Драматические судьбы личности в условиях тоталитарного общественного




устройства (по роману Е.Замятина "Мы").

 

Человеку свойственно заглядывать в будущее, пытаться распоз-

нать его очертания. Сколько писателей из разных исторических эпох пы-

тались приоткрыть завесу, за которой скрывается будущее, пытались пре-

дугадать то, что не дано знать никому: Кампанелла "Город Солнца", ро-

маны Жюля Верна, Оруэлл "1984", Н.Г.Чернышевский "Что делать" и дру-

гие.

 

Таким писателем-фантастом был и Е.Замятин. неудовлетворенность

настоящим, советской действительностью, заставила его задаваться воп-

росом: каким должно быть будущее, чтобы чувствовать себя счастливым,

чтобы осуществить свои надежды, реализовать идеалы? Один из возможных

ответов на этот вопрос - знаменитый "четвертый сон" Веры Павловны из

романа Чернышевского "Что делать?".

 

Замятин как будто специально повторяет описание этой, одной из

классических утопий: его герои живут коммуной в городе из стекла и ме-

талла.

 

В романе "Мы" в фантастическом и гротесковом облике предстает

перед читателем возможный вариант общества будущего. Приводится мечта

сильных мира сего: "Жизнь должна стать стройной машиной и с механичес-

кой неизбежностью вести нас к желанной цели". К сожалению, в таком об-

ществе нет ничего, что бы не предвещала уже современная писателю ре-

альность. Перед нами разворачивается "математически совершенная жизнь"

Единого Государства. Символический образ "огнедышащего интеграла", чу-

да технической мысли и, одновременно, орудия жесточайшего порабощения,

открывает книгу. Бездушная техника вместе с деспотической властью

превратили человека в придаток машины, отняли у него свободу, воспита-

ли в добровольном рабстве. Мир без любви, без души, без поэзии. Чело-

веку - "нумеру", лишенному имени, было внушено, что "наша несвобода"

есть "наше счастье" и что это "счастье" - в отказе от "я" и растворе-

нии в безличном "мы". Внушено, что художественное творчество - "уже не

беспардонный соловьиный свист", а "государственная служба". А интимная

жизнь тоже рассматривается как государственная обязанность, выполняе-

мая сообразно "табелю сексуальных дней".

 

Роман Замятина - предупреждение о двойной опасности, грозящей

человечеству: гипертрофированной власти машин и власти государства.

"Однотипность" безраздельно и неусыпно властвует над жизнью всех чле-

нов общества. Это обеспечивается совершенной техникой и недремлющими

очами "хранителей".

 

Сочинение Замятина проникнуто раздумьями о российской послере-

волюционной действительности. В нем угадываются сокровенные мысли о

возможных и уже обнаружившихся при жизни писателя извращениях социа-

листической идеи.

 

Отношение к политике военного коммунизма стало камнем преткно-

вения для писателя. Эта политика, предусматривающая сугубую централи-

зацию политической и экономической жизни в стране, ряд жестоких мер,

была временной и вынужденной в условиях гражданской войны и хозяйс-

твенной разрухи. Но Замятину (и не только ему в ту пору) представля-

лось, что другого выбора не будет и что людям навязана единственная

модель дальнейшего движения - новый вариант тоталитаризма.

 

Роман Замятина приобрел особую цену и поучительность в следую-

щем смысле: как предупреждение о возможных искажениях социализма, об

опасности уклонений от демократического пути и злоупотреблений насилия

над человеческой личностью. Последующие события отечественной и миро-

вой истории показали, что тревоги писателя не были напрасными. Наш на-

род пережил и горькие уроки коллективизации, и сталинизм, и репрессии,

и всеобщий страх, и застой.

 

Очень многие сцены романа заставляют вспомнить недавнее прош-

лое. Манифестация в честь Благодетеля, официозные, единогласные выбо-

ры, "хранители", которые следят за каждым шагом человека. Но Замятин

показывает, что в обществе, где все направлено на подавление личности,

где игнорируется человеческое "я", где единоличная власть является не-

ограниченной, возможен бунт. Способность и желание чувствовать, лю-

бить, быть свободным в мыслях и поступках толкают людей на борьбу. Но

власти находят выход: у человека при помощи операции удаляют фантазию

- последнее, что заставляло его поднимать гордо голову, чувствовать

себя разумным и сильным. Все же остается надежда, что человеческое

достоинство не умрет при любом режиме. Эту надежду высказывает женщи-

на, которая своей красотой побуждает на борьбу.

 

У Замятина в романе есть мысль, необычная для многих наших

современников. Писатель настаивает на том, что не существует идеально-

го общества. Жизнь - это стремление к идеалу. И когда это стремление

отсутствует, мы наблюдаем разлагающее время застоя.

 

Есть в романе еще одна тема, созвучная сегодняшнему дню. Это

тема экологической тревоги. "Антиобщество", изображенное в книге, не-

сет гибель естеству жизни, изолируя человека от природы. Автор мечтает

выгнать "обросших цифрами" людей "голыми в леса", чтобы они учились

там у птиц, цветов, солнца. Только это, по мнению автора, может восс-

тановить внутреннюю сущность человека.

 

Автор романа "Мы" принадлежит к тем крупным художникам, кто

усиленно приковывал внимание к "вечным ценностям" в условиях глобаль-

ных исторических сдвигов XX столетия. В свое время роман не был при-

нят. Очень дорого обошлись нам легкомыслие и обидчивость тогдашних

идеологов по отношению к сомнениям Замятина. Автор на своих "запрет-

ных" страницах выстраивает непрерывную цепочку времени, не прослеживая

которую нельзя понять ни настоящего, ни будущего. Произведения, подоб-

ные роману "Мы", пробившиеся к нам из небытия, позволят "по-новому"

взглянуть на события истории, осмыслить роль человека в них. "Мы" -

предостережение против отказа сопротивляться, если человеческое сооб-

щество хотят превратить в совокупность "винтиков". Такие произведения,

как "Мы", "выдавливают" из человека рабство, делают его личностью.

 

Уезжая в эмиграцию, Замятин (как он об этом писал Сталину) на-

деялся, что, может быть, вскоре вернется, - "как только у нас станет

возможно служить в литературе большим идеям без прислуживания малень-

ким людям, как только у нас хоть отчасти изменится взгляд на роль ху-

дожника слова". Замятин смог вернуться на родину лишь с концом "ига

разума" и началом распада Единого государства. Посмертно.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: