Глубокими корнями связаны с Подмосковьем жизнь, творчество и
общественная деятельность великого русского сатирика Михаила
Евграфовича Салтыкова-Щедрина (1826-1889). Современник Тургенева
и Толстого, сподвижник Некрасова и Чернышевского, страстный борец
против крепостного права и буржуазно-помещичьего произвола,
Салтыков-Щедрин оставил огромное литературное наследство. И много
из того, что было создано им, взросло на Московской земле, с которой
он никогда не порывал связи.
М.Е. Салтыков родился в селе Спас-Угол бывш. Калязинского уезда
Тверской губерний в семье помещика - крепостника. Многие деревни и
села округи в зрелом возрасте были ему хорошо известны. Это
Ермолино, Никитское, Жизнеево, Ширятино. Крепостничество стало
той атмосферой, в которой рос и формировался будущий писатель. "Я
вырос, - писал он, - на лоне крепостного права".
Во времена Салтыковых к усадьбе вплотную подходил лес, рядом
лежало поросшее кустарником Никитское болото. "Равнина, покрытая
еловым лесом и болотами, - таков был общий вид нашего захолустья", -
вспоминал писатель.
Дом, в котором родился будущий сатирик, был просторный,
двухэтажный, с мезонином. Примечательно, что у жестоких
крепостников была комната-часовня, завешенная иконами и
заставленная всем необходимым для богослужения. Подобно
владельцам Головлева - героям романа Щедрина "Господа Головлевы" -
Салтыковы были полны лицемерия и ханжества, вероятно, именно в
силу этого с детства вырабатывалась в писателе величайшая
нетерпимость к двоедушую и фальши. "Детство и молодые годы мои
были свидетелями самого разгара крепостного права. Оно проникало не
только в отношения между поместным дворянством и подневольной
массой к ним, но и во все формы общежития, одинаково втягивая все
сословия (привилегированные и непривилегированные) в омут
унизительного бесправия, всевозможных изворотов лукавства и страха
перед перспективою быть ежечасно раздавленным. С недоумением
спрашиваешь себя: как могли жить люди, не имея ни в настоящем, ни
в будущем иных воспоминаний и перспектив, кроме мучительного
бесправия, бесконечных терзаний поруганного и ниоткуда не
защищенного существования?"
Воспитанный на статьях В.Г. Белинского, Салтыков выступил в
литературе с повестями "Противоречие" (1847), "Запутанное дело"
(1848), излагая в них мысли о необходимости преобразовать
общественный строй России. За эти повести царское правительство
сослало молодого писателя в Вятку, где ему пришлось прожить с 1843
по 1855 г. В 1953 г. Салтыкову удалось получить кратковременный
отпуск, и он провел его в родных местах, в новом имении своей
матери.
В Ермолинской усадьбе не раз бывал Михаил Евграфович и в поздние
годы, впечатления от "своего захолустья", глубокое знание помещичьей
и крестьянской жизни легли в основу многих произведений великого
сатирика, прежде всего в основу романа "Господа Головлевы" и
"Пошехонской старины".
Художественно перевоплощенными на страницах романа "Господа
Головлевы" фигурируют члены семьи Салтыковых - отец и мать
писателя, их дети - "постылые" и "любимчики", многими чертами
характера старший брат Дмитрий напоминает кляузника и ханжу
Порфирия. Некоторые события, изображенные в "Пошехонской
старине", также произошли на родине писателя.
В 1862 г., выйдя в отставку и получив заем от матери, Михаил
Евграфович купил небольшое имение в нескольких верстах от станции
Пушкино близ Москвы - Витенево. В Витиневе он работал над
многими известными сатирическими произведениями. "Помпадуры и
помпадурши", "История одного города", "Письма из провинции",
"Дневник провинциала в Петербурге", наконец, здесь была создана
глава "Выморочный", вошедшая в роман "Господа Головлевы".
Бедственное положение "освобожденного" крестьянина гюдняло на его
защиту и объединило все лучшее, что было в русской культуре XIX
века. Среди страстных борцов за обновление общественного строя
царской России Салтыков-Щедрин занимает одно из самых почетных
мест.
166. РОМАН САЛТЫКОВА-ЩЕДРИНА "ГОСПОДА ГОЛОВЛЕВЫ" - СУРОВЫЙ ПРИГОВОР КРЕПОСТНИЧЕСТВУ
Замечательный роман М.Е. Салтыкова-Щедрина "Господа Головлевы"
стоит в ряду лучших произведений русский писателей, таких, как
Гоголь, Гончаров, Тургенев, изображавших жизнь дворянства. В романе
с огромной обличительной силой раскрыты все пороки общества,
порожденные в России господством помещиков. В своем суровом
приговоре крепостничеству Салтыков-Щедрин разоблачил
развращающее влияние собственности и паразитизма на человеческий
характер, показал неизбежность нравственного и физического
разрушения паразитической личности.
Писатель изобразил историю морального опошления и вымирания
семейства помещиков Голавлевых Оно является собирательным
художественным образом, в котором автор обобщил все типичные
черти быта, нравов, психологии помещиков накануне отмены
крепостного права и после нее.
Читая роман, постоянно испытываешь чувство омерзения к этим
паразитам. Члены семьи постоянно враждуют между собой, постоянно
ругаются из-за наследства. Слова "бал-бес, изверг, мерзавец, подлец,
негодяй" были обычными в этом семействе. В чем же дело? Может
быть, их жизнь полна тягот и лишений, поэтому они так ожесточились?
Ничуть не бывало. Дом - полная чаша. Арина Петровна - глава
семейства, всю свою жизнь положившая на округление владений. Эта
властная женщина в течение длительного времени единолично
управляла обширным гоголевским имением и благодаря своей энергии
сумела удесятерить свое состояние. Страсть к накоплению взяли в
Арине Петровне верх над материнскими чувствами. Например, ее
реакцию на смерть дочери Салтыков-Щедрин показывает как чувство
недовольства прежде всего тем, что покойница оставила ей "своих двух
щенков". Таково отношение Арины Петровны к собственной дочери и
внучкам. Не лучше она относится и к сыновьям, поощряя их к
лицемерию, наушничанью ради "лучшего куска на блюде". Дети
разделялись на "любимчиков" и "постылых". Меняя любимчиков и
развращая их таким отношением, мать заглушала их естественные
чувств любви к родителям. Физическое наказание детей было обычным
явлением в этой семье. И все это делается ради семейного
благополучия, то есть для этих же детей, которых Арина Петровна
изуродовала своим воспитанием.
Совершенно забит и уш›л в себя "Пашка-тихоня", прожил купленный
ему матерью дом в Москве и влачит жалкое существование "Степка-
балбес, постылый сын"; "нa кислом молоке и попорченной солонине"
воспитываются сиротки-внучки. Таковы предварительные итоги
помещичьего воспитания.
От главы к главе рисует Салтыков-Щедрин картины тирании,
нравственного увечья, следующих одна за другой смертей членов
головлевского семейства. Запертый в душной и грязной комнате,
лишенный даже одежды и еды, спился о одиночестве Степка-балбес.
Умер Павел, имением которого тотчас завладел Иудушка Головлев.
Трагически сложилась жизнь наследников Арины, чье изуродованное
детство и юность толкнули их на путь разврата и гибели. В конце
жизни перед Ариной Петровной предстают итоги ее деятельности,
которая была подчинена бессердечному стяжательству и формированию
"извергов".
Самый страшный из них - Порфирий, еще в детстве прозванный в
семье Иудушкой. Деспотическая обстановка в семье привела к тому,
что Порфиша научился прикидываться ласковым сынком, заискивал
перед матерью, лебезил, показывал, что он - "весь послушание и
преданность" Притворная почтительность как способ получения
лучшего куска или избежания наказания - это способ, который, все
более развиваясь в дальнейшем, сделал Иудушку лицемером. Черты
стяжательства развились в нем до предела. Он стал владельцем
Головлева, овладел имением брата Павла, прибрал к рукам все
капиталы матери, обрек эту когда-то грозную и властную хозяйку
головлевской семьи на одиночество и вымирание и сам сделался
властелином всех головлевских богатств.
Писатель неоднократно повторяет сравнение Иудушки с пауком,
сосущим кровь своих жертв. Иудушка - садист, он находит в страданиях
других наслаждение. Его нравственное оскуднение так велико, что без
малейшего содрогания, прикрывая ласковыми речами свое истинное
"Я", Иудушка обрекает на гибель поочередно каждого из троих своих
сыновей - Владимира, Петра и младенца Володьку.
Иудушка - пустослов. Он "зудил, надоедал, тиранил" своими речами
окружающих. Он может словами, как говорит о нем один крестьянин,
"сгноить человека". Но запас его слов определяется запросами паука-
помещика и поэтому крайне беден. По определению Салтыкова-
Щедрина, Иудушка не просто говорит, а источает "массы словесного
гноя". Свои злодейства Иудушка совершает как самые обычные дела,
"потихонечку до полегонечку", а что самое ужасное - "по закону". Так
писатель показывал защищенность Иудушки-кровопийца законами
власти и религии. Ведь он с большим искусством пользовался такими
прописными истинами, как почитание семьи, религии и закона. И хотя
все считают его кровопийцем, и с полным на то правом, он может
возразить тем, что юридически все им соблюдается правильно.
Писатель показал в лице Иудушки человека ничтожного, скудоумного,
никчемного. И вместе с тем, это олицетворение ничтожества держит в
подчинении и страхе окружающих, доводит их до гибели, и происходит
это потому, что ничтожество Иудушки и ему подобных опирается на
крепостническую мораль, на закон и религию. Так Салтыков-Щедрин
разоблачает нравственность собственников-эксплуататоров вообще,
отрицая социальные и политические принципы дворянско-буржуазного
общества. На мой взгляд, своим произведением писатель- сатирик
вынес смертный приговор исторически обреченному классу
помещиков-крепостников.