СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ЛОГИСТИЧЕСКОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ В РОССИИ




Россия является крупнейшей по площади страной в мире. Она охватывает 11 часовых поясов, которые имеют совершенно разные географические, культурные и климатические особенности. Плохая инфраструктура, нестабильная экономическая ситуация, отставание экономики страны от общемировой, слабый уровень развития технологических, производственно-технических баз — эти и многие другие трудности осложняют развитие логистических процессов в России.

К инфраструктуре логистических процессов относится сфера общественно-полезной деятельности по оказанию производственных и непроизводственных услуг, выступающих или в качестве необходимых условий воспроизводства средств производства и рабочей силы, или организационно-экономических отношений, т. е. условий непрерывности и поступательного развития общественного производства и повышения его эффективности.

Несмотря на сложные условия, Россия намеревается стать важным транспортно-логистическим центром азиатско-европейского направления. Самые большие проблемы создаются в связи с отсутствием современной логистической инфраструктуры и технологий в организации логистики. Кроме того, положительные преобразования замедляют бюрократические барьеры, в том числе таможенное оформление.

Отсутствие качественных дорог и незначительный рост количества складов, в основном в Москве и Санкт-Петербурге, негативно сказывается на логистической инфраструктуре.

Несмотря на увеличение автопарка в последние годы, Россия сохраняет лидирующие позиции в списках самых изношенных автопарков мира. Обновление автопарка осложнилось введением в 2014 году утилизационного сбора при покупке грузовых машин, сбор составляет более 150 тыс. руб. При увеличении парка машин, протяженность дорог претерпевает незначительные изменения. При 60 % грузопотоков страны приходится лишь на 5 % ее дорог.

Плотность дорожной сети больше в европейской части страны и уменьшается по мере движения на север и восток. В Сибирском и Дальневосточном Федеральных округах плотность автодорог наименьшая, многие дороги вовсе не соединены с федеральной сетью. Это результат малонаселенности многих регионов. Тем не менее, большинство грузовых перевозок между Западной Европой и Россией осуществляются автомобильным транспортом — через Польшу и Беларусь или по Северному маршруту через территорию Польши и Прибалтики. Растущий объем грузоперевозок проходит через европейские порты, такие как Гамбург и далее через порты Прибалтики, Финляндии и Северной России. Однако в стране грузы перевозятся в основном автомобильным транспортом и, в меньшей степени, по железной дороге.

Российская железнодорожная сеть приблизительно составляет 85 000 километров, являясь второй по величине в мире, что составляет самую большую долю грузопотока в России — 83 %. Транссибирская железная дорога играет здесь особенно важную роль. Благодаря этой связи время отгрузки товаров между Пусаном и Хельсинки могут быть уменьшены приблизительно с 47 до 16 дней. Потенциал транссибирской железной дороги — приблизительно 300 000 двадцатифутовых эквивалентных единиц TEU в год. Но, к сожалению, реализовать эти преимущества в данный момент невозможно. Причинами этого является цены и процедуры обработки грузов РЖД, бюрократические препятствия, создаваемые таможенными органы, а также введение налога на добавленную стоимость на транспортные услуги.

У многих логистических компаний существенно растут финансовые риски.Это связанно с тем, что большое количество перевозчиков в России — индивидуальные предприниматели, не имеющие финансовой подушки безопасности, а, следовательно, в кризисной ситуации нормальный режим работы будет невозможен. Страховка так же является дополнительными расходами, при низких ставках. Поэтому не каждый индивидуальный предприниматель пользуется страховкой.

Банкротство логистических и транспортных компаний частое явление, связанное с возрастанием рисков неплатежей со стороны заказчиков. К этому ведет снижение платежеспособности самих клиентов вплоть до их собственного банкротства. Удержание штрафов с перевозчика или стоимости утраченных им грузов, приводит к тому, что грузовладельцы замораживают выплаты в среднем на 2—3 месяца, что также ведет к финансовым потерям.

Увеличиваются прямые и косвенные налоги. С ростом расходов на эксплуатацию и содержание машин сокращается налогооблагаемая прибыль компаний на 30—40 %. Уменьшается количество участников логистического рынка.

Санкции, введенные в прошлом году, в том числе на поставки продуктов питания из стран Европы, так же негативно сказались на логистике, что привело к 20—40 % падению объемов перевозок у российских перевозчиков.

Эти и многие другие факторы значительно усложняют функционирование логистических компаний.

Огромную роль в развитии отечественного рынка логистики должно сыграть внедрение ИТ-технологий. В России активно функционирует российский логистический сервис для заказа грузоперевозок без посредников iCanDeliver.ru. Сервис iCanDeliver.ru платформа для расчета цен и заказа грузоперевозок. На сайте компании пользователем вводятся пункты отправления и назначения своего груза, после система выдает возможные варианты стоимости и сроков доставки, подбирает перевозчика и вид транспорта. На ноябрь 2014 г. сервис доставляет грузы на территории России, США, Азии и Европы. «По мнению экспертов РБК, в 2015 г. Россия будет иметь объем рынка транспортно-логистических услуг около $ 115 млрд.» — утверждает Наталья Макарова редактор РБК в своей статье «Логистика без посредников» за 11 ноября 2014.

Крупнейшими экспортными партнеры России являются — Нидерланды, Италия, Германия, Китай, Украина и Турция. В свою очередь, импорт товаров в Россию из стран дальнего зарубежья (учитывается отдельно от импорта из стран ЕАЭС или СНГ) в январе, по данным Федеральной таможенной службы (ФТС), снизился на 40 % по сравнению с январем прошлого года. Снижение зафиксировано во всех основных группах промышленных товаров — продукции машиностроения, продовольственных товарах и текстиле, сообщает РБК.

Российский логистический рынок характеризуется малой прозрачностью и ограничением логистических ноу-хау. Многие компании имеют высокие издержки на хранение и транспортировку. В то же время, доля аутсорсинга в логистике постоянно возрастает, аналитики компании City Express, одного из ведущих логистических операторов России, утверждают, что эта доля в 2015 году составит около 20 %. По этой причине растет спрос на отраслевые и инновационные логистические концепции.

Российские поставщики логистических услуг по-прежнему ориентированы в первую очередь на основные услуги транспорта и хранения. Включение дополнительных услуг, таких как процессы сборки и упаковки находится в зачаточном состоянии.

Наиболее важными логистическими центрами в России являются Москва и Санкт-Петербург. Но существуют и другие, такие как Самара, Нижний Новгород, Казань, Екатеринбург, Новосибирск и Ростов, которые приобретают все большее значение в регионах, как логистические центры вследствие роста объемов розничной торговли и промышленности. Правительство рассматривает расширение транспортно-логистического сектора как возможность для диверсификации экономики. По этой причине вкладываются инвестиции в строительство новых и расширение существующих логистических центров. Например, в Москве консорциум инвестирует сотни миллионов евро, чтобы разработать ряд логистических терминалов.

Важными поставщиками российских логистических услуг являются STS Logistics, Национальная Логистическая Компания (НЛК), Группа компаний «Интертерминал» и Евросиб. Наиболее важными международными поставщиками логистических услуг в России являются DHL, Rewiko / Fiege Group, Militzer & Münch, Hellmann Worldwide Logistics и Schenker.

В заключении можно отметить, что логистика связанна со всеми экономическими, политическими и социальными процессами в стране. Она дает возможность разработать конструктивную стратегическую программу развития, как компании так и региона в целом, нацеленную на оптимальную организацию потоковых процессов и долговременный успех на рынке [2]. Несмотря на сложные условия, Россия намеревается стать важным транспортно-логистическим центром. Необходимо модернизировать современную логистическую инфраструктуру и технологии организации логистики. Добиться снижения затрат внутри цепочек поставки можно с помощью упрощения процессов таможенного оформления и устранения законодательных барьеров. Следует также заняться разработкой новых экспортно-импортных маршрутов и внедрением комплексного управления качеством.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: