Модуль «Социальная психология»




Вопросы к экзамену по дисциплине

“Общая и социальная психология”

Для студентов 1 курса зПНО, 2 семестр

 

Модуль «Общая психология»

 

1. Психология как наука, предмет и задачи психологии. Понятие “психика”. Психические явления и психологические факты.

2. Эмпирические методы психологии, их характеристика (наблюдение, опрос, тест, эксперимент, анализ продуктов деятельности).

3. Принципы психологии (принцип детерминизма, активности, системности, единства сознания и поведения, развития).

4. Эволюция психики. Объективный критерий психики. Концепция А.Н. Леонтьева о происхождении психики. Понятия “раздражимость” и “чувствительность”. Функции психики.

5. Гипотеза А.Н. Леонтьева о происхождении сознания человека (коллективный труд, речь, как факторы возникновения сознания).

6. Культурно-историческая концепция Л.С. Выготского. Высшие психические функции, их основные свойства.

7. Деятельность, ее структура. Основные виды деятельности.

8. Ощущение и восприятие, отличия восприятия от ощущения.

9. Характеристики восприятия (константность, целостность, обобщенность, предметность).

10. Индивидуальные особенности восприятия (ведущая модальность, аперцепция, перцептивные стратегии).

11. Внимание, его функции. Виды внимания: непроизвольное, произвольное, послепроизвольное.

12. Характеристики внимания: концентрация, динамика, объем, отвлекаемость, переключение, устойчивость внимания.

13. Понятие памяти и ее процессов.

14. Виды памяти, классификации.

15. Характеристика этапов переработки информации: мгновенная, кратковременная, оперативная, долговременная память.

16. Закономерности памяти (Г. Эббингауз, З. Фрейд, Б. Ф. Зейгарник).

17. Мышление, его основные свойства.

18. Виды мышления, типологии и классификации.

19. Мышление как процесс решения задачи. Этапы решения задачи.

20. Творческое мышление и воображение, виды воображения.

21. Понятие интеллекта, его сущность. Коэффициент интеллектуального развития, его возможности и ограничения.

22. Понятие темперамента, его структура.

23. Гуморальные и морфологические теории темперамента.

24. Тип нервной системы и темперамент (отечественные исследования – И. П. Павлов).

25. Роль наследственности и среды в развитии темперамента. Темперамент и деятельность. Понятие «индивидуальный стиль деятельности».

26. Понятие характера, структура характера. Теория черт и теория типов характера.

27. Понятие акцентуации характера, слабое место характера. Отличие акцентуации от нормы и патологии.

28. Краткая характеристика типов акцентуаций со стороны их выраженных свойств и слабых сторон (гипертимный тип, дистимный (гипотимный) тип, циклоидный тип, тревожный тип, сензитивный тип, демонстративный тип, экзальтированный тип, педантичный тип, ригидный тип, неуравновешенный тип) [13].

29. Способности, связь способностей с деятельностью. Общие и специальные способности.

30. Врожденное и приобретенное в способностях. Развитие способностей (роль задатков, среды, сензитивных периодов, методов обучения).

31. Понятие “эмоции”. Структура эмоций. Функции эмоций.

32. Физиологические теории эмоций (теория Джемса-Ланге, теория Кэннона). Когнитивные теории эмоций (Шехтер).

33. Влияние эмоций на деятельность (кривая Хебба).

34. Виды эмоциональных состояний (собственно эмоции, чувства, аффект). Понятие «фрустрация».

35. Стресс, дистресс. Этапы стресса. Закономерности поведения в стрессовом состоянии.

36. Понятия “индивид” и “личность”, их отличие. Мотивационная сфера личности: понятия “потребность”, “мотив”, “деятельность”.

37. Основные группы мотивов (биологические мотивы, мотивы, присущие человеку, как социальному существу).

38. Критерии сформировавшейся личности. Этапы формирования личности (по Л. И. Божович) [2, 6].

39. Стихийные механизмы формирования личности (сдвиг мотива на цель, идентификация, освоение социальных ролей).

40. Понятие Я-концепции, ее элементы (по Р. Бернсу) [1].

41. Значение Я-концепции в жизни человека (ее функции) (по Р. Бернсу) [1].

42. Когнитивный диссонанс: понятие, способы его преодоления (психологические защиты) [5].

43. Самооценка и источники ее формирования (по Р. Бернсу) [1].

 

Модуль «Социальная психология»

44. Место социальной психологии в системе научного знания. Предмет социальной психологии. История становления социальной психологии как науки.

45. Специфические методы социально-психологического исследования (социометрический метод, групповая оценка личности).

46. Прикладная социальная психология в различных сферах: образование, управление, борьба с противоправным поведением, промышленное производство, экономика, политика, массовая коммуникация и реклама и т.д.

47. Проблема социальных групп в социальной психологии. Понятие «группа», классификации групп. Примеры.

48. Социально-психологическая стратификация общества. Образ, качество, уровень и стиль жизни как характеристики страт.

49. Этнопсихология. Понятие «этнос». Психологические особенности этнических групп. Этнический стереотип, этноценризм.

50. Стихийные группы (толпа, масса, публика) и массовые движения. Их характеристика. Примеры.

51. Способы воздействия, реализуемые в стихийных группах: заражение, внушение, подражание.

52. Определение малой группы, признаки малой группы, ее границы. Классификации малых групп. Примеры.

53. Феномен группового давления (конформизма). Эксперименты С. Аша, его выводы.

54. Групповая сплоченность. Различные подходы к пониманию этого процесса: социометрический подход Дж. Морено, концепция А.В. Петровского. Факторы, определяющие степень сплоченности группы.

55. Процесс принятия группового решения (роль групповой дискуссии, процесс нормализации группы, феномены “сдвига риска” и поляризации).

56. Эффективность групповой деятельности. Факторы, ее определяющие.

57. Социально-психологический климат коллектива, понятие. Макро- и микро-факторы его определяющие.

58. Лидерство и руководство в малых группах. Теории происхождения лидерства. Стили лидерства, их характеристика.

59. Экспериментальные исследования психологии межгрупповых отношений (Шериф, Тэшфел, Агеев). Понятия «внутригрупповой фаворитизм» и «межгрупповая дискриминация». Причины межгрупповой дискриминации и способы ее преодоления.

60. Проблема личности в социальной психологии. Социально-психологическая компетентность личности.

61. Понятие социализации. Содержание и механизмы социализации личности (см. учебники Г. М. Андреевой и Е. В. Андриенко).

62. Стадии и институты социализации (см. учебник Г. М. Андреевой).

63. Особенности социализации в современном обществе, человек как жертва социализации (см. учебник Е. В. Андриенко).

64. Понятие социальной установки, функции и структура аттитюдов. Установки и реальное поведение. Изменение социальных установок (см. учебник Г. М. Андреевой).

65. Понятие общения. Функции и уровни общения. Виды и типы общения (непосредственное, опосредованное, массовое общение; диалогическое и монологическое общение). Структура общения.

66. Коммуникативная сторона общения. Характеристика процесса коммуникации. Коммуникативные барьеры: понятие, виды (социальные барьеры, психологические, барьеры непонимания).

67. Вербальная и невербальная коммуникации. Средства невербальной коммуникации.

68. Интерактивная сторона общения. Стратегии взаимодействия (сотрудничество, компромисс, соперничество, приспособление, избегание). Эффективность взаимодействия (факторы).

69. Конфликт: понятие и виды конфликтов. Деструктивный и конструктивный конфликт. Основные этапы развития конфликта. Пути и способы разрешения конфликтов.

70. Перцептивная сторона общения. Понятие перцепции. Механизмы и эффекты межличностной перцепции.

ЛИТЕРАТУРА

 

1. Бернс Р. Я-концепция и воспитание.

2. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - М., 1968.

3. Введение в психологию / Под ред. А.В. Петровского. - М., 1995.

4. Гамезо М.В. Атлас по психологии: информац.-метод. пособие к курсу «Психология человека» / М.В. Гамезо, И.А. Домашенко.-3-е изд., доп. и испр. - М.: Педагогическое общество России, 2006.- 275 с.

5. Грановская Р.М. Элементы практической психологии./ Р.М. Грановская. – СПб, 2010. – 656 с.

6. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. – М., (разные годы издания).

7. Годфруа Ж. Что такое психология. Том 1. – М., 1992.

8. Маклаков А. Г. Общая психология: учеб. пособие для вузов / А. Г. Маклаков. - СПб.: Питер, 2010.- 583 с.

9. Маклаков А.Г. Общая психология: Ответы на экзаменационные билеты. СПб, 2006.

10. Немов Р.С. Психология и/или Общая психология.

11. Общая психология / Под ред. А.В. Карпова. - М.: Гардарики, 2004, 2005.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-11-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: