ОСНОВНЫЕ ТЕМЫ И ИДЕИ ЛИРИКИ А.А.ФЕТА.




В личности Афанасия Фета удивительным образом сошлись два

абсолютно разных человека: огрубелый, сильно т„ртый, битый жизнью

практик и вдохновенный, неутомимый буквально до последнего вздоха

(а умер он в возрасте 72 лет) певец красоты и любви.

Сын мелкого немецкого чиновника, Фет был за взятку записан сыном

орловского помещика Шеншина, который увез мать поэта от его отца.

Но обман раскрылся, и Фет в течение многих лет испытывал на себе,

что значит быть незаконнорожденным. Главное, что он лишился при

этом статуса дворянского сына. Он пытался "выслужить" дворянство, но

13 лет армейской и гвардейской лямки ничего не дали. Тогда он

женился по расчету на старой и богатой, стал жестоким и

прижимистым сельским хозяином-эксплуататором. Революционерам и

даже либералам Фет никогда не сочувствовал и, чтобы достичь

желаемого дворянства, долго и громко демонстрировал свои

верноподданнические чувства. И только когда Фету было уже 53 года,

Александр II изложил благоприятную резолюцию на его прошение.

Доходило до смешного: если тридцатилетний Пушкин считал

оскорбленнием пожалование ему царем камер-юнкерского звания (это

придворный чин, обычно даваемый молодым людям до 20 лет), то этот

русский лирик специально выхлопотал себе камер-юнкерство уже в 70

лет?

И при этом Фет писал божественные стихи. Вот стихотворение 1888

года:

"Полуразрушенный, полужилец могилы,

О таинствах любви зачем ты нам поешь?

Зачем, куда тебя домчать не могут силы,

Как дерзкий юноша, один ты нас зовешь?

_ Томлюся и пою. Ты слушаешь и млеешь;

В напевах старческих твой юный дух живет. Цыганка старая одна еще

поет".

То есть буквально два человека жили в одной, кстати весьма

неприятной на вид, оболочке. Но какая сила чувства, мощь поэзии,

какое страстное, юношеское отношение к красоте, к любви!

Поэзия Фета недолго имела успех у современников в 40-е годы, а в 70-

80-х годах это был успех весьма камерный, отнюдь не массовый. Но

массам Фет был знаком, хотя они не всегда знали, что популярные

романсы, которые они распевают (в том числе и цыганские), _ на слова

Фета. "О, долго буду я в молчаньи ночи тайной", "Какое счастие! и ночь

и мы одни", "Сияла ночь. Луной был полон сад", "Давно в любви

отрады мало", "В дымке-невидимке" и, конечно, "Я тебе ничего не

скажу" и "На заре ты ее не буди" _ вот лишь немногие стихотворения

Фета, положенные на музыку разными композиторами.

Лирика Фета тематически крайне бедна: красота природы и женская

любовь _ вот и вся тематика. Но какой огромной мощи достигает Фет в

этих узких пределах. Вот стихотворение 1883 года:

"Только в мире и есть, что тенистый Дремлющих кленов шатер.

Только в мире и есть, что лучистый

Детски задумчивый взор.

Только в мире и есть, что душистый

Милой головки убор.

Только в мире и есть этот чистый

Влево бегущий пробор".

Это своеобразная онтология (философское учение о бытии) Фета, хотя

философской его лирику назвать трудно. Мир поэта очень узкий, но

какой же прекрасный, полный изящества. Грязь жизни, проза и зло

жизни не проникали в его поэзию никогда. Прав ли он в этом?

Видимо, да, если видеть в поэзии искусство по преимуществу. Красота

и должна быть главным в ней.

Гениальна лирика природы Фета: "Я пришел к тебе с приветом",

"Шепот. Робкое дыханье", "Какая грусть! Конец аллеи", "Это утро,

радость эта", "Жду я, тревогой объят" и множество других лирических

миниатюр. Они разнообразны, непохожи, каждая являет собой

неповторимый шедевр. Но есть общее: во всех них Фет утверждает

единство, тождество жизни природы и жизни человеческой души. И

поневоле задумываешься: где источник, откуда эта красота? Творение

ли это Отца небесного? Или источник всего этого _ сам поэт, его

умение видеть, его светлая, открытая красоте душа, каждое мгновение

готовая восславить окружающую красоту? В своей лирике природы Фет

выступает как антинигилист: если для тургеневского Базарова "природа

не храм, а мастерская, и человек в ней работник", то для Фета природа

_ единственно храм, храм и фон прежде всего любви, роскошная

декорация для тончайших сюжетных изгибов любовного чувства, а во-

вторых, храм для вдохновения, умиления и молитвы красоте.

Если для Пушкина была проявлением высшей полноты жизни, то для

Фета любовь есть единственное содержание человеческого бытия,

единственная вера. Эту мысль он утверждает в своих стихах с такой

силой, что заставляет усомниться, не язычник ли он. У него и сама

природа любит _ не вместе, а вместо человека ("В дымке-невидимке").

В то же время вполне в христианском духе Фет считает человеческую

душу частицей небесного огня, божьей искрой ("Не тем, господь,

могуч, непостижим"), ниспосланной человеку для откровений,

дерзаний, вдохновения ("Ласточки", "Учись у них _ у дуба, у березы").

Удивительны поздние стихи Фета, 80-90-х годов. Дряхлый старик в

жизни, в поэзии он превращается в горячего юношу, все мысли

которого об одном _ о любви, о буйстве жизни, о трепете молодости

("Нет, я не изменил", "Моего тот безумства желал", "Люби меня! Как

только твой покорный", "Еще люблю, еще томлюсь").

Разберем стихотворение "Я тебе ничего не скажу", датированное 2

сентября 1885 года. В нем выражена часто встречающаяся у романтиков

мысль о том, что языком слов нельзя передать жизнь души, тонкости

чувства. Например, стихотворение Фета "Как мошки зарею" (1844)

кончается мечтой "О, если б без слова/ Сказать душой было можно!".

Поэтому любовное свидание, как всегда, в окружении роскошной

природы, (открывается молчанием: "Я тебе ничего не скажу...".

Романтики не доверяли языку слов как средству выражения души

человека, тем более поэта. Впрочем, назвать Фета романтиком

затруднительно: очень уж он "земной". Тем не менее уделом героя

стихотворения остается "молча твердить" слова любовного признания.

И этот оксюморон (сочетание контрастных по смыслу слов) становится

главным словесно-художественным образом стихотворения. Но все-таки

почему он молчит? Какая мотивировка дается этому? Вторая строка

уточняет: "Я тебя не встревожу ничуть". Да, как свидетельствуют другие

стихотворения, его любовь может и встревожить, взволновать

девственную душу его избранницы своими "томленьями" и даже

"содроганьями". Есть и другое объяснение, оно в последней строке

второй строфы: его "сердце цветет", подобно ночным цветам, о которых

сообщается в начале строфы. Вот тождество человеческой души и

природы, выраженное, как и во многих других произведениях Фета, с

помощью особого художественного приема, называемого

психологическим параллелизмом. К тому же грудь, т.е. вместилище

эмоционально-духовного начала, героя "больная, усталая" (первая

строка третьей, последней строфы). "Я дрожу" - от ночного ли холодка

или от каких-то внутренних душевных причин. И поэтому конец

стихотворения зеркально повторяет начало: "Я тебя не встревожу

ничуть,/ Я тебе ничего не скажу".

Трехстопный анапест стихотворения звучит напевно: "Я тебе ничего не

скажу" неоднократно вдохновляло многих композиторов.

Стихотворение привлекает тонкостью и изяществом выраженных в нем

чувств и естественностью, негромкой простотой их словесного

выражения.

 

101. ДУШИ "МЕРТВЫЕ И ЖИВЫЕ" В ПОЭМЕ Н.В.ГОГОЛЯ.

Объясняя замысел "Мертвых душ", Гоголь писал, что образы поэмы _

"ничуть не портреты с ничтожных людей, напротив в них собраны

черты тех, которые считают себя лучше других".

"Мертвые души" _ это представители господствовавших в то время

общественных слоев. Поэма построена как похождение "приобретателя"

Чичикова, покупающего мертвые фактически, но живые юридически,

т.е. не вычеркнутые из ревизских списков, души.

Центральное место в первом томе занимают пять "портретных" глав (со

второй по шестую). Эти главы, построенные по одинаковому плану,

показывают, как на почве крепостничества складывались разные типы

крепостников и как крепостное право в 20-30-х годах XIX века, в связи

с ростом капиталистических сил, приводило помещичий класс к

экономическому упадку. Гоголь дает эти главы В определенном

порядке. Бесхозяйственного помещика Манилова (2 глава) сменяет

мелочная Коробочка (3 глава), безалаберного прожигателя жизни

Ноздрева (4 глава) _ прижимистый Собакевич (5 глава). Завершает эту

галерею помещиков Плюшкин _ скряга, доведший свое имение и

крестьян до полного разорения.

С большой выразительностью в "портретных" главах дана картина

упадка помещичьего класса. От праздного мечтателя, живущего в мире

своих грез, Манилова, к "дубинноголовой" Коробочке, от нее _ к

бесшабашному моту, вралю и шулеру Ноздреву, далее _ к

оскотинившемуся кулаку _ "прорехе на человечестве" _ Плюшкину

ведет нас Гоголь, показывая все большее моральное падение и

разложение представителей помещичьего мира.

Поэма превращается в гениальное обличение крепостничества, того

класса, который является вершителем судеб государства. Галерея

портретов помещиков открывается образом Манилова. "На взгляд он

был человек видный; черты лица его не были лишены приятности, но в

эту приятность, казалось, чересчур было передано сахару; в приемах и

оборотах его было что-то заискивающее расположения и знакомства.

Он улыбался заманчиво, был белокур, с голубыми глазами". Раньше

он"служил в армии, где считался скромнейшим, деликатнейшим и

образованнейшим офицером". Живя в поместье, он "иногда приезжает в

город... чтобы увидеться с образованнейшими людьми".

На фоне обитателей города и поместий он кажется "весьма

обходительным и учтивым помещиком", на котором лежит какой-то

отпечаток "полупросвещенной" среды. Однако, раскрывая внутренний

облик Манилова, его характер, рассказывая о его отношении к

хозяйству и времяпровождении, рисуя прием Маниловым Чичикова,

Гоголь показывает полнейшую пустоту и никчемность этого

"существователя".

Писатель подчеркивает в характере Манилова его никчемность и

слащавую, бессмысленную мечтательность. У Манилова не было

никаких живых интересов. Он не занимался хозяйством, передоверив

его приказчику. Он даже не знал, умирали ли у него крестьяне со

времени последней ревизии. Вместо тенистого сада, обычно

окружавшего барский дом, у Манилова "только пять-шесть берез..." с

жидкими вершинами.

Свою жизнь Манилов проводит в праздности. Он отошел от всякого

труда, даже не читает ничего: два года в его кабинете лежит книга,

заложенная все на той же 14-ой странице. Свое безделье Манилов

скрашивает беспочвенными мечтами и бессмысленными "прожектами"

(проектами), вроде постройки подземного хода дома, каменного моста

через пруд.

Вместо настоящего чувства_у Манилова "приятная улыбка", вместо

мысли _ какие-то бессвязные, глупые рассуждения, вместо

деятельности _ пустые мечты.

Другим представителем "мертвых душ" в поэме мы назовем Плюшкина.

Это "прореха на человечестве". Все человеческое умерло в нем, в

полном смысле это мертвая душа. К такому выводу ведет нас Гоголь,

развивая и углубляя тему духовной гибели человека.

Деревенские избы села Плюшкина имеют вид "особенной ветхости",

барский дом выглядит "инвалидом", бревенчатая мостовая пришла в

негодность. А каков хозяин? На фоне жалкой деревушки перед

Чичиковым предстала странная фигура: не то мужик, не то баба, в

"неопределенном платье, похожем на женский капот", таком рваном,

замасленном и заношенном, что "если бы Чичиков встретил его, так

принаряженного, где-нибудь у церковных дверей, то, вероятно, дал бы

ему медный грош".

Но не нищий стоял перед Чичиковым, а богатый помещик, владелец

тысячи душ, у которого кладовые, амбары и сушильни полны были

всякого добра. Однако все это добро гнило, портилось, превращалось в

труху. Отношения Плюшкина к покупщикам, его хождения по селу за

сбором всякой дряни, знаменитые кучи хлама на его столе и на бюро

выразительно говорят о том, как скряжничество приводит Плюшкина к

бессмысленному накопительству, приносящему его хозяйству одно

разорение. Все пришло в полный упадок, крестьяне "мрут, как мухи",

десятками числятся в бегах. Бессмысленная скупость, царящая в душе

Плюшкина, порождает в нем подозрительность к людям, недоверие и

враждебность ко всему окружающему, жестокость и несправедливость

по отношению к крепостным.

У Плюшкина нет никаких человеческих чувств, даже отцовских. Вещи

для него дороже людей, в которых он видит только мошенников и

воров.

"И до такой ничтожности, мелочности, гадости мог снизойти человек!"

_ восклицает Гоголь.

Вся галерея образов, данная в первом томе "Мертвых душ", убедительно

раскрывает внутреннее убожество и косный, затхлый вид

крепостников-душевладельцев. Герои Гоголя _ не Онегины и

Печорины, а то поместное дворянство, которое представлено на балу у

Лариных.

"Мертвым душам" поэмы противопоставлены "живые" _ народ

талантливый, трудолюбивый, многострадальный.

С глубоким чувством патриота и верой в великое будущее своего народа

пишет о нем Гоголь. Он видел бесправие крестьянства, его

приниженное положение и то отупение и одичание, которые явились

результатом крепостного права. Таковы дядя Митяй и дядя Миняй,

крепостная девочка Пелагея, не отличавшая, где право, а где лево,

плюшкинские Прошка и Мавра, забитые до крайности.

Но и в этой социальной подавленности Гоголь видел живую душу

"бойкого народа" и расторопность ярославского мужика. Он с

восхищением и любовью говорит о способности народа, смелости и

удали, выносливости и жажде свободы.

Крепостной богатырь, плотник Пробка "в гвардию годился бы". Он

исходил с топором за поясом и сапогами на плечах все губернии.

Каретник Михей создавал экипажи необыкновенной прочности и

красоты. Печник Милушкин мог поставить печь в любом доме.

Талантливый сапожник Максим Телятников _ "что шилом кольнет, то

и сапоги, что сапоги, то и спасибо". А Еремей Сорокоплехин "одного

оброку приносил по пятьсот рублей!".

Вот беглый крепостной Плюшкина Абакум Фыров. Не вьщержала его

душа гнета неволи, потянуло его на широкий волжский простор, он

"гуляет шумно и весело на хлебной пристани, подрядившись скупцами".

Но нелегко ему ходить с бурлаками, "таща лямку под одну

бесконечную, как Русь, песню". В песнях бурлаков Гоголь слышал

выражение тоски и стремление народа к другой жизни, к прекрасному

будущему.

Горячая вера в скрытые до времени, но необъятные силы всего народа,

любовь к родине, позволили Гоголю гениально предвидеть ее великое

будущее.

 

102. ЧИЧИКОВ И ГУБЕРНСКОЕ ОБЩЕСТВО (По роману Н.В. Гоголя "Мертвые души")

Николай Васильевич Гоголь начал писать поэму в 1835 году по

настойчивому совету Пушкина. После долгих скитаний по Европе

Гоголь обосновался в Риме, где целиком посвятил себя работе над

поэмой. Ее создание он рассматривал как исполнение клятвы, данной

им Пушкину, как осуществление писательского долга перед Родиной. В

1841 году поэма была закончена, но члены московского цензурного

комитета, который он представил рукопись, пришли в негодование от

содержания произведения. Поэма была запрещена. Это были тяжелые

дни для Гоголя. Он обратился за помощью к Белинскому, тот сделал

все возможное, чтобы, минуя цензуру, напечатать поэму. Гоголь знал,

как отнесутся к его труду представители правящих сословий, но он

считая своим долгом перед Россией и народом "показать, хотя с одного

боку, всю Русь". Он писал: - "Бывает время, когда нельзя устремить

общество или даже все поколение к прекрасному, пока не покажешь

всю глубину его настоящей мерзости". Эта мысль не покидала

писателя-гражданина во время всей его работы над поэмой.

Центральный герой поэмы - Павел Иванович Чичиков. В характере

этого героя ярко проявилось буржуазное начало, которое не было еще

распространено в России. В чувствах Гоголя к Чичикову вложено

отношение писателя к России того времени. Вопрос, куда идет Россия,

заставляет Гоголя погружать Чичикова в сравнительные ситуации,

сталкивать героя с "мертвыми душами". Гоголь построил поэму

двупланово. С одной стороны - мертвая Россия, с ее помещиками и

губернскими чиновниками всех рангов, с другой - приходящая ей. на

смену "Россия Чичиковых". "Россия Чичиковых" в поэме представлена

одним героем. В отношении Чичикова Гоголь, чтобы ярче осветить

происхождение и жизненное развитие нового типа, осмыслить его

историческое место, подробно останавливается на биографии, характере

и психологии героя. Он показывает, как сложилось его умение

приспосабливаться к любой обстановке, ориентироваться в любой

ситуации. Отец дал юному Чичикову совет: "Все сделаешь и все

прошибешь на свете копейкой". Вся жизнь Чичикова стала цепью

мошеннических махинаций и преступлений. Павел Иванович проявляет

громадные усилия и неистощимую изобретательность, пускается на

любые аферы, если они сулят успех, обещают заветную копейку. Жизнь

и окружающая среда научили его, что "прямой дорогой не возьмешь и

что косой дорогой больше напрямик". Его жизненным лозунгом стало:

"Зацепил - поволок, сорвалось - не спрашивай". В отношении

практической деятельности, сметливости и изворотливости Чичиков

выделяется среди губернского общества, живущего в застое и косности.

Чичиков быстро ориентируется в любой ситуации, везде он

очаровывает, у некоторых даже вызывает восхищение и всегда достигает

своей цели - все это лишний раз доказывает, что Чичиков - большой

психолог. Новый герой обладает преимуществами, которых нет у

поместных дворян и губернского общества. На его стороне некоторое

образование, энергия, предприимчивость, к тому же ловкость героя

необыкновенная. Воспитание помогает ему втираться в доверие.

Чичиков расчетливо и терпеливо может выжидать нужного момента.

Показав превосходство своего героя перед обществом, Гоголь вместе с

тем осветил всю пошлость и подлость его натуры. Гражданские и

патриотические чувства не тревожат Чичикова, с полным, равнодушием

он относится ко всему, что не отвечает его личным интересам.

Авантюра Чичикова связана с человеческими несчастьями, он

заинтересован в том, чтобы как можно больше умирало крепостных.

Губернское общество принимает мошенника и плута Чичикова потому,

что считает его миллионером. Общее, что сближает Чичикова и

губернское общество, - это та же черта - жажда наживы. Губернскому

обществу чужды понятия о гражданских и общественных обязанностях,

для них должность - только средство личного удовольствия и

благополучия, источник дохода. В их среде царят взяточничество,

угодничество перед вышестоящими чинами, полнейшее отсутствие

интеллекта. Чиновничество сплотилось в корпорацию казнокрадов и

грабителей. Городские верхи чужды народу. Гоголь в дневнике писал о

губернском обществе: "Идеал города - это пустота. Сплетни,

перешедшие пределы". Пошлость и ничтожество интересов

характеризует и женское общество. С претензиями на вкусы и

образованность сочетаются сплетни, пустая болтовня о городских

новостях, жаркие споры о нарядах. Дамы стремились подражать

столичному обществу в манере говорить и одеваться, без ужимки они

не произносили ни одного слова. Гоголь осуждает дворянское

общество, рабски копировавшее иностранные манеры.

Герои Гоголя не несут в себе протеста против стеснившей их жизни,

против "потрясающей тины мелочей". Они сами в сущности

продолжение и выражение этой действительности,

воспроизведеннойв"Мертвых душах". Из этого следует важный поворот

в оценке личности героев.

 

103. ИЗОБРАЖЕНИЕ ЧИНОВНИКОВ В КОМЕДИИ "РЕВИЗОР" И В ПОЭМЕ "МЕРТВЫЕ ДУШИ"

Николай Васильевич Гоголь, всем сердцем любя Россию, не мог

оставаться в стороне, видя, что она погрязла в болоте

коррумпированного чиновничества, и поэтому создает два

произведения, отображающих всю действительность состояния страны.

Одним из этих произведений является комедия "Ревизор", в которой

Гоголь задумал посмеяться над тем, что "действительно достойно

осмеяния всеобщего". Гоголь признавался, что в "Ревизоре" он. решил

"собрать в одну кучу все дурное в России, все несправедливости". В

1836 году комедия была поставлена на петербургской сцене и имела

громадный успех. Комедия Гоголя, затронувшая все живые вопросы

современности, вызвала самые противоречивые отклики. Реакционные

круги боялись влияния комедии на общественное мнение. Она имела

политический смысл. Передовые круги восприняли "Ревизора" как

грозное обвинение николаевской России. Гоголь создал глубоко

правдивую комедию, проникнутую острым юмором, обличавшую

бюрократическую систему целостной России.

Маленький, захолустный городок, где царит произвол и нет даже

полицейского порядка, где власти образуют корпорацию мошенников и

грабителей, воспринимается как символ всей николаевской системы.

Эпиграф - "На зеркало неча пенять, коли рожа крива" - обобщающий,

обличительный смысл "Ревизора". Весь строй пьесы давал понять, это

захолустный городок, из которого, как сказал городничий, "хоть три

года скачи, ни до какого государства не доедешь", есть только, часть

громадного бюрократического целого. Реакционеры кричали, что сюжет

неправдоподобен, считая нереальным, чтобы такой тертый калач, как

городничий, мог принять промотавшегося трактирного денди,

"сосульку", "тряпку" за ревизора. Но такие случаи были нередки.

Пушкина тоже в Нижнем Новгороде приняли за ревизора. Развитие

сюжета строится на испуганной психологии чиновников. Хлестакова

принимают за крупного чина потому, что он "не платит и не едет".

Городничий дает Хлестакову и радуется, что сумел сунуть взятку, это

значит, что Хлестаков "свой", то есть такой же взяточник. Картина

всеобщего мошенничества, взяточничества и произвола видна через

реплики чиновников (больных морят голодом, у солдат под мундирами

нет не только нижнего белья, но и даже рубах, деньги, собранные на

церковь, пропили и проели. Решили объявить, что церковь построили,

но она сгорела). Все чиновники - порождение вековой

бюрократической системы, никто из них не чувствует своего

гражданского долга, каждый занят своими ничтожными интересами,

духовный и нравственный уровень их крайне низок. Судья Ляпкин-

Тяпкин не заглядывает в бумаги, потому что не может разобрать, где

правда, а где неправда. Многолетняя волокита и взятки - таков суд в

этом городе. Проныра и плут Земляника еще и доносчик, он доносит

мнимому ревизору на своих коллег. Доносы при Николае 1 были в

большом ходу. Смотритель училищ Хлопов - запуганное существо, он

считал, что тупые учителя приносят больше пользы, потому что

безвредны и вольной мысли не допустят. На втором плане видны

купцы, мастеровые, полицейские - вся уездная Россия. Типичность

персонажей Гоголя в том, что городничие и держиморды будут при

любом режиме. В обрисовке характеров Гоголь развивает традиции

Грибоедова и Пушкина. "Ревизор" и сейчас не сходит со сцен наших

театров.

Другим произведением, олицетворяющим Россию в творчестве Гоголя,

принято считать поэму "Мертвые души", которую автор начал писать в

1835 году по настойчивому совету Пушкина.

Центральный герой поэмы - Павел Иванович Чичиков. В характере

этого героя ярко проявилось буржуазное начало, которое не было еще

распространено в России. В чувствах Гоголя к Чичикову вложено

отношение писателя к России того времени. Вопрос, куда идет Россия,

заставляет погружать Чичикова в сравнительные ситуации, сталкивать

героя с "мертвыми душами". Гоголь построил поэму двупланово. С

одной стороны - мертвая Россия, с ее помещиками и губернскими

чиновниками всех рангов, с другой - приходящая ей на смену "Россия

Чичиковых". "Россия Чичиковых" в поэме представлена одним героем.

В отношении Чичикова Гоголь, чтобы ярче осветить происхождение и

жизненное развитие нового типа, осмыслить его историческое место,

подробно останавливается на биографии, характере и психологии героя.

Он показывает, как сложилось его умение приспосабливаться в любой

обстановке, ориентироваться в любой ситуации. Отец дал юному

Чичикову совет: "Все сделаешь и все прошибешь на свете копейкой".

Вся жизнь Чичикова стала цепью мошеннических махинаций и

преступлений. Новый герой обладает преимуществами, которых нет у

поместных дворян и губернского общества. На его стороне некоторое

образование, энергия, предприимчивость, к тому же ловкость героя

необыкновенная. Воспитание помогает ему втираться в доверие.

Чичиков расчетливо и терпеливо может выжидать нужного момента.

Показав превосходство своего героя перед обществом. Гоголь вместе с

тем показал всю пошлость и подлость его натуры. Гражданские и

патриотические чувства не тревожат Чичикова, с полным равнодушием

он относится ко всему, что ке отвечает его личным интересам.

Авантюры Чичикова связаны с человеческими несчастьями, он

заинтересован в том, чтобы как можно больше умирало крепостных.

Губернское общество принимает мошенника и плута Чичикова потому,

что считает его миллионером. Общее, что сближает Чичикова и

губернское общество - это та же черта: жажда наживы. Губернскому

обществу чужды понятия о гражданских и общественных обязанностях,

для них должность - только средство личного удовольствия и

благополучия, источник доходов. В их среде царят взяточничество,

угодничество перед вышестоящими чинами, полнейшее отсутствие

интеллекта. Чиновничество сплотилось в корпорацию казнокрадов и

грабителей. Городские верхи чужды народу. Гоголь в дневнике писал о

губернском обществе: "Идеал города - это пустота. Сплетни,

перешедшие пределы". Пошлость и ничтожество интересов

характеризует и женское общество. С претензиями на вкусы и

образованность сочетаются сплетни, пустая болтовня о городских

новостях, жаркие споры о нарядах. Дамы стремились подражать

столичному обществу в манере говорить и одеваться, без ужимки они

не произносили ни одного слова. Гоголь осуждает дворянское

общество, рабски копировавшее иностранные манеры.

Герои Гоголя не несут в себе протеста против стеснившей их жизни,

против "потрясающей тины мелочей". Они сами, в сущности,

продолжение и выражение этой действительности, воспроизведенной в

"Мертвых душах"

Итак, Гоголь показывает мир социальных пороков. Но, как мы поняли,

не только они волнуют писателя. Злоупотребление чиновников чаще

всего смешны, ничтожны и нелепы. "Не по чину берешь" - вот что

считается прегрешением в этом мирке. Но именно "пошлость всего в

целом", а не размеры преступных деяний, ужасают читателей.

"Потрясающая тина мелочей", как пишет Гоголь в поэме, поглотила

современного человека. Трагична развязка в "Ревизоре" и "Мертвых

душах", потому что призрачные цели, к которым стремятся герои,

растворяются как дым, как наваждение. Город Гоголя - это

символический, "сборный город всей темной стороны". И все же, здесь

есть светлое явление. Это смех. По моему мнению, смех должен

вылечить душу.

 

104. ТЕМА РОДИНЫИ НАРОДА В ПОЭМЕ "МЕРТВЫЕ ДУШИ"

Мои мысли, мое имя, мои труды будут принадлежать России. Гоголь

Николай Васильевич Гоголь начал писать поэму в 1835 году по

настойчивому совету Пушкина. После долгих лет скитаний по Европе

Гоголь обосновался в Риме,

где целиком посвятил себя работе над поэмой. Ее создание он

рассматривал как исполнение клятвы, данной им Пушкину, как

осуществление писательского долга

перед Родиной. В 1841 поэма была закончена, но члены московского

цензурного комитета, которым он представил рукопись, пришли в

негодование от содержания

произведения. Поэма была запрещена. Это были тяжелые для Гоголя

дни. Он обратился за помощью к Белинскому, тот сделал в,се

возможное, чтобы, минуя

цензуру, напечатать поэму. Гоголь знал, как отнесутся к его труду

представители правящих сословий, но считал своим долгом перед

Россией и народом "показать"

хотя с одного боку, всю Русь". Он писал: "Бывает время, когда нельзя

устремить общество или даже все поколение к прекрасному, пока не

покажешь всю глубину

его настоящей мерзости". Эта мысль не покидала писателя-гражданина

во время всей его работы над поэмой.

Гениальное творение Гоголя потрясло всю Россию. В "Мертвых душах"

дана широкая и правдивая картина русской жизни 20-30-х годов

прошлого века. Губернский

город, где безраздельно властвует губернатор, чиновники и купцы,

помещичьи усадьбы, куда наведывался Чичиков в поисках "мертвых

душ", крепостная деревня,

столица с ее министрами и генералами - таков социальный фон поэмы.

Всем своим содержанием поэма отрицала безобразный, подлый мир

"мертвых душ" - жадных

стяжателей, рабовладельцев и царских чиновников. Гоголь, как в

зеркале, отразил всю омерзительную сущность дворянско-

бюрократического строя сего дикими

полицейскими порядками, моралью крепостников и помещичьим

произволом.

Миру "м›ртвых душ" противостоит в поэме лирический образ народной

России, о которой Гоголь пишет с любовью и восхищением. Как только

он переходит от

помещиков и чиновников, от болтунов.и оскотинившихся скопидомов

к людям из народа, к образам и темам народной жизни, к мечте о

будущем России - резко

меняется сам тон авторской речи. В ней появляются и грустные

раздумья, и мягкая шутка, и, наконец, неподдельное лирическое

одушевление. В поэме "Мертвые

души" Гоголь выступил как патриот, в котором жила неотразимая вера

в будущее, где не будет никаких Маниловых и Ноздревых, Собакевичей

и Чичиковых.

Писатель выразил глубокую надежду, что Россия поднимется к величию

и славе. Тема народа проходит через все главы поэмы, в которых

писатель срывает маски с

представителей паразитического дворянского класса. Трагическая

судьба закрепощенного народа особенно сильно чувствуется в образах

крепостных людей. Ими

Гоголь говорит о том отупении и одичании, которое несет рабство

человеку. В этом

свете и надо рассматривать образы дяди Митяя, девчонки Пелагеи, не

умевшей отличать, где право, где лево, плюшкинских Прошку и Мавру,

забитых до крайней

степени. Социальная подавленность и приниженность отпечатались на

Селифане и Петрушке. Последний даже имел благородное побуждение

к чтению книг, но его

больше привлекало не то, о чем читал он, а процесс самого чтения, что

вот-де из букв вечно выходит какое-нибудь слово, которое иной раз

черт знает что значит".

За страшным миром помещичьей России Гоголь чувствовал живую

душу народа. В поэме с подъемом и восхищением говорится о его

удали, смелости, о любви к

свободной жизни. В этом отношении глубокое значение имеют

вложенные в уста Чичикова рассуждения о крепостных и беглых

крестьянах в седьмой главе поэмы.

Образ Родины Гоголь изобразил реально, но с гневом. Крепостное

право тормозило развитие России. Запущенные деревни, унылый быт,

крепостное право не

увеличивали достоинства России, не возвеличивали ее, а тянули в

прошлое. Гоголь в мечтах видел Россию другой. Образ птицы-тройки -

это символ могущества его

Родины. Ей принадлежит главенствующая роль в мировом развитии.

"Мертвые души" - это "энциклопедия жизни крепостной Руси".

Белинский писал: "Гоголь первый взглянул смело на русскую

действительность". Что же несут эти

дворяне-хозяева жизни? Ничего! О них не пожалеет Россия. Если бы у

нас не было таких людей - выдающихся мастеров слова, как Грибоедов,

Пушкин, Лермонтов,

Гоголь, то что бы мы знали о русской действительности. Их

гражданский подвиг состоял в том, что они, любя Россию, не

побоялись показать "темные стороны"

русского общества. Поэма звучит оптимистически. Вера в свой народ, в

его грандиозные силы, вера в Россию с ее неповторимостью и

самобытностью питали все

творчество Гоголя. Вслед за словами великого поэта, Гоголь смело

может сказать: "Я Родину люблю!" Сейчас в нашей стране идут большие

перемены, заново

переосмысливаются человеческие ценность, но идеи Гоголя-пророка

современны и сейчас. Чернышевский писал: "Давно уже в мире не было

писателя, который был

бы так важен для своего народа, как Гоголь важен для России". Высоко

поэму оценил Герцен. В произведении, видна прекрасная душа автора,

его бесконечная

тоска по идеалу, грустная прелесть воспоминаний о прошедшей жизни,

ощущение величия России.

 

105. "РЕВИЗОР" - САТИРА НА КРЕПОСТНИЧЕСКУЮ РУСЬ

В "Ревизоре" Гоголь задумал посмеяться на тем, что "действительно

достойно осмеяния всеобщего". Гоголь признавался, что в "Ревизоре"

он решил "собрать в одну кучу все дурное в России, все

несправедливости". В 1836 г. комедия была поставлена на

петербургской сцене и имела громадный успех. Комедия Гоголя,

затронувшая живые вопросы современности, вызвала самые

противоречивые отклики. Реакционные круги боялись влияния

комедии на общественное мнение. Она имела политический смысл.

Передовые, круги восприняли "Ревизора" как грозное обвинение

николаевской России. Гоголь создал глубоко правдивую комедию,

проникнутую острым юмором, обличавшую бюрократическую систему

крепостной России.

Маленький, захолустный городок, где царит произвол и нет даже

полицейского порядка, где власти образуют корпорацию мошенников и

грабителей, воспринимаются как символ всей николаевской системы.

Эпиграф - "На зеркало неча пенять, коли рожа крива" - обобщающий,

обличительный смысл "Ревизора". Весь строй пьесы давал понять, что

захолустный город, из которого, как сказал городничий, "хоть три года

скачи, ни до какого государства не доедешь", есть только часть

громадного бюрократического целого. Реакционеры кричали, что сюжет

неправдоподобен, считая нереальным, чтобы такой тертый калач, как

городничий, мог принять промотавшегося в дороге трактирн



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: