В 1991 году в Москве состоялась Конференция СБСЕ по человеческому измерению. На этой Конференции было определено, что права человека являются «непосредственной и законной заботой всех участвующих государств и не относятся к внутренней компетенции заинтересованного государства». В последующие годы в связи с ростом социально-экономических проблем вопросы защиты прав и свобод человека отошли на второй план. Несмотря на это, проблема сохранила свою актуальность до сих пор. «Права человека могут быть защищены только в таком государстве, которым управляет право, а не отдельные люди», - писал выдающийся швейцарский юрист профессор Томас Флейнер.
Конституция Российской Федерации во второй статье утверждает такую общечеловеческую ценность как права человека высшей ценностью. Она признает защиту этой ценности обязанностью государства. Но в полной мере права и свободы могут быть защищены только в демократическом и правовом государстве. Для этого необходимо найти и выработать оптимальную модель взаимоотношения между государством, обществом и личностью. Такие модели обычно складываются стихийно в силу исторических условий развития государства. Однако, как правило, они редко бывают удовлетворительными. На их становление оказывают воздействие характер общественных отношений, отношение к частной собственности, степень развития экономики, демократических начал общественной жизни и политической и правовой культуры населения. С другой стороны вторым субъектом формирования модели взаимоотношения выступает политическая и экономическая элита. Таким образом, налицо совмещение объективных исторических факторов и субъективных
Около половины жителей России ничего не знают о существовании Совета по правам человека при президенте РФ. При этом большая часть информированных уверена, что этот орган пользуется авторитетом в обществе, а также оказывает влияние на решения, которые принимает глава государства[6].
Социальная и экономическая защищенность — ключевой показатель соблюдения прав чело- века в представлениях жителей России. При этом, несмотря на ухудшение экономической ситуации вследствие санкций и других внешних и внутренних факторов, более половины россиян продолжа- ют считать, что за последние несколько лет ситуация с соблюдением прав человека в стране не из- менилась. Такие выводы основаны на анализе данных Фонда «Общественное мнение», полученных в ходе исследования по заказу Уполномоченного по правам человека в России. Опрос включал в себя три части, раскрывающие представление респондентов о значимости состояния прав человека, о соблюдении таких прав и об условиях благополучия россиян. Иссле- дование проводилось в ноябре 2015 года среди жителей всех регионов России, достигших 18 лет; общее количество респондентов — 60 500. Итак, соблюдаются ли права человека в России? Уверенность в соблюдении прав граждан в 2015 году снизилась на 8%. Если в 2014 году об этом положительно отзывалась почти половина респондентов (44%), то в 2015 году — 36%. По мнению 42% опрошенных в 2015 году, права человека в России не соблюдаются; по сравнению с аналогичными данными 2014 года этот показатель снизился на 4% (рис. 1). Затруднившихся же с определением своей позиции стало больше в два раза (10% в 2014 году и 21% в 2015 году)[7]. Прослеживается разница положительных и отрицательных ответов респондентов в городах-миллионниках и субъектах Российской Федерации, на территории которых расположены города: горожане дают больше положительных ответов. Очевидно, что сказывается влияние лучших бытовых условий и наличие рабочих мест в сравнении с отсутствием соответствующих благ в малонаселенных городах и сельской местности. Показательно, что оценка состояния прав человека в стране коррелирует с социальным положением граждан: чем выше уровень материального положения респондентов, тем больше процент утверждений о соблюдении прав граждан внутри социальной группы. Например, в группе респондентов, утверждающих, что им хватает денег только на еду, ответ о соблюдении прав граждан дали только 24%, в следующей категории26 данный процент равен уже 30%, а при оценке своего материального благополучия как «денег хватает на автомобиль» — положительный ответ о соблюдении прав граждан в стране равен 46%[8].
.
Конечная цель деятельности государства состоит в обеспечении прав и свобод человека и гражданина. Достижение этой цели неразрывно связано с обязанностью государства создавать систему защиты прав и свобод, а также устанавливать юридические процедуры такой защиты.
Когда в юридической литературе поднимается вопрос о соблюдении прав и свобод человека и гражданина, то используется различное толкование понятий «охрана», «защита», «обеспечение».
Представляется справедливым мнение Л.А. Григоряна, что понятие «обеспечение» является исходным и первичным по отношению к понятиям «охрана» и «защита». Понятие «обеспечение» трактуется широко и включает в себя всю систему политических, экономических, социальных, духовных, правовых и иных мер и условий, направленных на наиболее полное пользование личностью социальными благами. В то время, как понятия «охрана» и «защита» трактуются либо как тождественные, либо «защита» выступает как более узкое понятие по сравнению с «охраной» либо каждое из них наделяется самостоятельным содержанием.
Так, В.Н. Бутылин под охраной понимает «взаимосвязанные меры, осуществляемые государственными органами и общественными организациями, направленные на предупреждение нарушений прав, устранения причин, их порождающих, и способствующие нормальному процессу реализации личностью своих прав и свобод». Под защитой же имеется ввиду принудительный способ осуществления права, применяемый в установленном законом порядке компетентными органами в целях восстановления нарушенного права.
Стоит обратить внимание на такое противоречие, как практика нарушения норм Конституции. Так, Л. Морозова отмечает что, несмотря на то, что Конституцией РФ закреплена обязанность государства соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина, отношения между государством и личностью не являются равноправными и, следовательно, справедливыми.
Рассмотрим, какие возможности для этого предлагает Конституция Российской Федерации. Основной закон предусматривает возможность человека защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законами. К основным способам защиты отнесем следующие:
1. Права граждан подлежат защите со стороны органов государственной власти и местного самоуправления.
2. Права граждан могут представлять и защищать общественные объединения.
3. Права человека могут защищаться непосредственно самой личностью.
4. Самозащита прав человека может осуществляться такими методами, как.
: а) обращения в государственные органы и органы местного самоуправления; б) обжалование действий (бездействия) должностных лиц, нарушающих права граждан; в) обращения в средства массовой информации и правозащитные организации, общественные объединения; г) публичные выступления граждан в защиту своих прав; д) обращение в международные органы по защите прав человека.
Государственная защита прав и свобод понимается как деятельность уполномоченных государственных органов и должностных лиц по соблюдению, обеспечению и охране прав и свобод человека и гражданина.
К числу основных назначений и функций правового государства относятся гарантирование, защита и реализация основных прав и свобод. Это согласуется с принципиальной установкой международного права, согласно которой государство, в первую очередь, несет ответственность за осуществление всеми людьми и всеми группами людей прав человека и основных свобод на основе полного равенства в достоинстве и правах. Согласно части 1 статьи 45 Конституции РФ государство гарантирует защиту прав и свобод человека и гражданина. «Для гарантий прав человека и гражданина, - говорилось еще во Французской Декларации прав человека и гражданина (статья 12), - необходима государственная сила, она создается в интересах всех, а не для личной пользы тех, которым она верна».
Государственное гарантирование, как представляется, функционирует в качестве единой правовой системы, в которой тесно взаимодействуют общепризнанные нормы международного права и нормы внутригосударственного (конституционного) права. Единство этой системы объективно обусловлено тем, что все права человека универсальны, неделимы, взаимосвязаны.
При характеристике системы государственного гарантирования прав и свобод представляется необходимым, прежде всего, исходить из того, что вся система государственного гарантирования прав и свобод основывается на демократизме общественно-политического строя, вследствие чего и само правовое государство конституционно характеризуется как демократическое. Демократия — главная, наиболее фундаментальная гарантия прав и свобод человека и гражданина. Наступление на демократию, ее ограничение всегда выражается, прежде всего, в ограничениях (прямых и косвенных) прав и сво- бод.
Защита прав и свобод государством является основным, главным способом во всем правозащитном механизме. Это обусловлено рядом причин: «Во-первых, государство располагает системой органов, которые обязаны осуществлять деятельность по защите прав и свобод. Во-вторых, государство имеет в своем распоряжении набор эффективных средств не только для защиты и восстановления нарушенных прав и свобод, но и для недопущения подобных нарушений. В-третьих, только акт государственного органа обладает необходимой обязательной силой в отношении всех иных актов. В- четвертых, государство располагает аппаратом принуждения с целью привлечения виновных в нарушении прав и свобод личности к ответственности. Все остальные способы защиты прав и свобод дополняют, но не подменяют государственную защиту.
Защищать права и свободы граждан призваны как Российская Федерация, так и все входящие в нее субъекты, органы государственной власти и органы местного самоуправления. Они должны обеспечить права и свободы гражданина в границах своих полномочий присущими им способами, методами и средствами на всей территории России.
Президент РФ является ключевой фигурой в государстве. Это проявляется, прежде всего, в прерогативе Президента РФ в соответствии с Конституцией РФ и федеральными законами определять основные направления внутренней и внешней политики государства (часть 3 статьи 80 Конституции РФ), принимать меры по охране суверенитета России, ее независимости и государственной целостности (часть 2 статьи 80 Конституции РФ), приостанавливать действие актов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в случае противоречия этих актов Конституции РФ и Федеральным законам, международным обязательствам Российской Федерации или нарушения ими прав и свобод человека и гражданина до решения этого вопроса соответствующим судом (часть 2 статьи 85 Конституции).
В этом качестве Президент РФ решает вопросы российского гражданства и предоставления политического убежища, награждает государственными наградами Российской Федерации, присваивает высшие военные и высшие специальные звания, осуществляет помилование.
В формулировке части 2 статьи 80 Конституции Российской Федерации говорится о том, что Президент РФ является гарантом Конституции Российской Федерации, прав и свобод человека и гражданина, заложена функция Президента как верховного арбитра соблюдения и обеспечения всеми ветвями власти, всеми органами государственной власти Российской Федерации, их должностными лицами прав человека. Положение об обязанности Президента РФ защищать Конституцию РФ, уважать и охранять права и свободы человека и гражданина содержится также в тексте присяги, которую Президент РФ дает при вступлении в должность.
Указы Президента РФ приостанавливают применение актов органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, но не отменяют их. Данное конституционное положение Президента РФ распространяется на акты президентов республик, глав правительств, руководителей администраций субъектов РФ и губернаторов. Например, Указом Президента Республики Ингушетия от 26 апреля 1999 года установлено, что до 1 января 2004 года лицам, не имеющим регистрации на территории данной республики, а также не состоящим на учете в миграционной службе, не разрешается продажа, дарение, обмен жилых домов и квартир. В данном случае грубо нарушались такие конституционные права граждан, как свобода передвижений, право частной собственности и др. Президент Российской Федерации приостановил действие этого Указа, предложив привести его в соответствие с Конституцией РФ.
Кроме этого Президент РФ издает указы, направленные на защиту правового положения личности в целом и отдельных групп населения, включая пенсионеров, военнослужащих, студентов и других, нуждающихся в защите со стороны государства.
Указом Президента РФ от 26 сентября 1993 года в целях усиления гарантий гражданских и политических прав граждан РФ была создана Комиссия по правам человека. Президентом РФ утвержден целый ряд программ долгосрочного характера, в том числе президентских, рассчитанных на создание режима социальной защищенности граждан.
Комиссии по правам человека совместно с заинтересованными органами было поручено разработать и представить на утверждение Президенту РФ проект федеральной концепции по обеспечению и защите прав и свобод человека. Данная концепция призвана способствовать:
выработке стратегии и тактики общенациональной, региональной и местной политики реального обеспечения прав и свобод человека, защиты его от любого произвола и беззакония;
привлечению внимания властных структур и общественности к неблагополучным ситуациям и нерешенным проблемам в области прав человека;
определению основных направлений развития законодательной и правоприменительной практики в России в области прав человека, содействующей созданию комплексной целостной системы защиты прав человека, сочетающей в себе внутринациональные и международные стандарты и нормы, государственные и общественные механизмы;
установлению тесной координации внутригосударственной (национальной) системы защиты прав человека с международными правовыми системами;
развитию правового воспитания с тем, чтобы каждый гражданин знал свои права и свободы, умел ими пользоваться и защищать их.
Как гарант российской Конституции, прав и свобод человека и гражданина, а так же как глава государства Президент РФ имеет право отменить акты правительства в случае их противоречия Конституции РФ, федеральным законам и указам Президента.
Таким образом, у Президента имеется существенное средство поддержания конституционности и законности в стране, соблюдения связывающих Россию договорных и обычных норм международного права, обеспечения уважения прав и свобод человека.
Если акты самого Президента РФ будут посягать на конституционные права и свободы человека, то их можно оспорить в Конституционном Суде Российской Федерации, однако отрешению от должности при этом Президент РФ подлежать не будет. По предложению некоторых ученых необходимо упразднить данный пробел: нуждается в уточнении правовой статус Президента РФ «как должностного лица, действия которого можно оспаривать в общем суде».
В современных условиях проблема обеспечения прав граждан приобретает особое значение. С одной стороны, общество, наконец, осознало безусловную ценность и важность естественных и неотчуждаемых прав человека, присущих ему от рождения, с другой - оно не в состоянии обеспечить их полное и реальное осуществление. Данное трудно разрешимое противоречие становится все более острым и болезненным, выступает сильнейшим раздражителем общественного сознания, источником недовольства людей. Именно поэтому целью деятельности законодательных органов власти, как в Российской Федерации, так и в ее субъектах, должны стать разработка и закрепление в законах механизма реализации конституционных и иных прав граждан.
В законотворческой деятельности российского парламента законы, касающиеся обеспечения прав граждан, занимают не слишком большое место. Так, Государственная Дума 2-го созыва (1996 - 1999 г.г.) приняла более 1000 законов, из них 785 подписаны Президентом РФ, а остальные им отклонены. Из этих законов: по вопросам государственного строительства и конституционных прав граждан - всего около 80 законов, по вопросам экономической политики - 150, по вопросам социальной политики — свыше 100, по финансовой сфере - 210, по обороне и безопасности - 120.
Следует обратить внимание на ряд особенностей подачи жалоб граждан в Конституционный Суд Российской Федерации.
Во-первых, гражданин имеет право обратиться в Конституционный Суд за защитой не всех нарушенных прав (трудовых, жилищных, земельных), а только предусмотренных Конституцией РФ.
Во-вторых, не каждый гражданин имеет право на подачу такой жалобы, а только тот, который является стороной в гражданском деле или участником в уголовном или административном процессе.
В-третьих, объектом рассмотрения Конституционным Судом РФ является не конкретное дело, а закон на соответствие его Конституции РФ.
В-четвертых, жалоба может быть подана гражданином в Конституционный Суд РФ на любой стадии рассмотрения дел в органе, применяющем оспариваемый закон.
Конституционный Суд России стоит на позициях признания принципа взаимной правовой и юридической ответственности государства и личности, приобретенных начал личности в их взаимоотношениях. «Гражданин и государство, - говорится в постановлении Конституционного Суда от 20 декабря 1995 г., - связаны взаимными правами, ответственностью и обязанностями».
Гражданин не вправе оспорить в Конституционном Суде РФ любой закон, примененный или подлежащий применению. В соответствии с частью 2 статьи 36 Закона о Конституционном Суде РФ основанием к рассмотрению дела является обнаруженная неопределенность в вопросе о том, соответствует ли Конституции РФ закон, иной нормативный акт, договор между органами государственной власти, не вступивший в силу международный договор или неопределенность в понимании Конституции. Отсутствие такой неопределенности в поставленном в обращении вопросе по предмету спора является основанием для отказа в принятии обращения к рассмотрению Конституционным Судом РФ.
Учреждение конституционных (уставных) судов субъектов РФ предусматривается Федеральным конституционным законом о судебной системе РФ (статьи 4, 27). Но хотя вопросы судоустройства относятся к исключительной компетенции РФ (пункт «о» статьи 71 Конституции РФ), в федеральном законодательстве развитая правовая основа организации и деятельности таких судов отсутствует. Это одно из обстоятельств, сдерживающих развитие конституционной юстиции в субъектах Федерации.
Права человека не могут относиться к исключительной компетенции государств, они стали сферой интересов международного сообщества. Международное право благодаря своему современному содержанию создает предпосылки для обеспечения прав человека, совершенствование законодательства государств. Его нормы требуют должного поведения государства, взявшего на себя определенные обязательства, в частности имплементации международных стандартов в национальное право. По словам Г.В. Игнатен- ко, «правовой статус личности формируется не только из тех свобод, которые зафиксированы в конституции государства и других национальных законах, но и из прав и свобод, провозглашенных в международных договорах, т.е. международно признанных прав и свобод».
Следование принципам демократизма общества и господства права предполагает надлежащее отправление правосудия в соответствии с требованиями Конституции РФ и правовых законов. В этой связи на российские суды должно возрасти влияние международного права, и в частности, Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод. Нормы, содержащиеся в решениях Страсбургского суда, применяются судами государств - членов Совета Европы, в который в 1996 году была принята и Россия. Теперь решения этого суда по вопросам общепризнанных прав человека могут использоваться в качестве прецедента для российских судов, так как Конвенция выполняет роль конституционного закона Европы, а Страсбургский суд при этом считается последней инстанцией по делам, рассматриваемым в национальных судах. Кроме того, граждане России получат право непосредственного обращения в Страсбургский суд за защитой своих прав и свобод, но после прохождения всех инстанций внутри своего государства.
В современном мире существуют разнообразные модели защиты прав человека и гражданина в конституционных судах и других органах конституционного контроля, в общих и специализированных судах.
Особыми полномочиями по защите прав и свобод человека и гражданина наделяются конституционные суды. Компетенция конституционного суда в сфере защиты прав и свобод человека и гражданина определяется, как правило, принципом разделения властей, особенностями данной правовой системы, распределением компетенции между судебными органами, сложившимися традициями, уровнем правовой культуры и многими другими факторами.
Эффективная деятельность конституционного суда содействует воспитанию уважения основных прав и свобод человека и гражданина со стороны властей государства, всех его органов и должностных лиц. Такая защита выступает гарантией равноправных отношений государства и личности, реального существования взаимных обязательств государства и личности, дополнительным средством обеспечения выполнения государством его обязанности по защите прав и свобод граждан и других лиц. Указанные принципы находят свое закрепление в конституциях, особенно тех государств, которые освободились от тоталитаризма и приступили к строительству подлинно свободного демократического общества, правового государства, в котором уважение прав и свобод личности является одной из приоритетных ценностей.
Наиболее эффективный механизм защиты прав человека создан в Европе. Это касается таких институтов, как Европейский экономический союз (ЕЭС), Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе (СБСЕ), которые объединяют все государства Европы, а также США и Канаду. Принятые СБСЕ документы (Хельсинский Заключительный акт, Итоговые документы Копенгагенского и Московского совещаний, Конференции по человеческому измерению СБСЕ, Парижская хартия для новой Европы и др.) предусматривают проведение целой системы мер для обеспечения прав человека на европейском континенте. «Права человека и основные свободы с рождения принадлежат всем людям, они неотъемлемы и гарантируются законом. Их защита и содействие им - первейшая обязанность правительства. Их уважение — существенная гарантия против обладающего чрезмерной властью государства. Их соблюдение и полное осуществление - основа свободы, справедливости и мира». Уровень демократии в той или иной стране как раз и зависит от того, насколько охрана прав и свобод человека получила свое признание во внутригосударственной законодательной и судебной практике.
Учреждение должности Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации (1997 год) дополняет существующие средства защиты прав человека и не влечет каких-либо ограничений компетенции иных государственных органов (суда, прокуратуры) обеспечивающих защиту и восстановление нарушенных прав.
Уполномоченный рассматривает жалобы граждан РФ и находящихся на территории РФ иностранных граждан и лиц без гражданства на решения или действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных служащих, если ранее заявитель обжаловал эти решения или действия (бездействие) в судебном либо административном порядке, но не согласен с решениями, принятыми по его жалобе. Он не вправе рассматривать жалобы на решения палат Федерального Собрания РФ и законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов РФ.
Больше всего жалоб в адрес Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации поступает на нарушение личных (гражданских) и социально-экономических прав и свобод. Так, например, на состоявшейся в городе Санкт-Петербурге в октябре 2000 года «Круглом столе» руководителей государственных правозащитных ведомств стран СНГ и Балтии, проводимым Уполномоченным по правам человека, о нарушении политических прав практически ничего не говорилось. В сборнике, подготовленном и изданном аппаратом Уполномоченного, приводятся различные примеры нарушений личных (гражданских) и социально-экономических прав граждан, но опять- таки ничего не говорится о нарушении политических прав.
ЗаключениЕ.
По итогам выполненной работы можно сделать следующие выводы:
1. Состояние политических прав и свобод в Российской Федерации на современном этапе вряд ли можно назвать удовлетворительным. Эта проблема вплетается в общую задачу построения правового государства. Для успешного решения задачи потребуется глубокое переосмысление роли права и того места, которое должны занимать политические права и свободы в правовом государстве.
2. Политические права и свободы отличаются от иных прав и свобод главным образом тем, что они распространяются только на граждан государства. Сущность прав и свобод во многом зависит от особенностей взаимоотношений государства, общества и индивида.
3. Между гражданами и государством существует две линии связей, которые выражаются в особенностях категории политических прав и свобод человека. Это право на участие гражданина в государственной жизни и право на свободу от вмешательства государства, позволяющее реализоваться в общественной жизни..
4. Процесс осмысления роли прав человека в нашей стране растянулся на многие десятилетия. Российская империя уделяла этой теме мало внимания, в том числе по причине революционных потрясений того времени. В Советском Союзе внимание уделялось преимущественно социально-экономическим правам. Демократические реформы 90-х годов изменили подход к правам человека. Приоритет был отдан политическим правам и свободам, что стало отчасти причиной, а отчасти следствием неудачи рыночных преобразований. В свою очередь это создает серьезные проблемы для реализации политических прав и свобод: не имея достаточного материального обеспечения жизни, граждане России все чаще склонны к абсентеизму и правовому нигилизму. Политические права из инструмента управления участием граждан в общем деле управления государством, становятся инструментом борьбы за социально-экономические права. Таким образом, к числу необходимых предпосылок развития прав и свобод человека необходимо обеспечение экономических гарантий жизни.
5. Существенным моментом, отмеченным некоторыми российскими исследователями является то, что Конституция Российской Федерации только обозначает политические права, как некую реальность, но не дает конкретизирующих разъяснений по поводу их применения и не указывает пределы возможных ограничений. Крайне мало, по сравнению с Конституциями других стран сказано об объединениях, о массовых мероприятиях, о правилах организации политических партий и общественных объединений.
6. Становится очевидным, что становление правового государства требует активного участия граждан в общественной и политической жизни. В свою очередь, это не представляется возможным без развития государственного регулирования политических прав и свобод.
7. Развитие государственного регулирования прав и свобод требует гарантии этих прав. Однако, простое закрепление их в законодательных актах не влекут за собой обязательно их осуществление, Таким образом, необходимы социальные, политические, юридические условия, при которых возможна их реализация. Обеспечение таких условий – задача государства.
8. Среди существующих средств защиты прав человека стоит особо выделить институт Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации, учрежденный в 1997 году. Однако и в нем есть некоторые существенные недостатки. Федеральный закон «Об уполномоченном по правам человека» не предполагает формирование института специализированных уполномоченных. В результате субъекты Федерации, основываясь на своем опыте защиты прав человека принимают собственные нормативные документы, регламентирующие формирование института специализированных уполномоченных.
9. Одним из важных вопросов, возникающих в связи с правами человека являются пределы их ограничения. Эти пределы необходимы для защиты конституционного строя и прав других лиц. Такие ограничения должны устанавливаться только на основе закона, для соблюдения прав других лиц, и соответствовать существующему содержанию прав и свобод.
10. Важным представляется институт контроля действий государственной власти, который препятствовал бы использованию средств ограничения прав и свобод человека в собственных интересах.
В 2016 году весь мир отметит шестидесятилетие со дня принятия важных международных актов:
1. Международного пакта о гражданских и политических правах,
2. Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах,
3. Двадцатилетие с момента принятия Европейской социальной хартии принятой в Страсбурге 3 мая 1996 года.
Под знаком этих событий пройдет нынешний год и в России. Исключительно важно обратить особое внимание на те правовые нормы, касающиеся прав человека, которые содержатся в этих международных документах, но пока еще не нашли своего отражения в российском законодательстве. Не стоит при этом пренебрегать накопленной отечественной научно-практической и правовой базой в сфере защиты прав человека, вытекающей из российской истории, традиций, цивилизационного своеобразия. С другой стороны, необходимость объединения усилий в связи с угрозой миру и международной безопасности, массовых нарушений прав человека, международной экономической, экологической, продовольственной безопасности позволяет вывести диалог о современных правозащитных тенденциях, противоречиях в их интерпретации, проблемах в обеспечении базовых прав человека, а также способах их решения на принципиально новый уровень.
Список использованной литературы..
1. Зорькин, В.Д. Современный мир и права человека /В. Д. Зорькин //Журнал российского права.-2008.-N 11. - С. 3-11
2. Зорькин, В.Д. Ценностный подход в конституционном регулировании прав и свобод /В.Д.Зорькин //Журнал российского права.-2008.-№ 12.-С. 3
3. Т. И. Категория "гражданские права" в международных договорах о защите прав человека и законодательстве Российской Федерации/Т. И. Илларионова, В.А. Канашевский //Государство и право.-2004.-N 9
4. Матейкович, М.С. Актуальные проблемы судебной защиты избирательных прав граждан в Российской Федерации // Государство и право.-2003.-N4.-С.33-40
5. Орлова, О. В. О роли права в самореализации личности в гражданском обществе/О. В. Орлова //Государство и право.-2008.-N 6. - С. 106-109.
6. Смирнов, О.В. Уважение прав и свобод человека как принцип деятельности органов внутренних дел /О.В.Смирнов //Законы России: опыт, анализ, практика.-2009.-№ 4.-С. 84-89.
7. Иванюк, О.А. Свобода совести и свобода вероисповедания: соотношение понятий и границы законодательного регулирования /О.А.Иванюк //Журнал российского права.-2010.-Т.9.-№ 165.-С.46-58.
8. Басик, В.П. Политические права граждан России и иностранцев в Российской Федерации /В.П. Басик //Вестник Московского университета. Сер. 11 Право.-2004.-N 3. - С.42-57.
9. Науменко, Т.В. О свободе печати //Вопросы философии.-2003.-N8.-С.170-173.
10. Орлова, О. В. Права и свободы личности как субъекта политической жизни/О.В. Орлова //Государство и право.-2007.-N 7.- С. 50-56.
11. Серебренникова, А.В. Уголовно-правовое обеспечение свободы собраний по законодательству России и Германии: сравнительный анализ / А. В. Серебренникова // Вестник Московского университета. Сер. 11. Право. -2005.-N 3. С. 59-75
12. Агапова, Е.А. К вопросу о свободе слова и формах цензуры в современной России: «за» и «против» //Гуманитарные и социально- экономические науки.-2007. -№ 2. С. 89-93.
13. Жабский, М. Свобода и ответственность в телевещании /М.Жабский, В.Коробицын //Высшее образование в России.-2002.-N3.-С.61-66.
14. Раквиашвили, А.А. Свобода слова как неэкономический фактор развития/А. А. Раквиашвили //Вестник Московского университета. Сер. 6, Экономика.-2008.-N 3. - С. 14-28.
15. Столяров, А.В. Свобода слова в цифровом тысячелетии //Вестник Московского университета. Серия 7 Философия.-2010.- № 5. -С. 64-82
16. Анисимова, Н.И. Федеральные стандарты для региональных парламентских выборов: проблема разграничения компетенции в избирательном праве России //Журнал российского права.-2008. -№ 8.-С. 139-144.14
17. Матейкович, М.С. Актуальные проблемы судебной защиты избирательных прав граждан в Российской Федерации //Государство и право.-2003.-N4.-С.33-40.
18. Турищев, С.В. Ответственность кандидата, избирательного объединения за нарушение оформления документов, представляемых для регистрации: соотношение принципа вины и оснований отказа в регистрации / С. В. Турищев // Журнал российского права. - 2008.- N 11.- С. 70-77.
19. Турищева, Н.Ю.Понятие, признаки и система преступлений против избирательных прав и права на участие в референдуме //Государство и право.-2009. -№ 6.- С. 44-52.
20. Черная, А.А. Роль решений Европейского суда по правам человека в сфере обеспечения и защиты избирательных прав и свобод //Гуманитарные и социально-экономические науки.-2007.-№ 2.- С. 176-178.
21. Шевчук, О.В. Роль судебной практики в развитии и совершенствовании избирательного права и законодательства //Гуманитарные и социально-экономические науки.-2007.-№ 2.-С.179-184
22. Абдрашитова, В.З. Прецедентный характер решений Европейского суда по правам человека /В.З.Абдрашитова //Журнал российского права.-2007. -№ 9. -С.-125-131.
23. Афанасьев, Д.В. К вопросу о субъектах обращения в Европейский суд по правам человека (непосредственная, косвенная и потенциальная жертвы) Д.В.Афанасьев // Законы России: опыт, анализ, практика.-2008.- № 12. -С. 31-38.
24. Афанасьев, Д.В. Практика проведения расследований, выработанная Европейским судом по правам человека /Д.В.Афанасьев //Законы России: опыт, анализ, практика. -2008.- № 11. -С. 51-58.
25. Борисова, Л.В. Реализация положений Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод о разумном сроке в российском гражданском судопроизводстве /Л.В.Борисова //Законы России: опыт, анализ, практика. -2008. -№ 12. -С. 39-43.
26. Варламова, Н.В. Юрисдикция государства как основание ответственности за обеспечение прав и свобод человека (практика Европейского Суда по правам человека) /Н.В. Варламова //Государство и право.-2007.-N 11.- С. 34-39.
27. Вильдхабер, Л. Прецедент в Европейском Суде по правам человека. //Государство и право.-2001.-N12.-С.5-17.
28. Зимненко, Б.Л. Право на справедливое судебное разбирательство в условиях фактических обстоятельств дела: практика Европейского суда по правам человека в отношении Российской Федерации /Б.Л.Зимненко // Законы России: опыт, анализ, практика.-2008.-№ 12.- С.15-30.
29. Зимненко, Б. Л. Решения Европейского Суда по правам человека и правовая система Рос сийской Федерации/Б. Л. Зимненко //Государство и25 право.-2008.-N 7.- С.32-38.
30. Клочков, В.Г. Роль прокурорского надзора в охране и защите прав и свобод человека /В.Г.Клочков //Государство и право.- 2009. -№ 2. -С. 55-64.
31. Крылова, Н.Е. Об уголовно-правовой защите прав человека от общественно опасных нарушений биоэтики //Вестник Московского университета. Сер.11 Право.-2003.-N1.-С. 38-58.
32. Лазарев, В.В. Место решений Европейского суда по правам человека в национальной правовой системе /В.В.Лазарев,Е.Н. Мурашова //Журнал российского права. 2007.-№ 9.-С. 110-124.
33. Марченко, М.Н. Юридическая природа и характер реше<