СКАЗКИ САЛТЫКОВА-ЩЕДРИНА КАК ПОЛИТИЧЕСКАЯ САТИРА




Салтыков-Щедрин - один из величайших сатириков мира. Всю свою

жизнь он посвятил борьбе за освобождение русского народа, критикуя в

своих произведениях самодержавие и крепостничество, а после

реформы 1861 года - пережитки крепостного права, оставшиеся в быту

и психологии людей. Сатирик критиковал не только деспотизм и

эгоизм угнетателей, но и покорность угнетаемых, их долготерпение,

рабскую психологию. Если Гоголь верил в то, что его сатира поможет

исправить некоторые недостатки в государственном устрое России, то

революционер- демократ Щедрин приходит к выводу, что надо

разрушить старую Русь, и призывает к этому в своих произведениях.

Понимая, что революцию может совершить только народ, Щедрин

старается разбудить самосознание народа, зовет его на борьбу. Во всем

блеске раскрылся талант сатирика в его сказках. Этот жанр позволяет

скрыть истинный смысл произведения oт цензуры. В сказках Щедрин

раскрывает тему эксплуатации народа, дает уничтожающую критику

дворянам, чиновникам - всем тем, кто живет народным трудом.

В сказке "Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил"

Щедрин изображает двух чиновников, которые попали на необитаемый

остров. Два крупных чиновнику всю свою жизнь прослужили в

регистратуре, которую потом "за ненадобностью упразднили". Попав на

остров, генералы-дармоеды чуть не съели друг друга. Не окажись на

острове мужика, бездельники так и пропали бы с голоду, хотя на

острове было множество плодов, рыбы и всякой живности.

Насытившись, генералы вновь приобретают уверенность в себе. "Вишь,

как хорошо генералом быть," - говорит один из них. В этой сказке

Щедрин изобличает паразитизм, полную неспособность людей, которые

давно отвыкли от труда. Позднее Чехов в пьесе "Вишневый сад"

покажет нам Гаева, зрелого человека, которому старый лакей Фирс

надевает штаны. Окажись Гаев на необитаемом острове, он так же, как

и генералы, умер бы с голоду. Генералам не приходит в голову, что

эксплуатировать мужика - это позорно и безнравственно, они

полностью уверены в своем праве, что на них должен кто-то работать.

Щедрин пишет: "Вернувшись обратно в Петербург, генералы денег

загребли, но и мужика не забыли: выслали ему рюмку водки да пятак

серебра. Веселись мужичина." С такой же силой Салтыков-Щедрин

разоблачает самодержавие в сказке "Медведь на воеводстве". Лев в свое

дальнее воеводство посылает Топтыгиных для усмирения "внутреннего

супостата". Под династией Топтыгиных Щедрин подразумевает

придворных слуг царя. Три Топтыгина сменяют друг друга на посту в

дальнем воеводстве. Первый и второй воеводы занимались разного рода

злодеяниями: первый Топтыгин - мелкими (чижика съел), второй -

крупными, капитальными (забрал у крестьян корову, лошадь, двух

овец, "за что мужики осерчали и убили его"). Третий же Топтыгин не

хотел кровавых злодеяний, он пошел либеральным путем, за что

мужики много лет присылали ему то корову, то лошадь, то свинью, но

в конце концов, лопнуло терпение мужиков, и они расправились с

воеводой. В этой расправе ясно видятся стихийные бунты крестьянства

против своих угнетателей. Щедрин показал, что недовольство народа

обусловлено не только произволом наместников, но и порочностью

всей царской системы, что дорога к счастью народа лежит через

свержение монархии, то есть через революцию.

Щедрин не уставал изобличать пороки самодержавия и в других своих

сказках. В сказке "Орел-меценат" выдающийся писатель показал

отношение верхов к искусству, науке и просвещению. Он делает один

вывод, "что орлы для просвещения не нужны". В сказке "Премудрый

пескарь" Щедрин высмеивает мещанство ("жил дрожал и помирал

дрожал"). Также неравнодушен Салтыков и к идеалистам- утопистам

(сказка "Карась-идеалист"). Писатель утверждает, что не словами, а

решительными действиями можно достичь счастливого будущего, и

сделать это может сам народ. Народ в сказках Салтыкова-Щедрина

талантлив, самобытен житейской смекалкой. Мужик делает из

собственных волос невод и лодку в сказке о генералах. Писатель-

гуманист полон горечи за свой многострадальный народ, утверждая, что

он своими руками "вьет веревку, которую ему потом накинут на шею

угнетатели". Образ коняги из сказки Щедрина - символ порабощенного

народа.

Свой стиль Щедрин называет эзоповским, в каждой сказке

присутствует подтекст, различные иносказания. Тесно связаны сказки

Щедрина с народным творчеством: он часто употребляет народные

пословицы и выражения. Литературное наследство Щедрина, как и

всякого гениального писателя, принадлежит не только прошлому, но и

настоящему, и будущему.

 

ТЕМА СТАЛИНИЗМА

Давно отцами стали дети, но за всеобщего отца мы оказались все в

ответе, и не видать еще конца. Твардовский

В современной литературе нашей страны отчетливо проявляется связь с

традициями литературы предшествующих десятилетий. В поле зрения

писателей оказались

такие проблемы, как личность и коллектив, формирование человека,

осмысление "связи времен" - настоящего и прошлого, а также ряда

других проблем. В печати

появлялись и продолжают появляться горестные по своей тональности

произведения о массовых нарушениях законности, связанных с именем

Сталина. Почему по-

прежнему в центре внимания тридцатые годы, самые тяжелые, самые

драматичные в истории нашего общества. Я думаю, что это не

случайно: мы не хотим

повторения подобных мрачных страниц нашей истории, а еще потому,

что проблемы того времени мы во многом ощущаем как проблемы,

имеющие самое

непосредственное отношение к сегодняшнему дню. Несколько лет

назад большой интерес вызывал роман Рыбакова "Дети Арбата".

Повышенный интерес к этому произведению объясняется тем, что

писатель впервые в нашей литературе подробно и правдиво описал

психологию Сталина в

качестве государственного деятеля, человека, у которого слились

воедино представления о благе народном и благе собственном. Под

собственным благом

подразумевалась безграничная власть, которая беспощадно убирала со

своего пути всех, кто был не согласен с режимом. "Дети Арбата" - это

роман о столичной

молодежи тридцатых годов, чья юность проходила в атмосфере культа

личности Сталина. Автор рассказывает о том, как по-разному

проявлялись люди в тяжелых

испытаниях. В романе мы видим картину жестокости и страха, каждое

слово, сказанное против, могло решить судьбу человека, поэтому

каждый боялся высказать

свое мнение, поддержать товарища на собрании. Сегодня нам легко

судить тридцатые годы, теперь нам многое известно о Сталине, а

каково было им, жившим в

период полного поклонения вождю, ведь для большинства, Сталин был

в то время больше, чем икона. Сталин - страшная фигура.

Неисчислимы его жертвы. Сам

лично он знал очень малую часть, но вся вина его заключается в том,

что он был одержим идеей безмерного могущества. Люди для него -

только материал для

достижения цели. В романе "Дети Арбата" Рыбаков пытается раскрыть

психологию этого человека. Сталин считал, что только страдания

вызывают величайшую

энергию. Мы ясно видим те объяснения и оправдания, которые

позволяли ему с легкой душой обречь на страдания и смерть миллионы

людей. По его мнению,

народ надо силой заставить пойти на жертвы во имя будущего, а для

этого нужна сильная власть, которая способна внушить страх. Это

людоедская теория лишь

прикрывает главное - желание беспредельной власти. Как тут ни

вспомнить теорию Раскольникова из романа Достоевского

"Преступление и наказание" о "сильных

мира сего" и "тварях дрожащих". В России возникает целая плеяда

палачей, где главной фигурой становится следователь. В "Детях Арбата"

следователь Дьяков верил

"не в действительную виновность, а в общую версию виновности". Он

запутывает Сашу Панкратова, то играет на его честности, то запугивает,

то обещает

освобождение. Ведь "хорош" тот следователь, который уговорами,

пытками, угрозами расправы над близкими, чем угодно заставит

подписать признание

несуществующих преступлений. У Рыбакова на примере одноклассника

Саши, Юрия Шарока, мы видим, как люди становятся такими

палачами.

Другим произведением, посвященным теме сталинизма, является роман

Замятина "Мы", созданный в 1921 году. Ведущая тема романа -

драматическая судьба

личности в условиях тоталитарного общественного устройства. Роман

написан в необычайном жанре "антиутопии". Замятин, по

специальности инженер-

кораблестроитель, лучше других знал, как создается механизм, где

винтики нужны для создания единого целого. Но люди, общество - это

не просто "винтики" в

сложной государственной машине, а живые существа, у которых своя,

одна - единственная жизнь. Когда человека превращают в "винтик", он

теряет свою яркую,

неповторимую индивидуальность и деградирует как личность. История

показала, что превращение человечества в совокупность "винтиков"

ведет к преступлению

перед человечеством. В романе "Мы" в фантастическом облике

предстает перед нами возможный вариант будущего общества, где

показывается мечта "сильных мира

сего" о людях-роботах. Перед нами разворачивается "математически

совершенная жизнь" Единого Государства. Это мир без любви, без

души, без поэзии. Человеку -

"нумеру", лишенному имени, было внушено, что "наша несвобода" есть

"наше счастье", а это "счастье" - в отказе от своего "Я" и растворении в

безличном "Мы".

Интимная жизнь тоже рассматривается как государственная

обязанность, выполняемая согласно "табелю сексуальных дней".

Роман Замятина - это предупреждение об огромной опасности,

грозящей человечеству: власти машин и власти государства. Замятин

как бы заранее предсказал

события истории нашей страны. Писатель показывает, что в обществе,

где все направлено на подавление личности, где игнорируется

человеческое "я", где

единоличная власть является неограниченной, возможен бунт.

Способность и желание чувствовать, любить, быть свободным в мыслях

и поступках толкают людей

на борьбу. Но власти находят выход: у человека при помощи операции

удаляют фантазию - последнее, что заставляло его поднимать гордо

голову, чувствовать себя

разумным и сильным. Все же остается надежда, что человеческое

достоинство не умрет при любом режиме. У Замятина в романе есть

мысль, необычная для многих

наших современников. Писатель настаивает на том, что не существует

идеального общества. Жизнь - это стремление к идеалу. И когда это

стремление отсутствует,

мы наблюдаем разлагающее время застоя.

Наш народ пережил и горькие уроки коллективизации, и сталинизм, и

репрессии, и всеобщий страх, и застой, и разгул преступности, которая

продолжается сейчас.

Произведения, подобные роману Рыбакова "Дети Арбата" и роману

Замятина "Мы", пробившиеся к нам из небытия, позволят по-новому

взглянуть на события

истории, осмыслить роль человека в них. Это произведения -

предостережение против отказа сопротивляться, если человеческое

общество хотят превратить в

"винтики". Такие книги несут свет в нашу жизнь.

 

169. А.Н. ТОЛСТОЙ "ПЕТР 1 - ИСТОРИЧЕСКИЙ РОМАН"

Исторический роман "Петр 1" - это неисчерпаемый источник

подробных и очень интересных сведений о петровском времени, о

социальных конфликтах, государственных и культурных реформах, о

быте, нравах и людях той бурной эпохи. И что важнее всего- это

источник образных представлений о давно ушедшей жизни,

оживленной щедрым и жизнерадостным талантом. Печать

неповторимого таланта писателя лежит на всем повествовании эпохи

Петра, поэтому вместе с историческими знаниями и непосредственно

художественными впечатлениями от романа у нас складывается яркое

представление о самом писателе, его творческой личности, об

особенностях его подхода к жизни.

Продолжая традиции великой реалистической литературы, Алексей

Толстой создает исторический роман, в котором органически

сочетаются историческая правда /факты, события, подлинные герои

историй/ с художественным вымыслом. В судьбе вымышленного героя,

рядового человека изображаемой эпохи выражаются ее основные

конфликты, дух общественной борьбы, содержание идейной жизни.

Изображая жизненное поведение и внутренний мир этого героя,

писатель наиболее полно и достоверно передает дух времени.

Историческая правда и могучая фантазия писателя, соединившись,

создают иллюзию полной жизни давно минувшего времени. Личность

Петра оказалась чрезвычайной и сама по себе стала воздействовать на

эпоху. Петр становится центром приложения действующих сил,

оказывается во главе классовой борьбы между поместным дворянством

и нарождающейся буржуазией. Эпохе нужен такой человек, как Петр, и

он сам искал- применения своим силам. Здесь было взаимодействие.

Конечно, он один ничего сделать не мог, вокруг него накапливались

силы. Действие романа развертывается на огромном пространстве: это

Россия от Архангельска до Черного моря, от западных рубежей до

Урала, это и европейские города, где побывал Петр. Повествование

охватывает целую эпоху, ограниченную деятельностью главного героя

романа - Петра. Писатель показывает Петра на протяжении 25 лет. В

романе изображены основные события того времени: восстание в

Москве 1682 года, правление Софьи, поход русской армии в Крым,

бегство Петра в Троице-Сергиевскую лавру, падение Софьи, борьба за

Азов, путешествие Петра за границу, стрелецкий бунт, война со

шведами, основание Петербурга. Историческая судьба главного героя

определила построение романа. Однако еще до появления Петра мы

вглядываемся в картины жизни допетровской Руси. Историческая

неизбежность преобразований очевидна. Все в ожидании коренных

изменений.в жизни. Это-ощущается прежде всего в глухом

недовольстве крестьян, мелкопоместного дворянства, бояр, стрелецких

отрядов. Возникает вопрос о том, кто же сможет сдвинуть с места

вековые устои русской старины. Ни Софья, ни царевич Иван, ни

Василий Голицын не способны на это. Особенно значительно, с точки

зрения художественного раскрытия роли личности в истории,

противопоставление Василия Голицина Петру. Просвещенный

мечтатель, Голицын в своих произведениях об идеальном

государственном и общественном устройстве предвосхитил многие идеи

Петра. В постоянном противопоставлении Голицыну и Софье писатель

рисует Петра, растущего и мужающего в играх потешного полка в

глухом уголке загородного Преображенского дворца. Писатель

показывает, как история "выбирает" Петра, как исторические

обстоятельства формируют те качества его личности, которые

необходимы деятелю, влияющему на ход исторических событий.

Писатель воспроизводит жизненные связи и противоречия всех классов

общества. Крестьяне, бояре, купцы, оппозиционные стрельцы,

раскольники и солдаты, духовенство и придворные петровского

времени доживают под пером замечательного художника. Центром

своеобразного притяжения является Петр и его ближайшие соратники:

князь Ромодановский, купцы Бровкин, Елгулин, адмирал Головнин,

Александр Меньшиков, Лефорт и другие. Но из поля зрения писателя

не выпадает и рядовой человек, человек труда. Писатель показывает

творческий гений русского народа, без которого были бы невозможны

никакие преобразования. Воспроизводя живой, облик петровской

эпохи, писатель не ограничивается обобщающими картинами жизни

труда и страданий народа. Роль народа в петровских преобразованиях

раскрыта в романе значительно глубже и многостороннее. В тесноте

многочисленных персонажей не теряются образы простых людей из

народа, умельцев, тружеников. Их золотые руки, смекалка, тонкое

художественное чутье создали чудеса техники и искусства, вбивали

первые сваи для будущей российской столицы.

Алексей Толстой показывает вольнолюбие русского человека, который

чтит память Степана Разина, не склоняет головы перед угнетателями.

На Петра роптали угнетенные крестьяне, собирались в разбойничьи

шайки и уходили в леса, при соединялись к раскольникам, в поисках

воли уходили на Дон. Но в отношении народа к царю есть и другое:

ропща и осуждая царя - "мироеда", "антихриста", простые люди видят в

нем необыкновенного царя-реформатора, не по-царски трудолюбивого,

пытливого, простого в обращении, отважного в бою. Не случайно

писатель сводит своих героев из народа с Петром. Эти встречи и

разговоры царя с людьми труда приоткрывают его отношение к своему

собственному народу. Голос народа, его суд над историей звучат в

авторской речи. В широком эпическом размахе повествования о России

эпохи Петра 1 ощущается позиция писателя-рассказчика, который

говорит от лица народа, оценивает прошлое с точки зрения народа.

Именно эта позиция красноречиво свидетельствует о том, что рассказ о

Петре и его времени в романе - эта справедливый и объективный суд

народа над историей. Правдивое изображение роли народа в коренных

преобразованиях русской жизни при Петре 1 и запоминающиеся

портреты героев, многочисленные эпизоды и массовые сцены создают

неповторимую картину петровской эпохи. Художественным

мастерством писателя, самобытностью его таланта роман завоевал самое

широкое признание в нашей стране.

 

170. "МЫСЛЬ НАРОДНАЯ" И "МЫСЛЬ СЕМЕЙНАЯ" В РОМАНЕ Л.Н.ТОЛСТОГО "ВОЙНА И МИР". ПРОБЛЕМА РОЛИ НАРОДА И ЛИЧНОСТИ В ИСТОРИИ.

Своим гигантским объемом "Война и мир" может произвести

впечатление хаотичности, разбросанности и неслаженности множества

персонажей, сюжетных линий, всего разнообразного содержания. Но

гениальность Толстого-художника в том и проявилась, что все это

огромное содержание проникнуто единой мыслью, концепцией жизни

людского сообщества, которую легко углядеть при вдумчивом,

внимательном чтении.

Жанр "Войны и мира" определяется как роман-эпопея. В чем смысл

этого определения? Через бесконечное множество судеб множества

людей, взятых в различных обстоятельствах жизни: в военное и мирное

время, в молодости и в старости, в довольстве и в горести, в частной и

общей, роевой жизни - и сплетенных в единое художественное целое,

проходит главная художественно освоенная антитеза книги:

естественное, простое и условное, искусственное в жизни людей;

простые и вечные моменты человеческого бытия: рождение, любовь,

смерть - и условленность света, сословность общества, имущественные

различия. Автора "Войны и мира" упрекали в фаталистическом

понимании истории и жизни вообще, но в его книге характерное для

древнего, классического эпоса понятие судьбы, рока заменено

понятием жизни в ее стихийном течении и разливе, в вечном

обновлении. Недаром в романе так много метафор, связанных с вечно

меняющейся водной стихией.

Есть в "Войне и мире" и главный, ключевой словесно-художественный

"образ". Под впечатлением общения с Платоном Каратаевым,

воплощением всего вечного и круглого, Пьер видит сон. "И вдруг

Пьеру представился, как живой, давно забытый кроткий старичок

учитель, который в Швейцарии преподавал Пьеру географию.

"Постой",-сказал старичок. И он показал Пьеру глобус. Глобус этот был

живой, колеблющийся шар, не имеющий размеров. Вся поверхность

шара состояла из капель, плотно сжатых между собой. И капли эти все

двигались, перемещались, и то сливались из нескольких в одну, то из

одной разделялись на многие. Каждая капля стремилась разлиться,

захватить наибольшее пространство, но другие, стремясь к тому же,

сжимали ее, иногда уничтожали, иногда сливались с нею.

- Вот жизнь, - сказал старичок учитель. "Как это просто и ясно, -

подумал Пьер. - Какя мог не знать этого прежде... Вот он, Каратаев,

вот разлился и исчез". Такое понимание жизни есть оптимистический

пантеизм, философия, отождествляющая Бога с природой. Бог автора

"Войны и мира" - это вся жизнь, все бытие. Такая философия

определяет моральные оценки героев: цель и счастье человека -

достигнуть круглости капли и разлиться, слиться со всеми,

приобщиться ко всему и всем. Ближе всех к этому идеалу находится

Платон Каратаев, недаром ему дано имя великого древнегреческого

мудреца, стоявшего у истоков мировой философской мысли.

Многие представители дворянско-аристократического света, особенно

придворного круга, изображенные в романе, не способны на это.

Главные же герои "Войны и мира приходят именно к этому, они

преодолевают наполеоновский эгоизм, становящийся в описанное в

романе время знаменем эпохи и окончательно ставший им во время

писания романа. Кстати, тогда же писал "Преступление и наказание" и

Достоевский. Главные герои преодолевают сословную замкнутость и

гордую единичность. Причем в центр романа Толстой ставит такие

персонажи, движение которых по этому пути протекает особенно

драматично и разительно. Это Андрей Болконский, Пьер и Наташа.

Для них этот исполненный драматизма путь - дорога приобретений,

обогащения их личности, глубоких душевных открытий и прозрений.

Чуть дальше от центра романа стоят персонажи второго плана, которые

на этом пути больше теряют. Это Николай Ростов, княжна Марья,

Петя. Периферию же "Войны и мира" заполняют многочисленные

фигуры, по тем или иным причинам не способные встать на этот путь.

По такому же принципу изображены многочисленные женские

персонажи "Войны и мира". Ответ на этот вопрос будет носить

конкретный характер, т.е. надо просто знать и пересказать текст,

содержание романа, искать здесь какую-то особенную идейную

концепцию не приходится. Толстой создавал образы Наташи и Сони,

княжны Марьи и "Бурьенки", красавицы Элен и старенькой Анны

Павловны в эпоху 60-х годов, одновременно с романом Чернышевского

"Что делать?", в котором наиболее полно и последовательно выражены

идеи женской свободы и равноправия с мужчинами. Все это Толстой,

естественно, отвергал, на женщину смотрел в патриархальном духе.

Свои идеалы женской любви, семейного, родительского счастья он

воплотил не только в характере и судьбе Наташи, наиболее ярко из всех

персонажей (в том числе и мужских) выражающей его представление о

"настоящей жизни", но и реальности, женившись в 1862 году на

молоденькой Софье Андреевне Берс. И надо с сожалением признать,

что "нас возвышающий обман" образа Наташи оказался гораздо

симпатичней и приглядней "темы низких истин" семейной драмы

Толстого. Несмотря ни на то, что Толстой целенаправленно воспитывал

молодую жену в духе своих идеалов, тех самых, что так убеждают нас

при чтении "Войны и мира", жена великого писателя, а затем

подросшие многочисленные дети сделали последние тридцать лет

жизни Толстого невыносимыми. А сколько раз он принимал решение

уйти от них!.. Можно сказать, что "настоящая жизнь" с ее

"причудливостью, неожиданностями, внезапными капризами и

прихотями - то, что заключает в себя любая женская натура, - оказалась

даже более "настоящей", чем предполагал Толстой. И неважно, о ком

идет речь - о безропотно-кроткой княжне Марье или о дерзко-

требовательной, победительно уверенной в своей силе Элен. Очень

скоро после написания "Войны и мира" жизнь показала ее автору, что

крайности женских характеров, так уверенно разведенные им по шкале

нравственных оценок (Наташе- "отлично", княжне Марье -

"посредственно", Элен -"неуд") в реальности могут сойтись в лице

одного, самого близкого, самого любимого человека - жены, матери

троих детей. Таким образом, при всей ее глубине и всеохватности

жизненная философия автора "Войны и мира" достаточно схематична,

"живая жизнь", "настоящая жизнь" сложнее, богаче, с ней не

расправишься росчерком пера по своему усмотрению, по требованию

художественного единства, как поступил Толстой, по-быстрому

"умертвив" ставшую ненужной для его идейно-нравственной постройки

такую притягательную и непобедимую в своей безнравственности Элен.

Идея "настоящей жизни" пронизывает и изображение исторических

персонажей. Дух войска, который чувствует Кутузов и который диктует

ему стратегические решения, по сути, есть тоже форма приобщения,

слияния с вечно разливающихся жизнью. Его антагонисты - Наполеон,

Александр, ученые немецкие генералы - к этому неспособны. Простые,

рядовые герои войны - Тушин, Тимохин, Тихон Щербатый, Васька

Денисов - не стремятся осчастливить все человечество, потому что

лишены чувства отдельности отчего, они уже слиты с этим миром.

Раскрытая выше идея-антитеза, пронизывающая весь огромный роман,

выражена уже в его названии, очень емком и многозначном. Второе

слово названия романа обозначает сообщество людей, весь народ,

жизнь всем миром, в миру, с людьми в противоположность

монашескому уединению. Поэтому неверно думать, что название

романа указывает на чередование военных и мирных, невоенных

эпизодов. Указанный выше смысл слова мир меняет, расширяет

значение и первого заглавного слова: война - не только как проявление

милитарности, но и вообще борьба людей, жизненная битва

разъединенного, разведенного на атомарные капли человечества.

В 1805 году, которым открывается толстовская эпопея, людское

сообщество пребывает разобщенным, раздробленным на сословия,

дворянский свет отчужден от народного целого. Кульминация этого

состояния - Тильзитский мир, непрочный, чреватый новой войной.

Антитезой этому состоянию является 1812 год, когда "всем народом

навалиться хотят" на Бородинском поле. И дальше от 3 к 4 тому герои

романа оказываются на грани войны и мира, то и дело совершая

переходы туда и обратно. Они сталкиваются с настоящей, полной

жизнью, с войной и миром. Кутузов говорит: "Да, немало упрекали

меня... и за войну и за мир... а все пришло вовремя", - и эти понятия

связываются в его устах в единый заглавный образ жизни. В эпилоге

первоначальное состояние возвращается, опять разобщенность в

высшем сословии и высшего сословия с простым народом. Пьера

возмущает "шагистика, поселения - мучат народ, просвещение душат",

он хочет "независимости и деятельности". Николай Ростов скоро будет

"рубить и душить все с плеча". В итоге "все слишком натянуто и

непременно лопнет". Кстати, Платон Каратаев не одобрил бы

настроений двух оставшихся в живых героев, а Андрей Волконский

одобрил бы. И вот его сын Николенька, рожденный в 1807 году, читает

высоко ценимого декабристами Плутарха. Его дальнейшая судьба

понятна. Эпилог романа полон многоголосьем различных мнений.

Единение, приобщенность остаются желанным идеалом, но эпилогом

Толстой показывает, как труден путь к нему.

По свидетельству Софьи Андреевны, Толстой говорил, что любит в

"Войне и мире" "мысль народную", а в "Анне Каренине" - "мысль

семейную". Понять суть обеих толстовских формул нельзя без

сопоставления этих романов. Подобно Гоголю, Гончарову,

Достоевскому, Лескову Толстой считал свой век временем, когда в мире

людей, среди людей торжествует разобщение, распад общего целого. И

две его "мысли", и два романа -о том, как вернуть утраченную

целостность. В первом романе, как это ни парадоксально звучит, мир

соединяет война, единый патриотический порыв против общего врага,

именно против него отдельные личности соединяются в целое народа.

В "Анне Карениной" разобщению противостоит ячейка общества -

семья, первичная форма человеческого объединения и приобщения. Но

роман показывает, что в эпоху, когда "все смешалось", "все

переворотилось", семья своим кратковременным, непрочным слиянием

лишь усиливает сложности на пути к желанному идеалу человеческого

единения. Таким образом, раскрытие "мысли народной" в "Войне и

мире" тесно связана и во многом определяется толстовским ответом на

главный вопрос - "что же такое настоящая жизнь?"

Что касается роли народа и личности в истории, то решение этого

вопроса особенно сильно засорено марксистко-ленинским

литературоведением. Толстого, как уже говорилось, часто обвиняли в

историческом фатализме (взгляд, согласно которому исход

исторических событий заранее предрешен). Но это несправедливо

Толстой настаивал лишь на том, что законы истории скрыты от

индивидуального человеческого разума. Его взгляд на эту проблему

очень точно выражает известное четверостишие Тютчева (1866 - опять

время работы над "Войной и миром"):

"Умом Россию не понять,

Аршином общим не измерить:

У ней особенная стать -

В Россию можно только верить".

Для марксизма не решающее значение народных масс как двигателя

истории и неспособность личности повлиять на историю иначе, кроме

как пристроившись в хвосте этих масс, было непреложным законом.

Однако иллюстрировать этот "закон" материалом военных эпизодов

"Войны и мира" затруднительно. В своей эпопее Толстой подхватывает

эстафету исторических взглядов Карамзина и Пушкина. Оба они

чрезвычайно убедительно показали в своих произведениях (Карамзин в

"Истории государства Российского"), что, выражаясь словами Пушкина,

случай - мощное орудие Провиденья, т,е. судьбы. Именно через

случайное действуют закономерное и необходимое, да и таковыми они

признаются лишь задним числом, после своего действия. И носителем

случайности оказывается личность: Наполеон, перевернувший судьбы

всей Европы, Тушин, повернувший ход Шенграбенского сражения. То

есть, перефразируя известную поговорку, можно сказать, что если бы

Наполеона не было, его стоило бы выдумать, примерно так же, как

"выдумал" своего Тушина Толстой.

 

171. КРИТИЧЕСКОЕ ИЗОБРАЖЕНИЕ СВЕТСКОГО ОБЩЕСТВА ПО РОМАНУ "ВОЙНА И МИР"

Богата и разнообразна галерея дворянских типов в романе "Война и

мир". "Свет" и общество изображены Толстым щедрыми красками.

Высший свет выступает в романе как сила, правящая страной. Если

народ живет в страданиях, то верхушка общества, несмотря на потери,

вызванные войной, по-прежнему преуспевает.

Центром, вокруг которого они группируются, изображен царский двор,

и прежде всего император Александр. Александр, по мнению Толстого,

просто марионетка. Судьбу России решают многочисленные советники,

фавориты, временщики, министры, придворные. Ординарность

императора заключается в том, что он не имеет своего мнения, под

влиянием тех или иных лиц принимает разные решения. Александр как

личность не только слаб, он лицемерен и фальшив, любит принимать

позы. Толстой считает, что роскошь не способствует развитию ума, а

привычка жить в праздности опустошает личность. Вокруг Александра

не прекращается борьба "партий" за влияние, непрерывно плетутся

интриги. Двор, штабы, министерства наполнены толпой бездарных,

алчных, рвущихся к власти людей. Правительство и генералитет

проигрывают одну войну за другой. Армия, обкрадываемая

интендантами, голодает, гибнет от эпидемий и в бессмысленных

сражениях. В войну 1812 года Россия вступает неподготовленной. На

протяжении всей войны Александр не совершил ни одного разумного

поступка, ограничиваясь бестолковыми приказами и эффектными

позами.

Толстой выводит на сцену придворных, министров, дипломатов,

генералов, штабных офицеров, иноземцев, подвизающихся при дворе в

качестве приближенных царя. Так исчерпывающе характеризует

Толстой иллюзорную власть правителей страны, бездарность которых

вскрыл со всей разоблачающей беспощадностью двенадцатый год.

Писатель обличает придворных и высшие круги с их казенным

энтузиазмом. Эта часть высшего общества бесконечно далека от борьбы

народа. Несмотря на захват Москвы, жизнь в Петербурге идет по-

старому. Все так же в салонах собирается высшая знать, все так же

даются балы. Императрица, цесаревич, Румянцев, все придворные

трутни на все лады трубят о патриотизме народа, но сами ведут

паразитический образ жизни, заботясь только о собственном

благополучии.

Одним из представителей высшего света был князь Василий Курагин,

министр. Его стремление к обогащению не знает границ. Вздыхая, он

говорит Шерер: "Мои дети - обуза моего существования". Его сын

Ипполит занимает должность дипломата, но по-русски он говорит с

трудом, он не способен связать трех слов, шутки его всегда тупы и

бессмысленны. Князь Василий ловит богатого жениха для своей дочери

Элен Курагиной. В его сети по наивности и природной доброте

попадает Пьер. Позднее он скажет Элен: "Где Вы - там разврат и зло".

Анатоль Курагин, другой сын князя Василия, живет праздной жизнью.

Анатоль - гвардейский офицер, не знающий в каком полку он

числится, главным смыслом своей жизни он сделал "поход к

удовольствиям". Его поступками руководят животные инстинкты.

Удовлетворение этих инстинктов - главный двигатель его жизни. Вино

и женщины, беззаботность и безразличие ко всему, кроме своих

желаний, становятся основой его существования. Пьер Безухов говорит

о нем: "Вот истинный мудрец. Всегда доволен, весел". Искушенная в

любовных интригах Элен Курагина помогает брату скрывать его

внутреннюю пустоту и никчемность. Сама Элен развратна, глупа и

лжива. Но, несмотря на это, она пользуется огромным успехом в свете,

ее замечает император, в доме графини постоянно крутятся

поклонники: лучшие аристократы России, поэты посвящают ей стихи,

дипломаты изощряются в остроумии, виднейшие государственные

деятели посвящают трактаты. Блестящее положение глупой и

развратной Элен - это убийственное разоблачение дворянских нравов.

Особого внимания заслуживает созданный Толстым образ князя Бориса

Друбецкого. Этот идущий к славе и почестям молодой человек

"призван" сменить старшее поколение России. Уже по первым его

шагам можно понять, что Борис "пойдет далеко". Он родовит, обладает

холодным умом, свободен от совести, внешне очень привлекателен.

Сделать первые шаги на пути к блестящей карьере помогает ему мать,

ханжа и лицемерка. Друбецкие многим обязаны семейству Ростовых, но

очень быстро забывают об этом, потому что Ростовы разоре



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: