Настоящее и будущее России в произведениях Н.А.Некрасова.




 

Девятнадцатый век дал плеяду блестящих поэтов не только рос-

сийского, но и мирового значения. Вспомним Пушкина, Лермонтова, Тютче-

ва, Фета и других. Но и среди созвездия таких ярких имен имя Некрасова

не теряет своей яркости. В чем же секрет актуальности поэзии Некрасо-

ва? Разгадка - в отношении поэта к Родине, в любви к своему народу, в

широком освещении актуальных проблем современности, и, наконец, в

прогрессивных взглядах на настоящее и будущее России.

 

Бесспорно, многие поэты ставили глобальные вопросы о возможных

путях развития России и давали на них исчерпывающие ответы. Видение же

Некрасовым насущных проблем России и ее будущего было глубоко граж-

данственным.

 

Настоящее в произведениях Некрасова - время, когда нужно сде-

лать все возможное для борьбы с социальным злом, а будущее - в осво-

бождение людей от гнета и крепостных пережитков. Творческое кредо поэ-

та особенно ярко выражено в стихотворении "Вчерашний день, часу в шес-

том", где поэт сравнивает свою музу с молодой крестьянкой, называет их

родными сестрами: "И музе я сказал: Гляди - сестра твоя родная!" Я ду-

маю, что это стихотворение раскрывает и взгляды Некрасова на Россию:

поэт считал основным вопросом современной ему России вопрос крестьянс-

кий. Не случайно крестьянская тема занимает такое видное место в ряду

произведений поэта: "Мороз, красный нос", "Орина, мать солдатская",

"Несжатая полоса", "Размышления у парадного подъезда", "Дед Мазай и

зайцы", и, наконец, поэма-эпопея "Кому на Руси жить хорошо". В этих

произведениях Некрасов показывает страдания простых людей, их беспра-

вие, беспомощность, неспособность постоять за себя и сделать свою

жизнь легче и лучше. Многие стихотворения свидетельствуют о сопережи-

вании Некрасова, с детских лет близкого крестьянам, рано открывшего

для себя "незримые, невидимые миру слезы", стремления сельских жителей

к "мужицкому счастью". Например, стихотворение "Забытая деревня". В

нем автор раскрывает нам страницу тяжелой крестьянской жизни: показы-

вает бабушку Ненилу, ждущую "доброго барина", чтобы попросить у него

немного леса для покосившейся избенки, крепостную девушку Наташу, меч-

тающую выйти замуж за вольного хлебопашца. Но самое страшное состоит в

том, что эти простые желания крестьянских женщин никогда не сбудутся:

барин забыл о своей деревне, живет в городе, а без его разрешения

предпринять ничего нельзя. Некрасов с гневом показывает нам абсурд-

ность зависимости крестьян от барина, показывает судьбы, рушащиеся по

прихоти владельца крепостных душ.

 

Возьмем еще одно лирическое стихотворение поэта - "Несжатая

полоса". Некрасов рисует портрет измученного, изможденного постоянной

работой труженика, который, имея клочок собственной земли, не в состо-

янии собрать скудный, но необходимый для жизни урожай. Читатель ощуща-

ет глубоко прочувствованное отношение автора к обездоленным крестьянам

и понимает, что поэт не мог и не хотел смириться с таким настоящим

России.

 

Если в стихотворениях Некрасов в основном излагал взгляды на

настоящее России, то видение будущего, наверное, ярче всего выражено в

поэме "Кому на Руси жить хорошо". Так, истинно счастливыми людьми Нек-

расов называет тех, кто может постоять за себя и за односельчан. Буду-

щее России, как полагал поэт, за такими как Гриша Добросклоно, которым

"судьба готовила путь славный, имя громкое народного заступника, ча-

хотку и Сибирь". То есть за теми, которые ставят общественные интересы

выше личных, кто не может смириться с современным положение крестьян,

отдает всю свою жизнь без остатка на служение народу, его счастью, его

будущему:

 

Лет пятнадцати Григорий твердо знал уже,

 

Что будет жить для счастия убого и темного

 

Родного уголка.

 

Вера в счастливое и светлое будущее России и сожаление о том,

что сам поэт уже не застанет этой эпохи, выражена в стихотворении "Же-

лезная дорога". Некрасов верит, что Россия "вынесет все, и широкую,

ясную грудью дорогу проложит себе, Жаль, только, что в эту пору прек-

расную жить не придется ни мне, ни тебе".

 

Н.А.Некрасов.

35. Изображение народа в поэме Некрасова "Кому на Руси жить хорошо".

 

"Кому на Руси жить хорошо" является поэмой-эпопеей. В центре

ее - изображение пореформенной России. Некрасов писал поэму в течении

двадцати лет, собирая материал для нее "по словечку". Поэма необычайно

широко охватывает народную жизнь. Некрасов хотел изобразить в ней все

социальные слои: от крестьянина до царя. Но, к сожалению, поэма так и

не была закончена - помешала смерть поэта.

 

Главная проблема, главный вопрос произведения уже ясно виден в

заглавии произведения: "Кому на Руси жить хорошо" - проблема счастья.

 

Поэма Некрасова "Кому на Руси жить хорошо" начинается с вопро-

са: "В каком году - рассчитывай, в какой земле угадывай". Но не трудно

понять, о каком периоде говорит Некрасов. Поэт имеет ввиду реформу

1861 года, по которой "освободили" крестьян, а те, не имея своей зем-

ли, попали в еще большую кабалу.

 

Через всю поэму проходит мысль о невозможности так жить даль-

ше, о тяжелой крестьянской доле, о крестьянском разорении. Этот мотив

голодной жизни крестьянства, которого "тоска-беда измучила" звучит с

особой силой в песне, названной Некрасовым "Голодная". Причем поэт не

смягчает красок, показывая нищету, грубость нравов, религиозные пред-

рассудки и пьянство в крестьянском быту.

 

Положение народа с предельной отчетливостью рисуется названием

тех мест, откуда родом крестьяне-правдоискатели: уезд Терпигорев, Пус-

топорожняя волость, деревни Заплатово, Дырявино, Разутово, Знобишино,

Горелово, Неелово. В поэме очень ярко изображена безрадостная, бесп-

равная, голодная жизнь народа. "Мужицкое счастье, - с горечью воскли-

цает поэт, -дырявое с заплатками, горбатое с мозолями!" Как и прежде,

крестьяне - люди "досыта не едавшие, несолоно хлебавшие". Изменилось

только то, что теперь их вместо барина драть будет волостной.

 

С нескрываемым сочувствием относится автор к тем крестьянам,

которые не мирятся со своим голодным бесправным существованием. В от-

личие от мира эксплуататоров и моральных уродов, холопов вроде Якова,

Глеба, Сидора, Ипата, лучшие из крестьян в поэме сохранили подлинную

человечность, способность к самопожертвованию, душевное благородство.

Это Матрена Тимофеевна, богатырь Савелий, Яким Нагой, Ермил Гирин,

Агап Петров, староста Влас, семь правдоискателей и другие. У каждого

из них своя задача в жизни, своя причина "искать правду", но не все

они вместе свидетельствуют о том, что крестьянская Русь уже пробуди-

лась, ожила. Правдоискателям видится такое счастье для русского наро-

да:

 

Не надо мне ни серебра,

 

Ни золота, а дай Господь,

 

Чтоб землякам моим

 

И каждому крестьянину

 

Жилось вольготно, весело

 

На всей святой Руси!

 

В Якиме Нагом представлен своеобразный характер народного

правдолюбца, крестьянского "праведника". Яким живет той же трудолюби-

вой нищенской жизнью, как и все крестьянство. Но он отличается непо-

корным нравом. Яким честный труженик с большим чувством собственного

достоинства. Яким и умен, он прекрасно понимает, почему крестьянин так

убого, так плохо живет. Это ему принадлежат такие слова:

 

У каждого крестьянина

 

Душа, что туча черная,

 

Гневна, грозна - и надо бы

 

Громам греметь оттудова,

 

Кровавым лить дождям,

 

А все вином кончается.

 

Примечателен и Ермил Гирин. Грамотный мужик, он служил писа-

рем, прославился на всю округу справедливостью, умом и бескорыстной

преданностью народу. Примерным старостой показал себя Ермил, когда на-

род выбрал его на эту должность. Однако Некрасов не делает из него

идеального праведника. Ермил, пожалев своего младшего брата, назначает

в рекруты сына Власьевны, а затем в порыве раскаяния чуть не кончает

жизнь самоубийством. История Ермила завершается печально. Он посажен в

тюрьму за свое выступление во время бунта. Образ Ермила свидетельству-

ет о таящихся в русском народе духовных силах, богатстве моральных ка-

честв крестьянства.

 

Но лишь в главе "Савелий - богатырь святорусский" крестьянский

протест превращается в бунт, завершающийся убийством угнетателя. Прав-

да, расправа с немцем-управляющим носит пока стихийный характер, но

такова была действительность крепостного общества. Крестьянские бунты

возникали стихийно как ответ на жестокие притеснения крестьян помещи-

ками и управляющими их имений.

 

Не кроткие и покорные близки поэту, а непокорные и смелые бун-

тари, такие как Савелий, "богатырь святорусский", Яким Нагой, чье по-

ведение говорит о пробуждающимся сознании крестьянства, о накипающем

протесте его против угнетения. Некрасов писал об угнетенном народе

своей страны с гневом и болью. Но поэт сумел заметить "искру сокрытую"

могучих внутренних сил, заложенных в народе, и смотрел вперед с надеж-

дой и верой:

 

Рать поднимается

 

Неисчислимая,

 

Сила в ней скажется

 

Несокрушимая.

 

Крестьянская тема в поэме неисчерпаема, многогранна, вся об-

разная система поэмы посвящена теме раскрытия крестьянского счастья. В

этой связи можно вспомнить и "счастливую" крестьянку Корчагину Матрену

Тимофеевну, прозванную за особое везение "губернаторшею", и людей хо-

лопского звания, например, "холопа примерного Якова верного", который

сумел-таки отомстить своему барину-обидчику, и работящих крестьян из

главы "Последыш", которые вынуждены ломать комедию перед старым князем

Утятиным, притворяясь, что не было отмены крепостного права, и многие

другие образы поэмы.

 

Все эти образы, даже эпизодические, создают мозаичное, яркое

полотно поэмы, перекликаются друг с другом. Этот прием был назван кри-

тиками полифонией. Действительно, поэма, написанная на фольклорном ма-

териале, создает впечатление русской народной песни, исполняемой на

многие голоса.

 

Н.А.Некрасов.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: