ГЕРОИ РАННИХ РАССКАЗОВ М.ГОРЬКОГО (НА ПРИМЕРЕ ОДНОГО ИЗ РАССКАЗОВ).




М.Горький входит в русскую литературу в 90-х годах XIX века.

Вхождение его было очень ярким, он сразу же вызвал большой интерес

у читателей. Современники с изумлением писали, что народ России, не

знавший Достоевского, мало знающий Пушкина и Гоголя, не знающий

Лермонтова, больше других, но только кусочками знающий Тостого,

знает Максима Горького. Правда, в этом интересе был и некоторый

налет сенсационности. Людей из низов привлекала сама мысль, что в

литературу пришел писатель из их среды, не понаслышке знавший

жизнь с самых мрачных и страшных ее сторон. Литераторов и

читателей, принадлежащих к элитарному кругу, личность Горького

привлекала, помимо таланта, своей экзотичностью: человек видел такие

глубины "дна жизни", которые до него никто из писателей не знал

изнутри, на личном опыте. Этот богатый личный опыт дал М.Горькому

обильный материал для его ранних произведений. В эти же ранние

годы вырабатываются магистральные идеи и темы, которые позднее

сопровождали писателя на всем протяжении его творчества.Это, прежде

всего, идея активной личности. Писателя всегда интересовала жизнь в

ее брожении. У М.Горького вырабатывается новый тип

взаимоотношений человека с окружающей средой. Вместо формулы

"среда заела", которая была во многом определяющей для литературы

предшествовавших 90-м годам XIX столетия лет, у писателя звучит

мысль о том, что человека создает сопротивление окружающей среде. С

самого начала произведения М.Горького распадаются на два типа:

ранние романтические тексты и реалистические рассказы. Идеи же,

высказываемые автором в них, во многом близки.

Ранние романтические произведения М.Горького многообразны по

жанру: это рассказы, легенды, сказки, поэмы. Наиболее известны его

ранние рассказы - "Макар Чудра", "Старуха Изергиль". В первом из них

писатель по всем законам романтического направления рисует образы

красивых, смелых и сильных людей. Опираясь на традицию русской

литературы, М.Горький обращается к образам цыган, ставших

символом воли и безудержных страстей. В произведении возникает

романтический конфликт между чувством любви и стремлением к воле.

Разрешается он гибелью героев, но эта гибель не воспринимается как

трагедия, а скорее, как торжество жизни и воли. В рассказе "Старуха

Изергиль" повествование также строится по романтическим канонам.

Уже в самом начале возникает характерный мотив двоемирия: герой-

повествователь - носитель общественного сознания. Ему говорится: "...

стариками родитесь вы, русские. Мрачные все, как демоны". Ему

противостоит мир романтических героев - красивых, смелых, сильных

людей: "Они шли, пели и смеялись". В рассказе ставится проблема

этической направленности романтической личности. Романтический

герой и другие люди - как складываются их взаимоотношения? Иначе

говоря, ставится традиционный вопрос: человек и среда. Как и

положено романтическим героям, горьковские персонажи противостоят

среде. Это, очевидно, проявилось в образе сильного, красивого,

свободного Ларры, который открыто нарушил закон человеческой

жизни, противопоставил себя людям и наказан вечным одиночеством.

Ему противопоставлен герой Данко. Рассказ о нем построен как

аллегория пути людей к лучшей, справедливой жизни, из мрака к свету.

В Данко М.Горький воплотил образ вождя народных масс. И образ этот

написан по канонам романтической традиции. Данко так же, как и

Ларра, противостоит среде, враждебен ей. Столкнувшись с трудностями

пути, люди ропщут на ведущего их, обвиняют его в своих бедах, при

этом масса, как и положено в произведении романтическом, наделена

отрицательными характеристиками ("Данко смотрел на тех, ради

которых он понес труд, и видел, что они - как звери. Много людей

стояло вокруг него, но не было на лицах их благородства"). Данко -

герой-одиночка, он убеждает людей силой своего личного

самопожертвования. М.Горький реализует, делает буквальной

распространенную в языке метафору: огонь сердца. Подвиг героя

перерождает людей, увлекает их за собой. Но от этого сам он не

перестает быть одиночкой, у людей, им же увлеченных вперед, остается

к нему не только чувство равнодушия, но и враждебности: "Люди же,

радостные и полные надежд, не заметили смерти его и не видали, что

еще пылает рядом с трупом Данко его смелое сердце. Только один

осторожный человек заметил это и, боясь чего-то, наступил на гордое

сердце ногой".

Горьковская легенда о Данко была активно использована как материал

для революционной пропаганды, образ героя приводился как пример

для подражания, позднее был широко привлекаем официальной

идеологией, усиленно внедрялся в сознание молодого поколения (были

даже конфеты с названием "Данко" и с изображением на обертке

горящих сердец). Однако у М.Горького все не так просто и однозначно,

как пытались это представить подневольные комментаторы. Молодой

писатель сумел ощутить в образе героя-одиночки и драматическую ноту

непонятности и враждебности ему среды, массы. В рассказе "Старуха

Изергиль" явственно ощущается присущий М.Горькому пафос

учительства. Еще явственнее он в особом жанре - песнях ("Песня о

Соколе", "Песня о Буревестнике"). Сегодня они воспринимаются скорее

как забавная страница истории литературы и не раз давали материал

для пародийного осмысления (так, в период эмиграции М.Горького

появилась статья с названием "Бывший Главсокол, ныне Центроуж").

Но на одну важную для писателя в ранний период его творчества

проблему, сформулированную в "Песне о Соколе", мне бы хотелось

обратить внимание: проблема столкновения героической личности с

миром обыденности, с обывательским сознанием. Эта проблема во

многом развита М.Горьким и в его реалистических рассказах раннего

периода.

Одним из художественных открытий писателя стала тема человека дна,

опустившегося, нередко спившегося бродяги - в те годы их принято

было называть босяками. М.Горький хорошо знал эту среду, проявлял к

ней большой интерес и широко отразил ее в своих произведениях,

заслужив определение "певец босячества". В самой этой теме не было

полной новизны, к ней обращались многие писатели XIX века.

Новизна была в авторской позиции. Если люди вызывали прежде всего

сострадание как жертвы жизни, то у М.Горького все иначе. Его босяки

- это не столько несчастные жертвы жизни, сколько бунтари, которые

сами эту жизнь не принимают. Они не столько отверженные, сколько

отвергающие. Пример этого можно видеть в рассказе "Коновалов". Уже

в начале писатель подчеркивает, что у его героев была профессия, он

"прекрасный пекарь, умелец", им дорожит хозяин пекарни. Коновалов

представляет собой одаренную натуру, одарен живым умом. Это

человек, который задумывается о жизни и не принимает в ней

обыденного, безгеройного существования: "Тоска она, канитель: не

живешь, а гниешь!". Коновалов мечтает о героической ситуации, в

которой могла бы проявиться его богатая натура. Он говорит о себе:

"Не нашел я себе места!". Его увлекают образы Стеньки Разина, Тараса

Бульбы. В обыденной жизни Коновалов чувствует себя ненужным и

уходит от нее, в конце концов трагически погибая. Сродни ему и

другой горьковский герой из рассказа "Супруги Орловы". Григорий

Орлов - один из самых ярких и противоречивых характеров в раннем

творчестве М.Горького. Это человек сильных страстей, горячий и

порывистый. Он напряженно ищет смысл жизни. Временами ему

кажется, что он его нашел - например, когда он работает санитаром в

холерном бараке. Но затем Григорий видит иллюзорность этого смысла

и возвращается к своему естественному состоянию бунта,

противостояния среде. Он способен многое сделать для людей, даже

жизнью своей для них пожертвовать, но жертва эта должна быть

мгновенной и яркой, героической, вроде подвига Данко. Недаром он

говорит о себе: "А горит сердце большим огнем ". М.Горький относится

к таким людям, как Коновалов, Орлов и им подобные, с пониманием.

Однако, если вдуматься, можно увидеть, что писатель уже на раннем

этапе подметил явление, которое стало одной из проблем российской

жизни XX века: стремление человека к героическому деянию, к

подвигу, самопожертвованию, порыву и неспособность к

повседневному труду, к обыденной жизни, к ее будням, лишенным

героического ореола. Люди такого типа, как это предугадал писатель,

могут оказаться великими в экстремальных ситуациях, в дни бедствий,

войн, революций, но они чаще всего нежизнеспособны в нормальном

течении человеческой жизни. Сегодня проблемы, поставленные

писателем М.Горьким в его раннем творчестве, воспринимаются как

актуальные и насущные для решения вопросов нашего времени.

 

112. СПОРЫО ЧЕЛОВЕКЕ В ПЬЕСЕ М.ГОРЬКОГО "НА ДНЕ".

Пьеса М.Горького "На дне" создана более восьмидесяти лет назад. И

все эти годы она не переставала вызывать споры. Это можно объяснить

множеством проблем, поставленных автором, проблем, которые на

разных этапах исторического развития приобретают новую

актуальность. Это объясняется и сложностью, противоречивостью

авторской позиции. Повлияло на судьбу произведения, на его

восприятие то, что сложные, философски неоднозначные идеи

писателя были искусственно упрощены, превращены в лозунги, взятые

на вооружение официальной пропагандой недавних лет. Слова:

"Человек... это звучит гордо!" становились нередко плакатными

надписями, почти такими же распространенными, как "Слава КПСС!",

а сам монолог Сатина дети заучивали наизусть, правда, предварительно

его корректировали, выбрасывая некоторые реплики героя ("Выпьем за

человека, Барон!"). Сегодня пьесу "На дне" хочется перечитать заново,

непредвзято взглянув на ее персонажей, внимательно вдумавшись в их

слова и вглядевшись в их поступки.

Пьеса М.Горького - новаторское литературное произведение. В центре

ее - не только человеческие судьбы, сколько столкновение идей, спор о

человеке, о смысле жизни. Ядром этого спора является проблема

правды и лжи, восприятие жизни такой, какова она есть на самом деле,

со всей ее безысходностью и правдой для персонажей - людей "дна",

или жизнь с иллюзиями, в каких бы разнообразных и причудливых

формах они ни представали. Этот спор начинается задолго до

появления в ночлежке Луки и продолжается после его ухода. Уже в

самом начале пьесы Квашня тешит себя иллюзиями, что она -

свободная женщина, а Настя - мечтами о великом чувстве, заимствуя

его из книги "Роковая любовь". И с самого начала в этот мир иллюзий

врывается роковая правда. Не случайно бросает свою реплику Квашня,

обращаясь к Клещу: "Не терпишь правды!". С самого начала пьесы,

многое звучит как спор М.Горького с самим собой, со своей прежней

идеализацией босяков. В костылевской ночлежке свобода оказывается

призрачной - опустившись на "дно", люди не ушли от жизни, она

настигает их. И прежнее горьковское желание - рассмотреть в босяках,

люмпенах, людей, отторгнутых от нормальной человеческой жизни,

прежде всего хорошее - также отступает на второй план. Эти люди

жестоки друг к другу, жизнь сделала их такими. И эта жестокость

проявляется прежде всего в том, с какой настойчивостью они

разрушают иллюзии других людей, например, Насти, умирающей

Анны, Клеща с его надеждой выбраться из ночлежки, начать новую

жизнь, Барона, все достояние которого составляют воспоминания о

былом величии рода и которому Настя бросает в ожесточении реплики:

"Врешь, не было этого!". В среде этих ожесточенных жизнью людей

появляется странник Лука. И с его появлением начавшийся уже спор о

человеке, о правде и лжи в его жизни обостряется. Всмотримся

внимательнее в образ Луки.

Прежде всего отметим, что именно этот персонаж пьесы вызывает

наиболее ожесточенные споры, составляет ее драматургический нерв.

Лука утешает людей. Чем можно утешить этих выброшенных из жизни,

опустившихся на дно ее бывших баронов, актеров, рабочего человека,

потерявшего работу, умирающую женщину, которой нечего и

вспомнить хорошего о прожитой жизни, потомственного вора? И Лука

прибегает к лжи, как к словесному наркотику, как к обезболивающему

средству. В обитателей ночлежки он вселяет иллюзии, причем

жизненный опыт его таков, что он тонко чувствует людей, знает, что

каждому из них важнее всего. И безошибочно нажимает на главный

рычаг человеческой личности, обещая Анне покой и отдых на том

свете, Актеру - бесплатные лечебницы для алкоголиков, а Ваське Пеплу

- вольную жизнь в Сибири. Зачем врет Лука? Этот вопрос не раз

задавали себе читатели и критики, размышляя над горьковской пьесой.

Долгое время в трактовках образа Луки преобладали отрицательные

оценки, его обвиняли в равнодушии к людям, в корысти (само имя его

по созвучию связано со словом "лукавый", а одно из значений этого

слова близко к нечистому, к искусителю). Луку обвиняли и в том, что

он искушает людей своей ложью, а в качестве главного обвинения

называли смерть Актера, в образе горьковского странника искали

прежде всего идеологические истоки, его связывали с сектантами-

бегунами, с идеями толстовства. Однако если всмотреться в то, что

делает Лука, вслушаться в его речи, понимаешь, что механизм его

утешительства проще и сложнее. Он просто не очерствел душою, нельзя

не согласиться с оценками, которые дает Луке Сатин: "Он врал.. Но это

только из жалости к вам". Лука не просто обманывает, на протяжении

пьесы он творит реальное, деятельное добро: утешает перед смертью

Анну, пытается усовестить Василису. Именно этот странник

предотвращает убийство Васькой Пеплом Костылева (кстати, Сатин

прямо толкает Ваську на убийство: "... и чего ты не пришибешь его,

Василий?!" - и далее: "Потом женись на Василисе... хозяином нашим

будешь...". И в Сибирь он советует Пеплу уйти поскорее, потому что

предвидит, добром это дело не кончится, и предвидение его

оказывается правильным. Лука не просто врет актеру, он уговаривает

его: "Ты только вот чего: ты пока готовься! Воздержись... возьми себя в

руки и терпи..." И причина смерти Актера не в иллюзиях, а в их

крушении, в прозрении, в сознании невозможности воздержаться и

взять себя в руки.

Лука не просто утешитель, он философски обосновывает свою

позицию. Одним из идейных центров пьесы становится рассказ

странника о том, как он спас двух беглых каторжников. Главная мысль

горьковского персонажа здесь в том, что спасти человека и научить

добру может не насилие, не тюрьма, а только добро: "Человек может

добру научить..."Пока верил человек - жил, а потерял веру и удавился.

Итак, в пьесе, как можно убедиться, главный носитель добра - Лука, он

жалеет людей, сострадает им и пытается помочь словом и делом.

Авторская позиция в драме М.Горького выражена, в частности,

сюжетно. Последнее событие пьесы - смерть Актера - подтверждает

слова Луки: поверил человек, затем потерял веру и удавился.

Принято считать, что главным оппонентом Луки в споре о правде

является Сатин. Это как будто бы и так, ведь именно он произносит

афоризм: "Ложь - религия рабов и хозяев... Правда - бог свободного

человека!" Однако именно Сатин не только заступается за старика,

запрещая плохо говорить о нем, но и произносит свой знаменитый

монолог о человеке, воплощая в жизнь идеи Луки. В самом деле, что

такое рассуждения, как не словесный наркотик, призванный утешить

всех вокруг, во всех вселить иллюзию собственной ценности, вне

зависимости от реальных человеческих дел. Недаром именно после

монолога Сатина в ночлежке начинается пьяный разгул, и даже

глашатай беспощадной и злой правды Бубнов заявляет: "Много ли

человеку надо? Вот я - выпил и рад!" И только известие о самоубийстве

Актера внезапно прерывает эту картину. Поэтому так многозначно

звучат последние слова пьесы, вложенные в уста Сатина: "Эх...

испортил песню... дур-рак!".

По-настоящему спорит с Лукой не Сатин, а сам автор пьесы. Именно

Горький показывает, что спасительная ложь никого не спасла, что

вечно жить в плену иллюзий нельзя, а выход из них и прозрение всегда

трагичны, а главное - что человек, живущий в мире утешительной

мечты, убаюкивающего обмана, примиряется со своей убогой,

беспросветной реальной жизнью. Это приводит его к тому, чго он

соглашается терпеть - мотив этот звучит в пьесе не раз, например, в

словах Анны: "Коли там муки не будет... здесь можно потерпеть...

можно!", или в притче о праведной земле - жил человек плохо, но

терпел в надежде найти когда-то иную жизнь. Вот этого примирения с

жизнью не приемлет М.Горький. Спор писателя с Лукой - это во

многом спор с самим собой. Недаром современники вспоминали, что

по своим человеческим качествам М.Горький был во многом близок к

этому страннику-утешителю. Недаром он уже в период

послереволюционный написал киносценарий "По пути на дно", где под

влиянием идеологических догм разоблачил Луку, показал его как

кулака, преступного и безнравственного человека. Но сценарий этот

оказался творческой неудачей М.Горького, а пьеса "На дне" продолжает

жить и сегодня, вызывая многочисленные споры и обретая новую

актуальность.

Образ Луки долгое время оценивался в литературоведении однозначно

отрицательно. Луку обвиняли в том, что он лжет из корыстных

побуждений, что он равнодушен к людям, которых обманывает,

наконец, что в момент преступления он исчез из ночлежки. Но главное

обвинение, которое предъявлялось Луке, касалось его позиции, его

отношения к человеку. Он проповедует жалость, милосердие, которые в

прежние годы считались чем-то лишним, даже подозрительным, этаким

проявлением примиренчества, отступлением от позиции борьбы с

классовым врагом (а врагов видели вокруг себя бесконечно много),

милосердие объявлялось "интеллигентской мягкотелостью", которая

недопустима в условиях схватки двух миров. Не принималось в

позиции Луки и другое - то, что он не зовет людей к борьбе, к

революционньм действиям, радикальному изменению жизни. Все это в

давние годы считалось вредным и чуждым человеку нового общества,

"борцу за светлое общество". Сегодня образ Луки прочитывается во

многом иначе, а поводом к этому может послужить просто

внимательное, непредвзятое знакомство с горьковской пьесой.

 

113. ЧАЦКИЙ ПРОТИВ ФАМУСОВСКОГО ОБЩЕСТВА (ПО КОМЕДИИ А.С.ГРИБОЕДОВА "ГОРЕ ОТ УМА").

Комедия "Горе от ума" дает общую картину всей русской жизни 10-20-х

годов XIX века, воспроизводит извечную борьбу старого и нового,

которая с большой силой развернулась в это время по всей России, а не

только в Москве, между двумя лагерями: передовыми, декабристски

настроенными людьми и крепостниками, оплотом старины.

Фамусовскому обществу в комедии, твердо хранившему традиции "века

минувшего", противопоставлен Александр Андреевич Чацкий. Это

передовой человек "века нынешнего", точнее, того времени, когда после

Отечественной войны 1812 года, обострившей самосознание всех слоев

общества России того времени, стали возникать и развиваться тайные

революционные кружки, политические общества. Чацкий в литературе

20-х годов XIX века - это типичный образ "нового" человека,

положительного героя, декабриста по взглядам, общественному

поведению, нравственным убеждениям, по всему складу ума и души.

Столкновение Чацкого - человека с волевым характером, цельного в

своих чувствах, борца за идею - с фамусовским обществом было

неизбежно. Это столкновение принимает постепенно все более

ожесточенный характер, оно осложняется личной драмой Чацкого -

крушением его надежд на личное счастье. Его взгляды против

существующих устоев общества становятся все более резкими.

Если Фамусов - защитник старого века, времени расцвета

крепостничества, то Чацкий с негодованием революционера-декабриста

говорит о крепостниках и крепостном праве. В монологе "А судьи кто?"

он гневно выступает против тех людей, которые являются столпами

дворянского общества. Он резко высказывается против милых сердцу

Фамусова порядков золотого екатерининского века, "века покорности и

страха - века лести и спеси".

Идеал Чацкого не Максим Петрович, надменный вельможа и "охотник

поподличать", а независимая, свободная личность, чуждая рабской

приниженности.

Если Фамусов, Молчалин, Скалозуб рассматривают службу как

источник личных выгод, службу лицам, а не делу, то Чацкий разрывает

связи с министрами, уходит со службы именно потому, что он желал бы

служить делу, а не лакействовать перед начальством. "Служить бы рад,

прислуживаться тошно", - говорит он. Он защищает право служить

просвещению, науке, литературе, но трудно в этих условиях

самодержавно-крепостнического строя:

Теперь пускай из нас один, Из молодых людей, найдется враг исканий,

Не требуя ни мест, ни повышенья в чин, В науки он вперит ум,

алчущий познаний; Или в душе его сам бог возбудит жар К искусствам

творческим, высоким и прекрасным, Они тотчас:-разбой! пожар! И

прослывет у них мечтателем опасным...

Под этими молодыми людьми разумеются такие люди, как Чацкий,

двоюродный брат Скалозуба, племянник княгини Тугоуховской -

"химик и ботаник".

Если фамусовское общество с пренебрежением относится ко всему

народному, национальному, рабски подражает внешней культуре

Запада, особенно Франции, даже пренебрегая своим родным языком,

то Чацкий стоит за развитие национальной культуры, осваивающей

лучшие, передовые достижения европейской цивилизации. Он сам

"искал ума" во время пребывания на Западе, но он против "пустого,

рабского, слепого подражанья" иностранцам. Чацкий стоит за единение

интеллигенции с народом.

Если фамусовское общество расценивает человека по его

происхождению и количеству крепостных душ, имеющихся у него, то

Чацкий ценит человека за его ум, образованость, его духовные и

моральные качества.

Для Фамусова и его круга свято и непогрешимо мнение света, страшнее

всего - "что станет говорить княгиня Марья Алексеевна!"

Чацкий отстаивает свободу мыслей, мнений, признает за каждым

человеком право иметь свои убеждения и открыто их высказывать. Он

спрашивает Молчалина: "Зачем же мнения чужие только святы?"

Чацкий резко выступает против произвола, деспотизма, против лести,

лицемерия, против пустоты тех жизненных интересов, которыми живут

консервативные круги дворянства.

Духовные качества его выявляются в подборе слов, в построении

фразы, интонациях, манере говорить. Речь этого литературного героя -

это речь оратора, прекрасно владеющего словом, высокообразованного

человека. По мере обострения его борьбы с фамусовским обществом,

речь Чацкого все больше окрашивается негодованием, едкой иронией.

 

ЧАЦКИЙ И МОЛЧАЛИН

Комедия Александра Сергеевича Грибоедова "Горе от ума" стала

событием в русской литературе начала XIX века, явилась редчайшим

образцом обличительного, сатирического ее направления. И.А.

Гончаров писал, что в комедии "главная роль, конечно, - роль Чацкого,

без которой не было бы комедии, а была бы, пожалуй, картина нравов".

В образе Чацкого Грибоедов впервые в русской литературе во весь рост

показал "нового" человека, воодушевленного возвышенными идеями,

поднимающего бунт против реакционного общества в защиту свободы,

гуманности, ума и культуры человека, пытливо ищущего новые, более

совершенные формы жизни, воспитывающего в себе новую мораль,

вырабатывающего новый взгляд на мир и на человеческие отношения.

Это - образ смелого и непримиримого борца за дело, за идеи, за правду,

остро столкнувшегося с обществом реакционеров и крепостников,

оболганного и оскорбленного этим обществом, но не смирившегося

перед ним.

Именно Чацкий воплотил черты такого "нового" человека. В

фамусовском обществе Чацкий чувствует себя одиноким. После

трехлетнего путешествия за границей, не заезжая к себе домой, прямо

из экипажа, он появляется в доме Фамусова и встречает весьма

прохладный прием - и со стороны хозяина и

со стороны его дочери. Его первые взгляды вызывают резкий отпор

Фамусова и его гостей, а пылкая любовью Софье наталкивается на

холодное равнодушное отношение с ее стороны.

По Чацкому "век минувший" характеризуется всеобщем страхом

покорностью и раболепством - ведь "тот и славился, чья чаще гнулась

шея!". "Век нынешний", по мнению Чацкого, осуждает покорность и

раболепство. В это он пока еще наивно верит. Позднее, по ходу пьесы

он поймет, что "Молчалины господствуют на свете", что "прошедшего

житья подлейшие черты" еще имеют прочные корни в обществе,

основанном на самодержавии и крепостничестве. Под "веком

нынешним" Чацкий понимает; революционно-освободительное течение

русской общественной мысли конца 10-х начала 20-х годов XIX века.

Эти страстные речи Чацкого вызывают неподдельный страх Фамусова:

"Он вольность хочет проповедать!".

Примечателен монолог Чацкого "А судьи кто?". Чацкий страстно

обличает признанные в обществе авторитеты. Он чувствует себя

человеком "нынешнего века". В своем монологе Чацкий выступает от

имени нового поколения: Где, укажите Нам, отечества отцы... Вот

уважать кого должны мы на безлюдьи! Вот наши строгие ценители и

судьи!

Кто это - мы? Кого здесь имел в виду Чацкий? "Судьям", которые

непримиримы к "свободной жизни", он противопоставляет молодое

поколение, идущее другими путями.

Во взглядах на общественные порядки, на воспитание и образование,

гражданский долг и службу, национальную культуру, в поминании

смысла.и цели жизни Чацкий противостоит обществу невежд и

крепостников. Сплетни, клевета- вот основное орудие борьбы этого

общества с такими людьми, как Чацкий. Меткое, свободное, пламенное

слово - оружие Чацкого. Это сильное, по истине разящее оружие. Но

старый мир еще силен. И ряды его сторонников многочисленны.

Чацкий вынужден бежать из дома Фамусова и из Москвы "искать по

свету, где оскорбленному есть чувству уголок"..

Однако бегство Чацкого из Москвы нельзя воспринять как его

поражение. Чацкие наносят страшный удар своими обличениями

фамусовым и молчалиным. Спокойное и беспечное существование

фамусовского общества кончилось. Его осудили, против него восстали,

если Чацкие пока слабы в своей борьбе то и фамусовы бессильны

остановить развитие просвещения и передовых идей.

Этому благородному образу в комедии Грибоедова противостоит образ

Молчалина. Если Чацкий - сын знатного московского дворянина и

воспитывался он в его доме, то Молчалин - человек более низкого

происхождения. Он из милости "пригрет" Фамуеовым, хотя, безусловно,

ему "нужен". Молчалин обладает многими деловыми качествами,

достаточно образован.

Чацкий напрасно недооценивал Молчалина. Его безмолвие отнюдь не

глупость. Не случайно Белинский писал, что "Молчалин дьявольски

умен, когда дело касается его личной выводы".

Столкновение между Чацкими Молчалиным - это конфликт между

носителями противоположных качеств дворянской молодежи того

времени. Молчалин, не в пример Чацкому, человеку умному и

благородному, умен и подл. Основные качества его натуры - низость,

подлость, которые он умело скрывает. Он бессловесен только потому,

что он "в небольших чинах". Это расчетливый игрок, который ради

своего благополучия продаст что и кого угодно. До какого цинизма и

низости нужно дойти, чтобы использовать влюбленность в себя дочери

богатого человека! Софья нужна Молчалину, так как она может

"словечко замолвить".

Фамуеовым и молчалиным их ум приносит лишь выгоду. Чацкий

страдает от своего прогрессивного, свободолюбивого ума. Не случайно

фамусовское общество объявляет Чацкого безумным. Молчалин не

терпит фиаско в глазах Фамусова совершенно случайно. Он "мастер

услужить", найдет себе нового покровителя. Если Чацкий, по

выражению Герцена, "идет прямым путем на каторжные работы", то

Молчалин любым способом устроит свои дела, свою карьеру. И все-

таки история доказала, что победа останется за такими настоящими

патриотами, как Чацкий.

 

115. ТРАДИЦИИ И НОВАТОРСТВО КОМЕДИИ "ГОРЕ ОТ УМА"

Гениальный драматург, талантливый поэт и выдающийся дипломат

Александр Сергеевич Грибоедов своей комедией "Горе от ума" положил

начало расцвету русской реалистической драматургии. В Московском

университете Грибоедов сближается с будущими декабристами,

страстно увлекается театром и литературой Вместе с другими

передовыми студентами он хорошо изучил произведения Радищева,

Новикова, Фонвизина. В нем рано пробуждаются чувство личного

достоинства и неприязнь к барской среде, крепостническим нравам.

Шекспира Грибоедов знал наизусть, но критически относился к

защитникам принципов классицизма в литературе. Он считал, что

классицизм мешает воображению. Вместе с декабристами и Пушкиным,

с которым подружился в 1817 году, он ищет пути развития

национально-самобытной русской литературы. Вначале пьесы

Грибоедова носили вольный перевод с французского ("Молодые

супруги", "Притворная неверность"), но затем он создает свое

собственное яркое произведение. Эстетика Грибоедова - это эстетика

реализма. Он выступает против Жуковского, но поддерживает и

опирается на лучшие произведения русской литературы. Грибоедов был

одним из образованнейших людей своего времени. В 1824 г. он

закончил работу над комедией "Горе от ума". Неслыханным был ее

успех, но цензура не пропустила. Реакционный лагерь принял комедию

враждебно. Блестящую характеристику комедии дал Пушкин,

восторженно ее встретили декабристы. По мнению Пушкина, цель

комедии - "характеры и резкая картина нравов". До Грибоедова только

комедия "Недоросль" Фонвизина имела успех. "Горе от ума" было

использовано декабристами для пропаганды их политических идей.

В комедии отражена эпоха после 1812 года. Содержание комедии -

столкновение и смена двух больших эпох русской жизни - "века

нынешнего" и "века минувшего". Появление "Горе от ума" предвещало

победу реализма в русской литературе. Грибоедов, вслед за Радищевым,

раскрывает типические черты диких барских нравов и бесправие

крепостного человека. Пример: служанке Лизе грозит и любовь

стареющего барина - волокиты Фамусова, и барская расправа. Она

говорит: "Минуй нас пуще всех печалей и барский гнев, и барская

любовь". Сочувствие закрепощенным народным массам - основ

грибоедовского изображения жизни: народ, о котором говорит Чацкий,

составляет фон комедии. Сущность грибоедовского замысла

раскрывается в противопоставлении порочному и паразитическому

дворянско-крепостническому обществу умного, гуманного русского

народа. Новаторство Грибоедова в том, что он не только великолепно

знал действительность, но и в том, что он своеобразно использовал и

применил новый реалистический метод изображения. Все герои даны в

движении, в развитии, в борьбе нового со старым.

В образах и картинах комедии с исторической верностью была

воспроизведена русская жизнь современной эпохи. Фонвизин был

образцом пера, но его герои оставались неизменными на всем

протяжении действия. В произведении Грибоедов, напротив, стремится

раскрыть внутреннее развитие своих героев (Чацкий, Софья). Пушкин

в "Евгении Онегине" достиг еще больших результатов. Грибоедов

раскрывает характер своих героев в тесной связи с той общественной

средой, которая их воспитала, и, этом сила его реализма. Молчалин

стал Молчалиным именно под влиянием окружающей его барской

среды, от которой он зависит, от обстоятельств его жизни. Чацкий с

горечью восклицает: "Молчалины блаженствуют на свете!". А в нашей

действительности? До недавнего времени тоже "молчалины"

процветали, а от "Чацких" старались избавляться. Я думаю, что это и

привело нашу страну к духовному кризису, слишком много было

покорных, живущих по принципу: "Не должно сметь свое суждение

иметь".

Основной чертой реализма является изображение типических

характеров в типических обстоятельствах. Этому основному требованию

реализма вполне отвечает "Горе от ума". Типизируя образ, Грибоедов

каждому персонажу комедия придает индивидуальные черты и

свойства. Отчего комедия до сих пор современна? Грибоедов блестяще

запечатлел не только жизнь и нравы, но и характеры, которые есть во

все времена. В армии можно встретить грубого солдафона

(грибоедовского Скалозуба), в любом управлении - "всесильного

дядюшку" (Фамусова), покровителя родственников, который держит

всех служащих в узде.

Легший в основу комедии конфликт между лагерем крепостников и

молодыми вольнолюбцами, из среды которых вышли декабристы, уже

современников поразил своей жизненной правдивостью и исторической

верностью. Новаторство Грибоедова - художника, выразившееся в

естественности, простоте и ясности драматургической композиции,

блестяще охарактеризовал Пушкин. Он считал Грибоедова "комическим

гением".

 

116. РОЛЬ ВНЕСЦЕНИЧЕСКИХ ПЕРСОНАЖЕЙ В КОМЕДИИ "ГОРЕ ОТ УМА"

"Горе от ума" - это одно из самых злободневных произведений в

русской литературе, это блестящий пример тесной связи литературы с

общественной жизнью. Проблемы, поставленные в комедии,

продолжают волновать русскую общественную мысль и литературу и

сейчас, спустя столетия. В комедии ясно ощущается смена

исторических эпох. В высказываниях различных персонажей комедии

возникает реалистический образ старой Москвы, уходящей к

Екатерининским временам, нравы барского общества и вечный

конфликт двух поколений.

Конфликт комедии углубляют внесценические персонажи. Их в

комедии довольно много, благодаря этому фону расширяется полотно

жизни столичного дворянства. Все внесценические персонажи можно

условно разделить на две большие группы: лагерь Фамусова и лагерь

Чацкого. Большая часть их примыкает к фамусовскому кругу. Особенно

запоминается дядюшка Фамусова. Максим Петрович - это яркий

пример служения царице, который делал карьеру, не брезгуя

угодничеством и собственным унижением перед всесильной

Екатериной. Фаму



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: