос и проследите, станет ли ребенок играть в эту игру самостоятельно.
ЧЕМУ ЖЕ НАУЧИТСЯ ВАШ РЕБЕНОК? ПИТЬ ИЗ ЧАШКИ
Игра с противнем
v Поместите игрушку в одну из ячеек противня для выпечки сдобы.
v Покажите малышу, как взять оттуда игрушку и как положить ее назад.
v Поощряйте малыша брать и снова класть ее на место.
v Поместите другую игрушку во вторую ячейку и продолжите игру.
v Помещайте в ячейки все новые игрушки, пока они все не заполнятся.
v Ваш малыш не перестанет радоваться, бесконечно вынимая и укладывая назад в ячейки эти игрушки.
ЧЕМУ ЖЕ НАУЧИТСЯ ВАШ РЕБЕНОК? ЗАБАВЕ
Постучи и потряси
v Играйте в эту игру, когда ребенок возбужден.
v Посадите малыша на высокий стул или на пол, не покрытый ковром.
v Привлеките его внимание, постукивая кубиком по столу или полу.
v Пусть малыш сделает то же самое, а вы выразите свое восхищение.
v Повторите все действия, но гремя погремушкой.
v Когда ребенок поймет, что, взяв предмет, можно им стучать или греметь, хорошо спеть вместе с ним какую-нибудь детскую песенку.
ЧЕМУ ЖЕ НАУЧИТСЯ ВАШ РЕБЕНОК? СТУЧАТЬ И ТРЯСТИ
Кастрюли и миски
v Детишки любят играть с мисками и кастрюлями.
v Покажите малышу, как накрыть кастрюлю крышкой.
v Когда он без труда научится накрывать кастрюлю крышкой, дайте ему вторую крышку, другого размера.
v Посмотрите, сможет ли ребенок сам решить, какой крышкой нужно закрыть кастрюлю.
v Положите в кастрюлю небольшие игрушки или что-нибудь съестное, и когда малыш снимет крышку, он обнаружит сюрприз.
ЧЕМУ ЖЕ НАУЧИТСЯ ВАШ РЕБЕНОК? ПРИНИМАТЬ РЕШЕНИЯ
Игра с салфеткой
v Детишки обожают эту игру и будут играть в нее долгое время.
v Посадите ребенка на колени лицом к себе.
v Накиньте обеденную салфетку из мягкой материи себе на голову, частично прикрыв ею лицо.
v Теперь снимите салфетку и скажите: «Ку-ку».
v Проделайте это несколько раз, прежде чем набросить салфетку на ребенка. Накройте ему голову салфеткой, сдерните ее и скажите: "Ку-ку".
v Накиньте салфетку малышу на голову и посмотрите, сдернет ли он ее. Снимайте салфетку, пока ребенок не научится делать это сам.
ЧЕМУ ЖЕ НАУЧИТСЯ ВАШ РЕБЕНОК? ВОСПРИНИМАТЬ ЮМОР
Игра с ложкой
v Детишки любят стучать ложкой о какую-нибудь поверхность или о другую ложку.
v Дайте ребенку деревянную ложку и покажите ему, как ударять ею по разным поверхностям — столу, полу, газете и т.п.
v Теперь дайте ему две металлические ложки и покажите, как стучать ими друг о друга, а также по разным поверхностям.
v Спросите его: «Ты умеешь стучать ложками?»-- и, когда он сделает это, крикните: «Урраа!»
v Дайте малышу кастрюлю и покажите ему, как мешать в ней ложкой.
v Все это к тому же даст малышу возможность выполнять ействия, требующие координации движений рук и глаз.
ЧЕМУ ЖЕ НАУЧИТСЯ ВАШ РЕБЕНОК? ПОЛУЧИТ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О ЗВУКАХ
Три кубика — две руки
v Посадите ребенка на высокий стул или на пол.
v Положите перед ним два кубика.
v Если малыш сам не возьмет эти кубики, дайте их ему в руки.
v Теперь возьмите третий кубик и дайте его малышу. Ему нужно научиться бросить один из кубиков, чтобы взять третий.
v Умение освобождать руку имеет большое значение для развития ребенка.
ЧЕМУ ЖЕ НАУЧИТСЯ ВАШ РЕБЕНОК? ВЫПУСКАТЬ ИЗ РУК РАНЕЕ ВЗЯТОЕ
Месяцев
Я умею делать это сам
v Положите немножко воздушной кукурузы или кусочки банана на поднос детского стула.
v Возьмите кусочек пищи и положите ее себе в рот, говоря: «Я беру кусочек банана и кладу его в рот. Ам-ам-ам».
v Теперь возьмите руку малыша и помогите ему взять кусочек банана, говоря: «(Имя ребенка) берет банан и кладет его в ротик. Ам-ам-ам».
v Можете менять слова в конце фразы, произнося вместо «ам-ам» другие звуки или что-нибудь вроде «молодец, малыш», «хорошо, малыш».
ЧЕМУ ЖЕНАУЧИТСЯ ВАШ РЕБЕНОК? БРАТЬ НЕБОЛЬШИЕ ПРЕДМЕТЫ
Наливаем, переливаем
v Наливать — это умение, которое ребенок будет осваивать в результате очень длительной практики.
v Кухня — прекрасное место для этого, а крупа или хлопья — подходящий материал для первых упражнений.
v Поставьте две чашки одинакового размера на поднос высокого стула, Положите немного хлопьев в одну из чашек и покажите малышу, как "перелить" это в другую чашку.
v Занимаясь этим, малыш будет испытывать удовольствие, подбирая упавшие крупинки и хлопья.
v Теперь замените прежние чашки двумя другими — разного размера. Это позволит ребенку заниматься пересыпанием и дальше.
ЧЕМУ ЖЕ НАУЧИТСЯ ВАШ РЕБЕНОК? НАЛИВАТЬ И ПЕРЕЛИВАТЬ
Найди вкусненькое
Вам понадобятся три прозрачных пластиковых стакана, воздушная кукуруза или маленькое круглое печенье.
v Посадите ребенка на высокий стул и на его глазах спрячьте печенье под стакан. Пусть малыш найдет печенье и съест его.
v Продолжайте эту игру, добавив второй стакан, а затем и третий.
v При этом вы всегда должны быть уверены, что ребенок видит, куда вы спрятали печенье.
v Всякий раз, когда малыш найдет печенье, хвалите его.
ЧЕМУ ЖЕ НАУЧИТСЯ ВАШ РЕБЕНОК? СОГЛАСОВАННОСТИ ДВИЖЕНИЙ ГЛАЗ И РУК
Чуу, чуу, поезд с вкусненьким
v Соедините цветным шнурком несколько пустых молочных пакетов, чтобы получился "поезд".
v В одном из пакетов вырежьте сбоку отверстие и положите туда воздушную кукурузу, изюм или какие-нибудь другие вкусности, которые можно взять пальцами.
v Покажите малышу, как везти «поезд» по полу.
v Двигая его, говорите: «Чуу, чуу, поезд с вкусненьким, дуу-дуу»-
v Скажите малышу: «Давай остановимся на станции и перекусим» - и положите воздушную кукурузу или изюминку себе в рот.
v Продолжайте играть, стремясь сделать так, чтобы ребенок сам тянул "поезд".
ЧЕМУ ЖЕ НАУЧИТСЯ ВАШ РЕБЕНОК? ПЕРЕДВИГАТЬ ПРЕДМЕТЫ
Подходит ли это?
v Представление о размере детишки получают опытным путем. Ощупывание и попытки засунуть один предмет в другой позволяют им судить о большом и малом. Это представление вырабатывается у них задолго до того, как они начнут понимать слова вроде "большой" и "маленький".
v Мерные сосуды с делениями могут послужить превосходными игрушками и помочь детишкам составить представление о размере.
v Дайте ребенку два таких сосуда. Покажите ему, как поместить один в другой, и пусть малыш пробует проделать это сам.
v Когда он поймет, как это делается, дайте ему третий сосуд.
v Пока он экспериментирует с сосудами, хвалите его и дайте ему понять, что он занят полезным делом.
ЧЕМУ ЖЕ НАУЧИТСЯ ВАШ РЕБЕНОК? ПОЛУЧИТ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О РАЗМЕРАХ ПРЕДМЕТОВ
Построй башню
v Соберите использованные при готовке в кухне коробки из-под воздушной кукурузы, маргарина, яиц, пакеты из-под молока, сока и пластиковые бутылки.
v Предоставьте малышу возможность громоздить эти коробки одна на другую. Так он приобретет представление о равновесии.
v Покажите, как из коробок построить башню. Когда же она опрокинется, засмейтесь вместе с малышом, чтобы он понял, что все в порядке и ничего страшного не про изошло из-за того, что все рассыпалось.
v Соорудите из коробок «мост» или «туннель» и покажите ребенку, как катить игрушечный автомобиль по «мосту» и через «туннель».
ЧЕМУ ЖЕ НАУЧИТСЯ ВАШ РЕБЕНОК? ПОЛУЧИТ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О РАВНОВЕСИИ
Это — холодное
v Когда вы берете ребенка с собой в магазин, каждый раз, покупая что-нибудь холодное, показывайте это и давайте ему возможность ощутить холод, в то время как вы произносите слово «холодный».
v Придя домой, оставьте холодные покупки на столе.
v Откройте холодильник и дайте малышу возможность ощутить, что там внутри. Объясните ему, что это — холод.
v Дайте ему подержать холодные покупки и попросите положить их в холодильник. Пока он будет проделывать это, говорите: «Спасибо, что ты убираешь холодный сыр». Называя последовательно каждую покупку, обязательно произносите слово «холодное».
ЧЕМУ ЖЕ НАУЧИТСЯ ВАШ РЕБЕНОК? РАЗЛИЧАТЬ ХОЛОДНОЕ