Подходы к исследованию систем управления




Характер объекта и предмета исследования определяет также разнообразие подходов и приоритетов. Подход к исследованию характеризует ракурс видения проблемы, набор методов исследования, общее направление его проведения. Это исходная позиция при подступе к решению проблемы.

Подходы могут быть эмпирическим или прагматическим. Первый построен главным образом на опыте и его реализации в исследовании, второй — на решении проблем, дающем сиюминутный успех, непосредственную отдачу. Такие исследования необходимы, и их игнорировать невозможно. Но наибольшую ценность имеют исследования, построенные на научно-концептуальном подходе. Это исследования по принципиальным проблемам, преследующие перспективные цели и использующие в полной мере современные методологии и научные достижения.

Среди всей совокупности возможных подходов сегодня наибольшее значение имеют подходы, отражающие роль в управлении человеческого фактора. Он является альтернативой технократическому и организационно-административному подходам. В обобщенном представлении он может быть назван социально-экономическим подходом. Для него основной исходной позицией исследования является человек и его деятельность, в которой решающую роль играет экономический интерес.

По факторам динамики различают функционально-структурный подход и информационный, отражающий систему обработки информации. Но наиболее эффективным является диахронический, в котором главным фактором исследования выступают изменения, характеризующие функционирование и развитие системы управления, а также фактор времени.

Существуют различные подходы и относительно цели исследования. По этому критерию можно выделить функционально-стоимостной и проблемно ориентированный подходы. Наибольший эффект, однако, имеет программно-целевой подход, характеризующийся четкостью цели исследования и конкретностью ее отражения в программе исследования.

Практика научных исследований показывает, что их успех в значительной мере зависит от методологии. Методология может быть различной. Она сознательно выбирается и выстраивается в зависимости от опыта исследователя, его позиций, комплекса знаний, возможностей использования соответствующих приемов и методов, условий получения необходимой информации.

Напомним, что методология исследования — это совокупность целей и исходных идей, путей, средств и методов изучения явлений.

Свое практическое воплощение методология исследования находит в: формулировании рабочих гипотез (цель и исходная идея); выборе соответствующего подхода (ракурс исследования); учете принципов, конкретизирующих подход (пути исследования); выборе необходимых и наиболее эффективных средств и методов исследования; поиск, селекция и использовании фактов (фактология).

В любом исследовании в явном или неявном виде присутствует исходная идея, которая, как правило, отражает отношение исследователя к практике и истине. По этому критерию можно выделить:

• дуалистическую методологию, которая характеризуется признанием или предположением двух сущностей в явлении;

• теологическую, построенную на вере в бога, высшее существо, абсо­лютную идею и пр.;

• методологию агностицизма, исходной позицией которой является при­знание непознаваемости реальной действительности;

• методологию позитивизма, научные критерии которой сводятся к по­ниманию и оценке пользы;

• методологию экзистенциализма, построенную на преувеличении роли факта в научных выводах;

• материалистическую методологию, которая исходит из материалистиче­ской основы всех явлений действительности.

Будем развивать далее уже рассмотренную идею подходов к исследованию. Их разнообразие можно упорядочить также, рассмотрев классификацию по критериям взаимосвязей между сущностями явлений.

Каждый из подходов предполагает установление определенных связей между явлениями или их сущностями, частями, элементами. Именно это позволяет и понять явление, и составить научное представление о нем. Но каждое из исследований может ориентироваться при этом на определенный класс зависимостей, на реальный подход в поиске и определении этих зависимостей. По этому критерию можно выделить:

• механистический подход, признающий только причинно-следственные связи явлений;

• метафизический подход, который отдает приоритет связям движения, но движения в виде превращения одного движения в другое с последу­ющим возвращением к исходному;

• организмический подход, акцентирующий те связи, которые действуют в живых организмах, это главным образом связи функциональные;

• диалектический подход, основанный на связях, рождаемых противоречием.

Можно разделить подходы и по критерию аспектности исследования. Здесь следует выделить подходы аспектный, многоаспектный, комплексный, системный, концептуальный. Они различаются полнотой учета факторов и связей, а также оценками целостности, функциональности, научной значимости.

Каждое исследование может быть построено на определенном логическом основании. По этому критерию подходы делятся на преимущественно формально-логические и подходы, построенные на неформальной логике. Во втором случае большая роль в проведении исследования отводится интуиции, оперированию размытыми сущностями, неопределенными понятиями, чувственными представлениями, гипотетическими выводами. Есть такие области, где по крайней мере первоначальное исследование приходится стро­ить на неформальной логике. По мере накопления знаний многие положения приобретают формально-логический вид.

Практика проведения исследований показывает, что наиболее эффективным оказывается диалектический подход, в рамках которого хорошо реализуется и материалистическое отношение к истине и практике, и системный подход, и различные логические основания проведения исследования.

Диалектический подход реализуется и в методах исследования. Эти методы проявляются в способах разделения и соединения целого и части, главного и второстепенного, необходимого и случайного, статики и динамики, абстрактного и конкретного и т. д. Полный состав диалектичес­ких методов исследования представлен на схеме 21.

Исходной позицией является взаимосвязь противоречия и тождества. Именно на этом методе построены все разновидности анализа.

Диалектические методы предполагают любое явление рассматривать в двойственности его свойств и характеристик, находить их противоречия и взаимосвязь (обусловленность, единство, зависимость). Свойства любого яв­ления расщепляются на противоположности и предстают перед исследовате­лем в виде общего и особенного, качества и количества, причины и следст­вия, содержания и формы и т. д.

«Жесткий подход - формальный аппарат исследований и исключает из рассмотрения факторы, не подлежащие формализации. Примером могут служить проблемы неэффективного использования оборудования, высоких издержек на производство продукции, оптимального инвестирования и т.д.

При недостаточном уровне знания об объекте или его непредсказуемом поведении, значительной неопределенностью информации и высоких рисках используется «мягкий» подход, опирающийся как на формальные, так и на эвристические методы исследований.

В Древней Греции под эвристикой понимали способ обучения, практикуемый Сократом, когда учитель приводит ученика к самостоятельному решению какой-либо задачи, задавая ему наводящие вопросы. В настоящее время эвристическими способами решения задач называют способы, позволяющие минимизировать перебор возможных решений, зачастую основанные на интуиции. Значительный интерес к исследованию эвристических методов возник в связи с возможностью решения ряда задач (распознавание объектов, доказательство теорем и т. д.), в которых человек не может дать точный алгоритм решения, с помощью технических устройств.

Клинический подход предполагает частичное решение проблемы и является достаточным для заключения о состоянии объекта исследования. Этот подход применяется для диагностики или на начальных этапах исследования.

Исследовательский подход ориентирован на применение математических методов и моделей с целью получения оптимального в соответствии с заданными целями решений, но не исключает комбинации с клиническим подходом.

Проектирующий подход в качестве целевой установки ориентирован на изменение свойств объекта исследования или внешнего окружения, вызывающего проблемную ситуацию. Примером может служить реинжениринг бизнес-процессов в организациях.

Достаточно широко находит применение комплексный подход к исследованиям, когда объект рассматривается во всей его полноте с различных точек зрения, а акцент делается на многоаспектности исследования, на рассмотрении объекта, в том числе и элементарного (несистемного), с разных его сторон. Например, исследование с целью повышения эффективности предприятия предполагает применение комплексного подхода, затрагивающего финансовую деятельность предприятия, оценку компании с точки зрения клиентов, исследование внутренних бизнес-процессов и деятельности персонала.

Системный подход ориентирован на проведение исследования не столько во всей полноте, сколько во взаимодействии его составных частей. В его основе лежит целостное рассмотрение объекта исследования как совокупности компонентов, их внутренних взаимосвязей и связей с внешней окружающей средой. Примером могут служить исследования, направленные на комплексную автоматизацию хозяйствующих субъектов.

Ситуационный подход предполагает исследование объекта с учетом конкретной ситуации как совокупности внешних и внутренних факторов.

Вопросы

1. Каково содержание понятия "методология исследования"?

2. Что характеризует цель и предмет исследования?

3. Как определяется и оценивается проблема?

4. Какие проблемы являются предметом исследования?

5. Существует ли разнообразие методологических схем исследования? Чем оно определяется?

6. Какими могут быть результаты исследования?

7. Как выбираются или формируются подходы к исследованию? Какие стороны методологии они характеризуют?

8. Что отражают пути и средства проведения исследования?

9. Почему подход к исследованию определяет его успех и эффективность?

10. Можно ли и каким образом сочетать различные подходы? Существуют ли "несочетаемые" подходы к исследованию?

11. Раскройте содержание принципов диалектического подхода.

12. В чем особенность, отличительные черты диалектических методов иссле­дования?

13. В чем проявляется использование или игнорирование диалектических методов?

Домашнее задание по теме:

1. Определите источник проблем, проблему, требующую разрешения, вытекающую из основной проблемы, а также проблему, требующую исследования, проанализировав следующую ситуацию.

• Компания РМС достигла успеха на небольшом региональном рынке. Руководство в значительной степени объясняло этот успех действием уникальной системы распределения, которая гарантировала поставку свежих товаров в розничные магазины не реже, чем два раза в неделю. Директора компании задумали расширить географический рынок компании при условии, что не будет изменен режим двухразовой поставки товара.

 

2. На рисунке представлены методологические схемы исследования. Ответьте на вопросы:

- Какие из этих схем являются наиболее эффективными? Почему?

- Каковы критерии выбора схемы исследования?

 

 

3. Прочитайте ситуацию и обоснуйте:

- проблему исследования

- цель исследования

- гипотезу исследования

- результат исследования

- процессуально-методологическую схему исследования

Павел Тимофеев, владелец расположенной в подмосковных Мытищах мебельной компании «Приор», в ноябре 2004 года купил Малаховский деревообрабатывающий комбинат в Тверской области. Приобретая его, Павел хотел отказаться от размещения заказов на других фабриках, наладить собственное производство мебели для нижнего ценового сегмента. Тимофеев знал, что тверской комбинат, градообразующее предприятие, балансирует на грани рентабельности, нуждается в масштабной модернизации и испытывает нехватку кадров. Знал он и то, что народ спивается, что все, кто способен работать и зарабатывать, уехали в город, а молодежь на комбинат не идет. Это его не пугало, он был уверен: если к людям относиться по-человечески, то они ответят пониманием.

Тимофеев уволил прежнего директора завода и назначил на это место его зама Василия Ершова, построил новый мебельный цех и отремонтировал старые. Но изменить ситуацию к лучшему не удалось. Первые тревожные известия от Ершова поступили в начале февраля: рабочие отказывались осваивать новое оборудование. Тимофеев отправил самых перспективных сотрудников на Мытищинский комбинат, а неделю спустя двадцать из них написали заявления об увольнении. Заставить работать и учиться тех, кто давно этого не делал, оказалось непросто. Жесткие меры, направленные на сокращение прогулов и пьянства, изменение системы компенсации и поиск новых кадров, казалось бы, дали результаты. Но в мае треть рабочих прогуляли целый месяц, сажая картошку и отмечая майские праздники.

Мечты Тимофеева, который видел себя «радетелем за судьбы региона», развеялись. Теперь он думает лишь о том, чтобы комбинат нормально работал и выдавал нужный объем продукции.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-01-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: