МЦЫРИ КАК РОМАНТИЧЕСКИЙ ГЕРОЙ




Одной из вершин художественного наследия Лермонтова является

поэма "Мцыри" - плод деятельной и напряженной творческой работы.

Еще в раннюю пору в воображении поэта возник образ юноши,

произносящего на пороге смерти гневную, протестующую речь перед

своим слушателем" - старшим монахом. В поэме "Исповедь" (1830 год,

действие происходит в Испании) герой, заключенный в темницу,

провозглашает право на любовь, которая выше монастырских уставов.

Увлечение Кавказом, стремление к изображению ситуаций, в которых с

наибольшей полнотой может раскрыться мужественный характер героя,

приводит Лермонтова в пору высшего расцвета его дарования к

созданию поэмы "Мцыри" (1840 год), повторяющей многие стихи из

предшествующих стадий работы над тем же образом. Перед "Мцыри"

была написана поэма "Беглец". В ней Лермонтов развивает тему кары за

трусость и предательство. Краткий сюжет: изменник долгу, забывший о

родине, Гарун сбежал с поля битвы, не отомстив врагам за гибель отца

и братьев. Но беглеца не примет ни друг, ни возлюбленная, ни мать,

даже от трупа его все отвернутся, и никто не отнесет его на кладбище.

Поэма призывала к героизму, к борьбе за свободу отчизны. В поэме

"Мцыри" Лермонтов развивает идею мужества и протеста, заложенную в

"Исповеди" и поэме "Беглец". В "Мцыри" поэт почти полностью

исключил любовный мотив, игравший столь значительную роль в

"Исповеди" (любовь героя-монаха к монахине). Этот мотив отразился

лишь в краткой встрече Мцыри с грузинкой у горного потока. Герой,

побеждая непроизвольный порыв молодого сердца, отказывается от

личного счастья во имя идеала свободы. Патриотическая идея

сочетается в поэме с темой свободы, как и в творчестве поэтов-

декабристов. Лермонтов не разделяет этих понятий: в одну, но

"пламенную страсть" сливается любовь к отчизне и жажда воли.

Тюрьмой становится для Мцыри монастырь, душными кажутся ему

кельи, сумрачными и глухими - стены, трусливыми и жалкими -

стражи-монахи, сам он - рабом и узником. Его желание узнать, "для

воли иль тюрьмы на этот свет родились мы", обусловлено страстным

порывом к свободе. Короткие дни для побега - это для него воля.

Только вне монастыря он жил, а не прозябал. Только эти дни он

называет блаженством. Свободолюбивый патриотизм Мцыри меньше

всего похож на мечтательную любовь к родным красивым пейзажам и

дорогим могилам, хотя герой тоскует и о них. Именно потому, что он

истинно любит отчизну, он хочет сражаться за свободу родины. Но

вместе с тем поэт с несомненной симпатией воспевает воинственные

мечты юноши. Поэма не раскрывает до конца стремлений героя, но

они ощутимы в намеках. О своем отце и знакомых Мцыри вспоминает

прежде всего как о воинах; не случайно ему снятся сражения, в

которых он.побеждает, недаром мечты влекут его в "чудный мир тревог

и битв". Он убежден, что мог бы быть "в краю отцов не из последних

удальцов". Хотя судьба не дала Мцыри изведать упоение битвой, но

всем строем своих чувств он - воин. Суровой сдержанностью он

отличался еще с детских лет. Юноша, гордясь этим, говорит; "Ты

помнишь, в детские года слезы не знал я никогда". Волю слезам он дает

лишь во время побега, потому что никто их не видит. Трагическое

одиночество в монастыре закалило волю Мцыри. Не случайно, что он

бежал из монастыря в грозовую ночь: то, что устрашило боязливых

монахов, наполняло его сердце чувством братства с грозой. Мужество и

стойкость Мцыри с наибольшей силой проявляется, в битве с барсом.

Его не страшила могила, потому что он знал; возврат в монастырь - это

продолжение прежних страданий. Трагический финал свидетельствует о

том, что приближение смерти не ослабляет духа героя и мощи его

вольнолюбивого патриотизма. Увещевания старого монаха не

заставляют его раскаяться. Он и теперь бы "рай и вечность променял"

за несколько минут жизни среди близких (стихи, вызывавшие

недовольство цензуры). Не его вина, если ему не удалось стать в ряды

борцов за то, что он считал своим святым долгом: обстоятельства

оказались непреодолимыми, и он напрасно "спорил с судьбой".

Побежденный, он духовно не сломлен и остается положительным

образом нашей литературы, а его мужественность, цельность, героизм

являлись укором раздробленным сердцам боязливых и бездеятельных

современников из дворянского общества.

Кавказский пейзаж введен в поэму главным образом как средство

раскрытия образа героя. Презирая свое окружение, Мцыри чувствует

лишь родство с природой. Заключенный в монастырь, он сравнивает

себя с бледным типичным листком, выросшим меж сырых плит.

Вырвавшись на волю, он вместе с сонными цветами поднимает голову,

когда озолотился восток. Дитя природы, он припадает к земле и узнает,

как сказочный герой, тайну птичьих песен, загадки их вещего

щебетания. Ему понятен спор потока с камнями, дума разъединенных

скал, жаждущих встречи. Взор его обострен: он замечает блеск змеиной

чешуи и отливы серебра на шерстя барса, он видит зубцы далеких гор и

бледную полосу "меж темным небом и землей", ему чудится, что его

"прилежный взор" мог бы следить через прозрачную синеву неба полет

ангелов. (Характеру героя соответствует и стих поэмы).

Поэма Лермонтова продолжает традиции передового романтизма,

Мцыри, полный пламенных страстей, сумрачный и одинокий,

раскрывающий свою "душу" в рассказе-исповеди, воспринимается как

герой романтических поэм. Однако Лермонтов, создавший "Мцыри" в

те годы, когда создавался и реалистический роман "Герой нашего

времени", вносит такие черты в свое произведение, которых нет в более

ранних его поэмах. Если прошлое героев "Исповеди" и "Боярина Орши"

остается совершенно неизвестным, и мы не знаем тех социальных

условий, которые сформировали их характеры,, то строки о

несчастливом детстве и отечестве Мцыри помогают глубже понять

переживания и мысли героя. Сама форма исповеди, характерная для

романтическим поэм, связана со стремлением глубже раскрыть -

"рассказать душу". Этот психологизм произведения, детализация

переживаний героя естественны для поэта, который в то же время

создавал социально-психологический роман.

Выразительно сочетание обильных метафор романтического характера в

самой исповеди (образы огня, пламенности) с реалистически точной и

поэтически скупой речью вступления. ("Однажды русский генерал...")

Романтическая поэма свидетельствовала о росте реалистических

тенденций в творчестве Лермонтова.

Лермонтов вошел в русскую литературу как продолжатель традиций

Пушкина и поэтов-декабристов, и вместе с тем как новое звено в цепи

развития национальной культуры. По словам Белинского, он внес в

национальную литературу свой, "лермонтовский элемент". Сжато

поясняя, что надо вкладывать в это определение, критик в качестве

первой характерной черты творческого наследия поэта отмечал

"самобытную живую мысль" в его стихах. Повторял Белинский "Все

дышит самобытною и творческою мыслью".

 

130. "ГЕРОЙ НАШЕГО ВРЕМЕНИ" -СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ РОМАН

Многие писатели разных эпох и народов стремились запечатлеть своего

современника, через него донося до нас свое время, свои идеи, свои

идеалы. Каков он, молодой человек, разных эпох? Пушкин в романе

"Евгений Онегин" запечатлел молодого человека 20-х годов: умного,

неудовлетворенного существующей действительностью, жизнь которого

так и прошла без пользы. Не успели отгреметь вокруг страсти Онегина,

как вслед за ним появился другой герой - Григорий Печорин, молодой

человек, представляющий поколение 30-х годов XIX века из романа

M.Ю. Лермонтова "Герой нашего времени". И опять та же судьба,

трагическая, неординарная. Страстное стремление героев понять смысл

жизни, поиски истины, с одной стороны, и бесцельное, паразитическое

существование, с другой стороны, - это трагический разлад мечты и

действительности. Вслед за ними в литературе появляется целая галерея

героев своего времени: тургеневский Базаров, натура совершенно

противоположная Онегину и Печорину, Андрей Болконский и Пьер

Безухов - лучшие представители передового дворянства из романа Л.

Толстого "Война и мир". Почему же до сих пор споры об Онегине и

Печорине очень злободневны, хотя образ жизни в настоящее время

совершенно другой. Все другое: идеалы, цели, мысли, мечты. На мой

взгляд, ответ на этот вопрос очень прост: смысл человеческого

существования волнует всех, независимо от того, в какое время мы

живем, о чем думаем и мечтаем.

Особенно углубленным психологическим анализом характеризуется

центральная часть романа - "Дневник Печорина". Впервые в русской

литературе появляется такое беспощадное обнажение героем своей

личности. Переживания героя анализируются им же со "строгостью

судьи и гражданина". Печорин говорит; "Я до сих пор стараюсь

объяснить себе, какого рода

чувства кипят в груди моей". Привычка к самоанализу дополняется

навыками беспрестанного наблюдения за окружающими. В сущности

все отношения Печорина с людьми являются своеобразными

психологическими экспериментами, которые интересуют героя своей

сложностью и на время развлекают удачей. Такова история с Бэлой,

история победы над Мери. Похожей была психологическая "игра" с

Грушницким, которого Печорин дурачит, заявляя, что Мери он

небезразличен, чтобы потом доказать его плачевную ошибку. Печорин

рассуждает о том, что "честолюбие есть не что иное, как жажда власти,

а счастье - всего лишь напыщенная гордость".

Если А.С. Пушкина принято считать создателем первого

реалистического стихотворного романа о современности, то, на мой

взгляд, Лермонтов является автором первого социально-

психологического романа в прозе. Его роман отличается глубиной

анализа психологического восприятия мира. Изображая свою эпоху,

Лермонтов подвергает ее глубокому критическому анализу, не

поддаваясь никаким иллюзиям и обольщеньям. Лермонтов показывает

все самые слабые стороны своего поколения: холодность сердец,

эгоизм, бесплодность деятельности. Реализм "Героя нашего времени" во

многом отличен от реализма пушкинского романа. Отодвигая в сторону

бытовые элементы, историю жизни героев, Лермонтов сосредотачивает

внимание на их внутреннем мире, подробно раскрывая мотивы,

побудившие того или иного героя на какие-либо поступки. Автор

изображает всевозможные переливы чувств с такой глубиной,

проникновенностью и детализированностью, которой еще не знала

литература его времени.

Многие считали Лермонтова предшественником Льва Толстого. И с

этим я абсолютно согласна, ведь именно у Лермонтова Толстой учился

приемам раскрытия внутреннего мира персонажей, портретному

мастерству и речевому стилю. Из творческого опыта Лермонтова

исходил и Достоевский, однако раздумья Лермонтова о роли страданий

в духовной жизни человека, о раздвоении сознания, о крахе

индивидуализма сильной личности превратились у Достоевского в

изображение болезненной напряженности и мучительных страданий

героев его произведений.

Мятежная натура Печорина отказывается от радостей и душевного

спокойствия. Этот герой вечно "просит бури". Его натура слишком,

богата страстями и мыслями, слишком свободна, чтобы

довольствоваться малым и не требовать от мира больших чувств,

событий, ощущений. Самоанализ необходим современному человеку,

чтобы верно соотнести свою судьбу и предназначение с настоящей

жизнью, чтобы понять свое место в этом мире. Отсутствие убеждений -

настоящая трагедия для героя и его поколения.

В "Журнале Печорина" открывается живая, сложная, богатая,

аналитическая работа разума. Это доказывает нам не только то, что

главный герой - фигура типичная, но и то, что в России существует

молодежь, которая трагически одинока. Печорин причисляет себя к

жалким потомкам, которые скитаются по земле без убеждений. Он

говорит: "Мы не способны более к великим жертвам ни для блага

человечества, ни даже для собственного нашего счастья". Эта же мысль

повторяется и у Лермонтова в стихотворении "Дума": Богаты мы, едва

из колыбели, Ошибками отцов и поздним их умом, И жизнь уж нас

томит, как ровный путь без цели, Как пир на празднике чужом.

Каждому истинно русскому человеку становится не по себе от мысли,

что М.Ю. Лермонтов рано ушел из жизни. Решая нравственную

проблему цели жизни, главный герой его произведения Григорий

Печорин не смог найти применения своим способностям. "Зачем я

жил? Для какой цели я родился... А ведь, верно, было мне назначение

высокое, так как я чувствую в душе силы необъятные", - пишет он. В

этой неудовлетворенности собой и лежат истоки отношения Печорина

к окружающим людям. Он равнодушен к их переживаниям, поэтому

он, не задумываясь, коверкает чужие судьбы. Пушкин писал о таких

молодых людях: "Двуногих тварей миллионы, для них название одно".

Пользуясь пушкинскими словами, о Печорине можно сказать, что в его

взглядах на жизнь "отразился век, и современный человек изображен

довольно верно, с его безнравственной душой, себялюбивой и сухой".

Таким увидел свое поколение Лермонтов.

 

131. ОБРАЗ АВТОРА В РОМАНЕ "ГЕРОЙ НАШЕГО ВРЕМЕНИ"

Мне жизнь все как-то коротка. И все боюсь, что не успею я свершить

чего-то. (Лермонтов "Монолог")

Именем М.Ю. Лермонтова открывается новая страница русской

литературы. Чтобы правильно понять характер Лермонтова, необходимо

знать политическую обстановку, сложившуюся в России в 30-е годы

XIX века, так как она оказала

большое влияние на формирование Лермонтова как Человека. Николай

1, расправившийся жестоко с декабристами, старался с корнем вырвать

их идеи. Молодое поколение не могло выступить против царского

режима, но, несмотря на реакцию, лучшие люди 30-х годов продолжали

бороться, и среди них первым был Лермонтов. Мотивы избранничества

и жертвенности звучат почти во всех стихах Лермонтова, эту же тему он

раскрывает и в "Герое нашего времени". Как часто в лирике

Лермонтова и в раздумьях Печорина мы встречаем печальное

признание того, что люди их поколения - это тощие плоды, до времени

созревшие, которые не радуют глаз. Мы говорим, что Печорин -

типичный герой 30-х годов, значит и в Лермонтове есть что-то от

Печорина. Как перекликаются слова Печорина о том, что он презирает

жизнь, с лермонтовскими словами: "Но судьбу я и мир презираю",

поэтому-то в "Герое нашего времени" мы так явственно слышим голос

автора.

Что общего у Лермонтова с его героем Печориным? Несомненно, что

они были близки, ведь им пришлось жить в невероятно трудное и

тяжелое время. Они жили в эпоху "безвременья", породившую

страшную болезнь. Болезнь эта состояла в том, что в условиях

самодержавно-полицейского государства "силы необъятные",

дремавшие в молодом поколении, не могли найти себе достойного

применения. Люди, одаренные от природы умом и волей живой, и

своенравной головой, и сердцем, пламенным и нежным", остро

переживали эту трагедию. В размышлениях Печорина навязчиво звучит

мотив человека, прикованного к чиновничьему столу, вынужденного

весь век оставаться титулярным советником. Вспомним, что уже в

ранних стихах Лермонтова слышатся горькие жалобы на жизнь, "где

стонет человек от рабства и цепей", а в зрелые годы поэт вкладывает в

уста бывалого солдата, рассказывающего о героизме русских воинов

при Бородине, горький упрек: "Богатыри - не вы", обращенные к

сверстникам поэта. О них, о своих современниках Лермонтов писал:

Печально я гляжу па наше поколенье: Его грядущее иль пусто, иль

темно. Меж тем, под бременем познанья и сомненья В бездействии

состарится оно.

Лермонтов доказал, что он имеет право упрекать свое поколение в

бездействии, изобразив главного героя типичным представителем тех

юношей, которые сначала вступили в конфликт с обществом, а потом

уже не пытались бороться против установившегося порядка, они

выдохлись и не имели достаточно сил, чтобы бороться.

Печорин - это плод воображения самого автора, а как любой автор,

волей.или неволею через своего героя выражает свои сокровенные

мысли, свою жизненную позицию, если даже взгляды их расходятся.

Изображая портрет Печорина, Лермонтов невольно в общих чертах дал

свой собственный портрет. Иван Тургенев в своих литературных

воспоминаниях пишет о Лермонтове: "В наружности Лермонтова было

что-то зловещее и трагическое, какой-то сумрачной и недоброй силой,

задумчивой презрительностью и страстью веяло от его лица, от его

больших, неподвижно-темных глаз. Их тяжелый взор странно не

согласовывался с выражением почти детских нежных и выдававшихся

губ". Почти такое выражение было и у Печорина. Противоречие глаз и

рта - особенность его внешнего облика.

Лермонтов был выше и глубже своего героя. Тургенев верно разгадал

причины тяжкой грусти, томившей поэта: "Внутренне Лермонтов

скучал глубоко: он задыхался в тесной сфере, куда его втолкнула

судьба". Печорин тоже скучает в светском обществе, оно его даже не

забавляет. В чем суть трагедии Лермонтова и Печорина? Мне кажется,

эту мысль хорошо выразил Герцен, он писал в своей книге "О развитии

революционных идей в России": "Нам дают обширное образование, нам

прививают желания, стремления, страдания современного мира и нам

кричат: "Оставайтесь рабами, немыми, бездеятельными, или вы

погибли". Тот же крик души содержится и в стихотворении Лермонтова

"Монолог": "К чему глубокие познанья, жажда славы, талант и пылкая

любовь свободы, когда мы их употребить не можем?... И нам горька

остылой жизни чаша, и уж ничто души не веселит". В статьях о

Лермонтове, написанных после его смерти, много говорилось о его

"демонизме", о тоске, о печали, об отчаянии одинокой души. Таковым

был и Печорин. Что-то демоническое и роковое ощущается в его

натуре. Он несчастен, и сам приносит людям несчастье, это как

заразная болезнь, от которой никуда не уйти. Печориных было

большинство в молодом поколении 30-х годов, однако мы не можем

причислить к их числу самого Лермонтова. Ведь его не согнула

полицейская дубинка, не запугали ссылки и угрозы. Лермонтов прошел

через исключение из университета, его волю не сломили две ссылки, и

лучшее доказательство этому - смелость, с которой он бросал в лицо

"свободы гения и славы палачей" свои стихи, облитые злостью и

горечью, и мужество, которое нужно было для создания "Героя нашего

времени". Николай 1 писал жене о книге Лермонтова: "По моему

убеждению, это жалкая книга, обнаруживающая большую

испорченность ее автора". Реакционные круги поспешили очернить

Лермонтова, заявив, что он в Печорине изобразил самого себя.

Лермонтову это было крайне неприятно. В предисловии к роману

Лермонтов язвительно высмеял попытки поставить знак равенства

между автором романа и его героем. Поэт подчеркнул, что в образе

Печорина дан не портрет одного человека, а, художественный тип,

вобравший в себя черты целого поколения молодых людей начала века.

Однако, на мой взгляд, роман, все-таки был отчасти автобиографичен.

Новиков, исследовавший жизнь Пушкина и Лермонтова, пишет в своей

повести "О душах живых и мертвых" о том, что прообразом Веры из

"Героя нашего времени" послужила Варенька Бахметьева, которую

Лермонтов страстно любил, а ее муж Бахметьев (старый ревматик) -

прообраз мужа Веры.

Что давало Лермонтову силу, что помогало ему стать великим поэтом и

писателем? Ведь одного, даже огромного, таланта мало для этого. Силу

эту черпал он в родной земле, в своей "странной любви" в Родине. Если

в дневнике Печорина, рассказывающем о его мыслях и чувствах за

довольно долгий промежуток времени, нет и слова о России, то все

мысли и стихи Лермонтова проникнуты любовью к ней, чувством

внутренней связи с народом. Эта высокая любовь озарила короткую

жизнь Лермонтова, сделала его великим. Среди унылой толпы

Печориных, прошедших без следа, "не бросивши векам ни мысли

плодовитой...", нет М.Ю. Лермонтова. И если Печорин был жертвой

своего времени, то Лермонтов - настоящим его героем.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: