Основные этапы проведения деловой игры




И.Ф. Елфимова, С.Н. Каруна

ДЕЛОВАЯ ИГРА

«Разработка

бизнес-плана предприятия»

 

Учебно-методическое пособие

 

 

Воронеж 2015

 

ФГБОУ ВПО «Воронежский государственный технический университет»

 

И.Ф. Елфимова, С.Н. Каруна

 

ДЕЛОВАЯ ИГРА

«РАЗРАБОТКА БИЗНЕС-ПЛАНА ПРЕДПРИЯТИЯ»

 

 

Утверждено Редакционно-издательским советом университета в качестве учебно-методического пособия

 

 

Воронеж 2015

 

 

УДК 658.512

Елфимова И.Ф., Каруна С.Н. Деловая игра «Разработка бизнес-плана предприятия»: учеб.-метод. пособие / И.Ф. Елфимова, С.Н. Каруна. Воронеж: ФГБОУ ВПО «Воронежский государственный технический университет», 2015., 102 с.

 

В учебном пособии излагаются теоретические основы разработки бизнес-плана, его содержание по разделам, методические указания по проведению деловой игры, общее описание игровой обстановки, определяются конкретные этапы и задачи, которые должны решить студенты в процессе деловой игры по разработке бизнес-плана малого предприятия.

Издание соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению 080100.62 «Экономика» и предназначено для всех профилей и форм обучения в качестве пособия для проведения деловой игры «Разработка бизнес-плана предприятия».

 

 

Табл. 9. Библиогр.: 7 назв.

 

 

Научный редактор д-р экон. наук, проф. О.Г.Туровец

 

Рецензенты: кафедра финансов и кредита РЭУ им. Г.В. Плеханова (Воронежский филиал) (зав. кафедрой д-р. экон. наук, проф. С.П. Федосова);

канд. экон. наук, доц. Е.В. Шкарупета

 

ã Елфимова И.Ф., Каруна С.Н. 2015

© Оформление. ФГБОУ ВПО

«Воронежский государственный технический университет», 2015

Введение

 

В новых экономических справочниках бизнесом называется экономическая деятельность субъекта в условиях рыночной экономики, нацеленная на получение прибыли путем создания и реализации определенной продукции (товаров, работ, услуг).

Бизнес – это приносящая доход деятельность граждан, имеющих собственность. Кроме того, бизнес – это и совокупность отношений между всеми его участниками, образующими команду единомышленников с целью получения дохода, прибыли, развития фирмы, предприятия, организации.

В условиях рынка трудно добиться стабильного успеха в бизнесе, если не планировать эффективно его развития, не аккумулировать постоянно информацию о собственных состоянии и перспективах, о состоянии целевых рынков, положении на них конкурентов и т. д.

Необходимо не только точно представлять свои потребности на перспективу в материальных, трудовых, интеллектуальных, финансовых ресурсах, но и предусматривать источники их получения, уметь выявлять эффективность использования ресурсов в процессе работы предприятия.

Одним из методов планирования хозяйственной деятельности в условиях рыночной экономики является бизнес-план.

Он является необходимым инструментом принятия проектно-инвестиционных решений, связанных с взаимодействием фирмы с внешней средой.

Бизнес-планирование – это объективная оценка предпринимательской деятельности предприятия, фирмы и в то же время необходимый инструмент проектно-инвестиционных решений в соответствии с потребностями рынка и сложившейся ситуацией хозяйствования.

Освоить навыки бизнес-планирования, изучая только теоретическую литературу, обширно представленную в современных публикациях, достаточно сложно. Применение в процессе обучения интерактивных технологий позволяет приобрести практические навыки формирования бизнес-планов различного назначения.

Сравнительно недавно в нашу жизнь вошли деловые игры. Деловая игра имитирует реальную профессиональную деятельность.

Являясь средством моделирования разнообразных условий профессиональной деятельности, аспектов человеческой активности и социального взаимодействия, деловая игра выступает и методом поиска новых способов ее (деятельности) выполнения, и методом эффективного обучения, поскольку снимает противоречия между абстрактным характером учебного предмета и реальным характером профессиональной деятельности.

Образовательная функция деловой игры очень значима, поскольку деловая игра позволяет задать в обучении предметный и социальный контексты будущей профессиональной деятельности и тем самым смоделировать более адекватное по сравнению с традиционным обучением условия формирования личности специалиста.

В деловой игре обучение участников происходит в процессе совместной деятельности. При этом каждый решает свою отдельную задачу в соответствии со своей ролью и функцией. Деловая игра - это не просто совместное обучение, это обучение совместной деятельности, умениям и навыкам сотрудничества.

Деловая игра «Разработка бизнес-плана предприятия» является самостоятельной дисциплиной учебного плана подготовки бакалавров экономики.

Цель данной дисциплины - разработка бизнес-плана и на этой основе приобретение практических навыков по разработке отдельных разделов бизнес-плана, а также формирование навыков работы в команде

Задачами деловой игры являются:

- приобретение углубленных знаний в области бизнес-планирования;

- освоение практических навыков разработки отдельных разделов бизнес-плана на предприятии;

- формирование навыков разработки и анализа финансовых прогнозов, планов и бюджетов.

Участие в деловой игре позволяет студентам освоить и закрепить на практике ряд профессиональных компетенций по направлению 080100.62 «Экономика», таких как:

- способность осуществлять сбор, анализ и обработку данных, необходимых для решения поставленных экономических задач;

- способность выбрать инструментальные средства для обработки экономических данных в соответствии с поставленной задачей, проанализировать результаты расчетов и обосновать полученные выводы;

- способность организовать деятельность малой группы, созданной для реализации конкретного экономического проекта.

В результате освоения дисциплины студенты должны:

знать:

• законодательные и нормативные правовые акты РФ, регламентирующие финансово-экономическую деятельность предприятия

• современные модели систем бизнес-планирования

уметь:

• осуществлять сбор, анализ и обработку данных, необходимых для решения задач формирования бизнес плана

• выбирать инструментальные средства для обработки экономических данных в соответствии с поставленной задачей формирования бизнес-плана, проанализировать результаты расчетов и обосновать полученные выводы

• разрабатывать мероприятия по совершенствованию процесса бизнес-планирования

владеть:

• навыками организации деятельности малой группы, созданной для разработки и реализации конкретного бизнес-плана;

• методиками разработки разделов бизнес-плана;

• навыками планирования основных экономических и финансовых показателей.

Успешное выполнение деловой игры базируется на знаниях, полученных студентами в процессе изучения таких дисциплин как экономика предприятия (организации); менеджмент, маркетинг, планирование на предприятии, финансы предприятия.

В процессе участия в деловой игре каждый обучающийся выполняет различные виды самостоятельной работы:

- изучение теоретических и методических основ по разработке отдельных разделов бизнес-плана,

- проведение сбора информации для подготовки разделов бизнес-плана;

- выполнение домашних заданий преподавателя по подготовке материалов для написания бизнес-плана.

Представленное учебное пособие опирается на большой круг литературы, включающей учебники, монографии, систематизированные аналитические работы, публикации в журналах, нормативные документы и другие источники, опубликованные за последние годы в нашей стране.

 

1 Общие положения по выполнению деловой игры

 

Деловая игра «Разработка бизнес-плана предприятия» проводится с целью закрепления теоретического материала и приобретения практических профессиональных навыков по комплексу дисциплин в 6 семестре в соответствии с учебным планом.

В ходе выполнения работы особое внимание уделяется принятию управленческих решений в области стратегического планирования, маркетинга, организации производства, экономики предприятия, менеджмента и др.

В процессе игры студенты должны приобрести дополнительные навыки работы в «команде» менеджеров и принятия коллективных решений.

Бизнес-планирование можно рассматривать как упорядоченную совокупность стадий и действий, связанных с ситуационным анализом окружающей среды, постановкой целей бизнес-планирования, осуществлением планирования (разработкой бизнес-плана), продвижением бизнес-плана на рынок интеллектуальной собственности, реализацией бизнес-плана, контролем за его выполнением.

В соответствие с этим пониманием сущности бизнес- планирования проведение деловой игры построено по отдельным этапам в течение одного семестра обучения студентов с подведением промежуточных итогов после каждого этапа и проведением общей презентации бизнес-планов и оценкой результатов работы команд.

Бизнес-планирование предусматривает решение стратегических и тактических задач, стоящих перед предприятием.

Формальное планирование, безусловно, требует усилий, но оно обеспечивает и немалые выгоды:

1) заставляет руководителей мыслить перспективно;

2) обеспечивает основу для принятия эффективных управленческих решений;

3) увеличивает возможности в обеспечении фирмы необходимой информацией;

4) способствует снижению рисков предпринимательской деятельности;

5) ведет к четкой координации действий всех участников бизнеса;

6) позволяет предвидеть ожидаемые перемены, подготовиться к внезапному изменению рыночной обстановки.

Цель разработки бизнес-плана – спланировать хозяйственную деятельность фирмы на ближайший и отдаленный периоды в соответствии с потребностями рынка и возможностями получения необходимых ресурсов. Бизнес-план помогает предпринимателю решить следующие основные задачи:

- определить конкретные направления деятельности фирмы, целевые рынки и место фирмы на этих рынках;

- сформулировать долговременные и краткосрочные цели фирмы, стратегии и тактики их достижения. Определить лиц, ответственных за реализацию каждой стратегии;

- выбрать состав и определить показатели товаров и услуг, которые будут предлагаться фирмой потребителям. Оценить производственные и торговые издержки по их созданию и реализации;

- оценить соответствие кадров фирмы и условий для мотивации их труда требованиям по достижению поставленных целей;

- определить состав маркетинговых мероприятий фирмы по изучению рынка, рекламе, стимулированию продаж, ценообразованию, каналам сбыта и т.п.;

- оценить материальное и финансовое положение фирмы и соответствие финансовых и материальных ресурсов достижению поставленных целей;

- предусмотреть трудности и «подводные камни», которые могут помешать выполнению бизнес-плана.

Содержание игры заключается в последовательной разработке бизнес-плана создания предприятия малого или среднего бизнеса.

При этом студенты самостоятельно выбирают вид деятельности, ассортимент выпускаемой продукции или перечень услуг и принимают решения по организации малого предприятия.

При выполнении задания по данной деловой игре студенты должны сформулировать предпринимательскую идею, как если бы они в действительности собирались создавать бизнес на основе этой идеи.

Предлагаемые бизнес-идеи должны удовлетворять следующим требованиям: обеспечивать устойчивые конкурентные преимущества будущего бизнеса, увязывать воедино активы и финансовые возможности предпринимателя, указывать факторы прибыльности будущего бизнеса. Предпринимательская идея должна быть ориентирована на четко локализованный целевой покупательский сегмент.

Следует стремиться к тому, чтобы предлагаемые студентами формулировки предпринимательских идей были краткими и точными.

Игровая ситуация предусматривает работу команд, состоящую из специалистов, которые должны участвовать в разработке реального бизнес-плана. Для этого учебная группа студентов делится на команды по 5-6 человек, которые затем самостоятельно распределяют роли и полномочия внутри команды.

Для проведения деловой игры по разработке бизнес-плана предприятия используется методика ролей, которая позволяет приблизить учебное занятие к реальной деловой практической деятельности.

Под ролью понимается выполнение действий в процессе занятия в качестве конкретного должностного лица: руководителя предприятия или функционального подразделения, специалиста или представителя внешних партнеров, заказчика. Выполнение той или иной роли накладывает ответственность на ее исполнителя, стимулирует учитывать все характерные особенности представляемого лица или службы предприятия, возможные конфликты и последствия от предпринимаемых действий.

При проведении деловой игры используется процедура делового совещания для согласования проекта (разделов) бизнес-плана.

В процессе формирования команд по разработке бизнес-планов следует выполнить следующее:

1 В процессе общей дискуссии студенты должны предложить подразделения и руководителей, которые должны взять на себя ответственность за выполнение определенных разделов плана, базируясь на понимании общего объема работ.

2 Студенты должны распределить роли и определить ролевые группы, представляющие интересы конкретных производственных и функциональных подразделений фирмы. При работе в рамках ролевой ориентации студенты должны четко представить роль и место представляемого подразделения, круг работ (задание) в рамках осуществляемого проекта при подготовке бизнес-плана.

3 В соответствии с ролевым заданием студенты должны изучить учебные материалы и выбрать информацию, необходимую для выполнения работы по составлению раздела бизнес-плана.

4 На первом практическом занятии студенты должны составить план работы и матрицу распределения обязанностей по разработке бизнес-плана.

Для составления матрицы распределения обязанностей следует использовать следующие процедуры:

· планирование работы (П);

· организация (проведение производственных совещаний, координация общей работы) (О);

· контроль за ходом работ (К);

· участие, исполнение (У);

· согласование (С);

· обмен информацией (подготовка исходных данных, получение информации для ознакомления) (И).

Виды работ могут совпадать со стадиями бизнес-планирования, а также с разработкой отдельных разделов бизнес-плана и его реализацией.

Можно выделить следующие основные стадии процесса бизнес-планирования:

1) подготовительную стадию;

2) стадию разработки бизнес-плана;

3) стадию продвижения бизнес-плана на рынок интеллектуальной собственности (поиск инвесторов, партнеров, контрагентов, заказчиков, подрядчиков и т.д.);

4) стадию реализации бизнес-плана.

Согласование матрицы распределения обязанностей следует провести в процессе производственного совещания.

Таблица 1

Виды работ Подразделения (должностные лица, специалисты)
             
               
               

Форма матрицы распределения работ

 

5 Для участия в производственном совещании в каждой команде должен быть выделен руководитель. Должно быть подготовлено короткое выступление для участия в совещании, которое может быть как в виде отчета, так и в свободной форме.

6 Анализ ситуации в форме производственного совещания осуществляется под руководством преподавателя, выполняющего роль консультанта. Руководитель совещания должен быть готов подвести итог обсуждению, выбрать ключевые предложения для принятия решения.

Деловая игра проводится во время практических занятий в течение одного семестра. Распределение заданий для работы студентов осуществляется в несколько этапов, каждый из которых заканчивается презентацией результатов разработки определенного раздела бизнес-плана.

На каждом этапе все участники команды работают над соответствующим разделом бизнес-плана, осуществляют его согласование с другими разделами, а при необходимости корректировку других разделов. Ответственным за данный раздел бизнес-плана, его содержание, качество разработок, правильность расчетов, выбор методов обоснования решений в данном разделе является соответствующий специалист согласно матрице распределения обязанностей. Руководитель команды несет общую ответственность за организацию работы.

Основные этапы проведения деловой игры

1 этап. Подготовительный этап. Формирование команд. Проведение организационного собрания в группе. Ознакомление студентов с общими положениями по бизнес-планированию и проведению деловой игры. Деление группы студентов на команды, распределение ролей внутри команд. Разработка матрицы распределения обязанностей. Презентация команд.

2 этап. Разработка бизнес-идеи. Выбор и общее обоснование вида деятельности предприятия. Разработка миссии, лозунга предприятия. Презентация команд и бизнес- идеи.

3 этап. Исследование рынка. Проведение исследования рынка продукции или услуг по интернет- материалам, включая определение емкости рынка, изучение конкурентов, поставщиков потребителей различными методами, разработку конкурентной стратегии, проведение SWOT-анализа и т.д. Презентация результатов исследования рынка.

4 этап. Технология и организация производства. Проработка особенностей технологии изготовления продукции, технологий, применяемых при оказании услуг, проведении работ. Планировка помещений, Определение потребности в оборудовании, инструментах, материалах. Расчет производственной мощности, анализ пропускной способности. и др. вопросы и расчеты. Презентация производственного раздела бизнес-плана.

5 этап. Организационный раздел. Выбор организационно-правовой формы предприятия. Разработка организационной структуры. Расчет численности. Штатное расписание, Система оплаты труда. Формы стимулирования. Программа развития персонала и т.д. Презентация организационного раздела.

6 этап. Планирование затрат. Планирование объемов производства (уточнение). Калькулирование цены. Расчет сметы затрат на производство. Расчет точки безубыточности и т.д. Презентация результатов планирования затрат.

7 этап. Маркетинговый план. Анализ конкурентоспособности продукции, услуг. Реклама. Каналы сбыта. Затраты на маркетинг и т.д. Презентация маркетингового плана.

8 этап. Финансовый раздел. Прогноз финансовых результатов. Источники финансирования. Инвестиции. Срок окупаемости. Прогноз бухгалтерской отчетности. Оценка рисков и страхование. Презентация финансового плана.

9 этап. Оформление бизнес-плана. Доработка и оформление бизнес-плана и сопутствующих документов. Общая презентация бизнес-плана в группе. Выбор лучшего бизнес-плана на конференцию.

Преподавателю представляется отчет, состоящий из бизнес-плана, типовые разделы которого представлены в приложениях данного учебно-методического пособия, и пояснений к разделам бизнес-плана, которые выполняются согласно учебному пособию.

10 этап. Межгрупповая конференция. Презентация лучших бизнес-планов (по 1 из группы). Подведение итогов. Награждение. Объявление баллов. Аттестация.

На последнем этапе предусмотрена как оценка команды в целом, так и индивидуальная оценка студентов. Командам рекомендуется при презентации бизнес-плана использовать аудиовизуальную технику, плакаты, иллюстрации и др.

Календарный график проведения деловой игры представлен в приложении А.

Основной акцент данной деловой игры делается не на достоверности данных, а на корректности предлагаемых студентами методов их получения и применяемых способов обоснования решений, принятых в бизнес-планировании.

Командам рекомендуется при презентации бизнес-плана использовать аудиовизуальную технику, плакаты, иллюстрации и др. Преподавателю представляется отчет, состоящий из бизнес-плана, типовые разделы которого представлены в приложениях данного учебного пособия, и пояснений к разделам бизнес-плана, которые выполняются согласно учебному пособию.

В качестве приложений могут быть представлены:

- данные о разработчиках;

- изображения продуктов;

- материалы о рынке;

- публикации по проблеме;

- важнейшие контракты (аренда, товарные сделки, сырьевые контракты соглашения о партнерстве, трудовые соглашения с персоналом, страховые соглашения и пр.).



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: