Тема Родины в лирике Есенина.




 

Тема Родины - главная тема в творчестве С.А.Есенина. О чем бы

он не писал, образ родного края незримо присутствует в его стихах.

 

Еще в ранних юношеских стихах (в сборнике "Радуница") автор

предстает перед нами как пламенный патриот. Так, в стихотворении "Гой

ты, Русь, моя родная!", написанном в стиле русской народной залихватс-

кой песни, поэт кричит на всю страну:

 

Если крикнет рать святая:

 

"Кинь ты Русь, живи в раю!"

 

Я скажу: "Не надо рая,

 

Дайте Родину мою".

 

Тогдашние его представления о родной земле еще очень детские.

Родина для Есенина - это село Константиново, где он родился, ближайшие

окрестности села. "Рязанские поля была моя страна", - вспоминал он

впоследствии. В его душе нет еще представления об отчизне как о соци-

альной, политической, культурной среде. Чувство родины находит у него

выражение пока еще только в любви к родной природе.

 

На страницах ранней есенинской лирики перед нами предстает

скромный, но прекрасный, величественный и милый сердцу поэта пейзаж

среднерусской полосы: сжатые поля, красно-желтый костер осенней рощи,

зеркальная гладь озер. Поэт чувствует себя частью родной природы и го-

тов слиться с ней навсегда: "Я хотел бы затеряться в зеленях твоих

стозвонных". Но уже и тогда родина не предстает ему идиллическим "за-

облачным раем". Поэт любит реальную крестьянскую Русь кануна Октября.

В его стихах мы находим такие выразительные детали, говорящие о тяже-

лой мужицкой доле, как "забоченившиеся избы", "тощие поля", "черная,

потом пропахшая выть" и другие. Элементы социальности все чаще прояв-

ляются в лирике поэта в период первой мировой войны: его героями ста-

новятся ребенок, просящий кусок хлеба, пахари, уходящие на войну, де-

вушка, ждущая с фронта любимого. "Грустная песня, ты - русская боль!"

- восклицает поэт.

 

Октябрьскую революцию поэт встретил восторженно. "Радуюсь пес-

ней я смерти твоей", - бросает он старому миру. Однако новый мир поэт

понял не сразу. Есенин ждал от революции идиллического "земного рая"

для мужиков (стихотворение "Иорданская голубица"). Стоит ли говорить,

что эти надежды поэта не оправдались? И Есенин переживает полосу ду-

ховного кризиса, но не может понять, "куда влечет нас рок событий".

Непонятно ему и изменение облика России, которая несла с собой Советс-

кая власть. Обновление села представляется поэту вторжением враждебно-

го "скверного", "железного гостя", перед которым беззащитна противо-

поставляемая ему природа. И Есенин чувствует себя "последним поэтом

деревни". Он считает, что человек, преобразуя землю, обязательно губит

ее красоту. Своеобразным выражением этого взгляда на новую жизнь стал

жеребенок, тщетно пытающийся обогнать паровоз:

 

Милый, милый, смешной дуралей,

 

Но куда он, куда он гонится?

 

Неужель он не знает, что живых коней

 

Победила стальная конница?

 

С течением времени шире стал взгляд Есенина на жизнь.

 

Шире стал взгляд Есенина на мир. Если раньше родиной была для

него одна деревенька, то теперь он становится гражданином мира, чуждым

всякой национальной ограниченности. "Я брат вам по крови" - обращается

Есенин к грузинским поэтам. Он мечтает о тех временах, когда "по всей

планете пройдет вражда племен", "когда на земле будет один язык, и

лишь "историк", сочиняя труд о нашей розни, вспомнив, улыбнется". Но

став пламенным интернационалистом, Есенин не оставил естественного для

каждого чувства "того места, где он родился". Он утверждает: "Никакая

родина другая не вольет мне в грудь мою теплынь". Любуясь "голубой ро-

диной Фирдоуси", он ни на минуту не забывает о том, что "как бы ни был

красив Шираз, он не лучше рязанских раздолий".

 

Восхищение красотой родного края, изображение тяжелой жизни

народа, мечта о "мужицком рае", неприятие городской цивилизации и

стремление постигнуть "Русь советскую", чувство интернационалистичес-

кого единения с каждым жителем планеты и оставшаяся в сердце "любовь к

родному краю" - такова эволюция темы родной земли в лирике Есенина.

 

Великую Русь, шестую часть земли, он воспел радостно, самозаб-

венно, возвышенно и чисто:

 

Я буду воспевать

 

Всем существом в поэте

 

Шестую часть земли

 

С названьем кратким "Русь".

 

 

А.А.Ахматова

Поэзия Анны Ахматовой.

 

А.А.Ахматова творила в очень сложное время, время катастроф и

социальных потрясений, революций и войн. Поэтам в России в ту бурную

эпоху, когда люди забывали, что такое свобода, часто приходилось выби-

рать между свободным творчеством и жизнью.

 

Но несмотря на все эти обстоятельства поэты по-прежнему про-

должали творить чудеса: создавались чудесные строки и строфы.

 

Источником вдохновения для Ахматовой стали Родина, Россия, по-

руганная, но от этого ставшая еще ближе и роднее. Анна Ахматова не

смогла уехать в эмиграцию, так как она знала, что только в России мо-

жет она творить, что именно в России нужна ее поэзия.

 

Не с теми я, кто бросил землю

 

На растерзание врагам.

 

Их грубой лести я не внемлю,

 

Им песен я своих не дам.

 

Но давайте вспомним начало пути поэтессы. Ее первые стихи поя-

вились в России в 1911 году в журнале "Аполлон", а уже в следующем го-

ду вышел и поэтический сборник "Вечер". Почти сразу же Ахматова была

поставлена критиками в ряд самых больших русских поэтов. Весь мир ран-

ней, а во многом и поздней лирики Ахматовой был связан с А.Блоком. Му-

за Блока оказалась повенчанной с музой Ахматовой. Герой блоковской по-

эзии был самым значительным и характерным "мужским" героем эпохи, тог-

да как героиня поэзии Ахматовой была представительницей "женской" поэ-

зии. Именно от образов Блока во многом идет герой ахматовской лирики.

Ахматова в своих стихах является в бесконечном разнообразии женских

судеб: любовницы и жены, вдовы и матери, изменявшей и оставляемой. Ах-

матова показала в искусстве сложную историю женского характера передо-

вой эпохи, его истоков, ломки нового становления. Вот почему в 1921

году, в драматическую пору своей и общей жизни, Ахматова сумела напи-

сать поражающие духом обновления строки:

 

Все расхищено, предано, продано,

 

Черной смерти мелькало крыло,

 

Все голодной тоской изглодано,

 

Отчего же нам стало светло?

 

Так что в известном смысле Ахматова была и революционным поэ-

том. Но она всегда оставалась и поэтом традиционным, поставившим себя

под знамя русской классики, прежде всего Пушкина. Освоение пушкинского

мира продолжалось всю жизнь.

 

Есть центр, который как бы сводит к себе весь остальной мир

поэзии, оказывается основным нервом, идеей и принципом. Это любовь.

Стихия женской души неизбежно должна была начаться с такого заявления

себя в любви. В одном из своих стихотворений Ахматова называла любовь

"пятым временем года". Чувство, само по себе острое и необычайное, по-

лучает дополнительную остроту, проявляясь в предельном кризисном выра-

жении - взлета или падения, первой встречи или совершившегося разрыва,

смертельной опасности или смертельной тоски. Потому Ахматова так тяго-

теет к лирической новелле с неожиданным, часто прихотливо-капризным

концом психологического сюжета и к необычностям лирической баллады,

жутковатой и таинственной ("Город сгинул", "Новогодняя баллада").

 

Обычно ее стихи - начало драмы, или только ее кульминация, или

еще чаще финал и окончание. И здесь она опиралась на богатый опыт

русской уже не только поэзии, но и прозы:

 

Слава тебе, безысходная боль,

 

Умер вчера сероглазый король.

 

А за окном шелестят тополя:

 

Нет на земле твоего короля...

 

Стихи Ахматовой несут особую стихию любви-жалости:

 

О нет, я не тебя любила,

 

Палила сладостным огнем,

 

Так объясни, какая сила

 

В печальном имени твоем.

 

Мир поэзии Ахматовой - мир трагедийный. Мотивы беды, трагедии

звучат в стихотворениях "Клевета", "Последняя", "Через 23 года" и дру-

гих.

 

В годы репрессий, тяжелейших испытаний, когда ее мужа расстре-

ляют, а сын окажется в тюрьме, творчество станет единственным спасени-

ем, "последней свободой". Муза не покинула поэта, и она написала вели-

кий "Реквием".

 

Таким образом, в творчестве Ахматовой отражалась сама жизнь;

творчество было ее жизнью.

 

Б.Пастернак.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: