Тема трагической судьбы русского человека в тоталитарном государстве
возникает в русской литературе XX века уже в 1920-х годах, когда само
становление тоталитарного государства еще только намечалось. Оно
было предугадано писателем Е.Замятиным в романе "Мы", в образе
Единого Государства, в котором человек с его индивидуальностью
почти уничтожен, сведен к "нумеру", где все одеты в одинаковые
одежды и обязаны быть счастливыми, хотят они того или нет. Роман
Е.3амятина прозвучал предупреждением, которое не дошло до
советского читателя. Государство вскоре начало активно вмешиваться в
его жизнь, в чем-то воплощая в жизнь мрачную фантазию Е.Замятина,
в чем-то' далеко от нее отступая. Общим было одно - отношение к
личности как к строительному материалу, обесценивание человека, его
жизни. Особенно трагический оборот все это приобретало в годы, когда
шло массовое истребление целых слоев населения по различным
признакам - уничтожали дворян, организовывали расказачивание,
раскулачивание или "ликвидацию кулачества как класса", наконец,
1937-1938 годы - пик "большого террора", страшные годы ежовщины,
которые сменились долгими десятилетиями бериевщины. В русской
литературе все эти трагические события долгие годы были абсолютно
запретной темой. До читателя так и не дошло в свое время написанное
еще в 30-х годах стихотворение О.Мандельштама, разоблачающее
Сталина, стихотворения о трагедии матерей, которые растили детей
"для плахи, для застенка и тюрьмы", А.Ахматовой и ее поэма "Реквием",
повесть Л.Чуковской
"Софья Петровна" и многие другие произведения, которые только в
последние десятилетия возвращены нам.
Попыткой нарушить вынужденный заговор молчания, сказать читателю
правду о страшных годах террора, о трагедии личности стало творчество
писателей, таких как Юрий Домбровский, автор романа "Хранитель
древностей" и его продолжения - романа "Факультет ненужных вещей".
К этой теме обращается писатель Варлам Шаламов, человек
трагической судьбы, долгие годы проведший в страшных колымских
лагерях. Писатель стал автором потрясающих по силе психологического
воздействия произведений, своеобразного колымского эпоса,
показавшего беспощадную правду о жизни людей в лагерях. Человек в
нечеловеческих условиях - так можно обозначить сквозную тему
"Колымских рассказов" В.Шаламова. Попадая в лагерь, человек как бы
теряет все, что связывает его с нормальной человеческой средой
обитания, с прежним опытом, который теперь неприменим. Так у
В.Шаламова появляются понятия "первая жизнь" (долагерная) и вторая
жизнь - жизнь в лагере. Писатель не щадит читателя, в его рассказах
появляются страшные подробности, которые невозможно понять без
душевной боли - холод и голод, порой лишающие человека рассудка,
гнойные язвы на ногах, жестокий беспредел уголовников, считавшихся
в лагерях "друзьями народа" в отличие от политических заключенных,
прежде всего интеллигентов, которых называли "врагами народа" и
которые были отданы в полную власть уголовникам. В своих рассказах
В.Шаламов показывает то,что было страшнее холода, голода и болезней
- человеческое унижение, низводившее людей до уровня животных.
Оно просто погружает их в состояние небытия, когда из человека
уходят все чувства и мысли, когда жизнь замещена "полусознанием,
существованием". В рассказе "Сентенция" автор с почти научной
точностью анализирует состояние человека в этой нечеловеческой
жизни, когда единственным его чувством остается злоба. Когда смерть
отступает, а к человеку возвращается сознание, он с радостью замечает,
что его мозг начинает работать, из глубин памяти всплывает давно
забытое научное слово "сентенция". В рассказе "Тифозный карантин",
В-Шаламов показывает другую грань человеческого унижения:
готовность служить главарям воровского мира, стать их лакеями и
холопами. Этих главарей окружает "толпа услужающих", готовых на что
угодно, лишь бы им отломили корочку хлеба или налили супчику. И
когда в этой толпе герой рассказа видит знакомое лицо, капитана
Шнайдера, немецкого коммуниста, знатока Гете, образованного
человека, который прежде поддерживал дух товарищей, а в лагере
исполняет унизительную роль "чесальщика пяток" у вора Сенечки, ему
не хочется жить. Автор описывает переживания Андреева, героя
рассказа: "Хотя это было небольшое и нестрашное событие по
сравнению с тем, что он видел и что ему предстояло увидеть, он
запомнил капитана Шнайдера навек". Рассказы В.Шаламова - не
просто художественный документ. Это целостная картина мира, скорее,
антимира, абсурда, в который брошен человек страшным монстром
террора, переламывающего миллионы людей. В этом антимире все
перевернуто. Человек мечтает из лагеря попасть не на свободу, а в
тюрьму. В рассказе "Надгробное слово" так и сказано: "Тюрьма-это
свобода. Это единственное место, которое я знаю, где люди, не боясь,
говорили все, что думали. Где они отдыхали душой". Творчество B.
Шаламова стало и историческим документом, и фактом философского
осмысления целой эпохи. В целом русская литература XX века
раскрыла судьбу человека в тоталитарном государстве с позиций
гуманизма, в традициях русской классической литературы.
144. КАК ПОНИМАЮТ СЧАСТЬЕ ГЕРОИ И АВТОР ПОЭМЫН.А.НЕКРАСОВА "КОМУ НА РУСИ ЖИТЬ ХОРОШО?".
Поэма "Кому на Руси жить хорошо" - итог раздумий автора о судьбах
страны и народа. Кому на Руси жить хорошо? - с этого вопроса
начинается поэма. Сюжет ее, подобно сюжету народных сказок,
построен как путешествие крестьян-стариков в поисках счастливого
человека. Странники ищут его среди всех сословий тогдашней Руси, но
главная цель их - найти "счастье мужицкое".
В поэме решается самый главный вопрос о современности: "Народ
освобожден, но счастлив ли народ?" Возникает и другой вопрос: каковы
пути, ведущие к народному счастью.
С глубокой симпатией автор относится к тем крестьянам, которые не
пресмыкаются перед господами, не смиряются со своим рабским
положением. Это и Савелий, и Матрена Тимофеевна, и Гриша
Добросклонов, и Ермил Гирин.
Чтобы ответить на вопрос "кому на Руси жить хорошо?", Некрасов
оглядывает всю Русь и вначале не находит положительного ответа на
этот вопрос, т.к. поэма была начата в 1863 году, сразу после отмены
крепостного права. Но позже, уже в 70-х годах, когда передовая
молодежь шла "в народ", обретая счастье в служении ему, поэт пришел
к выводу: служить народу - и есть счастье. Образом "народного
заступника" Гриши Добросклонова поэт отвечает на поставленный в
поэме вопрос.
О нем рассказывается в последней части, названной "Пир на весь мир".
Тяжел жизненный путь семинариста Гриши. Сын полунищего дьячка и
"батрачки безответной", он прожил голодное детство и суровую юность.
В семинарии "их недокармливал хапуга-эконом", а во время каникул
Гриша батрачил у себя на Вахлачине. Он был отзывчивым и любящим
сыном, и "в сердце мальчика с любовью к бедной матери, любовь ко
всей вахлачине слилась". Он решил посвятить свою жизнь борьбе за
освобождение народа:
"...И лет пятнадцати
Григорий твердо знал уже,
Что будет жить для счастия
Убогого и темного Родного уголка".
Сильный духом, свободолюбивый, чуждый личным интересам, Гриша
Добросклонов идет не по проторенной дороге, а выбирает трудный путь
в борьбе за угнетенных. Народ, видя в нем своего посланца,
благославляет его на борьбу:
"Ему судьба готовила
Путь славный, имя громкое
Народного заступника,
Чахотку и Сибирь".
Гриша - поэт, он создаст песню "Русь", в которой воспевает
пробудившуюся Россию:
"Рать подымается -
Неисчислимая.
Сила в ней скажется
Несокрушимая".