По дисциплине «Микроэкономика» для ЭО




1. Экономическая теория, ее предмет и цели исследования.

2. Этапы становления, структура и функции экономической теории.

3. Основные экономические школы.

4. Понятие экономических потребностей, производства, благ и ресурсов. Пирамида потребностей А. Маслоу

5. Экономические агенты и экономические интересы. Кругооборот экономических ресурсов, благ и доходов. Основные проблемы экономики.

6. Понятие экономической системы. Виды экономических систем. Проблема выбора оптимального решения. Кривая производственных возможностей.

7. Закон замещения. Альтернативные издержки.

8. Парето эффективность. Закон возрастания альтернативных (вмененных) издержек производства.

9. Теория прав собственности и их структура. Теорема Р. Коуза.

10. Виды собственности и формы хозяйствования.

11. Сущность рынка, условия формирования и функционирования.

12. Товар и деньги – основные элементы рынка.

13. Функции денег.

14. Блага. Экономические блага и их классификация.

15. Структура, функции и основные типы рынков.

16. Национальные модели рыночного хозяйства.

17. Спрос и факторы, его определяющие.

18. Функция спроса, факторы, влияющие на неё

19. Кривая спроса. Закон спроса. Парадокс Гиффена, эффект сноба.

20. Функция и кривая предложения. Закон предложения.

21. Понятие эластичности. Эластичность спроса и её виды.

22. Перекрестная эластичность спроса и эластичность спроса по доходу.

23. Дуговая эластичность и эластичность в точке их значения.

24. Эластичность предложения. Взаимосвязь эластичности и совокупной выручки.

25. Взаимодействие спроса и предложения. Рыночное равновесие.

26. Рынок покупателя, продавца. Излишек и дефицит товара. Графическая интерпретация.

27. Методы и модели восстановления рыночного равновесия.

28. Паутинная модель восстановления рыночного равновесия и ее виды.

29. Рыночное равновесие и государственное регулирование цен.

30. Влияние налогообложения на рыночное равновесие. Графическая интерпретация.

31. Понятие полезности благ. Полезность и цена.

32. Предельная полезность. Закон убывающей предельной полезности. Совокупная полезность.

33. Взаимосвязь общей и предельной полезности. Графическая интерпретация.

34. Правило максимизации полезности. Потребительское равновесие.

35. Потребительский выбор и максимизация благосостояния потребителя (кардиналистская теория).

36. Потребительские возможности. Кривые безразличия и их свойства.

37. Бюджетное ограничение потребителя (ординалистская теория). Предельная норма замещения.

38. Взаимодействие кривых безразличия с бюджетной прямой. Угловое решение.

39. Процесс производства. Закон убывающей производительности факторов производства.

40. Производственные возможности фирмы. Изокванты. Предельная норма технического замещения.

41. Понятие фирмы (организации) ее признаки и целевая функция.

42. Издержки и их виды.

43. Постоянные и переменные издержки. Износ и амортизация

44. Прибыль бухгалтерская и экономическая. Нормальная прибыль.

45. Эффект масштаба и его значение для определения объемов выпуска продукции фирмой.

46. Понятие конкуренции и ее основные виды.

47. Совершенная конкуренция: основные черты и особенности.

48. Несовершенная конкуренция и ее характерные черты.

49. Основные виды несовершенной конкуренции.

50. Монополии и потери общества. Монопсония.

51. Рынок монополистической конкуренции: характерные черты

52. Олигопольная конкуренция и ее особенности.

 

Ермилов В.О.

 

 

9. Теория прав собственности и их структура. Теорема Р. Коуза.

В 1960 г. Р. Коуз выпускает работу «Проблема социальных издержек», в которой обращается к проблеме внешних эффектов. Напомним, что суть этой проблемы заключается в том, что деятельность какого-либо участника рынка может наносить вред (или, наоборот, приносить пользу) другим экономическим агентам, который не учитывается при анализе издержек (или прибылей) производства. В результате возникает проблема общественно неэффективного распределения ресурсов — перепроизводства товаров с отрицательными экстерналиями и недопроизводства товаров с положительными экстерналиями.

«Права собственности понимаются как санкционированные поведенческие отношения между людьми, которые возникают в связи с существованием благ и касаются их использования. Эти отношения определяют нормы поведения по поводу благ, которое любое лицо должно соблюдать в своих взаимодействиях с другими людьми или же нести издержки из-за их несоблюдения. Оно охватывает полномочия, как над материальными объектами, так и над правами человека (право голосовать, печатать и т.д.).

Господствующая в обществе система прав собственности есть в таком случае сумма экономических и социальных отношений по поводу редких ресурсов, вступив в которые отдельные члены общества противостоят друг другу.

С точки зрения общества права собственности выступают как правила игры, которые упорядочивают отношения между отдельными агентами.

С точки зрения индивида права собственности выступают как пучки правомочий на принятие решений по поводу того или иного ресурса.

Таким образом, положение об экономической основе права собственности как бы отступает, а все более актуальной становится ее юридическая форма в тех проявлениях, в которых функционирует и реализуется частная собственность. На первый план выдвигается защита отношений владения благами, что послужило толчком для разработки и широкого распространения на Западе экономической теории прав собственности.

Полный "пучок прав" состоит из следующих 11 элементов:

- право владения, то есть право исключительного физического контроля над благами;

- право использования, то есть право применения полезных свойств благ для себя;

- право управления, то есть - право решать, кто и как будет обеспечивать использование благ;

- право на доход, то есть право обладать результатами от использования благ;

- право суверена, то есть право на отчуждение, потребление, изменение или уничтожение благ;

- право на безопасность, то есть право на защиту от экспроприации благ и от вреда со стороны внешней среды;

- право на передачу благ в наследство;

- право на бессрочность обладания благами;

- запрет на использование способом, наносящим вред внешней среде;

- право на ответственность в виде взыскания, то есть возможность взыскания блага в уплату долга;

- право на остаточный характер, то есть право на существование процедур и институтов, обеспечивающих восстановление нарушенных правомочий.

 

12. Товар и деньги – основные элементы рынка.

Товар – это вещь, которая создана трудом, предназначена для обмена и обладает общественной ценностью.

 

Товар является основной категорией рынка.

 

Существуют различные классификации товаров по следующим признакам:

 

1) по характеру спроса на товар:

 

а) повседневного спроса;

 

б) предварительного спроса;

 

в) особого спроса;

 

г) пассивного спроса;

 

2) по характеру потребления товара:

 

а) товары индивидуального потребления;

 

б) товары производственного потребления;

 

3) по длительности использования:

 

а) товары кратковременного пользования;

 

б) товары длительного пользования.

 

Существуют две теории, анализирующие свойства товара.

 

1. Марксистская теория трудовой стоимости. Согласно данной теории у товара имеются четыре свойства:

 

1) потребительная стоимость – это полезность товара, его практическое назначение, способность удовлетворять ту или иную потребность человека (т. е. набор полезных свойств товара);

 

2) стоимость – это то, во что обходятся производство товара и его реализация (т. е. овеществленный в товаре общественный труд);

 

3) меновая стоимость – это количественное соотношение в котором один товар обменивается на другой;

 

4) цена – это денежное выражение меновой (рыночной) стоимости товара.

 

Свойства товара определены двойственным характером труда:

 

1) конкретный труд – это труд, затрачиваемый в определенной форме;

 

2) абстрактный труд – это труд вообще независимо от конкретной формы.

 

2. Маржиналистская теория предельной полезности. Согласно данной теории товар имеет два свойства:

 

1) полезность – выгода, получаемая или ожидаемая от товара;

 

2) ценность – индивидуальная или массовая оценка степени полезности товара для удовлетворения различных типов потребностей человека, фирмы или страны в целом. Ценность товара определяется:

 

а) универсальностью, т. е. тем, насколько широк круг потребностей, удовлетворяемых товаром;

 

б) значимостью для потребителей этих потребностей;

 

в) редкостью товара или сложностью его получения. Чем больше запасы товара, тем ниже полезность и, следовательно, ценность каждой следующей единицы товара.

 

Но помимо марксистской и маржиналистской экономических школ, появились и новые, например, институционализм и теория общественного выбора. Институционализм – направление в политэкономии, согласно которому экономическая жизнь и экономические категории имеют институциональный характер. Метод институционализма основывается на изучении людей, институтов управления и права, общества. Субъектом исследований является «человек экономический».

 

Теория общественного выбора – раздел экономической науки, изучающий закономерности выбора путей деятельности правительства в области экономики и то, каким образом происходит данный выбор под давлением демократической системы. Теория общественного выбора отталкивается от базовой идеи о том, что человек в любой области своей деятельности стремится максимизировать результат в своих собственных интересах.

 

Предельная полезность – это полезность последней из купленных единиц товара.

 

Общая полезность – это сумма полезностей отдельных единиц.

 

Закон убывающей предельной полезности заключается в снижении предельной полезности по мере приобретения каждой последующей единицы товара.

 

Поведение потребителя на рынке – благоразумное, так как имеется главный ограничитель – размер его дохода.

 

Благоразумность поведения потребителя означает:

 

1) максимизацию полезности при ограниченном доходе;

 

2) наиболее эффективное использование средств;

 

3) такое распределение денежных средств при определенном уровне доходов и ценах, чтобы получить максимум полезности.

 

Степень полезности – это категория субъективная, которая не поддается точному количественному измерению.

 

В экономической теории известны два подхода к оценке полезности товара. Кардиналистский (количественный) подход пытается измерить полезность в условных единицах (подобно весу, длине и т. д.), которые называются «ютили».

 

Предполагается, что для измерения полезности каждый потребитель имеет в своей голове некий измеритель полезности («пользометр»), который позволяет измерить, насколько потребитель удовлетворен использованием товара.

 

Реально же у каждого потребителя существует шкала индивидуальных предпочтений, позволяющая упорядочить набор товаров с точки зрения возрастания их полезности.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-11-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: