СОВРЕМЕННАЯ АВТОРСКАЯ ПЕСНЯ




Современная авторская песня. Этим названием обозначается целый

этап в развитии русской поэзии XX века, последних его десятилетий. В

авторской песне можно отметить много течений, направлений,

литературных традиций. Ранний этап ее относится к концу 1950-х

годов, к времени, которое сегодня принято называть "хрущевской

оттепелью". Тогда центром авторской или, как называли ее сами

создатели, самодеятельной песни стал Московский государственный

педагогический институт, в котором одновременно учились и писали

свои песни-стихи Ада Якушева, Юлий Ким, Владимир Чернов и,

конечно, Юрий Визбор, центральная фигура ранней авторской песни.

Во многом близки к ним по мотивам творчества, по стилистике авторы-

исполнители того же поколения Юрий Кукин, Евгений Клячкин,

Новелла Матвеева, Александр Городницкий. В творчестве этих поэтов

немало общих мотивов. Их роднит схожесть лирического героя их

произведений: это романтик, мечтатель, бродяга с рюкзаком и гитарой,

будь то геолог, турист или строитель новых городов. Oн презирает

мещанский уют, как и положено герою романтической поэзии. Его мир

- это горы, тайга, нехоженые пространства. Тогда же, в конце 50-х, в

поэзию приходит и автор-исполнитель, впоследствии очень крупный

прозаик и поэт Булат Окуджава. Мир его лирики несколько иной - его

герой также уходит от унылой картины современной ему жизни, но не

в горы или тайгу, а чаще всего в романтизированное прошлое -

предметом этой романтизации могут быть и XIX век, пушкинское

время с его лихими гусарами, дуэлянтами и кавалергардами, и начало

века,

чьи герои - "господа юнкера", оставшиеся на полях германской войны;

и времена гражданской войны с их героиней - "комсомольской

богиней". Примерно тогда же, а точнее, как вспоминают друзья, осенью

1961 года стали создаваться и первые стихотворения-песни Владимира

Высоцкого, безусловно, самого яркого создателя авторской песни. В

поэзии В.Высоцкого, в самой его человеческой и творческой судьбе

необычайно точно отразился век, время, в которое жил художник.

Судьба его была в чем-то драматичной и в чем-то очень счастливой. Он

не дождался официального признания, его книги увидели свет уже

после смерти автора и сразу же стали литературным событием на

долгие годы. Но уже при жизни поэт узнал иную, подлинную славу: его

голос был услышан, его песни пели и слушали люди самых различных

литературных вкусов, пристрастий, образованности. В каком-то смысле

В.Высоцкий был едва ли не единственным поэтом, который объединил

своим творчеством такой широкий круг читателей - от людей, не

знающих наизусть ни одной поэтической строки, до специалистов-

гуманитариев. Очень точное определение В.Высоцкому дано

А.Вознесенским: "шансонье всея Руси". Со времени смерти поэта

прошло уже немало лет, сегодня все его произведения, включая прозу,

изданы, миновал и тот ажиотаж вокруг его поэзии, который поднялся

сразу после его похорон, но стихи поэта продолжают жить. Сегодня о

В.Высоцком написано бесконечно много воспоминаний, исследований,

статей. Все яснее видится, какого масштаба это был художник.

Творческое наследие В.Высоцкого необычайно обширно, песен он

создал тысячи. Темы их, кажется, всеохватны, героям его произведений

тоже несть числа. В становлении творческой индивидуальности поэта

несомненную роль сыграло то, что он человек театра. Вот и в стихах он

часто театрален, они порой приближаются к маленькому спектаклю или

монологу из спектакля. Поэтому так часто происходила путаница -

В.Высоцкого, как он сам вспоминал, спрашивали, не работал ли он

шофером, не летал ли, не сидел ли. Так же можно было бы, не зная

года его рождения - 1938 - спросить, не воевал ли он? Нет, не воевал,

но написал много песен о войне, и всегда в них какой-то

неожиданный, особый поворот военной темы, прежде всего, интерес к

человеческим чувствам - так, в песне "Он не вернулся из боя" смерть

обрывает диалог двух друзей на полуфразе: "а в ответ - тишина". В

любом песенном сюжете В.Высоцкому важно раскрыть, прежде всего,

мир личности, человеческий характер. Раскрывается человек отчетливее

всего в экстремальных ситуациях - потому так часто они появляются в

произведениях поэта, варьируясь в очень широком диапазоне. Это и

ситуации большого спорта, и случаи из жизни людей необычных,

мужественных профессий - например, шоферов дальних рейсов на

севере. Сам поэт декларировал это в популярной когда-то, в 60-х,

"Песне о друге" ("Если друг оказался вдруг..."):

"Парня в горы тяни - рискни!

Не бросай одного его:

Пусть он в связке в одной с тобой -

Там поймешь, кто такой".

Немало песен В.Высоцкого написано в сатирическом жанре.

Предметом насмешки могут быть явления самого разного рода - в

стихах поэта целая галерея сатирических типов застойного времени.

Сатира В.Высоцкого чаще всего двойственна: он смеется над своими

персонажами и одновременно сочувствует им, как, например, в песне

"Смотрины": мрачная картина разгула, когда люди "все хорошее в себе

доистребили", - и вместе с тем пронзительной жалостью звучащие

слова: "А дома баба на сносях,/ Гусей некормленных косяк,/ Да дело

даже не в гусях,/ А все неладно". Эта же двойственность и в

известнейшей песне "Диалог у телевизора" (известной еще и под

названием "Диалог в цирке"). Разговор Зины и Вани не просто смешон

- за репликой героя "Домой придешь - там ты сидишь" - ощущение

безысходности, замкнутого круга.

Стихотворения-песни В.Высоцкого чрезвычайно неоднородны по

жанру. У него есть баллады, песни-размышления, песни-диалоги.

Особое место среди произведений поэта занимают песни-притчи,

построенные на аллегории. Так, песня "Охота волков" написана не

столько о звере, сколько о человеке, воспитанном в системе запретов и

впитавшем их в плоть и кровь:

"Оградив нам свободу флажками,

Бьют уверенно, наверняка...

Наши ноги и челюсти быстры -

Почему же, вожак, дай ответ -

Мы затравленно мчимся на выстрел

И не пробуем - через запрет?!"

Такой же философский подтекст можно обиаружить и в других, на

первый взгляд, просто забавных и шуточных, песнях В.Высоцкого -

например, в его размышлениях о том, почему аборигены съели Кука - а

потому и съели, что он был самый умный, добрый и сильный: так уж у

аборигенов принято. А вот кто эти аборигены, - это читатель-слушатель

угадывал легко. А в песне, которая и названа "Притча о Правде и Лжи"

- непростые размышления автора о вечных истоках, выраженные через

аллегории, которые восходят к традициям устного народного творчества

и древнерусской литературы.

Творчество поэтов - авторов и исполнителей своих песен, таких, как

барды "первого призыва" Б.Окуджава, В.Высоцкий, А.Галич, стало

одной из самых ярких страниц русской поэзии последних десятилетий.

В последние годы в авторской песне появилось немало новых имен:

А.Макаревич, Б.Гребенщиков, В.Цой, Ю.Шевчук. Но это уже иное

художественное явление.

 

151. "ЛЕЛЕЮЩАЯ ДУШУ ГУМАННОСТЬ" В ПОЭЗИИ А.С.ПУШКИНА.

О лирике Пушкина говорить трудно. Как объединить вместе несколько

сот таких разных во всех отношениях стихотворений? Стихотворений,

объединяемых, кажется, лишь одним - именем автора - Пушкина?

Решить эту задачу помогает сам Пушкин. Есть у него произведения,

дающие своеобразный ключ к многообразию его лирики, неизменно

сопровождавшей его на протяжении его жизненного и творческого

пути.

Одно из них - новелла "Египетские ночи" (1835). В ней русский поэт

Чарский дает приезжему гастролеру-итальянцу тему для стихотворной

импровизации: "Поэт сам избирает предметы для своих песен; толпа не

имеет права управлять его вдохновением". Чарский тяжело переживает

мучительную зависимость от читателей, требующих, чтобы поэзия

поучала и воспитывала их, и желает найти поддержку в своих

сомнениях у итальянского импровизатора. В стихотворении,

произнесенном итальянцем, поэт объясняет бесцельность, с точки

зрения толпы, своей деятельности тем,

... что ветру и орлу. И сердцу девы нет закона. Таков поэт, как

Аквилон, Что хочет, то и носит он...

И далее итальянец говорит о "быстроте впечатлений", которые

производит на поэта окружающий мир.

Такое же понимание деятельности поэта содержится в стихотворении

"Эхо" (1831 год). Всякое впечатление бытия порождает в творческом

сознании поэта "отклик", "ответ":

Тебе ж нет отзыва... Таков ты и поэт! -

заканчивает Пушкин стихотворение, уподобляя поэта-лирика эху. Что

поэт здесь имеется в виду лирический, ясно из перечисления

"впечатлений": охота на зверя, гром, пение девы, буря и водные валы,

сельские пастухи - все это темы для лирика и, отметим, с известной

точки зрения, темы весьма мелкие. Ведь здесь нет ни политики, ни

морали того, что бы воспитывало, в недостатке чего упрекали Пушкина

и критики - декабристы, и критики - охранители, а после смерти поэта

и революционные демократы, особенно Писарев. Лирическая стихия

пронизывает все крупные стихотворные формы Пушкина, поэтому и

"Руслан и Людмила", и "Евгений Онегин", и "Домик в Коломне"

вызывали упреки в болтовне, отсутствии связи прекрасных картин,

отсутствии общей мысли. Но есть и лирика, тем более пушкинская. Все

проявления жизни равны перед поэтом и равно достойны стать

предметом его лирического шедевра.

В этом смысл прекрасной фразы из 5-й статьи Белинского о Пушкина:

"Общий колорит поэзии Пушкина и в особенности лирической -

внутренняя красота человека и лелеющая душу гуманность". Последнее

слово в обыденной речи часто понимают мелко: как доброе,

милосердно-жалостливое отношение к человеку. Это верно, но за что?

почему? Вот определение гуманности из новейшего философского

словаря: "гармоническое развитие свойственных человеку ценностных

способностей чувства и разума", "высшее культурное и нравственное

развитие" их "в эстетически законченную форму". Т.е. гуманность - это

красота, формула Белинского тафталогична, красота оказала лелеющее

действие на душу критика-демократа. И он прав и глубок в своем

определении: ценностные способности чувства и разума поэта - вот

источник многообразия пушкинской лирики, уникальная способность

Пушкина самый ничтожный и низкий предмет возвести в перл

создания.

Я считаю, что разговор о лирике Пушкина по "темам": тема дружбы,

тема свободы и т.д. - неплодотворен, ибо он обязательно избирателен.

При тематическом подходе полнота пушкинской личности, беззаконная

свобода, с которой он переходил от темы к теме, пропадают.

06 этом же свидетельствует и применение к Пушкину понятия

"лирический герой". Если понимать под этим литературоведческий

термин, то в лирике Пушкина лирического героя нет. Лирический

герой предполагает наличие в лирике поэта единства авторского

сознания, его сосредоточенность на определенном круге проблем,

настроений и т.п. Но главное, что личность - не только субъект, но и

объект произведения, его тема. Для Пушкина - лирика, такая

сосредоточенность на теме собственного Я не характерна, в отличие от

Тютчева, Фета и особенно Лермонтова. Для Пушкина его собственное

Я - одна из тем, одно из проявлений равноценного во всех своих

направлениях мира. Сказать, каков был человек, написавший "Поэт!"

("Поэт! не дорожи любовию народной"), "К вельможе", "Бесы",

"Элегию" ("безумных лет угасшее веселье"), "Ответ Анониму" "Миг

вожделенный настал" (берем подряд стихи 1830 года), на основании

содержания этих стихов невозможно, ибо здесь не видно единства

личности. Точнее, оно есть, но самое общее - носитель творческого

сознания, субъектная призма, обладатель "магического кристалла", или

вот еще пушкинская формула: "Все волновало нежный ум". Зато у

Лермонтова, Блока, дореволюционного Маяковского единый

лирический герой проявлен вполне определенно.

Анализ одного стихотворения, выбранного из множества, начинается с

обоснования этого выбора. Трудно поверить современному школьнику

или абитуриенту, заявляющему: "Мое любимое стихотворение Пушкина

- "К Чаадаеву" -- и начинающему его "анализировать". Поэтому мы

предложим в качестве образца анализа "взрослое" стихотворение

Пушкина, о котором вряд ли упоминают в школе, но для такого

анализа важно, чтобы выбравшая лирическая миниатюра "говорила" уму

и сердцу интерпретатора, ведь индивидуальность проявляется прежде

всего в непосредстаенном отношении.

В 30-е годы Пушкин мало печатал стихотворений, выходил к читателю

как прозаик, драматург, историк, журналист и критик. Лирика этого

времени стала известна лишь после смерти поэта.

Осталось в рукописях и стихотворение, начинающееся строкой "Не

дорого ценю я громкие права" и имеющее взятый Пушкиным в скобки

заголовок - "Из Пиндемон-ти". Пиндемонти - современный Пушкину

итальянский поэт, и заголовок указывает, что стихотворение или его

основные идеи заимствованы. Но исследователи не нашли у

Пиндемонти ничего подобного пушкинской миниатюре. Выходит, что

поэт, даже не собираясь публиковать стихотворение, даже в рукописи,

для себя стремился замаскировать, ослабить свое авторство, отвести его

от себя хоть частично, настолько необычно и содержание

стихотворения. О чем же оно? О свободе, но понимание ее вовсе не

такое, как в вольнолюбивых стихах 15-летней давности. Там свобода

прежде всего политическая. "Из Пиндемонти" даже сейчас поражает

откровенностыо проповедуемой в нем полной аполитичности и поэта и

человека. И выясняется удивительная вещь: как современно звучит

стихотворение далекого 1836 года в наших нынешних перестройках и

потрясениях! Пушкин начинает с отрицания ценности Декларации прав

человека, от которой и сейчас в нашей стране продолжает "не одна

кружиться голова". Поэта абсолютно не соблазняет власть как

самодержавная, так и парламентско-демократическая. И даже свобода

слова вызывает лишь презрительную насмешку: "печать морочит

слухов". Тогдашняя цензура вряд ли разрешила стихотворение.

Стихотворение редко упоминалось и в массовых пушкиноведческих

изданиях при Советской власти.

Итак, свобода от политики, от властей, от народа, от средств массовой

информации. "Иные, лучшие мне дороги права; (Иная, лучшая

потребна мне свобода". Какая же?

-Свобода честного человека. Такой человек эгоистичен, он желает "себе

лишь одному Служить и угождать", своим прихотям. Этот желанный,

но так и не обретенный поэтом идеал жизни пронизывает все мысли

Пушкина в последние годы жизни. Но каковы же эти "прихоти"? А вот

в них-то и светит нам "лелеющая душу гуманность" нашего

национального гения. Служить себе, по мысли Пушкина, значит

лелеять в себе частицу эстетического идеала, искру божественной

красоты. Для этого поэт, никогда не покидавший пределов отечества,

требует свободы передвижения ("скитаться здесь и там"), чтобы иметь

возможность все время, всю жизнь наслаждаться красотами природы и

умиляться творениями искусства. "Вот счастье! вот права..." - обрывает

он последнюю строчку.

Написанное 6-стопным ямбом с парной рифмовкой

("александрийским" стихом) стихотворение публицистично. В нем

много высокой общественно-политической лексики, но в контексте

иронически сниженных, почти бранных речений (сладкая участь,

морочить слухов, чуткая цензура, балагур, ливрея, гнуть шею) она

получает безусловно отрицательную оценочную окраску, которую

замыкает известная гамлетовская формула: "Слова, слова, слова".

Поэтому традиция гражданской лирики, политической сатиры, к

которой тяготеет стихотворение в жанровом отношении, фактически

отрицается Пушкиным как в ее декабристском (Рылеев, Кюхельбекер),

так и последекабрьском ("Дума" Лермонтова) в вариантах. Тем не менее

ораторское начало этой поэзии играет решающую роль в

синтаксическом строе "Из Пиндемонти": вторая "позитивная" часть

стихотворения открывается стихотворными переносами -

анжамбманами: Никому /Отчета не давать...; самому/ Служить и

угождать; для власти, для ливреи/Не гнуть... В стихотворении наглядно

проявляется важнейшая черта стилистики позднего Пушкина:

соединение высокого и низкого, но не как смесь, а синтез этих начал в

новое качество пушкинского стиля так удивил его современников.

 

152. ИДЕЙНОЕ ЗНАЧЕНИЕ КАРТИН РУССКОГО ПЕЙЗАЖА В РОМАНЕ А.С. ПУШКИНА "ЕВГЕНИЙ ОНЕГИН"

Прими собранье пестрых глав, Полусмешных, полупечальных,

Простонародных, идеальных, Небрежный плод моих забав. А.С.

Пушкин

Когда-то Достоевский сказал: "Красота спасет мир". Наша современная

действительность нуждается в спасении: в трудных условиях

материальной жизни человек должен найти точку опоры, чтобы не

упасть духом, не скатиться в пропасть бытовых проблем и неурядиц, не

замкнуться в самом себе. И в этом нам помогает природа, она дает

духовные силы, как родник усталому путнику в знойный день. Пушкин

писал роман "Евгений Онегин" дольше семи лет. Это огромный период

в жизни великого поэта. Из юноши он превратился в окончательно

сложившегося зрелого человека и мощного художника. В талантливом и

искреннем романе современники Пушкина увидели живую

действительность, узнали самих себя и своих знакомых, всю

окружающую среду, столицу, деревню, соседей-помещиков и

крепостных рабов. Они услышали живую, разговорную русскую речь,

еще сильнее почувствовали, как великолепна русская природа.

На широком фоне русских картин жизни показана драматическая

судьба лучших людей, передовой дворянской интеллигенции эпохи

декабристов. В поэтическом наследии Пушкина поражает большая

разносторонность его дарования. Изображая пейзаж, чуткий и тонкий

ценитель красоты в каждой картине дает свое особенное, порой

неуловимое обычным глазом, понимание. Пейзаж у Пушкина не

бесчувственный обрез он имеет свой символ, свой смысл. Он пишет:

"Иные нужны мне картины люблю песчаный косогор, перед избушкой

две рябины, калитку, сломанный забор..." Перед Пушкиным - жизнь и

ее повседневная проза. Уже в первых главах-"Евгения Онегина" дана

зарисовка столицы и отношение к ней самого автора. "Онегин, добрый

мой приятель, родился на брегах Новы, где, может быть, родились вы

или блистали, мой читатель. Там некогда гулял и я, но вреден север для

меня!" Этой небольшой фразой Пушкин иронично намекает на свою

ссылку, в которую он отправился не по своей охоте. Море, буйная

стихия вдохновляют Пушкина. Он точно дает зарисовку своего

мятежного духа, отдаваясь воспоминаниям молодости:Я помню море

пред грозою: Как я завидовал волнам, Бегущим бурною чредою, С

любовью лечь к моим нoгaм.

Не таков Онегин. Он вырос в Петербурге, не был на юге, природа

быстро надоедает ему, как и все на свете. Попав в деревню, Онегин

только первые два дня восхищается переменой в его жизни, а потом

снова хандрит. Пушкин пишет? "Два дня ему казались новы

уединенные поля, прохлада сумрачной дубравы, журчанье тихого ручья.

На третий роща, холм и поле его не занимали боле, потом уж наводили

сон, потом увидел ясно он, что и деревне скука та же". Отчего же

природа не вылечила Онегина? Выросший в свете, который успел

своим ядом отравить его, Онегин не был поэтически тонкой натурой,

как Ленский, он был ценителем женской красоты, но часто красота

внешняя не соответствовала красоте внутренней, поэтому Онегин,

развратившись и пресытившись любовью, быстро остывал. Ум его

требовал пищи, а пищи вокруг он не видел, душа его молчала. Пушкин,

как никто другой, остро чувствует тишину, природу, сливаясь с ней

целиком. Самые счастливые творческие мгновения дала ему природа.

Поэт грустит о несостоявшейся мечте, когда пишет: "Я был рожден для

жизни мирной, для деревенской тишины: в глуши звучнее голос, лиры,

живее творческие сны". И далее Александр Пушкин продолжает:

"Цветы, любовь, деревня, праздность. Поля! Я предан вам душой.

Всегда я рад заметить разность между Онегиным и мной". Татьяна

близка Пушкину тем, что она тонко воспринимает красоту полей,

лесов, она "дитя природы". Многие писатели заметили, что девушки,

выросшие в глухой провинции, более восприимчивы к красоте.

"Деревня, где скучал Евгений, была прелестный уголок", а Татьяна

жила рядом, среди красот русской природы, где "стада бродили по

лугам" и "сени расширял густые огромный, запущенный сад". Какая

идиллия! Какой отдых для творчества! Странная судьба героев, казалось

бы, Ленский внутренне больше подходит Татьяне, он мог бы понять то,

чем жила эта героиня. Пушкин о Ленском пишет; "Он рощи полюбил

густые, уединенье, тишину, и ночь, и звезды, и луну". Это все очень

близко Татьяне, она воспитана на этом романтизме и мечтательности.

Но Ленскому дает вдохновенье Ольга, он приписывает ей черты,

которые выдумал сам. Мила, прелестна, но не более того. Внутренне

пустая и недалекая, она казалась Ленскому другой. Он боготворил в ней

то, что ему хотелось видеть, то есть "невинной прелести полна (в глазах

родителей), она цвела, как ландыш потаенный, не знаемый в траве

глухой ни мотыльками, ни пчелой", а вместо ландыша оказалось, что

вырос глупенький сорнячок, который "он любил, как.в наши лета уже

не любят, как "одна безумная душа поэта еще любить осуждена". Сон

Татьяны неожиданно оказался пророческим, в котором ей приснилось,

что Онегин поверг Ленского. Татьяна чутка, у нее хорошо развита

интуиция, я думаю, что эту часть души она получила от матери-

природы и одиночества. На всю деревенскую природу; на русскую

весну, на русскую осень, на русскую зиму- Пушкин смотрит глазами

Татьяны. Благодаря ей любовно и трепетно воспроизведены гадания

при луне, желания при виде падающей звезды или поэзия русских

святок со старой песней о затерянном мужицком рае.

Поэтические отражения природы в "Евгении Онегине" просто

великолепны. "Как грустно мне твое явленье, весна, весна! Пора любви!

Какое томное волненье в моей душе, в моей крови", - пишет автор. Все

эти лирические отступления помогают нам глубже увидеть героев и

эпоху, понять душу самого автора, почувствовать красоту окружающей

природы, ощутить полноту и краски всей нашей жизни. Белинский-

очень точно заметил, что Пушкин чувствует бег времени, он выражает

лучший тип русского национально характера своей эпохи. Душе поэта

чужда кастовая изоляция и духовная ограниченность. Богатая духовная

жизнь поэта позволяла ему открывать таящуюся в природе красоту.

Пейзаж очень важен в романе, через него Пушкин дал психологически

верные портреты героев, донес до нас дух времени. Картины природы в

творчестве Пушкина служат превосходным средством воспитания

любви к Родине, потому что можно любить лишь -ту землю, ту красоту,

среди которой вырос. Милые сердцу картины не забывается никогда,

как никогда нельзя забыть детство. Природа делает нас нравственно

чище. В "Евгении Онегине" Пушкин писал о себе, о своих чувствах, о

своей Родине, где страдал и любил, где набирался творческих сил.

Говоря об идейном значении реалистического пейзажа Пушкина,

критик Томошевский, написавший ряд замечательных работ о поэте,

отметил, что "точность описаний, отказ от жеманства, правдивость

отличает поэзию Пушкина и ставя ее в первый ряд по грандиозности

изображения русской природы". Писали до Пушкина и после Пушкина,

но соперничать с ним не решался никто. Пушкин - гений, об этом

знает весь мир.

 

153. ОБРАЗ АВТОРА В РОМАНЕ "ЕВГЕНИЙ ОНЕГИН"

Пушкин работал над романом "Евгений Онегин" много лет, это было

самое любимое его произведение. Белинский назвал его

"энциклопедией русской жизни". Действительно, в этом романе дана

картина всех слоев русского общества: и высшего света, и

мелкопоместного дворянства, и народа. В годы создания романа

Пушкину пришлось многое пережить, потерять своих друзей, испытать

горечь гибели лучших людей России. Роман был для поэта, по его

словам, плодом "ума холодных наблюдений и сердца горестных замет".

Образ автора в романе создают лирические отступления, их в романе

двадцать семь значительных по объему и около пятидесяти малых. Кто

же главный герой.романа "Евгений Онегин"? Многие считают, что

главный герой романа - это все-таки сам Пушкин. Если прочесть роман

повнимательней, то можно увидеть, что в нем не один главный герой, а

два: Онегин и Пушкин. Об авторе мы узнаем почти столько же, сколько

и об Евгении Онегине. Они во многом похожи, недаром Пушкин сразу

сказал об Евгении, что это "добрый мой приятель". Пушкин о себе и об

Онегине пишет: Страстей игру мы знали оба, Томила, жизнь обоих нас,

В обоих сердца жар угас...

Автор, как и его герой, устав от суеты, не может в душе не презирать

людей света, мучается воспоминаниями о юности, светлой и беспечной.

Пушкину нравится "резкий, охлажденный" ум Онегина, его

недовольство собой и злость мрачных эпиграмм. Когда Пушкин пишет

о том, что Онегин родился на брегах Невы, говорит о воспитании

Онегина, о том, что он знал и умел, то невольно все время

представляется сам Пушкин. Автор и его герой - это люди одного

поколения и примерно одного типа воспитания: у обоих были

французы-гувернеры, оба провели молодость в петербургском свете, у

них общие знакомые и друзья. Даже родители их имеют сходство: отец

Пушкина, как и отец Онегина, "жил долгами..." Обобщая, Пушкин

пишет: "Мы все учились понемногу, чему-нибудь и как-нибудь, но

воспитаньем, слава богу, у нас немудрено блеснуть". Поэт поневоле

отмечает и свое отличие от Онегина. 06 Онегине он пишет, что "не мог

он ямба от хорея, как мы ни бились, отличить". Пушкин, в отличие от

Онегина, занимается. поэзией серьезно, называя ее "высокой

страстью". Онегин не понимает природы, автор же мечтает о тихой,

спокойной жизни в райском уголке, где он мог бы наслаждаться

природой. Пушкин пишет: "Деревня, где скучал Онегин, была

прелестный уголок." По-разному воспринимают Пушкин и Онегин,

например, театр. Для Пушкина петербургский театр - волшебный край

о котором он мечтает в ссылке. Онегин же "входит, идет меж кресел по

ногам, двойной лорнет, скосясь, наводит на ложи незнакомых дам", а

потом, едва взглянув на сцену, с рассеянным видом "отворотился и

зевнул". Пушкин умеет радоваться тому, что так наскучило, опостылело

Онегину.

Для Онегина любовь - это "наука страсти кожной", у Пушкина

отношение к женщинам другое, ему доступна настоящая страсть и

любовь. Мир Онегина и Пушкина - это мир светских обедов,

роскошных забав, гостиных, балов, это мир высокопоставленных особ,

это мир высшего общества, в который попасть далеко не просто. Читая

роман, мы постепенно понимаем отношение Пушкина к светскому

обществу и дворянскому классу, к которому он сам принадлежит по

рождению. Петербургский высший свет он подвергает резкой критике

за фальшь, неестественность, отсутствие серьезных интересов. С

насмешкой относится автор к поместному и московскому дворянству.

Он пишет: Несносно видеть пред собою Одних обедов длинный ряд, На

жизнь смотреть как на обряд, И вслед за чинною толпою Идти, не

разделяя с пей Ни общих мнений, ни страстей...

Пушкину нелегко жить, гораздо труднее чем Онегину. Онегин

разочарован в жизни, у него нет ни друзей, ни творчества, ни любви,

ни радости, у Пушкина все это есть, но нет свободы - его высылаю из

Петербурга, он не принадлежит сам себе. Онегин свободен, но зачем

ему свобода? Он томится и с ней, и без нее, он несчастлив, потому что

не умеет жить той жизнью, какой живет Пушкин. Онегину ничего не

надо, и в том его трагедия. Если Пушкин наслаждается природой, то

Онегину все равно, потому что он ясно видит, что "и в деревне скука та

же". Пушкин сочувствует Татьяне, которая живет среди "дикого

барства" в деревне, а затем в высшем обществе Петербурга, о котором

она говорит, что это "ветошь маскарада". Автор не просто сочувствует

Татьяне, он пишет: "Я так люблю Татьяну милую мою". Из-за нее он

вступает в спор с общественным мнением. В одном из лирических

отступлений автор раскрывает перед нами свой идеал женщины,

которая "от небес одарена воображением мятежным, умом и волею

живой, и своенравной головой, и сердцем, пламенным и нежным".

Пушкин признается, что письмо Татьяны он свято бережет и не может

им начитаться. Многие строки романа раскрывают перед нами

биографию автора, начало его творческого пути, имена его кумиров,

события литературной борьбы, отражение настроений общественных

групп и литературных группировок. Многие лирические отступления

поэта посвящены культурной жизни России начала девятнадцатого

века. Из этих строк мы узнаем, что поэт был горячим театралом. Он

пишет о театре: "Там, под сению кулис, младые дни мои неслись".

Размышляя о смысле человеческого существования, о значении

молодости в жизни каждого человека, Пушкин с горечью говорит: Но

грустно думать, Что напрасно была нам молодость дана, Что изменяли

ей всечасно, Что обманула нас она.

Заканчивая роман, Пушкин снова обращает взор к тем, кого любил в

юности, кому остался верен сердцем.

Какими бы ни были разными Пушкин и Онегин, но они из одного

лагеря, их объединяет недовольство тем, как устроена российская

действительность. Умный, насмешливый поэт был настоящим

гражданином, человеком, который не был равнодушен к судьбе своей

страны. Многие друзья Пушкина считали, что он передал свои черты и

изобразил себя в образе Ленского. Но в лирических отступлениях

Пушкин показывает ироническое отношение к Ленскому. Он пишет о

нем: "Во многом он бы изменился, расстался б с музами, женился, в

деревне, счастлив и богат, носил бы стеганый халат". Онегина же

Пушкин мечтал сделать декабристом, и в этом сказалось все е.го

уважение к своему герою.

 

154. ОНЕГИН И ЛЕНСКИЙ В РОМАНЕ "ЕВГЕНИЙ ОНЕГИН"

Пушкин работал мод романом свыше восьми лет, это было самое

любимое его произведение, в нем воплотилась вся душа поэта. Роман

был, по словам Пушкина, "плодом ума холодных наблюдений и сердца

горестных замет". На широком фоне картин русской жизни показана

драматическая судьба лучших людей передовой дворянской

интеллигенции. Принадлежа к высшим аристократическим кругам,

Пушкин хорошо знал жизнь света. Его герой, Евгений Онегин, лучшие

свои годы тратит, как большинство людей его круга, на балы, театры,

любовные приключения. Очень скоро он начинает понимать, что эта

жизнь пуста, что за "внешней мишурой" не стоит ничего, в свете царят

скука, клевета, зависть, люди тратят внутренние силы на пустяки и

томятся, не зная, как выйти из заколдованного круга. Евгений получает

типичное аристократическое воспитание. Пушкин пишет: "Сперва

маман за ним водила, потом мосье ее сменил". Учили его всему шутя,

но Онегин все же получил тот минимум знаний, какой считался

обязательным в дворянской среде. Пушкин, делая зарисовки, как бы

вспоминает свою молодость: Мы все учились понемногу, Чему-нибудь

и как-нибудь, Но вocnumaньем, слава богу, У пас немудрено блеснуть...

Далее он дает характеристику Онегину: Он по-французски совершенно

Мог изъяснятъся и писал, Легко мазурку танцевал И кланялся

непринужденно. Чего вам больше? Свет решил, Что он умен и очень

мил.

По своему уму Онегин стоит гораздо выше своих сверстников. Он знал

немного классическую литературу, имел представление об Адаме

Смите, читал Байрона, но все это не приводит ни к романтическим,

пламенным чувствам, как у Ленского, ни к резкости политического

протеста, как у грибоедовского Чацкого. Резкий, охлажденный ум и

пресыщение удовольствиями света привели к тому, что Онегин теряет

интерес к жизни, он впадает в глубокую хандру:Xaндpa ждала его на

страже, И бегала за ним она, Как тень иль верная жена.

От скуки Онегин пробует искать смысл жизни в какой-либо

деятельности. Он много читает, пробует писать, но первая попытка не

привела ни к чему. Пушкин пишет: "Но ничего не вышло из пера его".

В деревне, куда Онегин едет за наследством, он предпринимает еще

одну попытку практической деятельности:Ярем он барщины старинной

Оброком легким заменил; И раб судьбу благословил. Зато в углу своем

надулся, Увидя в этом страшный вред, Его расчетливый сосед...

Но барское отвращение к труду, привычка к свободе и покою, безволие

и ярко выраженный эгоизм - это то наследие, которое Онегин получил

от "высшего света".

В противоположность Онегину в образе Ленского дан другой тип

дворянской молодежи. Ленский играет существенную роль в

постижении характера Онегина. Ленский - дворянин, по возрасту он

младше Онегина. Он получил образование в Германии: Oн из Германии

туманной Привез учености плоды, Дух пылкий и довольно странный...

Духовный мир Ленского связан с романтическим мировоззрением, он

"поклонник Канта и поэт". У него над разумом давлеют чувства, он

верит в любовь, в дружбу, в порядочность людей, это непоправимый

идеалист, который живет в мире прекрасных мечтаний. Ленский

смотрит на жизнь сквозь розовые очки, он наивно находит родную

душу в Ольге, которая является самой обыкновенной девушкой.

Причиной гибели Ленского косвенно явился Онегин, но на самом деле

он погибает от грубого прикосновения жесткой действительности. Что

общего между Онегиным и Ленским? Оба принадлежат к

привилегированному кругу, они умны, образованны, выше стоят по

своему внутреннему развитию, чем те, кто их окружает, романтическая

душа Ленского повсюду ищет прекрасное. Онегин же через все это

прошел, устал от лицемерия и разврата светского общества. Пушкин

пишет о Ленском: "Он сердцем милый был невежда, его лелеяла

надежда, и мира новый блеск и шум". Онегин слушал пылкие речи

Ленского с улыбкой старшего, он старался сдержать свою иронию.

Пушкин пишет: "И думал, глупо мне мешать его минутному

блаженству, и без меня пора придет, пускай покамест он живет да

верит мира совершенству. Простим горячке юных лет и юный жар, и

юный бред". Для Ленского дружба - острая потребность натуры, Онегин

же дружит "скуки ради", хотя по-своему привязан к Ленскому. Не

знающий жизни Ленский воплощает в себе не менее распростран



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: