ТЕМА ТРАГИЧЕСКОЙ СУДЬБЫ ЧЕЛОВЕКА В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ А.П.ПЛАТОНОВА, А.И.СОЛЖЕНИЦЫНА, В.Т.ШАЛАМОВА




Тема трагической судьбы русского человека в тоталитарном государстве

возникает в русской литературе XX века уже в 1920-х годах, когда само

становление тоталитарного государства еще только намечалось. Оно

было предугадано писателем Е.Замятиным в романе "Мы", в образе

Единого Государства, в котором человек с его индивидуальностью

почти уничтожен, сведен к "нумеру", где все одеты в одинаковые

одежды и обязаны быть счастливыми, хотят они того или нет. Роман

Е.3амятина прозвучал предупреждением, которое не дошло до

советского читателя. Государство вскоре начало активно вмешиваться в

его жизнь, в чем-то воплощая в жизнь мрачную фантазию Е.Замятина,

в чем-то' далеко от нее отступая. Общим было одно - отношение к

личности как к строительному материалу, обесценивание человека, его

жизни. Особенно трагический оборот все это приобретало в годы, когда

шло массовое истребление целых слоев населения по различным

признакам - уничтожали дворян, организовывали расказачивание,

раскулачивание или "ликвидацию кулачества как класса", наконец,

1937-1938 годы - пик "большого террора", страшные годы ежовщины,

которые сменились долгими десятилетиями бериевщины. В русской

литературе все эти трагические события долгие годы были абсолютно

запретной темой. До читателя так и не дошло в свое время написанное

еще в 30-х годах стихотворение О.Мандельштама, разоблачающее

Сталина, стихотворения о трагедии матерей, которые растили детей

"для плахи, для застенка и тюрьмы", А.Ахматовой и ее поэма "Реквием",

повесть Л.Чуковской

"Софья Петровна" и многие другие произведения, которые только в

последние десятилетия возвращены нам.

Попыткой нарушить вынужденный заговор молчания, сказать читателю

правду о страшных годах террора, о трагедии личности стало творчество

писателей, таких как Юрий Домбровский, автор романа "Хранитель

древностей" и его продолжения - романа "Факультет ненужных вещей".

К этой теме обращается писатель Варлам Шаламов, человек

трагической судьбы, долгие годы проведший в страшных колымских

лагерях. Писатель стал автором потрясающих по силе психологического

воздействия произведений, своеобразного колымского эпоса,

показавшего беспощадную правду о жизни людей в лагерях. Человек в

нечеловеческих условиях - так можно обозначить сквозную тему

"Колымских рассказов" В.Шаламова. Попадая в лагерь, человек как бы

теряет все, что связывает его с нормальной человеческой средой

обитания, с прежним опытом, который теперь неприменим. Так у

В.Шаламова появляются понятия "первая жизнь" (долагерная) и вторая

жизнь - жизнь в лагере. Писатель не щадит читателя, в его рассказах

появляются страшные подробности, которые невозможно понять без

душевной боли - холод и голод, порой лишающие человека рассудка,

гнойные язвы на ногах, жестокий беспредел уголовников, считавшихся

в лагерях "друзьями народа" в отличие от политических заключенных,

прежде всего интеллигентов, которых называли "врагами народа" и

которые были отданы в полную власть уголовникам. В своих рассказах

В.Шаламов показывает то,что было страшнее холода, голода и болезней

- человеческое унижение, низводившее людей до уровня животных.

Оно просто погружает их в состояние небытия, когда из человека

уходят все чувства и мысли, когда жизнь замещена "полусознанием,

существованием". В рассказе "Сентенция" автор с почти научной

точностью анализирует состояние человека в этой нечеловеческой

жизни, когда единственным его чувством остается злоба. Когда смерть

отступает, а к человеку возвращается сознание, он с радостью замечает,

что его мозг начинает работать, из глубин памяти всплывает давно

забытое научное слово "сентенция". В рассказе "Тифозный карантин",

В-Шаламов показывает другую грань человеческого унижения:

готовность служить главарям воровского мира, стать их лакеями и

холопами. Этих главарей окружает "толпа услужающих", готовых на что

угодно, лишь бы им отломили корочку хлеба или налили супчику. И

когда в этой толпе герой рассказа видит знакомое лицо, капитана

Шнайдера, немецкого коммуниста, знатока Гете, образованного

человека, который прежде поддерживал дух товарищей, а в лагере

исполняет унизительную роль "чесальщика пяток" у вора Сенечки, ему

не хочется жить. Автор описывает переживания Андреева, героя

рассказа: "Хотя это было небольшое и нестрашное событие по

сравнению с тем, что он видел и что ему предстояло увидеть, он

запомнил капитана Шнайдера навек". Рассказы В.Шаламова - не

просто художественный документ. Это целостная картина мира, скорее,

антимира, абсурда, в который брошен человек страшным монстром

террора, переламывающего миллионы людей. В этом антимире все

перевернуто. Человек мечтает из лагеря попасть не на свободу, а в

тюрьму. В рассказе "Надгробное слово" так и сказано: "Тюрьма-это

свобода. Это единственное место, которое я знаю, где люди, не боясь,

говорили все, что думали. Где они отдыхали душой". Творчество B.

Шаламова стало и историческим документом, и фактом философского

осмысления целой эпохи. В целом русская литература XX века

раскрыла судьбу человека в тоталитарном государстве с позиций

гуманизма, в традициях русской классической литературы.

 

 

144. КАК ПОНИМАЮТ СЧАСТЬЕ ГЕРОИ И АВТОР ПОЭМЫН.А.НЕКРАСОВА "КОМУ НА РУСИ ЖИТЬ ХОРОШО?".

Поэма "Кому на Руси жить хорошо" - итог раздумий автора о судьбах

страны и народа. Кому на Руси жить хорошо? - с этого вопроса

начинается поэма. Сюжет ее, подобно сюжету народных сказок,

построен как путешествие крестьян-стариков в поисках счастливого

человека. Странники ищут его среди всех сословий тогдашней Руси, но

главная цель их - найти "счастье мужицкое".

В поэме решается самый главный вопрос о современности: "Народ

освобожден, но счастлив ли народ?" Возникает и другой вопрос: каковы

пути, ведущие к народному счастью.

С глубокой симпатией автор относится к тем крестьянам, которые не

пресмыкаются перед господами, не смиряются со своим рабским

положением. Это и Савелий, и Матрена Тимофеевна, и Гриша

Добросклонов, и Ермил Гирин.

Чтобы ответить на вопрос "кому на Руси жить хорошо?", Некрасов

оглядывает всю Русь и вначале не находит положительного ответа на

этот вопрос, т.к. поэма была начата в 1863 году, сразу после отмены

крепостного права. Но позже, уже в 70-х годах, когда передовая

молодежь шла "в народ", обретая счастье в служении ему, поэт пришел

к выводу: служить народу - и есть счастье. Образом "народного

заступника" Гриши Добросклонова поэт отвечает на поставленный в

поэме вопрос.

О нем рассказывается в последней части, названной "Пир на весь мир".

Тяжел жизненный путь семинариста Гриши. Сын полунищего дьячка и

"батрачки безответной", он прожил голодное детство и суровую юность.

В семинарии "их недокармливал хапуга-эконом", а во время каникул

Гриша батрачил у себя на Вахлачине. Он был отзывчивым и любящим

сыном, и "в сердце мальчика с любовью к бедной матери, любовь ко

всей вахлачине слилась". Он решил посвятить свою жизнь борьбе за

освобождение народа:

"...И лет пятнадцати

Григорий твердо знал уже,

Что будет жить для счастия

Убогого и темного Родного уголка".

Сильный духом, свободолюбивый, чуждый личным интересам, Гриша

Добросклонов идет не по проторенной дороге, а выбирает трудный путь

в борьбе за угнетенных. Народ, видя в нем своего посланца,

благославляет его на борьбу:

"Ему судьба готовила

Путь славный, имя громкое

Народного заступника,

Чахотку и Сибирь".

Гриша - поэт, он создаст песню "Русь", в которой воспевает

пробудившуюся Россию:

"Рать подымается -

Неисчислимая.

Сила в ней скажется

Несокрушимая".

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: